16:30В столице станция метро «Текстильщики» БКЛ готова на 50%

15:45Эксперты: объекты культурного наследия должны быть изъяты из-под действий Закона о содействии развитию жилищного строительства

14:34Что вынудило построить 2 общежития для Астраханского университета

14:06Около 700 семей в СВАО получили квартиры по реновации в этом году

13:20137 коммерческих проектов построят в Подмосковье

12:12Главгосстройнадзор совместно с "МОСОБЛСТРОЙЦНИЛ" провели порядка 100 обследований зданий за неделю

11:13Российский форум BIM-технологий: бизнес, экспертиза и техрегулирование идут по одному пути развития

10:07В 2020 году москвичи арендовали в 4 раза больше участков под ИЖС

09:33Когда в Новой Москве построят объект пищевой промышленности

09:00Что за новый торговый комплекс «Глобус», на северо-востоке Москвы, готовится к вводу в эксплуатацию

17:58Инфекционный центр откроется на Базе отдыха «Лесные поляны» в Щелково

17:30До конца года 72 человека переедут из аварийного жилья в Шатуре

16:46Золотоизвлекательную фабрику построят на Мало-Тарынском золоторудном месторождении

16:17Программа льготной ипотеки будет продлена до 1 июля 2021 года

15:40За год в Костроме благоустроят 37 дворов многоквартирных домов

Банк послал — идите в лизинг

logo russianconstruction.com
Банк послал — идите в лизинг
Поисковые теги: Источник фото:

Лизинговые сделки всегда готовы профинансировать банки и застраховать страховщики



Для дальнейшего чтения материалов, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.

Сегодня в России изношенность материальной базы строительной отрасли по разным источникам составляет от 60 до 80%. Исключение составляет дорожно-строительное хозяйство, где за последние годы, во многом благодаря лизингу, было закуплено большое количество современной техники и оборудования.

Лидируют банковские «дочки»

Лизинг в нашей стране стал развиваться на рубеже 90-х годов ХХ века, и сегодня по стране насчитывается около 400 лизинговых компаний (ЛК). Причем, по словам Евгения Царёва, руководителя аппарата подкомитета Торгово-промышленной палаты (ТПП) по лизингу, директора НП «Лизинговый союз», на первые десять топ-компаний приходится более 40% рынка лизинговых услуг.

— Компании не специализируются по определенным видам бизнеса, — говорит генеральный директор одной из лизинговых компаний Максим Дубровин. — Поэтому трудно уследить за статистикой в сфере лизинговых услуг в строительстве, но это одна из самых динамично развивающихся отраслей.

Однако в целом мы далеко отстаем от лидеров, которыми в мире являются Западная Европа, США и Япония, считает Е. Царев. Там больше половины техники и оборудования, в том числе и строительной, продается через лизинговые операции. У нас же, по разным данным, — от 1,5 до 7%.

В сфере лизингового обслуживания сегодня достаточно жесткая конкуренция. Доля независимых лизинговых компаний снижается. Все больше «дочек» создают банки, в том числе частные, иностранные и принадлежащие таким крупным структурам, как «Газпром». Свои представительства в России открыли практически все крупные лизинговые компании. Не отстают от них заводы — производители строительной техники и оборудования, в том числе иностранные. Крупный игрок на этом рынке — государство, которое разработало свои программы по поддержке отечественных предприятий через предоставление льгот в процессе получения лизинга. В ЛК с государственным участием — а их доля составляет около 50% — делаются финансовые вливания, и это позволяет им предоставлять услуги более широкому кругу предприятий и на более выгодных условиях. Это, конечно, не нравится конкурирующим компаниям, зато не может не нравиться потребителям их услуг. Таким образом государство способствует обновлению основных средств производства российских предприятий и фирм, а также сбивает цены на этом рынке.

Тонкая настройка для лизинга

Есть такая закономерность — чем выше в стране развиты рыночные отношения, чем она богаче, тем больший спрос на лизинговые услуги. Опыт «лизингового треугольника» показывает также, что законодательство, создающее правовое поле для лизинга, требует очень «тонкой настройки», поскольку в лизинговых операциях задействовано большое количество «игроков».

— Лизинговая деятельность — захватывающий бизнес, но сложный. Я бы сказал, что это бизнес для интеллектуалов, — говорит Максим Дубровин (фото слева). — Бизнесмен, решивший заняться этим видом деятельности, должен ориентироваться в экономических реалиях, разбираться в налоговом законодательстве, поскольку лизинговые операции требуют скрупулезных расчетов, знаний всевозможных законодательных нюансов. Ему необходимо также хорошо разбираться в банковской деятельности, поскольку он идет за кредитом в банк и постоянно работает в связке с банками. Он должен хорошо ориентироваться в деятельности промышленных предприятий, в их ценовой политике, конъюнктуре рынка — ведь, обращаясь к нам, потенциальный лизингополучатель нередко сообщает, что ему требуется такая-то техника и просит посоветовать, где можно ее получить по справедливой цене и хорошего качества. Также нужны знания основ страхового бизнеса, поскольку все лизинговые сделки страхуются.

В лизинговой «цепочке» задействовано много заинтересованных сторон со своими ожиданиями, каждый планирует получить как можно большую выгоду, и от правильности расчетов, соблюдения баланса интересов зависит успех бизнеса. В этом и заключается, по мнению Максима Дубровина, главная привлекательность лизинговой деятельности.

В последнее время в арбитражных судах разных городов рассматривается немало споров между участниками лизинговых сделок. С одной стороны, лизингополучатели нередко обвиняют своих оппонентов в завышении цены сделок и неоправданном обогащении, а лизингодатели порой оказываются жертвами мошенничества, когда их клиенты объявляют себя ложными банкротами или идут на другие нарушения законов.

Это значит, что «тонкая настройка» лизингового бизнеса требует корректировки — практически постоянной.

Помеха для бизнеса — бедные клиенты

На одном из недавних семинаров по проблемам лизинга было проведено анкетирование на тему «Что мешает развитию лизингового бизнеса». Упрощенно говоря, главной причиной было названо слабое финансовое состояние потенциальных клиентов. Это говорит о бедности основной части фирм, в том числе и в строительстве.

Ни один предприниматель не хочет работать на устаревшей технике. Но собственных средств на приобретение новой современной техники не хватает, кредиты «кусаются», да и нередко банки, оценив финансовое состояние фирм, отказывают им в кредите, А вот лизинговые компании готовы взять на себя часть рисков. По большому счету, они мало рискуют, потому что в случае неуплаты необходимых отчислений могут забрать свою технику обратно. Банки также охотнее предоставляют кредиты на приобретение техники и оборудования через лизинговые компании. Они отказывают клиенту в кредите, но не откажут, если о нем хлопочет лизинговая компания, поскольку ЛК для них выступает в качестве гаранта. К тому же сделки обязательно страхуются. Известно, что страховые компании неохотно страхуют строительные риски, но они почти никогда не отказываются застраховать лизинговые сделки, поскольку в них в качестве залога фигурируют материальные ценности.

— Наша главная задача на стадии подготовки сделки — понять, насколько предприятие способно обеспечить бесперебойность выплат лизинговых платежей на протяжении всего срока лизинга, — говорит Владимир Гусев, заместитель генерального директора петербургской лизинговой компании. — По существующим у нас методикам оценки платежеспособности предприятия мы в результате изучения деятельности предприятия должны не просто увидеть возможные риски, но и понять, как нам управлять рисками в случае их возникновения.

Лизинг подстраивается под нужды клиентов

На услуги лизинга строительной техники более высокий спрос в тех отраслях экономики, где более устойчивое финансовое положение, — это, прежде всего, железнодорожный транспорт, нефтегазовый комплекс, промышленность нерудных материалов, дорожно-мостовое и жилищное хозяйство.

Среди регионов с большим отрывом лидируют также те, где больше крутится средств, — Москва и Петербург, затем идут города Екатеринбург, Челябинск, Новосибирск, Ростов-на-Дону и ряд других.

— Мощный стимул для роста лизинговых услуг дают крупные государственные программы, такие как саммит АТЭС во Владивостоке в 2012 году, Универсиада-2013 в Казани, Зимняя Олимпиада 2014 года в Сочи, — говорит Евгений Царёв (фото слева). — Нынче лизинговое сообщество питает большие надежды по поводу проведения в России Чемпионата мира по футболу 2018 года. Подобные программы предполагают огромные инвестиционные вливания в строительство всевозможных объектов, развитие дорожно-транспортной инфраструктуры. У строительных компаний появляется стимул для расширения и обновления парка машин. В рамках выполнения этих программ активно идет обновление основных средств дорожно-строительных компаний, в том числе за счет лизинга.

Однако не меньший интерес вызывают и региональные, местные программы. Каждый ищет свою нишу на этом рынке, и сегодня, по данным аналитиков, наиболее устойчивыми себя чувствуют небольшие ЛК, действующие в связке с надежными банками и имеющие свою клиентуру.

По мнению Максима Дубровина, большим спросом пользуется такая строительная техника, как самосвалы, экскаваторы, дробильное оборудование, краны, бетононасосы.

— В строительных компаниях, помимо техники и оборудования для производства работ, востребованы транспортные средства, — дополняет Владимир Гусев (фото слева). — Например, грузовики — как для междугородней, так и внутригородской логистики, автотранспорт для управленческого аппарата. ЛК наладили в этом сегменте надежные партнерские взаимоотношения и могут получать налоговые выгоды и ценовые преференции. Некоторые строительные организации берут в лизинг энергетические установки, позволяющие им обеспечить свои стройплощадки собственной электроэнергией и не зависеть от внешних дорогостоящих источников.

Техника и оборудование берутся в лизинг либо по классическому финансовому лизингу, то есть до полной выплаты и передачи оборудования во владение лизингополучателю, либо в оперативный лизинг, мало чем отличающийся от аренды, то есть на время выполнения каких-либо работ.

Оперативный лизинг, кстати, в Европе становится преобладающим, по этому пути постепенно начинает идти и Россия. Этот вид лизинга требует от компаний больших хлопот, ведь надо искать, кому передать дальше лизинговое имущество, техника и оборудование не должны простаивать. Но лизинг становится все более гибким и подстраивающимся под нужды клиентов. Так, например, в отличие от банков, ЛК начинают учитывать сезонность работы лизингополучателей и в межсезонье идут на уступки в выплатах.

— Сегодня взять практически любую строительную технику или оборудование в лизинг — не проблема для любого региона страны, — говорит Евгений Царёв. — Советую внимательно изучить условия, которые предлагают лизинговые компании: финансовые, скорость заключения сделки, какие требуются документы. Сегодня многие ЛК стараются максимально быстро рассматривать обращения, требуют оптимальное количество документов и стараются предоставить максимально выгодные условия для сделок. Но надо иметь в виду — чем меньше документов просят, чем быстрее готовы заключить сделку, тем больше рискует компания, а значит, такой лизинг обойдется дороже.

Татьяна ШАВИНА

Фото rostls.ru, plk.ru, tpprf.ru



Похожие публикации




Партнеры