15:57В столице будет создан транспортный технопарк

15:11В Питере теплоэнергетики остановили разлив кипятка на Маршала Казакова

13:51Что случилось на кольцевой линии в метро

13:14MOS.RU заявляет, что новость о планах включения Калуги в состав Москвы – фейк

12:04Первые Московские центральные диаметры запустят в конце ноября

11:08Запуск коммунарской линии метро сократит время поездки в центр столицы

10:11В Новой Москве проложат почти 30 км газопровода

09:03Где будет ограничено движение в столице из-за строительства БКЛ метро

17:50Как будут изымать участок в ТиНАО для прокладки водопровода

16:46Подготовка к открытию МЦД-1 и МЦД-2 вышла на финишную прямую

16:09Жилой дом 1938 г. постройки в Замоскворечье капитально отремонтируют

15:01В 2020 году в Москве после реконструкции откроется 10 кинотеатров

14:02Строительство трех домов по реновации началось в районе Бирюлево Западное

12:27Завершено расселение дома по программе реновации на Верхоянской улице

11:36Сбой произошел утром 8 ноября на оранжевой ветке метро

Гадания на жилищной гуще

logo russianconstruction.com
Гадания на жилищной гуще
Поисковые теги: Источник фото:

Сколько России нужно жилья? Да кто ж его знает…



Для дальнейшего чтения материалов, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.

Проблему отсутствия у большинства граждан России доступного и комфортного жилья дважды обсуждали в конце мая на самом высоком уровне: сначала в ГосДуме на правительственном часе, а затем на коллегии Минрегиона России.

В Государственной Думе с отчетным докладом о работе своего министерства выступал министр регионального развития Игорь Слюняев. Нужно сразу сказать, что Минрегион — одно из немногих министерств, где скрестили «ужа с ежом», но эксперимент оказался явно неудачным. Монструозный Минрегион, который должен отвечать за все, начиная от строительства домов толерантности и кончая реформированием ЖКХ (с остановками на казачество, дзен-буддистов, территориальное планирование и саморегулирование), в итоге по определению не может все это делать одинаково хорошо. И если с казачеством у нас все в порядке (судя по нарастающему влиянию этой группы общества на хулиганов и художников), то на строительство времени явно не хватает. А если все это усугублено еще и ЖКХ, то, по меткому выражению председателя Госстроя России Николая Кошмана, о чем тогда не говори, а дело все равно закончится канализацией.

Собственно, это показал даже сам доклад министра, когда из 25 минут доклада дело до строительства дошло только в самом конце и очень ненадолго. Вопросы же депутатов касались именно строительства, его развития и собственно представлений о том, где, чего и сколько нужно построить. С грустью приходится констатировать, что единой программы развития строительной отрасли, которая основывалась бы на программах территориального развития, размещения производств и месторождений, людских и образовательных ресурсов, не говоря уж о долгосрочной Стратегии экономического развития России, просто не существует. Стратегия развития промышленности стройматериалов — дело, конечно, хорошее, но как в ее рамках работать, если неизвестно, в каком именно регионе и в каких объемах понадобятся тот же цемент или металлоконструкции? Если в принципе никто не знает даже того, сколько нужно и какого жилья в регионах России? И это — на десятом году программы «Доступное и комфортное жилье — гражданам России»!

Нужно сказать, что российским регионам, за исключением Москвы и нефтеносных республик, живется весьма и весьма непросто: объем госдолга регионов составляет 1 трлн 300 млрд рублей. Например, в Карелии госдолг составляет 68% от объема республиканских доходов. В этой ситуации — не до анализа. Президентские указы поставили перед большинством регионов непосильные задачи — у 2/3 из них просто нет средств на реализацию этих поручений. Тут и выбор-то небольшой: либо срыв показателей, либо кредиты. Вот и растет госдолг, а чем и как регионы будут расплачиваться — неизвестно. По словам аудитора Счетной палаты Александра Филиппенко, доля средств на развитие в регионах упала с 22% (2007 г.) до 13% (2013 г.). И это в лучшем случае. Есть целый блок депрессивных регионов, где на развитие средств нет в принципе, и они выживают на дотации федерального центра. При этом 60% доходов приходится на 10 самых богатых регионов России, а 50% из них — на Москву. Разница доходов между богатыми и бедными регионами составляет 600—700%, при том, что во всем мире эта цифра колеблется в районе 200—250%.

Вот на таком фоне на коллегии Минрегиона обсуждали, каким образом выполняется программа по доступному жилью, согласно которой к 2020 году в стране должно строиться по 1 кв. м. жилья на человека, т. е. 140 млн кв. м. жилья ежегодно. До «дедлайна» осталось 7 лет, а пока в России не строится даже половина от запланированного — в 2012 году построено чуть больше 66 млн кв. м. жилья, в 2011 — 62 млн. Рост довольно небольшой. При этом отметим, что 50% от введенного жилья — это индивидуальное строительство, к которому государство, по большому счету, и отношения-то не имеет. Разве что в части выделения земли (далеко не всегда) и регистрации прав собственности. Еще 50% строится либо на средства компаний, либо в рамках долевого строительства, либо с участием бюджетов всех уровней.

Однако, по признанию министра регионального развития Игоря Слюняева, в министерстве нет данных о введенном жилье за счет бюджетных средств. Вот так — выделяются десятки, сотни миллиардов рублей денег налогоплательщиков — а что на них построили, неизвестно! Сейчас по губернаторам разослали «табличку», чтобы хоть как-то учесть построенное, но совокупной, достоверной информации пока нет. Как нет информации о жилищных «заделах» — начатом или незавершенном строительстве. Поэтому в принципе невозможно сделать прогнозы, сколько жилья будет построено в ближайшее время. Как без достоверной статистики можно писать долгосрочные программы, делать бюджетные заявки, составлять среднесрочные и прочие планы — непонятно. А если впереди — резкое падение строительства? Если исчерпались или скоро исчерпаются средства индивидуалов? Если регионы просто начнут отказываться от строительства жилья в таких объемах, потому что оно будет пустовать? Да и сколько можно дорогущие коттеджи и виллы записывать в разряд доступного жилья? В советское время это называлось приписками. В наше — реализацией плановых показателей национального проекта.

И уж если нет реальной статистики по текущей ситуации, то и в помине нет анализа и прогноза о том, сколько, какого жилья и по какой цене нужно построить в регионах. 1 кв. метр на человека — а может, столько и не нужно? Зачем Чукотке такое количество стационарного жилья, когда она почти вся живет в чумах и кочует вслед за стадами? Белгородская же область уже давно строит столько, а запланировала гораздо больше. При этом, судя по статистике на сайтах некоторых регионов, большинство жилья строится в областном центре и паре-тройке крупных городов, а районные центры большинства регионов не строят вообще почти ничего — зарплаты, знаете ли, не позволяют людям покупать современное жилье. А предложение взять ипотечный кредит при средней зарплате в 10 тысяч рублей звучит даже не издевательством, а изуверской насмешкой. Если что-то и строится, то обычные деревянные дома с минимумом удобств и туалетом на улице — потому что сети проведены только в центре, а для индивидуального жилья вода и канализация в принципе не предусмотрены. Но и это строительство учитывается при отчетах за выполнение программы по доступному и комфортному жилью!

Конечно, есть активно развивающиеся регионы, есть губернаторы, которые знают положение дел во вверенном хозяйстве, на уровне Федерации общей картины по-прежнему не существует.

Еще одно направление, где правят «лукавые» цифры — это ветхое и аварийное жилье. Денег туда через Фонд ЖКХ закачивается огромное количество, однако проблема так же далека от решения, как и в начале пути. Есть, конечно, богатые регионы, где собираются извести все ветхое жилье через 1-2 года — об этом, например, заявили власти ХМАО — но это, скорее, исключение из правила, чем тенденция. Кроме того, наш жилищный фонд по большей части отпраздновал свой полувековой юбилей и ветшает в режиме реального времени.

Что касается аварийного жилья, то местные власти всеми способами стараются не пополнять эту категорию зданий, поскольку по закону после отнесения жилья к аварийному его обязаны расселить за 3 месяца. А по ветхому жилью таких нормативов не существует. Вот и числятся в ветхом фонде дома 100-летней давности с рушащимися потолками и стенами, бараки, довоенные, наскоро построенные 2-3-этажки с деревянными перекрытиями и стенами из камышовых матов. Очевидно, что перед жильцами этих домов у государства есть обязательства, которые нужно выполнять, но четкого понимания, сколько жилого фонда и в каком он состоянии на самом деле, а не на бумаге, похоже, у властных структур нет.

Прокомментировать ситуацию мы попросили депутата Государственной Думы, председателя Комитета по жилищному строительству и ЖКХ Галину Хованскую:

— Галина Петровна, сколько нужно жилья, чтобы выполнить обязательства государства перед гражданами, состоящими на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий?

— Вы задаете очень важный вопрос. Мы закачиваем колоссальные деньги — десятки миллиардов рублей — в Агентство по ипотечному жилищному кредитованию, чтобы снизить процентную ставку и чтобы кредит могли взять люди достаточно обеспеченные, покупающие иногда второе и третье жилье. Я не понимаю, почему нужно бюджетные средства тратить на эти цели. Да, ипотеку нужно развивать, но пусть она идет по рыночной схеме. Будут у нас низкие процентные ставки у банков — будет нормальная рыночная ипотека.

Сколько нужно жилья для выполнения обязательств государства, подсчитать очень легко: поняв, сколько граждан у нас стоит в очереди в регионах на жилье, это количество умножить на 18—20 кв. метров общей площади — и все будет кристально ясно. Вот сюда и должны идти бюджетные средства.

Но в России нужно, наконец, начинать строить и развивать сектор наемного жилья — его неправильно называют арендным, потому что граждане у нас наниматели, а не арендаторы. Именно на этом был сделан акцент в Указе Президента России № 600, и не случайно. Нам нужно изучить и освоить опыт стран Западной Европы, но, естественно, с учетом наших специфики. А сейчас у нас, если человек не признан малоимущим, он уже никуда, ни в какие жилищные программы не попадает. Рынок жилья ему недоступен, а в очередь на социальное жилье его не принимают.

Вот для этой категории мы разработали проект закона строительстве наемного жилья (сейчас он прошел первое чтение). Работа там колоссальная, потому что это не только поправки в Жилищный кодекс с точки зрения прав гражданина-нанимателя жилья, но и изменения в Земельный, Градостроительный, Налоговый кодексы — для защиты интересов застройщиков. То есть, нужно принять целый пул законопроектов, потому что это введение совершенно нового института для России.

Лариса ПОРШНЕВА

Фото Строительство.RU



Похожие публикации




Партнеры