09:51Детский сад в районе Некрасовка получил кадастровый номер

09:02В Москве построили 28 км тоннелей метро с начала года

17:54Минстрой проверил качество кабельной продукции на учебной пристройке Ашукинской школы

17:27Как проходит строительство самой большой школы в Ивантеевке

16:40Опоры для колеса обозрения «Солнце Москвы» на ВДНХ доставят в столицу в ноябре

15:59Утверждены правила формирования и ведения информационной модели объекта капитального строительства

14:56В России проведут анализ прочности модификаций самолета Сухой Суперджет

13:14Участок синей ветки от «Молодежной» до «Парка Победы» закроют с 26 сентября

12:17Сквер на Новосмоленской набережной Петербурга приведут в порядок

11:20Экологические требования для строительной и отделочной продукции из ПВХ будут ужесточены

10:56МЦД-3 «Зеленоград-Раменское» планируется запустить через два года

10:11В Подмосковье отремонтируют мост через реку Яхрома

09:26Жители 13 домов в Северном Измайлово начнут переезд по реновации в ноябре

09:00Когда включат отопление в Москве

08:43Стартовал пятый фестиваль «Открытый город»

Подход к контролю качества должен быть системным

logo russianconstruction.com
Подход к контролю качества должен быть системным
Поисковые теги: Источник фото:

НОСТРОЙ разработал новый стандарт «Система контроля качества строительной организации»



Для дальнейшего чтения материалов, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.

В соответствии с Градостроительным Кодексом саморегулируемые организации в строительстве обязаны разработать и утвердить требования к выдаче свидетельств о допуске к работам, выполняемых ее членами. Минимальный перечень таких требований установлен постановлением Правительства от 24.03.2011 г. № 207. В соответствие с ним Национальным объединением разработаны, утверждены и предложены к принятию в качестве правил саморегулирования Унифицированные требования к выдаче свидетельств.

Минимальный перечень содержит требования к кадровому составу, к повышению квалификации, к составу материальной базы, а также наличия сертифицированной системы менеджмента качества (для работающих на объектах использования атомной энергии) или системы контроля качества (для работающих на особо опасных объектах).

Параметры требований к составу материальной базы и требований наличия системы менеджмента или контроля качества устанавливаются СРО самостоятельно.

В части требований наличия сертифицированной системы менеджмента качества (далее — СМК) ситуация выглядит следующим образом. С одной стороны, предполагается, что данное требование является жестким «барьерным» критерием, которое применимо в обязательном порядке только в отношении тех организаций, которые выполняют работы на объектах использования атомной энергии.

С другой стороны, по состоянию на февраль 2014 года одних только добровольных систем, в которых могут быть выданы такие сертификаты, зарегистрировано в Росстандарте более 400, что превращает процесс подтверждения наличия системы в организации в пустую формальность. По мнению специалистов, рынок сертификатов СМК «подорван»: более 85% оформленных на территории России сертификатов соответствия СМК выданы без прохождения необходимых процедур оценки и являются «не заслуживающими доверия» документами, которые можно приобрести в течение суток за относительно незначительную сумму.

В этой связи особую роль приобретает право СРО на выбор тех систем добровольной сертификации, сертификаты которых они готовы признавать в качестве доказательства наличия СМК в строительных организациях.

Проблема заключается в том, не будет ли такой выбор формальным или ангажированным, принимая во внимание объективную незаинтересованность СРО в ужесточении собственных правил саморегулирования?

С другой стороны, можно ли вообще требовать (в том числе и в тех случаях, когда законодательством требуется лишь подтверждение наличия системы контроля качества) от членов СРО, 60-80% которых относится к микро- и малому бизнесу, наличия СМК, сертифицированной на соответствие ISO 9001? Установление к членам СРО требования наличия сертификата СМК в качестве условия допуска становится в таких обстоятельствах деструктивной дилеммой.

Поэтому вопрос о том, что считать критерием подтверждения наличия или отсутствия в строительной организации системы контроля качества трактуется каждой СРО самостоятельно, исходя из того, как это понимается ее руководством.

Контроль качества — забота самих компаний

Система контроля качества (СКК) — это внутренняя система взаимосвязанных управляемых процессов, результаты которых сохраняются в организации в виде записей. Она является важной и неотъемлемой частью системы менеджмента организации. Ее внедрение в строительной организации рассматривается, как первый шаг к созданию системы менеджмента полного формата, не требующий затрат, аналогичных затратам по внедрению и сопровождению систем менеджмента.

Наличие системы контроля качества свидетельствует о том, что строительная организация с высокой долей вероятности способна профессионально, качественно и в установленные договорными обязательствами сроки выполнить свою работу в соответствии с проектной, технологической документацией и условиями договора, соблюдая безопасные условия труда и требования к охране окружающей среды.

Строительная организация, которая может продемонстрировать наличие действующей системы контроля качества, отвечает минимальным требованиям к контролю качества, установленному для организаций, участвующих в строительстве, реконструкции и капитальном ремонте особо опасных и технически сложных объектов.

Стандарт НОСТРОЙ вам в помощь!

Исходя из названных подходов Национальным объединением строителей впервые был разработан и утвержден решением Совета НОСТРОЙ от 15.11.2013 г. № 48 стандарт СТО НОСТРОЙ 2.35.122-2013 «Система контроля качества строительной организации «НОСТРОЙ».

Цель документа — установить минимально необходимый состав требований к системе контроля качества строительной организации и критерии их оценки.

Задачи создания системы контроля качества «НОСТРОЙ»:

— удовлетворение существующих и предполагаемых потребностей и ожиданий участников строительного процесса, эксплуатирующих организаций, населения (далее — потребителей); — обеспечение доверия со стороны потребителей, государственных органов и других заинтересованных сторон;

— снижение риска финансовой неустойчивости строительной организации. Внедрение системы контроля качества в строительстве будет способствовать не только повышению конкурентоспособности строительных организаций и обеспечению качества работ, но и содействовать потребителям в компетентном выборе исполнителей работ в строительстве, обеспечивая защиту их прав и законных интересов. Стандарт устанавливает требования к системе контроля качества строительной организации в тех случаях, когда организация:

— нуждается в демонстрации своей способности выполнять работу, отвечающую требованиям потребителей и обязательным требованиям, устанавливаемым государством;

— ставит своей целью обеспечение требований потребителей и исключение (или максимальное снижение) риска нарушений обязательств при выполнении работ по заключенным договорам;

— нуждается в подтверждении выполнения требования о наличии контроля качества в организации;

— заинтересована в получении внешнего подтверждения наличия в организации действующей системы контроля качества и возможности применения Знака соответствия (маркировки) в Системе добровольной оценки соответствия «НОСТРОЙ» (далее по тексту — СДОС НОСТРОЙ). Требования документа являются общими и предназначены для применения:

— строительными организациями — при разработке, внедрении, анализе, оценке функционирования системы контроля качества «НОСТРОЙ» в организации;

— саморегулируемыми организациями (СРО) Национального объединения строителей — при проведении проверки наличия системы контроля качества в организациях-членах СРО;

— органами по оценке соответствия (экспертными органами) — при выполнении оценки соответствия, внесении в реестр СДОС НОСТРОЙ строительных организаций и предоставлении права на применение знака «НОСТРОЙ-Профессионал» (см. рис.1.) строительными организациями, имеющими систему контроля качества «НОСТРОЙ».

Система контроля качества «НОСТРОЙ» (далее по тексту — СКК «НОСТРОЙ») состоит из 9 элементов:

(1) — Общие обязательства и ответственность руководства по системе контроля качества.

(2) — Квалификация и компетентность персонала.

(3) — Управление нормативно-технической, проектной и технологической документацией.

(4) — Управление техническими средствами для выполнения работ и контроля.

(5) — Связь с заказчиками и работа по претензиям.

(6) — Взаимодействие с поставщиками материалов, конструкций, услуг.

(7) — Контроль производства работ и сохранности собственности заказчика, в том числе готовой строительной продукции.

(8) — Охрана труда.

(9) — Охрана окружающей среды. По каждому элементу СКК «НОСТРОЙ» установлен перечень требований.

По каждому требованию установлены критерии его выполнения. Выполнение требований СКК «НОСТРОЙ» свидетельствует о наличии действующей системы контроля качества в организации.

Строительная организация, выполняющая требования СКК «НОСТРОЙ», вправе информировать СРО и других участников рынка о наличии у нее действующей системы контроля качества.

Отсутствие (невыполнение) одного или нескольких элементов СКК «НОСТРОЙ» не допускается. Невыполнение требований по одному или нескольким элементам свидетельствует о неудовлетворительном функционировании системы.

Выполнение требований СКК «НОСТРОЙ» дает строительной организации основание претендовать на право использования специального знака «НОСТРОЙ-Профессионал», который будет выдаваться в системе СДОС НОСТРОЙ.

Подготовлены и утверждены документы по Правилам оценки соответствия и маркировке знаком «НОСТРОЙ-Профессионал» в СДОС НОСТРОЙ организаций, подтвердивших наличие системы СКК «НОСТРОЙ».

Строительная организация, подтвердившая право на маркировку знаком, будет вноситься в соответствующий реестр СДОС НОСТРОЙ, по которому можно будет проверить правомерность использования знака «НОСТРОЙ-Профессионал» строительной организацией.

Наличие свидетельства на право применения знака «НОСТРОЙ-профессионал» может служить подтверждением выполнения требования о наличии системы контроля качества, предъявляемого к строительной организации при выдаче ей допуска к работам на особо опасных и технически сложных объектах в соответствии с постановлением Правительства РФ № 207 и Унифицированными требованиями к выдаче свидетельств, утвержденными решением Совета НОСТРОЙ.

Наличие сертификатов соответствия, дающих право на применение знаков НОСТРОЙ-работы, НОСТРОЙ-ISO 9001 и НОСТРОЙ-ISO 14001, могут служить подтверждением выполнения строительными организациями требований стандартов СРО (СТО НОСТРОЙ) и правил, принятых в СРО, при проведении саморегулируемыми организациями контроля своих членов в соответствии Правилам контроля в области саморегулирования, утвержденными решением Совета НОСТРОЙ от 29.09.2010 г. № 13 и от 7.08.2013 г. № 45.

Руслан АКИЕВ,
канд.экон.наук,
Начальник отдела методологии контроля и оценки соответствия Департамента технического регулирования НОСТРОЙ

Фото Строительство.RU



Похожие публикации




Партнеры