16:28Смоленские депутаты, вслед за Чечней, попросили прокуратуру списать долги за газ.

15:53Собянин открыл здание Главного следственного управления после ремонта

15:251 трлн рублей прибыли получили застройщики московского региона в этом году

15:03Минвостокразвития будет теперь заниматься еще и Арктикой

14:33Накопить на «однушку» в Москве и…не умереть

12:17Думец Анатолий Аксаков не исключает появления профильного банка для финансирования строительства

11:36Следственный комитет призывает не доверять сообщениям о теракте в Магнитогорске

11:08Треть рельсов на железнодорожную часть Крымского моста уже уложена

10:18Теплотрасса в Петербурге, из-за которой перекрывалось движение, восстановлена после аварии

09:52Москвичи сдают новогодние елки на утилизацию

17:01Мэр Москвы открыл разворотную эстакаду на Волоколамке

15:34Составлен рейтинг самых острых проблем российского ЖКХ

15:11Башня «Наука» по праву стала московским «Достоянием»

13:55Экскаватор стоимостью 2,5 млн. рублей угнали в Новой Москве

12:47Легендарные укрепления, прикрывавшие «Дорогу жизни» воссоздадут в Ленобласти

Контроль от СРО: ответы на непростые вопросы

logo russianconstruction.com
Контроль от СРО: ответы на непростые вопросы
Поисковые теги:
НОСТРОЙ дает ответы на все вопросы о контроле за работой компаний

Для дальнейшего чтения материалов, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.

В развитие унифицированных Правил контроля в области саморегулирования, о которых мы писали в предыдущем номере, Департамент технического регулирования НОСТРОЙ подготовил проект Регламента (правил) контроля выполнения требований стандартов СРО.

Документ может быть использован всеми саморегулируемыми организациями НОСТРОЙ для внесения соответствующих дополнений и изменений в свои Правила контроля в части проведения контроля соблюдения членами СРО требований стандартов.

А пока — краткие ответы на вопросы, возникающие в связи с подготовкой проекта этого документа, дает Руслан Акиев, главный специалист Департамента технического регулирования НОСТРОЙ.

— «Разве СРО имеет право вводить какой-либо иной контроль помимо контроля в области саморегулирования? Почему мы должны вводить дополнительно еще контроль соблюдения требований стандартов?»

— Прежде всего, внесем ясность в терминологию. В соответствии с п. 1 статьи 55.13 ГК РФ саморегулируемая организация (СРО) осуществляет «контроль за деятельностью своих членов» на основе разработанных и принятых в СРО «Правил контроля в области саморегулирования».

Контроль за деятельностью СРО в обязательном порядке состоит из:
— контроля соблюдения требований к выдаче свидетельств о допуске;
— контроля соблюдения требований стандартов;
— контроль соблюдения правил саморегулирования.

Таким образом, контроль соблюдения требований стандартов (далее для краткости — КСТС) является частью единого контроля СРО, а не является дополнительным видом контроля, отличным от него.

— «Является ли «Контроль соблюдения требований технических регламентов» такой же частью контроля, как и «Контроль соблюдения требований стандартов», или это разные названия одной из частей контроля?

— Нет, это разные части единого Контроля за деятельностью членов СРО. «Контроль соблюдения требований стандартов» является обязательной частью единого контроля, в то время как «Контроль соблюдения требований технических регламентов» может быть включен в качестве дополнительной части в состав единого контроля. Но это право СРО, а не его обязанность.

— «Является ли обязательным для СРО разработка и принятие Правил контроля соблюдения требований стандартов, если в СРО утверждены Правила контроля в области саморегулирования?»

— Правилами контроля в области саморегулирования устанавливается порядок проведения трех частей контроля. В соответствии с п. 1.2. статьи 55.5 ГК РФ Правила контроля в области саморегулирования — это документ, устанавливающий:
— правила контроля за соблюдением членами саморегулируемой организации требований к выдаче свидетельств о допуске;
— правила контроля за соблюдением членами саморегулируемой организации требований стандартов саморегулируемых организаций (Правила КСТС);
— правила контроля за соблюдением членами саморегулируемой организации правил саморегулирования.

Таким образом, Правила КСТС должны быть разработаны и утверждены как часть единых Правил контроля в области саморегулирования.

 — «Правила контроля в области саморегулирования и Правила контроля за соблюдением правил саморегулирования — это один и тот же документ?»

— Нет. Правила контроля за соблюдением правил саморегулирования – это лишь одна из составных частей Правил контроля в области саморегулирования.

— «У нас установлены Правила контроля в области саморегулирования на основе унифицированных Правил, утвержденных Советом НОСТРОЙ. Эти унифицированные Правила разве не определяют порядок контроля также и в отношении соблюдения требований стандартов?».

— Настоящая редакция унифицированных Правил не предусматривает детализации порядка проведения контроля по его частям. В этой связи многие Правила контроля в области саморегулирования, утвержденные в СРО, практически не содержат детальных процедур проверки в части КСТС, а предусматривают описание общих правил, в рамках которых такие процедуры должны быть выполнены.

— «Почему нельзя по существующим Правилам выполнять универсальную проверку всех частей контроля, предусмотренных ГК РФ в составе контроля СРО?»

— Разные части обязательного контроля ориентированы на проверку соблюдения разных групп требований: требований к выдаче допусков, требований стандартов, требований правил саморегулирования.

Так, требования к выдаче допусков состоят из требований к:
— квалификации персонала;
— кадровому составу;
— составу материальной базы;
— наличию системы контроля качества.

Требования стандартов – из требований к выполнению конкретных видов строительных работ.

Требования правил саморегулирования — из требований к предпринимательской деятельности, в частности, к:
— договорным условиям;
— бесконфликтности решения споров;
— страхованию гражданской ответственности;
— страхованию рисков СМР;
— рекламе;
— сертификации на виды работ или системы менеджмента.

Поэтому порядок действий участников контроля, процедуры и формы, применяемые для каждой из частей контроля, имеют свои особенности.

— «Мы еще не приняли стандарты СРО. Как нам проводить контроль соблюдения требований стандартов?».

— Никак. Не имеет смысла говорить о контроле соблюдения требований стандартов там, где эти стандарты еще не приняты, не введены в действие. Нельзя проверять того, чего еще нет.

Вы можете детализировать Правила КСТС и утвердить их, но применять их можно только при наличии (возникновении) соответствующих оснований, т. е. когда стандарты СРО будут приняты и начнут применяться ее членами.

— «Зачем при контроле выполнения требований стандартов СРО применять документарную форму? Надо проверять работу члена СРО не по представленным им документам, а непосредственно на строительных площадках».

— Документарная форма — одна из форм контроля, и при этом основная. Она опирается на результаты оценки, полученные и оформленные уполномоченными профессиональными органами в той или иной сфере оценки соответствия.

Так, например, при выполнении контроля соблюдения требований к выдаче допусков проверяются документы (дипломы об образовании, свидетельства о повышении квалификации). Никому и в голову не придет вместо проверки документов осуществлять самостоятельную экзаменацию и тестирование персонала силами СРО с тем, чтобы подтвердить то, что написано в соответствующих документах.

Так и КСТС должен опираться на документарную форму контроля с проверкой документов, свидетельствующих о таком соответствии. Главное требование, которое предъявляется к подобного вида документам, то, что это должно быть официальное, общепризнанное свидетельство третьей стороны.

— «Говоря о стандартах СРО, соблюдение которых подлежит контролю, мы подразумеваем внутренние стандарты СРО по вопросам предпринимательской деятельности или технические стандарты на правила выполнения строительных работ, т. е. определяющие технологию строительства?»

— Понятие стандарта СРО однозначно дано в п. 2.1 статьи 55.5 ГК РФ: это «документ, устанавливающий в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании правила выполнения работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, требования к результатам указанных работ, системе контроля за выполнением указанных работ».

Таким образом, говоря о КСТС, следует понимать, что речь идет о соблюдении требований исключительно так называемых «технических» стандартов СРО по видам работ.

— «Почему для проверки в рамках КСТС предлагается принимать акты, оформляемые на этапе строительного контроля и госстройнадзора по формам, утвержденным Ростехнадзором (РД 11-02-2006 и РД-11-04-2006)?»

— Строительный контроль и Госстройнадзор — это формы оценки соответствия, осуществляемые в обязательном порядке в процессе производства строительных работ. Одна из решаемых при этом задач —подтверждение соответствия выполняемых на объекте работ требованиям строительных стандартов (норм и правил).

Документы, оформленные по результатам этих оценок, являются официальными документами, которые могут свидетельствовать о соответствии выполненных на объекте работ требованиям стандартов СРО. Обязательным при этом условием является указание в пункте, информирующем об использованной при выполнении работ нормативной базе, ссылки на стандарты СРО, по которым ведется проверка.

— «В предлагаемом проекте одним из признаваемых документов подтверждения соответствия является сертификат соответствия на вид работ, выданный в системе СДОС НОСТРОЙ или аналогичной ей системе. Почему сертификат именно СДОС НОСТРОЙ или аналогичной ей системы следует считать приемлемым для целей контроля документом?»

— Во-первых, СДОС НОСТРОЙ на сегодняшний день — единственная отечественная система добровольной сертификации в строительстве, чьи правила, процедуры, формат оценки, а также оформление полученных результатов базируются на использовании модельных стандартов НОСТРОЙ, являющихся основой стандартов СРО в строительстве.

Во-вторых, процесс оценки и выдачи сертификатов в СДОС НОСТРОЙ осуществляется органами по сертификации в рамках специальной программы, фиксирующей алгоритм и состав выполненных оценщиком процедур и обеспечивающей беспрерывный контроль системы за процессом выдачи сертификатов и их актуализации в режиме реального времени через сайт СДОС НОСТРОЙ.

Системой обеспечивается, таким образом, максимальная гарантия легитимности сертификата. Актуальность сертификата может быть легко и бесплатно проверена любым участником рынка в любое время.

— «Как определить, является ли система сертификации аналогом СДОС НОСТРОЙ?»

— Признаки аналогичности системы, сертификаты которой могли бы быть признаны в качестве аналога СДОС НОСТРОЙ, представлены (будут детализированы) в проекте предлагаемого документа.

Продолжение следует

Руслан АКИЕВ
кандидат экономических наук
главный специалист Департамента технического регулирования НОСТРОЙ

Фото: Cтроительство.RU, НОСТРОЙ



Похожие публикации


Партнеры