09:51Детский сад в районе Некрасовка получил кадастровый номер

09:02В Москве построили 28 км тоннелей метро с начала года

17:54Минстрой проверил качество кабельной продукции на учебной пристройке Ашукинской школы

17:27Как проходит строительство самой большой школы в Ивантеевке

16:40Опоры для колеса обозрения «Солнце Москвы» на ВДНХ доставят в столицу в ноябре

15:59Утверждены правила формирования и ведения информационной модели объекта капитального строительства

14:56В России проведут анализ прочности модификаций самолета Сухой Суперджет

13:14Участок синей ветки от «Молодежной» до «Парка Победы» закроют с 26 сентября

12:17Сквер на Новосмоленской набережной Петербурга приведут в порядок

11:20Экологические требования для строительной и отделочной продукции из ПВХ будут ужесточены

10:56МЦД-3 «Зеленоград-Раменское» планируется запустить через два года

10:11В Подмосковье отремонтируют мост через реку Яхрома

09:26Жители 13 домов в Северном Измайлово начнут переезд по реновации в ноябре

09:00Когда включат отопление в Москве

08:43Стартовал пятый фестиваль «Открытый город»

«Госпрограмма со знаком «минус»

logo russianconstruction.com
«Госпрограмма со знаком «минус»
Поисковые теги: Источник фото:

Страны АТЭС помогут нашим дальневосточникам…



Для дальнейшего чтения материалов, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.

Серьезный геополитический конфликт с Западом способен привести к успешной реализации крупнейшего проекта модернизации восточных регионов страны. Так считает Михаил Николаев, член комитета Государственной Думы РФ по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока.

Сколько «копий обломали» парламентарии, ученые, эксперты, государственные и общественные деятели, пишущая и снимающая братия, но восточные регионы страны (богатейшие!) после развала могучего Союза с годами никак не становились более доступными, обустроенными и комфортными для проживания, работы людей. Напротив, все острее ощущалась их оторванность от основной части России, что понуждало коренных жителей собирать чемоданы. А это, в свою очередь, приводило к обезлюживанию огромных и перспективных территорий, которые приходили в полное запустение. Так, видимо, и напишет историк, но непременно добавит: не было бы счастья, да несчастье помогло…

Ужасающая несправедливость Запада, неудержимое стремление к гегемонии, наконец, заставили нашу страну сосредоточиться. Оглянуться и осознать, что мир велик. А кроме Запада есть еще и Восток, Юг, Север. Наш собеседник, первый президент Республики Саха (Якутия), еще в конце прошлого века подготовил законопроект о восточных территориях России. Досконально знает проблему. И сегодня активно участвует в разработке правительственных законопроектов о социально-экономическом развитии Дальнего Востока и Байкальского региона, об Арктической зоне РФ, аналогичных государственных программ. И полагает, что в этот раз мы не упустим свой шанс!

— Михаил Ефимович, но и до охлаждения отношений с США и Европой государство в последние годы вроде бы всерьез озаботилось развитием Восточных территорий…

— Верно. Еще недавно я говорил, что миграционные потоки повлекли в центральные районы не только вновь прибывших, но и тысячи северян-старожилов, северян во втором и третьем поколении. Какая участь ждет северян — выходцев из центральных регионов, Украины, Северного Кавказа, Беларуси, Молдовы, других республик? Ехали они на Север не только за романтикой, но и с надеждой поправить свое материальное положение, купить дом, квартиру, автомашину, обеспечить приближающуюся старость. Безразличие же Центра к нуждам северян не защитило от девальвации их сбережения, не решило вопроса с бронированием жилья… Все это привело к резкому падению доверия миллионов северян к Правительству России. Замирала жизнь на приисках и копях, тысячи контейнеров со скарбом и сегодня ждут отгрузки. Шло и идет повальное увольнение и массовый отъезд... Похоже, Север, как и вся страна, родился под созвездием Предательства. До Севера ли сегодня? Но прошло время.

 

— А теперь Вы так не думаете? Что изменилось?

— Север, неожиданно для многих, окреп, возмужал. Выросли люди, возможности. Многое Север нынче способен решать сам. Ему не требуется мелочная опека, однако для успеха необходима продуманная и взвешенная, долговременная государственная политика доброжелательного протекционизма. Поэтому и создано Министерство по развитию Дальнего Востока. А наш состав Государственной Думы принял долгожданный Закон о Северном морском пути, в разработке которого и я принимал активное участие в составе специальной рабочей группы Комитета по транспорту.

Этот закон северяне ждали почти 20 лет! Столько же мы ждем еще два закона — о социально-экономическом развитии Дальнего Востока и Забайкалья и об Арктической зоне РФ. Есть несколько вариантов этих законопроектов, они обсуждаются экспертным сообществом, но в Государственную Думу РФ Правительство РФ никак не вносит свои, окончательные. И так долго продолжаться не может. Северяне ждут законы, которые позволят строить дороги, заводы, фабрики, разрабатывать месторождения полезных ископаемых и т.д. А утвержденные госпрограммы постоянно корректируются, перекраиваются, и по этой причине практически лежат под сукном.

 

— Но ситуация в связи с последними событиями в мире резко изменилась… Нынче у всех на устах грандиозный российско-китайский проект «Сила Сибири»!

— Да, такой проект под сукно не положишь. Газодобыча в Якутии, на базе Чаяндинского месторождения, где запасы газа — 1,2 трлн куб. м, будет развиваться в едином комплексе с добычей в Иркутской области — на базе Ковыктинского месторождения, там запасы газа — 1,5 трлн куб. м, ресурсная база которой будет подключена на следующем этапе. «Сила Сибири» станет общей газотранспортной системой для Иркутского и Якутского центров газодобычи и будет транспортировать газ этих центров через Хабаровск до Владивостока. На первом этапе будет построен магистральный газопровод «Якутия-Хабаровск-Владивосток», на втором — Иркутский центр будет соединен газопроводом с Якутским центром. Маршрут трассы ГТС пройдет вдоль трассы действующего магистрального нефтепровода «Восточная Сибир-Тихий океан», что позволит оптимизировать затраты на инфраструктуру и энергоснабжение. Трасса ГТС преодолеет, в том числе, заболоченные, горные и сейсмоактивные участки. Газопровод будет построен практически полностью из труб отечественного производства. На строительстве первой очереди «Силы Сибири» будет задействовано около 11 700 специалистов, понадобятся тысячи работников по эксплуатации.

Но и без «контракта века», в октябре 2012 года, правление ОАО «Газпром» приняло окончательное инвестиционное решение по проекту обустройства Чаяндинского месторождения, строительства магистрального газопровода «Якутия-Хабаровск-Владивосток», а также объектов переработки газа в г. Белогорске. Срок ввода в эксплуатацию первой части ГТС «Сила Сибири» — магистрального газопровода «Якутия-Хабаровск-Владивосток» — конец 2017 года.

Расширение деятельности «Газпрома» в Якутии — это серьезный стимул для роста уровня социально-экономического развития региона. В частности, строительство газотранспортных мощностей на ее территории обеспечит возможность развития газификации. Газопровод «Якутия-Хабаровск-Владивосток» пройдет, в том числе, через южные районы Якутии. Трасса газопровода выбрана таким образом, чтобы газифицировать максимально возможное число их населенных пунктов.

 

— Президент России Владимир Путин в одном из своих комментариев заметил, что реализация проекта позволит газифицировать Восточные территории страны, которые пока «сидят на газе», а отапливаются углем.

— Не могу не порадоваться вместе со всеми своими земляками. Кроме того, создание Якутского центра газодобычи позволит повысить уровень занятости местного населения. При эксплуатации газопровода и добывающих объектов «Газпрома» на территории нашей республики необходимо будет задействовать около 3 000 специалистов. «Газпром» организовал подготовку специалистов, в том числе из числа жителей Якутии, в российских профильных образовательных центрах, стимулирует разработку новых образовательных программ. Мощная ресурсная база на востоке России, последовательное формирование крупных центров газодобычи и создание необходимых транспортных коридоров позволит организовать здесь новый центр экспортных поставок российского газа, ориентированный на Азиатско-Тихоокеанский регион.

 

— Республика Саха активно участвовала в разработке Чаяндинского месторождения, что, в конечном счете, и позволило выйти на большой контракт с Китаем…

— При этом наше правительство неоднократно предлагало включить в государственную программу мероприятия по созданию и развитию транспортной инфраструктуры. Прежде всего, это возрождение Северного морского пути в полном объеме. Для чего требуется разработка и реализация целого комплекса мер — создание меридионального международного транспортного маршрута Северный морской путь — р. Лена-железная дорога Беркакит-Томмот-Якутск-Байкало-Амурская магистраль (Транссибирская магистраль)-Азия.

Это повлекло бы формирование в поселке Тикси базового пункта управления инфраструктурой Северного морского пути, с учетом организации морского спасательно-координационного центра в виде филиала ФГУ «Госморспасслужба России», с передачей функции по координации поиска и спасения людей, терпящих бедствие в восточном секторе. Не обойтись и без филиала ФГУ «Гидрографическое предприятие» Управления безопасностью мореплавания в Восточном секторе Арктики от пролива Вилькицкого до бухты Провидения на трассах Северного морского пути, на Тиксинской гидрографической базе.

Необходимо обеспечить финансирование и эффективную организацию содержания водных путей, реновации и обновление флота смешанного плавания — «река-море», поддержание эксплуатационных глубин на реках, содержание противопаводковых защитных сооружений. Важно разработать механизм долевого участия в финансировании судоходства на вновь осваиваемых участках рек в арктических районах коммерческих организаций, заинтересованных в развитии мореплавания в целях освоения новых месторождений полезных ископаемых и других ресурсов.

Надо добиться доведения параметров и категорий внутренних водных путей арктических рек до значений, обеспечивающих достаточную пропускную способность для речного судоходства, углубления рек до уровня начала 1990-х годов, восстановления эксплуатационной надежности выправительных сооружений, реконструкции путевого хозяйства.

Необходимо обследовать и модернизировать портовые гидротехнические сооружения в речных портах Ленского бассейна и морских портах Тикси и Зеленомысского, обеспечить строительство устьевых перегрузочных комплексов в устьях рек Лены, Яны, Индигирки и Колымы. И никак нельзя откладывать на завтра закрепление на федеральном уровне полномочий по организации и управлению «северным завозом», по аналогии с ранее существовавшим Госкомсевером.

 

— Республика Саха является уникальным регионом, одним из немногих в Российской Федерации, где имеются реальные весьма крупные резервы для ускоренного прироста запасов нефти и газа на континентальной суше и на шельфе прилегающих арктических морей.

— И угля. Министерством транспорта Республики Саха (Якутия) и китайской компанией «Инкоуская компания по развитию возобновляемых ресурсов Хэ-Ли» подписано рамочное соглашение, определяющее сроки, цены, объемы и логистику поставок угля в Китай.

За первый год китайская компания готова принять порядка 30 тысяч тонн качественного зырянского каменного угля, а в общем, до 2016 года, объем поставок составит более 550 тысяч тонн угля. Обсуждались вопросы по транспортировке: водным или наземным транспортом. Китай намеревается выкупать и якутский металлолом. Экспериментально, в течение года планируется поставить порядка пяти тысяч тонн металлолома.

Однако компания из Китая готова принимать и гораздо более крупные объемы до 2016 года, довести их поставки до 1 миллиона тонн. Стороны выразили обоюдную надежду на плодотворное, длительное и взаимовыгодное сотрудничество, а также установление партнерских и дружеских отношений.

 

— А недавно промелькнуло сообщение в СМИ о том, что КНР готова вложить до 5 миллиардов долларов в разработку и добычу угля в Якутии.

— Действительно, такая информация есть. И, к сожалению, должен признать, Арктическая зона, включающая в себя перспективные на углеводородное сырье территории, к настоящему времени нами, в отличие от наших зарубежных коллег, изучена слабо и крайне неравномерно. Необходимо в рамках государственной программы, прежде всего, предусмотреть мероприятия по научному изучению шельфа арктических морей Республики за счет средств федерального бюджета и привлечении собственных средств недропользователей.

Важно заняться тщательной разработкой долгосрочной, научно-обоснованной программой лицензирования участков недр твердых полезных ископаемых и углеводородного сырья федерального значения на малоосвоенных территориях Дальневосточного региона. Проведение на арктических территориях комплексных геологоразведочных работ, обеспечивающих повышение категорийности оценки ресурсов и существенный прирост реальной (доказанной) ресурсной базы.

Мы давно предлагаем создать Анабаро-Оленекский кластер на базе месторождений редких металлов Томтор и Таймылырского месторождения богхеда и угля, месторождений алмазов, Нижне-Янского — на базе золоторудного месторождения Кючус, россыпей Куларского золото-редкометалльного района, а также на основе сближенных оловорудных месторождений Южно-Янского рудного района.

Пора заняться разработкой россыпных месторождений алмазов на территориях Анабарского, Оленекского, Булунского и Жиганского улусов. Проведением опережающих геологоразведочных работ, с целью воспроизводства минерально-сырьевой базы россыпных алмазов.

А я давно ставлю вопрос о стимулировании закрепления трудоспособного населения на основе преодоления бедности, с учетом значительно более высоких затрат в северных условиях, сокращении региональных и районных различий в уровне жизни, совершенствовании пенсионного обеспечения, развитии жилищной и социальной инфраструктуры. Сюда же надо перебазировать и головные офисы транснациональных компаний, которые черпают свои богатства из наших недр.

Совершенно необходимо предоставить дополнительные гарантии лицам, желающим осуществлять трудовую деятельность в арктических территориях. Но «зависает» государственная федеральная поддержка развития малокомплектных школ, учитывающая их отдаленность, труднодоступность и низкую плотность населения.

Не решаются проблемы обеспечения доступности и качества медицинской помощи жителям, проживающим в труднодоступных малочисленных населенных пунктах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Не стимулируется внедрение передовых технологий в коммуникациях и связи, телемедицине и дистанционном образовании. Не финансируется строительство жилых домов для последующего предоставления по договорам социального найма. Центр отказывает в оказании поддержки за счет средств федерального бюджета в части субсидирования, компенсации затрат на перевозку строительных материалов и конструкций для жилищного строительства в районы Арктики со сложной транспортной схемой. До сих пор нет налоговых льгот в федеральной части налога на прибыль и налога на добавленную стоимость…

 

— Между тем, председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев ставил задачу об освобождении жителей восточных регионов (коих всего-то 4,4% от населения страны) от налогов.

— Мы на заседании Комитета Государственной Думы РФ по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока рассматривали государственную программу Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона», потом мы обсуждали её на парламентских слушаниях. Оба раза докладывал заместитель министра РФ по развитию Дальнего Востока Кирилл Степанов.

С его слов, 29 марта 2013 года была утверждена первая версия государственной программы с ресурсным обеспечением, превышающим 10 триллионов рублей, в том числе средств федерального бюджета, 3,8 триллиона рублей. И программа была неплохая, содержала 12 подпрограмм, сформированных по принципу комплексных инвестиционных проектов. Но в декабре Правительство приняло новую редакцию, в которой были исключены практически все комплексные инвестиционные проекты как непрофинансированные. Недофинансирование составляло порядка 3,6 триллиона рублей только средств федерального бюджета.

Суть новой редакции заключается в обеспечении, в первую очередь, развития транспортной доступности на территории Дальнего Востока и Байкальского региона за счёт формирования транспортной инфраструктуры. Вторая задача — обеспечение надёжного вывоза товаров. Для чего предусмотрено увеличение пропускной способности железных дорог и развитие морских портов. Общий объём финансирования государственной программы составляет 346 миллиардов рублей, в том числе на 2014 год 26 миллиардов, 2015 год чуть более 73 миллиардов рублей, 2016 год — почти 77,5 миллиарда рублей, а с 2017 года наблюдается снижение бюджетного финансирования государственной программы.

Если посмотреть более детально на состав мероприятий, которые предусмотрены программой, то это строительство и реконструкция порядка 40 объектов воздушного транспорта в различных субъектах, строительство и реконструкция портовой инфраструктуры (17 объектов), строительство и реконструкция объектов дорожного хозяйства (12 объектов), реконструкция и строительство участков дорог регионального и местного значения, и лишь один объект энергетики. Ключевое мероприятие — модернизация Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей с ресурсным обеспечением более 76 миллиардов рублей. В целом проект финансируется, в том числе, за счёт средств ОАО «РЖД» и Фонда национального благосостояния. А общая стоимость проекта — 500 миллиардов.

 

— При этом Кирилл Степанов заметил, что эта государственная программа не может устраивать Министерство по развитию Дальнего Востока, поскольку финансирование идет по минимуму…

— Это было понятно. Предусматривается формирование территорий опережающего развития, обеспечение реализации ряда ключевых инвестиционных проектов, в том числе отбор на перспективу инвестиционных проектов. Территории опережающего развития — это как раз те анклавы, которые должны быть обеспечены всей инфраструктурой: и энергетической, и транспортной, и социальной. А что за их границами? Но даже эти меры, по мнению замминистра, должны обеспечить прирост трудоспособного населения. Стоит задача до 2025 года увеличить население региона до миллиона человек, создать порядка 346 тысяч новых рабочих мест.

Мои коллеги-депутаты были довольно критичны: программа трансформировалась из экономического и социального развития Дальнего Востока, исключительно в транспортное развитие. О социальном развитии там и речи нет, и денег на него не заложено. И я в своем выступлении отметил — прослеживается ухудшение по всем параметрам: доля регионального продукта в структуре ВВП с годами снижается. По итогам 2013 года — 9%, а к 2025 году, к концу программы, — 6,8% будем производить. И с численностью населения не все ясно… Будет она расти или снижаться? А доля регионального дохода в консолидированном бюджете России сегодня составляет 3,9%, а будет всего 2,9%.

 

— Что же это за госпрограмма развития?

— Минвостокразвития обещал её доработать, но Правительство, видимо, в спешке отмахнулось от наших замечаний и утвердило её в таком виде… Спрашивали мы и когда будет внесен в Государственную Думу РФ проект закона? И сколько вариантов будет, этих законов? Четкого ответа не последовало.

Комитет отметил, что программа не соответствует задачам, которые поставлены Президентом и Правительством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока. По крупному счету, в госпрограмме отражены расходы Министерства по развитию Дальнего Востока только на обеспечивающую подпрограмму, то есть финансирование самого министерства, центрального аппарата министерства. Не учтены даже инвестиционные проекты, которые закладывались ранее, например, по Югу Якутии, где я недавно побывал, на них уже израсходовано 45 миллиардов рублей, а теперь, получается, они никому не нужны… И колоссальные деньги выброшены на ветер! При таком подходе мы ничего не построим на Дальнем Востоке.

Все же мы знаем: начинать надо с человека. Надо убедить людей, чтобы они никуда не уезжали. Чтобы родственники тех, кто живёт на той территории, желали бы приехать, в том числе из Украины. Пока же 240 тысяч дальневосточников сидят на чемоданах.

Записал Михаил ВОЛКОВ



Похожие публикации




Партнеры