15:00В Питере объем арендованных офисных площадей со стороны нефтегазовых компаний увеличился в два раза

14:30Монолитные работы ведутся в корпусе лучевой терапии в Коммунарке

14:00В Гольяново появится храм на 500 прихожан

13:30От спортзала до медцентра: Москва сдаст бизнесу в аренду 11 помещений

11:30ДОМ.РФ запустил сервис пополнения счетов эскроу с карты «Мир»

10:50ТЕХНОНИКОЛЬ начала производить полимерное волокно из отслуживших пластиковых бутылок

10:00В мае спрос на строительство частных домов в Питере и Ленобласти вырос на 17%

09:30Часть Москворецкого рынка снесут по решению суда

09:00Банк ДОМ.РФ: 13 тыс. семей заинтересовались ипотекой на ИЖС

17:38Программа промышленной ипотеки будет запущена до осени

15:10В рамках федпрограммы «Стимул» началось строительство 16 социально значимых объектов

14:30Более 600 объектов незавершенного и самовольного строительства ликвидировано за полгода в Подмосковье

13:00За месяц застройщики в 1,5 раза реже стали обращаться с запросом на разработку бренда ЖК

12:35Станция «Новаторская» Троицкой линии метро построена на 60%

12:00Почти 1,4 тыс. семей получили новые квартиры в ЦАО по программе реновации

Вторая жизнь асфальтобетона, какой она может быть

logo russianconstruction.com
Вторая жизнь асфальтобетона, какой она может быть
Поисковые теги: Источник фото: rcmm.ru

Сегодня в дорожно-строительной отрасли активно развиваются технологии повторного применения ранее уложенного асфальтобетона. Специалисты называют эту технологию RAP (Recycled asphalt pavement - переработанное асфальтовое покрытие). Несмотря на явную целесообразность применения RAP, его продвижение на рынок сопряжено с рядом сложностей как законодательного, так и иного характера.  Попробуем разобраться в специфике, особенностях и проблематике повторного применения старого асфальтобетона. Именно этой теме была посвящена отдельная сессия прошедшей недавно в Екатеринбурге отраслевой конференции «Уральский путь».

Начнем с понятий

Вторичный асфальтобетон бывает двух видов.  К нему относится и переработанный асфальтобетон RAP, и асфальтобетонный гранулят. 

Асфальтобетонный гранулят — это материал, получаемый путем холодного фрезерования асфальтобетона. Все, что получилось после фрезы, является асфальтобетонным гранулятом. Переработанный асфальтобетон или RAP - это уже отдельный, подготовленный, отсортированный дорожно-строительный материал. Это, на первый взгляд, простое разделение у некоторых представителей отрасли может вызывать путаницу. 

В мировой практике сфера применения вторичного асфальтобетона   крайне широка. Это, как выяснилось, и экологически, и экономически выгодно. Уже бывали случаи, когда RAP изготавливали для продажи, но уже не как отход производства, а вместе с паспортом качества, для добавления в новые асфальтобетонные смеси.

Можно выделить четыре основных фактора, доказывающих целесообразность применения вторичного асфальтобетона:

- Сохранение невозобновляемых природных ресурсов.

 - Сохранение окружающей среды и снижение количества отходов

 - Энергосбережение

 - Экономия средств по сравнению с традиционными методами восстановления асфальтобетонных покрытий. 

Что говорит зарубежный опыт

В РФ применение RAP пока только набирает обороты, в то время как за рубежом данная технология уже давно применяется. 

В мировой практике предпочтительным является применение асфальтобетонных смесей с содержанием вторичного асфальтобетона в количестве не менее 75% - в целях снижения стоимости материалов и работ, в целом. Органоминеральные холодные смеси с вторичным асфальтобетоном применяют, в основном, для слоев основания нежестких дорожных одежд.  Иногда на дорогах с низкой грузонапряженностью они применяются и в слоях покрытия.

Вяжущие за границей применяются такие же, как и в РФ - цемент, известь, битумная эмульсия. В странах с теплым климатом, в частности, в Испании, используют битумную эмульсию. В странах с менее теплым климатом отдают предпочтение комплексным вяжущим, т.е.  смеси минерального и органического вяжущего.

Для уплотнения смесей, имеющих в своем составе вторичные материалы, используются статический, ударный и вращательный методы. Каждая страна выбирает для себя   наиболее подходящую для нее методику. Единого подхода по этому вопросу в мировой практике нет.

Что касается испытаний дорожного покрытия, то, согласно нормативам, основные испытания касаются водостойкости и прочности при непрямом растяжении. Иногда дополнительно к ним проводят испытания на прочность и сжатие, объем пустот и разрушающую нагрузку - по методике Маршалла. 

А как у нас

В России до недавнего времени вторичный асфальтобетон, в основном, применяли для расклинцовки щебеночных оснований и укрепления обочин. То есть, там, где не особо важны свойства применяемого материала.

 

Сегодня, с учетом увеличения стоимости дорожно-строительных работ, применение вторичных материалов приобрело несравнимо большее значение.  В последнее время идет активное внедрение метода холодного ресайклинга. Асфальтобетон может смешиваться с уже использованным как на дороге, так и в специальной стационарной установке.   При этом применяться он может и в горячем, и в холодном виде.

Специалисты отмечают: добавлять RAP нужно очень осторожно, чтобы не ухудшить качество продукта.  То есть, в идеале, хорошо бы вычислить, сколько «вторички» смесь может в себя принять без потери качества.  Существуют примеры, когда RAP даже улучшает качество смеси. Так происходит, когда смесь делается из асфальтобетона, уложенного 20 и более лет назад.  В те времена переработка нефти была менее глубокой, и в ней оставалось больше полезных компонентов.

Но как часто бывает, развитию технологии мешает несовершенство законодательства.   Для легитимизации RAP был разработан ряд нормативных документов. Здесь можно назвать ГОСТ 30491-2012, СТО НОСТРОЙ 2.25.35-2011, ОДМ 218.2.022-2012, ОДМ 218.3.084-2020, ОДМ 218.6.1.005-2021, ПНСТ 632-2022. И это, надо сказать, большой прорыв, потому что раньше «вторичный» асфальтобетон применялся «по-тихому», на страх и риск подрядчика, который принимал это решение.

Между тем, надо признать и то, что на законодательном фронте пока еще не все так гладко. Зачастую дорожники на практике сталкиваются с проблемами, которые бывает трудно разрешить на месте. Например:

  1. В некоторых регионах фрезерованный асфальтобетон является отходом четвертой категории, который годится только для вывоза на спецполигоны. Легитимное его применение там невозможно.
  2. Так как применение вторичного асфальтобетона, по сути, является утилизацией, то обычно за нее от государства положены различные выплаты. В вопросе переработки RAP этот вопрос еще даже не поднимался.
  3. Подрядные компании должны быть замотивированы на применение RAP. На деле же, выходит по-другому. Иногда заказчики пытаются вычитать его из стоимости материалов. Они говорят примерно следующее: у вас в смеси 10% RAP, а он стоит 900 рублей за тонну. Стало быть, на тонну асфальта мы вам выделим не 6000 рублей, как раньше планировали, а 5100 рублей. Кто при таком подходе захочет использовать данную технологию? 
  4. Часть вышеперечисленных стандартов распространяется на ОМС (органоминеральные смеси), другая часть - на АГБ (асфальтогранулобетонные смеси). Разница здесь следующая. В ОМС-смесях содержание вторичного асфальтобетона составляет не более 60%, в АГБ-смесях - не менее 60%. Все остальные параметры - по применяемым вяжущим, технологии приготовления и прочим показателям - одинаковые.

В последнее время идет разработка Комплекса национальных стандартов по использованию органоминеральных смесей с применением вторичного асфальтобетона. Он будет включать и технические требования, и методы испытаний, и правила производства работ в рамках данной технологии. Главной целью новых стандартов является приведение смесей к единому стандарту.

Если новые стандарты будут внедрены, то асфальтобетон полноценно станет возобновляемым строительным материалом. Это даст отрасли огромную экономию.  Существует немало подрядных компаний, у которых скопились целые горы асфальтобетонного гранулята, который те пытются как-то применить (зачастую безуспешно). Для них совершенствование законодательства в данной части станет настоящим спасением.

Подготовил Станислав ДОНИН



Похожие публикации





Партнеры