16:26В Ленинском округе готовится к открытию детский сад на 200 малышей

16:03200 семей из аварийного жилья переедут в новостройку в Красногорске

15:17В Архангельской области ввели в эксплуатацию три новостройки

14:43Новое освещение появилось на двух улицах Наро-Фоминска

13:46В городском округе Мытищи построят индустриальный парк «Пирогово»

13:01Каким будет Дубровицкий лесопарк в Подольске

12:36В Архангельской области появится комплекс переработки ТКО

11:52С начала года в столице введено более 11 млн кв. м недвижимости

11:39Стадион в городском округе Власиха поставлен на кадастр

11:11Уникальные противопожарные «шторы» испытали на станции «Сокольники» БКЛ

10:37В ЖК «Восточное Бутово» поликлинику поставили на кадастр

10:00Эксперт посоветовал воспользоваться льготной ипотекой на покупку жилья до конца года

09:30В Бурятии в 2022 году из аварийного жилищного фонда переехали 1 600 граждан

09:00Инвестор построит четыре объекта образования в ТиНАО по договорам участия

17:58Молодой учёный из МГСУ разработал математическую модель расчёта влажности в стенах зданий

Кирпичом не заманишь: на стройке кадровый голод, а реклама профессии больше не работает

logo russianconstruction.com
Кирпичом не заманишь: на стройке кадровый голод, а реклама профессии больше не работает
Поисковые теги: нехватка кадров в строительстве Источник фото: "Строительство.RU"

Как поднять строительный имидж и переломить горестные тенденции

– Российские строительный комплекс будет испытывать кадровый голод даже после открытия границ и возвращения мигрантов. У нас объем роста строительно-монтажных работ намного выше, чем есть трудовых ресурсов. Мы добавляем объемы работ, чтобы выполнить национальные цели по градостроительной отрасли, и нам не хватает людей, – рассказывал председатель комитета "Деловой России" по строительству Владимир Кошелев.

Тогда, на лето 2021 года цифра дефицита рабочей силы оценивалась в 600 тыс. специалистов. Нехватка рабочей силы в строительной отрасли была достаточно велика и в пропорциональном отношении - порядка 30-40%. Заместить его можно за счет упрощения процедуры въезда трудовых мигрантов, однако тут есть и некоторые экономические сложности.

Одна из главных причин их приезда в Россию — возможность выгодно отправлять часть заработанных денег на родину семье. Понятно, что при таком раскладе важен, в первую очередь, экономический фактор: играет свою  роль курс рубля, динамика цен, а главное – уровень и точность оплаты. Ситуация с этими факторами уже тогда не соответствовала ожиданиям многих работников и привлекала внимание скорее не энтузиастов, а соответствующих органов.

Причем, дела были таковы, что многие предсказывали, будто даже упрощение въезда для мигрантов не даст ожидаемого кумулятивного эффекта, чтобы подтолкнуть отрасль.

Сейчас в условиях после- февральской геополитической нестабильности дела и подавно не блестящи.

Днем с огнем

Все осложняется, когда речь заходит о чем-то большем, чем профессия каменщика или бетонщика.

Например, промышленный и строительный дизайн. Интерес к таким специалистам в отрасли безусловно существует. Но как запрос реального рынка, так и нужды кадрового резерва индустрии имеют огромные лакуны, которые заполняются с трудом.  С большим трудом.

Например, нацпроект по электронике должен выйти на полную мощность к 2030 году. К этому периоду на базе дизайн-центров должны работать 1000 проектных команд, число же самих дизайн-центров, предполагается, возрастет до 300.

По оценкам экспертов, в рамках программы потребуется суммарно от 30 до 50 тысяч специалистов, которые уже сегодня должны учиться на профильные направления.

Между тем, сейчас в отрасли по Москве трудоустроено чуть более 2000  сотрудников такого профиля. Это ставит под вопрос не только динамику исполнения нацпроекта, но и саму возможность его воплощения, даже если привлечь регионалов.

Есть и еще одно «но» - четкое структурирование по сегментам специализации, и нехватка уже в этих сегментах.

Так, по данным отчета “Комплексное исследование рынка дизайна города Москвы” насчитывается более 7500 дизайн-компаний. Из них 1125 формируют большую часть прибыли. В них работает крупнейшая доля сотрудников - 17 168 человек.

Если объем теневого рынка принять за 50%, тогда кадровый резерв всей дизайн-индустрии столицы составляет порядка 40 000. При этом большинство – специалисты по коммуникационному дизайну, на промышленный же, приходится менее 10% выручки отрасли и 13% официально трудоустроенных дизайнеров. Программа явно не имеет кадровых резервов.

Не секрет, что и с другими профессиями могут возникнуть проблемы. Например, с грамотными толковыми проектировщиками – туго.  В некоторых компаниях вынуждены привлекать к проектированию подрядчиков, чего раньше не делали, потому что HR-ы просто не могут нанять инженеров в штат. И дело не в щепетильности при выборе, а в банальном отсутствии кандидатур.

Почему так происходит? 

Восстановление не успевает

Вклад строительной отрасли в ВВП в 2021 году достиг 14,4 трлн руб., а число занятых в ней составило 11,1 млн человек, или 15% от общего объема работающих в стране. Но именно дефицит кадров называют главным сдерживающим фактором для развития отрасли.

– Строительство входит в топ-3 сфер по потребности в рабочей силе – согласно аналитике hh.ru, на строительные профессии приходится 16% от всех актуальных вакансий в стране, - объяснила Евгения Андреева, эксперт по подбору персонала ROCKWOOL Russia. - При этом на одну вакансию в сфере «Строительство, недвижимость» приходится всего 1,5 активных резюме – что характерно для острой нехватки кадров. По данным Министерства строительства РФ, до 2030 года в отрасль необходимо привлечь от 1,5 до 2 млн человек.

Это при том, что выпуск соответствующих специалистов в сфере высшего образования составляет 30 тысяч человек в год, а в среднем профессиональном образовании — 45 тысяч.

 

– Уже сейчас очевидно, что этого недостаточно, и крупнейшим представителям отрасли необходимо подключаться к решению проблемы, - считает Андреева.  

Сложности с персоналом сегодня испытывает не только строительная, но и многие другие отрасли.

Основными  причинами называются последствия демографического кризиса 1990-х годов и отъезд мигрантов. Снижение численности этой категории работников весьма болезненно сказывается именно на строительстве.

По данным мониторинга экономической ситуации РАНХиГС, на 1 мая в России находилось 3,35 млн трудовых мигрантов, что на 18% меньше, чем в доковидном 2019 году, но на четверть больше по сравнению с 1 мая 2021 года. Таким образом, объем иностранной рабочей силы в стране постепенно восстанавливается, однако это происходит медленнее, чем необходимо для сферы строительства. 

При этом ключевой момент – это низкая популярность индустрии на рынке труда. Согласно результатам исследования Randstad Employer Brand Research, строительство в России уступает по популярности не только нефтегазовой отрасли, бытовой технике и электронике, автобизнесу, производству сетевого и телекоммуникационного оборудования, но даже транспорту.

Во многом, низкая привлекательность отрасли связана с тем, что продукты, которые производят строительные компании, это не самые заметные на потребительском рынке товары. Гораздо более узнаваемы, а значит, и более привлекательны для специалистов начального уровня те индустрии, чью продукцию люди видят ежедневно. Кроме того, профильных вузов в стране не так уж много. И на выходе специалистов в строительной отрасли мало, а вот работы для них все больше. 

Если подходить к вопросу глобально, то нужно заниматься популяризацией профессий, связанных со строительством. Выпускники старших классов также нуждаются в информации по тому кругу профессий, которые не потеряют популярность в ближайшие годы и будут востребованы. Таким образом, они смогут более целенаправленно поступать в ВУЗы, которые готовят профессионалов в сфере строительства.

Рабочий амбассадор

Все мы больше склонны верить обычным людям, которые могут честно и правдиво рассказать о работе в конкретной компании. Поэтому нужно делать все, чтобы сотрудники стали амбассадорами (послами) бренда: с удовольствием рассказывали о том, где и как работают. Это расширяет сеть контактов, а симпатия к бренду работодателя растет.

 

При этом лояльность сотрудников к бренду не должна быть искусственной. Чтобы люди сами хотели рассказывать о своей компании, нужно создать несколько условий:

- Достойная заработная плата – это очевидный базовый момент. По данным, предоставленным аналитиками hh.ru, средние зарплатные ожидания инженеров ПТО в Москве – около 130 тысяч рублей, прорабы рассчитывают, в среднем, на 100 тысяч, монтажники, штукатуры, электромонтажники - на 70–80 тысяч. И чем больше профессиональный опыт соискателя, тем выше запросы;

- Адекватные и безопасные условия труда – принципиально важный фактор для работников строительной сферы. По нашим наблюдениям, одна из распространённых причин увольнений по собственному желанию в строительстве – изношенная инфраструктура и устаревшее оборудование либо попросту его отсутствие;

- Стабильность и надежность компании – фактор, влияние которого обострилось штормовой экономической ситуацией;

- Устойчивое развитие (комплекс мер, направленных на сохранение окружающей среды) – это то, что сегодня очень влияет на имидж компании в глазах и начинающих, и уже опытных специалистов;

- Культура обратной связи в компании – очень важный инструмент.

Кроме того, есть смысл работать над тем, что сотрудники говорят о вашей компании, и здесь принципиально важны честные отзывы.

­– В сложившихся условиях не стоит рассчитывать, что ситуация с кадрами в строительстве резко изменится, - считает Евгения Андреева. - Столь выраженный дефицит закрыть сложно, и этот рынок еще долго будет рынком соискателя. Но работодатели имеют все ресурсы, чтобы изменить отношение к отрасли как таковой – и в перспективе нескольких лет это даст свои плоды.

Вероятно, наиболее оптимальным решением вопроса было бы возрождение и масштабирование системы специального образования и центров переквалификации. При этом выполняется главное условие долгосрочного планирования - стабильность управляемого рынка труда, независимого от различных макроэкономических потрясений.

Это означает, что нужен прямой квалификационный запрос от компаний, исходя из нацпроектов и инвестпроектов, а также его непосредственный учет в формировании образовательных программ, в определении численности наборов студентов и слушателей, их спецификации по регионам России.

Подготовил Даниил МАЦЕЙКО

 



Похожие публикации





Партнеры