Каким образом в Московской области решили покончить с «невнятной» планировкой городов?
В Главархитектуре Московской области пришли к выводу, что самое главное — определить так называемые дефициты, а затем спокойно и планомерно работать над их устранением. В числе этих самых дефицитов помимо транспортного коллапса на подмосковных дорогах по утрам и вечерам названо отсутствие четкого территориального планирования городов и поселений Московской области.
Для чего Подмосковью схема дефицитов
В последнее время в руководящих архитектурных кругах Московской области произошли изменения, связанные с перераспределением полномочий. Часть из них передана на федеральный уровень.
Но на уровне области все-таки остался целый ряд важных функций. Это выстраивание градостроительной вертикали, сохранение коридоров автодорог, сохранение зеленых зон, выдача градостроительной документации для инвесторов.
Перед властями Московской области сейчас стоит грандиозная задача — обеспечить рабочими местами огромный спальный район под названием Подмосковье. Каждое утро миллионы жителей области едут на работу в столицу. И налоги все эти люди платят в Москве, по месту работы, обделяя тем самым область в финансовом плане.
Эту ситуацию нужно переломить, считают подмосковные власти. И первые, к кому они обратились за помощью, были архитекторы.
Сейчас идет работа по переводу части сельхозугодий в муниципальную собственность, чтобы затем начать застройку этих земель производственной и социальной инфраструктурой.
— Сегодня дефицит рабочих мест в Московской области составляет более 1 млн, — сообщил на недавней пресс-конференции начальник Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области (Главархитектуры) Владислав Гордиенко (на фото) и добавил: — Дальше тянуть нельзя. Надо действовать.
Второй большой блок, над которым трудится подмосковное архитектурное сообщество, — создание генпланов подмосковных городов и поселений. Как известно, в территориальном планировании наблюдается большая неразбериха. Предстоит создать около 300 таких генпланов. Причем это будут генпланы нового поколения. Никто еще не проводил мониторинг тех «узких мест», которые имеются в малых городах.
Таким образом, Московская область имеет примерную схему дефицитов, причем буквально по всем направлениям, которые нужно будет постепенно, но неуклонно устранять.
Почему у области возникли трения с инвесторами
В свете новых задач в Московской области постарались создать режим наибольшего благоприятствования для инвесторов.
— Изначально у нас были определенные напряженности с инвесторами, — не скрывает Владислав Гордиенко. — Дело в том, что решение градостроительного совета не всегда встречало понимание с их стороны. Были трения, если проект по каким-то причинам отклонялся.
Допустим, запланированный к строительству объект попадал в водоохранную зону, створ автомобильной трассы, оказывался в охранной зоне культурного памятника или не соответствовал элементарным архитектурным требованиям.
Как рассказал Владислав Гордиенко, отношения с бизнесом пришлось выстраивать очень бережно, что называется, по миллиметру. Проводили дни открытых дверей. Приглашали застройщиков, подробно объясняли им, почему тот или иной проект не может быть принят. Образовывали их в архитектурном плане. И постепенно у строительного сообщества появилось понимание целей и задач, которые ставит перед собой область.
Поэтому градостроительное зонирование (куда вошли проекты планировки жилой застройки и мест приложения труда), которое Главархитектура МО начала готовить следом за генпланами, не встретило какого-то резкого отпора со стороны инвесторов.
Главархитектура даже создала и разместила на своем сайте специальный «Букварь инвестора». Основная цель этой книги — объяснить простым языком регламент прохождения проектной и градостроительной документации.
Здесь вполне доступно и понятно растолковывается, какие сроки определены для выдачи разрешительной документации; почему нельзя поменять вид разрешенного использования земель; по каким причинам инвестор может получить отказ в выдаче документов; что нужно для оформления разрешения на строительство и т.д.
— Теперь инвестору не надо ходить по кабинетам, выяснять, спрашивать. Думаю, это полезная книжка, — резюмирует Владислав Гордиенко.
Что такого есть в ЛРТ, чего нет в авто- и ж/д транспорте
Кроме того, Главархитектура разработала и представила на утверждение областного правительства схему транспортного обслуживания Московской области.
В частности, Подмосковье сейчас приступает к реализации проекта по созданию на территории области легкорельсового транспорта (ЛРТ). Инициатором этого без преувеличений грандиозного проекта стал губернатор области Андрей Воробьев.
ЛРТ — аналог легкого метро. Запланировано построить 246 км путей. Трасса проляжет через Пушкино, Королев, Балашиху, Домодедово, Раменское.
Это будет дорога, которая осуществит мечту многих жителей Подмосковья. Например, не ехать из Королева в Москву, чтобы потом отправиться в Балашиху — после того как ЛРТ заработает, добраться по этому маршруту можно будет напрямую. Понятно, что это колоссально повысит транспортную взаимосвязанность области.
По линии трассы будет возведено 40 ТПУ — транспортно-пересадочных узлов. Уже идет работа над начальным участком проекта: маршрут Подольск — Домодедово — Раменское с заходом в аэропорт Жуковский. Определен и первый этап строительства: Подольск — Кузнечики — Весенняя.
В первом месяце нового года планируется утвердить проект и приступить к разработке нормативно-технической документации. А к 2017 году — выйти на строительство первых объектов. Кроме всего прочего, ЛРТ будет нести функцию по обеспечению местных жителей рабочими местами.
Безусловно, в адрес проекта «легкого метро» звучат и скептические голоса. Мол, не самое удобное время выбрано для такого масштабного начинания. Кроме того, ЛРТ, как считают некоторые, приятное, но совсем не обязательное излишество. Есть же, в конце концов, и автомобильные дороги, и электрички.
Но и правительство области, и Главархитектура непоколебимы в своей решимости. Ведь этот проект решит давнюю проблему Московской области — разорванности территорий, о чем мы уже сказали.
В случае успеха ЛРТ замкнет кольцо вокруг столицы. И можно будет ездить, например, из Домодедова напрямую в Климовск, где расположены крупнейшие маркеты «Глобус» и «Леруа Мерлен». А значит, примерно на 15% разгрузится соответствующая автотрасса.
Всегда ли плохи наполеоновские планы
Никто не скрывает, работа по ЛРТ предстоит огромная. Первая задача — определиться с финансированием. Понятно, что проект очень сложный, с колоссальными денежными затратами, немалым количеством дорогостоящих эстакад. Поэтому, по словам Владислава Гордиенко, скорее всего, будет рассматриваться вариант ГЧП — государственно-частного партнерства.
Второй вопрос — где пройдет трасса, как проложить дорогу наиболее экономично, где обогнуть лес, а где понадобится эстакада. Все это будет решать Институт градостроительства Московской области.
И еще один, не менее важный блок — социальный: кто и куда поедет. То есть как движутся людские потоки, какие участки будут наиболее загруженными, что будет происходить в часы пик и т.д.
Судя по тому, как решительно настроено архитектурно-строительное сообщество области, все эти наполеоновские (в хорошем смысле этого слова) планы вполне могут осуществиться. Даже несмотря на кризис.
Елена МАЦЕЙКО