14:47Завершается выемка грунта из котлована станции «Университет дружбы народов» Коммунарской линии метрополитена

13:06Актуализация и разработка сводов правил и стандартов в 2020 году нацелена на совершенствование системы техрегулирования в рамках нацпроекта «Жилье и городская среда»

12:30По 2 млн кв. метров жилья будут строить в ТиНАО в 2020 и 2021 годах

11:38В Минстрое состоялось заседание ПК 5 «Управление жизненным циклом объектов капитального строительства» ТК 465

10:45В Москве введут 12 гостиниц на 2017 номеров в этом году

09:00Зал «Дружба» в Лужниках реконструируют до конца 2020 года

18:11В Еврейской АО стабилизуют русло Амура

17:27В думе предложили законопроект об отмене комиссии при оплате ЖКХ

16:38PAROC поддержал арт-проект «Цвета потери тепла»

15:55Из-за чего расторгнут контракт на строительство индивидуального жилья в Алымовке

15:11Еще один дом по реновации построят в районе Люблино

14:00Как продвигается стройка эстакады-съезда с Северо-Восточной хорды на Ярославское шоссе

12:51Завершена интеграция станции метро «Тушинская» с МЦД

11:55В аэропорту Волгограда объединят терминалы внутренних и международных авиалиний

10:47В Мневниковской пойме создадут почти 30 тыс. рабочих мест

Трагедию в Maximе тщательно запроектировали

logo russianconstruction.com
Трагедию в Maximе тщательно запроектировали
Поисковые теги: Источник фото:

Независимые эксперты дают оценку причин обрушения торгового центра в Латвии



Для дальнейшего чтения материалов, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.

Трагедия в Риге вызвала многочисленные обвинения и в адрес владельцев торгового центра, и в адрес проектировщиков и строителей. Сейчас эмоции немного утихли и появились первые независимые экспертные мнения.

Так, главный инженер финской компании RakTekSolutions эстонец Тоомас Кальяс наглядно, с помощью чертежей, объяснил, какие ошибки были совершены при проектировании торгового центра Maxima.

По его мнению, ошибки настолько грубы, что уже не вызывает удивления сам факт обрушения потолка — странно, что этот потолок вообще продержался так долго.

Т. Кальяс заявил, что, по его мнению, выбор параметров соединения фермы был неудачным. Более того, такие соединения в конструкциях, используемых в Латвии, встречаются достаточно часто. Остается только надеяться, что трагедии, подобные рижской, больше нигде не повторятся.

Эксперт отметил, что когда сверху была добавлена нагрузка — а это было почти 2 тонны сырого грунта для обустройства «висячего сада», сосредоточенные в одной точке крыши, — крыша не обвалилась одномоментно только потому, что верхние соединения смещались постепенно. При этом высота фермы уменьшилась, и возникло гораздо большее растягивающее напряжение, которое превысило несущую способность болтов (они обозначены на чертеже красным цветом).

По словам эксперта, во время проектирования проектировщики совершенно забыли о нагрузке, которая появится сверху, или же ее вообще не рассчитывали. Т.Кальяс подчеркнул, что в конструкции должно было быть как минимум в три раза больше болтов, или же они должны были быть намного больше.

Инженер также добавил, что ошибок в проектировании было допущено слишком много. К примеру, некоторые вертикальные балки не несут никакой нагрузки, а в некоторых местах и вовсе отсутствуют. Заметим, что Кальяс произвел все расчеты и анализ по собственной инициативе.

Остается вопрос: а куда смотрела строительная экспертиза и строительная инспекция Латвии, когда одобряла проект и принимала объект в эксплуатацию? Заметим, что органы строительной экспертизы и стройинспекции в Латвии только государственные. Однако очень ограниченное финансирование не позволяет им отслеживать проекты и объекты с должной тщательностью — это признают и сами латвийские строители. Так что вина за обрушение торгового центра лежит не только на них.

Второй вопрос, на который необходимо ответить: по каким строительным нормам проектировался этот торговый центр? Латвия — член Евросоюза, Литва, компании из которой принадлежит этот ТЦ — тоже, но какие нормы использовали проектировщики? Еврокоды, национальные стандарты или советские СНиПы?

Этот вопрос принципиальный, поскольку национальные стандарты могут отличаться от тех же самых СНиПов, и далеко не в лучшую сторону. Показательный пример — обрушение несколько лет назад крыши над автостоянкой в Санкт-Петербурге. В ходе расследования выяснилось, что расчет был сделан по европейским нормам, не были учтены российские снеговые нагрузки, которые от европейских отличаются в разы. Вполне возможно, что здесь — тот же самый случай.

Наша справка:
Стороны, принимавшие участие в строительстве торгового центра в Золитуде, по адресу ул. Приедайнес, 20:
Заказчик: SIA HomburgZolit?de
Представитель заказчика и технический надзор: SIA POYRY
Лицо, выполнявшее техдазор: Мартиньш Драудиньш
Проектировщик: SIA Kubs
Архитекторы: Зане Калинка, Андрис Калинка, Юрис Лаурис
Генеральный подрядчик строительных работ: RE&RE, руководитель проекта – Станиславс Кумпиньш
Проект строительных конструкций: SIA HND grupa, руководитель – Иварс Сегретс
Строительство крыши: SIA Tomex
Металлоконструкции: SIA Vikom Industry
Объект в эксплуатацию принял инспектор Рижской стройуправы Янис Балодис.

Владислав КРУПНОВ

Фото: delfi.ee, rus.delfi.lv, news.rufox.ru



Похожие публикации


Advertisement

Партнеры