15:16В онлайн-режиме: мониторить работу над нацпроектами будет информационно-аналитическая система

14:10Панорама «Бородинская битва»: москвичи смогут понаблюдать за реставрацией фрагмента «Всадники»

13:26Где заменят системы теплоснабжения в 1300 домах

11:55Станцию «Смоленская» Арбатско-Покровской линии закроют на ремонт 22 февраля

10:58Минстрой МО провел совещание по расселению аварийного жилья в Сергиево-Посадском округе

10:00Станция метро «Кленовый бульвар» – новый маршрут до парка «Коломенское»

09:05Успенский путепровод на 60-м километре МКАД отремонтируют

18:02Участки под ТЦ, офисы, спорткомплекс и автосервис выставили на торги

17:27Первые участки Рублево-Архангельской и Бирюлевской линий метро введут в 2024-2025 годах

16:21Мосгосстройнадзор информирует участников строительства о мерах профилактики коронавируса

14:47Завершается выемка грунта из котлована станции «Университет дружбы народов» Коммунарской линии метрополитена

13:06Актуализация и разработка сводов правил и стандартов в 2020 году нацелена на совершенствование системы техрегулирования в рамках нацпроекта «Жилье и городская среда»

12:30По 2 млн кв. метров жилья будут строить в ТиНАО в 2020 и 2021 годах

11:38В Минстрое состоялось заседание ПК 5 «Управление жизненным циклом объектов капитального строительства» ТК 465

10:45В Москве введут 12 гостиниц на 2017 номеров в этом году

Регионы просят Москву умерить законодательный зуд в ЖКХ

logo russianconstruction.com
Регионы просят Москву умерить законодательный зуд в ЖКХ
Поисковые теги: Источник фото:

ГЧП может стать важным инструментом развития сферы ЖКХ. Но только в случае успешной отладки всех его составных частей. Каких именно и за счет чего?




Для дальнейшего чтения материалов, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.

На днях в Москве прошел III инфраструктурный конгресс «Российская неделя ГЧП 2016». Главный вопрос повестки дня этого форума таков: сумеют ли государство и бизнес воспользоваться новыми возможностями, которые дает недавно принятый закон о государственно-частном партнерстве?

 

Отдать бизнесу то, что можно отдать 

После принятия в июле прошлого года закона о государственно-частном партнерстве начался активный рост начинаний в данной сфере. Как следует из материалов форума, сегодня в России заключено свыше 1300 договоров ГЧП, из них реализуется 873 с объемом частных инвестиций в 640 млрд руб. при бюджетных обязательствах в 1 трлн руб.

Однако попадать под влияние «магии чисел», право, не стоит: в целом вложения бизнеса в нашей стране составляют менее 1% от ВВП. Для сравнения: в таких государствах БРИКС, как Бразилия и Индия, этот показатель равен около 19%.

По словам заместителя министра экономического развития РФ  Станислава Воскресенского, значение закона о ГЧП в том, что в отличие от закона о концессии он узаконил частную собственность в публичной сфере. Причем это в равной мере относится как к тем инфраструктурным объектам, которые модернизируются, так и к тем, которые строятся с нуля. Особенно важен новый закон для муниципалитетов, а вот концессионное законодательство с самого начала имело федеральный крен.

Закон о ГЧП вступил в действие совсем недавно, с 1 января 2016 года, но уже идет работа над поправками к нему. В частности, предполагается расширить перечень объектов для использования механизмов ГЧП. Ведь в каждом регионе есть заброшенные предприятия, которые в том или ином виде в кризис придется вводить в хозяйственный оборот.

Если бизнес может что-то сделать лучше, чем государство, то надо отдать эту бизнесу, заключает замминистра. Но при этом не должна повториться ситуация 1990-х годов, когда брали одни обязательства, а реально делали совсем другое — то, что считали выгодным для себя.

Регионы просят Москву умерить законодательный зуд в ЖКХ

Исследование, проведенное Торгово-промышленной палатой РФ, показывает рост интереса к сфере ГЧП как со стороны региональной власти, так и со стороны бизнеса. Однако развитие ГЧП сдерживают две проблемы: нехватка специалистов на региональном и муниципальном уровне и отсутствие методических рекомендаций по формированию партнерских отношений.

Особенно тяжелая ситуация в плане формирования партнерских отношений наблюдается на муниципальном уровне: зачастую там просто не знают, с какой стороны подойти к данному вопросу. 

 

ЖКХ осваивает ГЧП

Важнейшей сферой использования механизма ГЧП должна стать ЖКХ. По мнению заместителя министра строительства и ЖКХ РФ, Главного государственного жилищного инспектора Андрея Чибиса, к этому есть все предпосылки. И в первую очередь благодаря тому, что за последние два года удалось убедить бизнес в том, что жилищно-коммунальное хозяйство — это больше не черная дыра, а вполне нормальная отрасль.

И бизнес начинает все активней приходить в сферу ЖКХ. В 2015 году заключен 271 договор о концессии — в 2,5 раза больше, чем годом ранее. А объем взятых инвестиционных обязательств превысил показатели 2014 года в целых 10 раз.

Разумеется, пока далеко не все идет так, как хочется, признает Андрей Чибис. Например, есть немало претензий к качеству самих концессионных соглашений. И все-таки здесь наметился самый настоящий прорыв.

Мало принять соответствующий закон, нужно еще научиться его грамотно использовать, констатирует главный жилинспектор. Поэтому разработка и принятие необходимых методических рекомендаций и соответствующих дорожных карт — вопрос, не требующий отлагательств. Делу помогает то, что при Минстрое и ЖКХ РФ создан специальный центр по ГЧП.

Степень развития ГЧП в ЖКХ, понятное дело, зависит от ситуации на местах. Поэтому, как сообщил Андрей Чибис, принято решение один раз в квартал собираться с заинтересованным бизнесом и обсуждать возникающие вопросы.

По его словам, на сегодня уже обозначились три блока проблем. Первый — дальнейшее совершенствование законодательства о концессии. В частности, необходимо законодательно зафиксировать, что в концессионном договоре должны участвовать три стороны: кроме муниципалитета и концессионера это еще и региональная власть. Последняя в этом случае будет также нести ответственность за выполнение всеми сторонами своих обязательств.

Кроме того, следует предоставить законодательную возможность передачи концессионеру объекта, в котором не на все имущество (до половины) оформлены права собственности. В этом случае концессионер брал бы его оформление на себя.

Второй блок предлагаемых поправок связан с усилением платежной дисциплины. Здесь основное направление — это переход на прямые договоры между конечными потребителями ресурсов и ресурсопоставляющими организациями. Попутно это позволит очистить рынок от недобросовестных, неэффективно работающих УК.

Наконец, есть поручение Президента РФ Владимира Путина о передаче в концессию неэффективных муниципальных унитарных предприятий. Но далеко не везде это происходит. Многие МУПы буквально обросли местными выгодополучателями. Так вот, с 2018 года планируется запретить таким убыточным структурам вести хозяйственную деятельность. Так что, несмотря на сопротивление местных властей, подобные МУПы будут продаваться.

 

Без грифа «секретно»

Невозможно развивать ГЧП без информационной открытости и прозрачности, убежден Андрей Чибис. И те компании, которые приходят в эту сферу, обязаны играть по установленным правилам. Концессионер должен ежегодно выпускать публичный отчет о своих результатах за данный период.

Причем это нужно делать и в том случае, если показатели ухудшились.

— Надо пресекать любые кривотолки, — резюмирует замминистра. — Если приходится повышать тарифы, то следует откровенно информировать об этом население, объясняя людям, по какой причине это происходит.

Без честного диалога наслоившиеся за многие годы проблемы в ЖКХ не решить. По словам управляющего директора Газпромбанка Павла Бруссера,  сегодня регионы накопили огромные долги в сфере ЖКХ: 2,5 трлн руб. И если проектов ГЧП станет больше, эта долговая нагрузка начнет снижаться.

Но нужны гарантийные механизмы на уровне регионов, поскольку муниципалитеты гарантии выдавать не способны. А пока этого нет, развитие ГЧП тормозится, констатировал банкир. По его данным, из 118 подобных соглашений, заключенных в 2015 году, в 2016-м лишь 30 проектов перешли на стадию реализации. Одна из причин — отсутствие соответствующих структур. 

 

И больше, и лучше

В общем, впадать в эйфорию по поводу ГЧП пока явно нет повода: институт государственно-частного партнерства в России находится пока на первоначальном этапе своего становления. Лишь 26 регионов имеют уполномоченные органы по ГЧП, 21 регион опубликовал перечень заключенных договоров, в 42 субъектах Федерации реализуется хотя бы одно соглашение по ГЧП, а в 13 — ни одного. А главное, на всю огромную Россию приходится всего-то 206 сертифицированных специалистов в данной сфере.

 Заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по жилищной политике и ЖКХ Елена Николаева в отличие от многих своих коллег осторожно относится к развитию государственно-частного партнерства в коммунальном секторе. По ее мнению, пока вложения бизнеса в эти проекты явно недостаточны, особенно на фоне имеющихся огромных проблем. Коммунальное хозяйство сильно изношено, а размеры инвестиций никак не соответствуют масштабу задач, которые необходимо решать: они составляют лишь пятую часть от того, что необходимо.

К тому же регионы настоятельно просят федеральный центр умерить свою законотворческую активность. В самом деле, еще далеко не до конца освоены новые правила, а у чиновников наблюдается новый «законодательный зуд»: они готовят массу поправок в недавно принятые акты.

Во всем мире схемы ГЧП входит в перечень основных механизмов развития экономики. У нас же до этого пока еще далеко. Между тем в условиях кризиса и острой нехватки бюджетных средств институт ГЧП в России приобретает даже большее значение, чем во многих странах, в которых он развит значительно лучше, чем у нас.

Как водится, мы упустили много времени. Теперь приходится нагонять. Нагоним ли?

Владимир ГУРВИЧ

 



Похожие публикации


Advertisement

Партнеры