15:45В Китае показали последние новинки в области пластмасс и резины

15:06Задумка реновации — вынуждать семьи докупать жилье

13:46Как реновация охватила еще пять домов в Можайском районе

12:30Где в Сочи построят новый волнорез

11:42Когда в Котловке введут в эксплуатацию новое здание полиции со спортивными залами

10:49Новый митинг против строительства дороги пройдет сегодня в Казани

10:25Цепная реакция неисправностей ЖД парализовала всю Москву

09:06Выяснилась причина, сбоя на Серпуховско-Тимирязевской линии

21:15Что произошло на Серпуховско-Тимирязевской линии метро

18:24Каким образом число рабочих мест в Новой Москве выросло в 2,5 раза за семь лет

17:16Где ограничат движение 25 и 26 мая на юго-востоке Москвы

16:09Когда будет отремонтировано здание Архитектурного отдела на ВДНХ

15:30На станции МЦК ЗИЛ запланировано строительство дополнительных выходов

14:41На что держит курс ГК Bosch в России

13:58Стасишин оценил застройку по программе «Стимул»

Какой быть «зеленой» экономике?

logo russianconstruction.com
Какой быть «зеленой» экономике?
Поисковые теги:
Экономика «позеленеет» лишь при наилучших доступных технологиях!

Для дальнейшего чтения материалов, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.

В Государственной Думе прошел очередной круглый стол, посвященный обсуждению вопроса «Наилучшие доступные технологии (НДТ) — необходимость или административный барьер. Законодательное обеспечение перехода на НДТ. Экономический аспект». В его проведении и организации приняли участие члены Высшего экологического совета Комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии, представители ТПП РФ, РСПП, Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения и другие заинтересованные лица.

Два года назад в Государственную Думу был внесен на рассмотрение правительственный законопроект № 584587-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы нормирования в области охраны окружающей среды и введения мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших технологий». В первом чтении его приняли еще в первой декаде октября 2011 года. Его цель — привести отечественное законодательство о нормировании воздействия на окружающую среду в соответствие с международными нормами, что должно основываться на наилучших доступных технологиях и внедрении мер экономического стимулирования.

Открывая заседание круглого стола, депутат Государственной Думы Олег Лебедев (фото слева) сказал: «Мировое сообщество движется по пути к устойчивому развитию. Во всем мире происходит осознание потребности «экологизации» экономики как одного из ключевых условий перехода к устойчивому развитию. Переход к устойчивому развитию включает действия не только в природоохранной сфере, а также во внедрении «зеленых» приоритетов развития в базовых отраслях промышленности, транспорта, сельского хозяйства, государственного управления».

Главная цель нового проекта — выработка конкретных предложений по внесению изменений и дополнений в законодательство, позволяющих достичь оптимальных условий для внедрения новейших экосберегающих технологий и сведения к минимуму административных барьеров.

Лучшее из доступного

Что такое НДТ? Это технология, основанная на достижении высокого уровня защиты окружающей среды наиболее эффективным способом. Она позволяет обеспечить ее внедрение в конкретном секторе промышленности с учетом экономической и технической обоснованности. Кроме того, она включает в себя технологические процессы, технические решения и управленческие решения.

Сюда входит:

— использование малоотходной технологии;

— возможность регенерации и рециклинга веществ, использующихся в процессе производства или строительства;

— использование наиболее безопасных для человека и окружающей среды веществ;

— характеристики и количество действующих на окружающую среду выбросов и сбросов, связанных с производством и строительством;

— потребление и характер сырья (включая воду), используемого для производства, и, наконец, энергоэффективность.

К примеру, в Европейском союзе вся информация о наиболее доступных технологиях публикуется в специальных справочниках. Их разработку осуществляет Европейское бюро по комплексному контролю и предотвращению загрязнений при Институте перспективных технологических исследований в Севилье.

При внедрении наилучших доступных технологий любая страна должна иметь:

— закон о наилучших доступных технологиях, вводящий данное понятие в правовую сферу, устанавливающий механизм его реализации, включая орган по подготовке и ведению справочников наилучших доступных технологий;

— справочные документы — BREF-документы, либо имплементированные в готовом виде из Евросоюза, либо разработанные в России, что требует создания соответствующей структуры;

— специальные федеральные и региональные органы для выдачи комплексных разрешений и контроля за соблюдением их требований;

— закон, вводящий механизмы общественного обсуждения принимаемых административных решений, гарантирующий учет и судебную защиту прав всех заинтересованных сторон.

В мире экономика «позеленела»…

До начала прений заместитель директора департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды Минприроды России Виктория Венчикова ответила на имевшиеся у участников круглого стола вопросы.

По ее словам, доклад ЮНЕП («Навстречу «зеленой» экономике: пути к устойчивому развитию и искоренению бедности») констатировал, что «зеленая экономика» должна повышать благосостояние людей и обеспечивать социальную справедливость. Одновременно с этим она должна снижать риски для окружающей среды, обеспечивая ее сохранность и восстановление.

Отличительными чертами такой экономики являются низкие углеродные выбросы, эффективное использование природных ресурсов, сохранение, увеличение и восстановление природного капитала, предотвращение утраты биоразнообразия и экосистемных услуг, рост доходов и занятости.

Одним из примеров эффективности «зеленой» экономики можно назвать опыт Канады по стимулированию производителей возобновляемой энергии. Для создания новых рабочих мест и отказа от угольных генераторов канадская провинция Онтарио с октября 2009 года приняла специальную программу стимулирования производителей возобновляемой энергии. В соответствии с ней провинция субсидирует операторов электроэнергии, которые используют возобновляемые источники энергии. В результате доля возобновляемых источников энергии в Онтарио к 2050 году должна достигнуть 37%. …

А в России — пока лишь задумалась

Согласно российскому законодательству при проектировании зданий, строений, сооружений и иных объектов в обязательном порядке должны применяться наилучшие доступные технологии, способствующие охране и восстановлению окружающей среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов. НДТ, выбираемая для конкретного предприятия или компании, должна быть энергоэффективной и малоотходой.

Самыми востребованными в строительстве являются технологии, связанные с энергосбережением, использованием вторичного сырья и техногенных отходов. Первым примером «зеленого» строительства в нашей стране стало возведение олимпийских объектов в Сочи. Насколько они будут эффективны и соответствовать международным стандартам, мы узнаем уже в 2014 году. Также на сегодняшний день утверждены 8 проектов строительства «энергоэффективных кварталов» в регионах.

Как ни печально констатировать этот факт, но в современной России механизм охраны окружающей среды до сих пор не достиг уровня западноевропейских стандартов. Особенно ярко это проявляется в законодательном обеспечении.

В чем это выражается? Давайте посмотрим, что мы имеем на текущий момент:

— несовершенство системы экологического нормирования;

— преимущественно бланкетный характер льготирующих норм экологического законодательства;

— отсутствие единообразного подхода к льготам по экологическим основаниям в налоговом законодательстве;

— фрагментарный и неадекватный характер льгот;

— неразвитость понятийного аппарата экологического законодательства (например, отсутствие правовых дефиниций понятий «малоотходная технология», «природоохранное оборудование» и ряда других), затрудняющая как получение льготы, так и контроль за целевым использованием предоставленных льгот;

— отсутствие указаний на конкретные предприятия, имеющие преимущественное право на получение льгот (например, расположенных в зонах экологического бедствия, градообразующих, старых предприятий);

— неразвитость таких важных инструментов, как экологический аудит и экологическое страхование;

— отсутствие правового регулирования вопросов возмещения «накопленного» экологического вреда и др.

В такой ситуации ждать, пока российская экономика вкупе с законодательством хоть чуть «позеленеют», придется долгие-долгие годы. Скорее уж позеленеют ожидающие.

Необходимо отметить еще один аспект: в России очень слабо развит такой инструмент государственной охраны окружающей среды, как экологический аудит. И опять же это связано с отсутствием нормативно-правовой базы. К тому же законодательство не предусматривает экономических стимулов для тех предприятий и организаций, которые будут его заказывать. Это еще одно направление деятельности, которым стоит озаботиться нашим законодателям.

Игорь КУЗНЕЦОВ

Фото: bank.abc.az, rambler.ru, portalenergetika.com, udivimenia.ru, goldmir.net



Похожие публикации



Партнеры