12:53Москвичей попросили высказать свое мнение о судьбе монорельса на ВДНХ

12:26ЖКХ во втором полугодии подорожает, но не более, чем на 4%

11:46В Москве 12 госуслуг в земельно-имущественной сфере переведены в электронный формат

11:25В Москве и Петербурге ожидается удвоение числа коворкингов в 2020 году

10:49Линию метро от Коммунарки до Столбово достроит Московская инженерно-строительная компания

09:10Объявлены победители конкурса на лучший архитектурный проект ЦРБ

08:42Презентация концепции нового парка в Раменках стала "Событием"

15:53Премия Urban Award впервые пройдет в Казахстане

15:36Дом связи на Новом Арбате реконструируют под гостиницу

15:26Архсовет одобрил проект ЖК, который появится на Причальном проезде в Москве

15:15"Метриум": что не так с жилой архитектурой в Новой Москве

15:02Какой банк вошел в пятерку лидеров по объемам ипотечного кредитования

14:50В мэрии Москвы прошло награждение победителей конкурса на лучший проект в области строительства

14:37Банк ДОМ.РФ направит 1 млрд рублей на строительство флагманского ЖК во Владивостоке

14:20На Варшавском шоссе построят медицинский изолятор для иностранных граждан

ГОСТы для дорожного битума сдерживают прогресс

logo russianconstruction.com
ГОСТы для дорожного битума сдерживают прогресс
Поисковые теги: Источник фото:

Домашняя заготовка хорошего мастера всегда лучше магазинных консервов



Для дальнейшего чтения материалов, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.

Этот вопрос сегодня волнует многих специалистов, представителей дорожной и нефтеперерабатывающей отраслей. Поэтому различных мнений по данному вопросу немало. Отдельно стоит выделить мнение специалистов ГУП «Институт нефтехимпереработки РБ», которые недавно создали свой региональный стандарт и на битум, и на асфальтобетон.

Корпоративные стандарты на битумы дорожных марок сегодня имеют компании «ЛУКОЙЛ», «Роснефть», «Газпром нефть» и т.д. Также наряду с нормативами, разработанными производителями битумов, появились нормативы, разработанные теми, кто битумную продукцию потребляет. Это компании СТО 2.1-2011 ГК «АВТОДОР» и ПНСТ 1-2012. Заложенные в этих документах новые нормативы представляют собой изменённые величины известных характеристик битумов за счёт смещения значений традиционных показателей в ту или иную сторону, а также расширения или сужения области их значений. Однако ожидаемого переворота в дорожном строительстве России выход новых нормативов пока не произвёл.

Битум в составе асфальтобетона — это клей. Понятно, что чем лучше клей, тем прочнее и долговечнее асфальт, полученный с применением этого клея. Следовательно, клеящие свойства битума надо увеличивать. Вопрос в том, как это сделать?

Дорожные битумы российских производителей (за исключением ухтинских битумов), при сопоставлении качественных характеристик и групповых химических составов, сегодня мало чем отличаются друг от друга. Причина понятна: все битумы вырабатывают из товарных смесей сернистых и/или малосернистых западносибирских нефтей по типовой технологии прямого окисления сырья. Поэтому, несмотря на выход в свет очередного норматива, углеводородная основа битума остаётся неизменной, и клеящие свойства её не меняются. То есть, клей по функциональным характеристикам лучше не становится. Он просто может быть то гуще, то жиже. Клеящие свойства битума могут быть улучшены с заменой исходного сырья — нефти. Пример этому — ухтинский битум.

 

Что же делать в таком случае?

Сотрудники ГУП «Институт нефтехимпереработки РБ» попытались несколько изменить ситуацию с качеством битумов пока на региональном уровне, с учётом того, что на предприятиях нефтяной компании ОАО АНК «Башнефть» в Уфе наряду с товарной смесью западносибирских нефтей до сих пор перерабатывают местную тяжёлую высокосмолистую Арланскую нефть. Руководством компании совместно с ведущими дорожными организациями РБ было принято решение разработать корпоративный региональный стандарт на улучшенные дорожные битумы с учётом особенностей дорожно-климатических условий республики и свойств инертных материалов, поступающих в производство из местных карьеров.

Начали с составления технического задания на разработку. В итоге получили проект ТЗ, который был рассмотрен, согласован и утверждён на совместном расширенном совещании науки, нефтепереработчиков и дорожников. Ни один действующий сегодня норматив на дорожные битумы не содержит такого жесткого комплекса требований, какой содержит данное ТЗ.

Основная задача исследований, сопровождавших разработку стандарта — экспериментально обосновать и подтвердить каждую цифру, заложенную в проект ТЗ, и, при необходимости, внести практически обоснованные коррективы в первоначальный вариант задания.

Следующим этапом исследований явился выбор сырьевых компонентов битума, с учётом технических возможностей производства, разработка рабочих рецептур и оптимальной технологии переработки этих компонентов в битумы с заданными техническими характеристиками. Применение привозных сырьевых компонентов исключалось. Технологические приёмы получения опытных образцов битумов во всех случаях были идентичны.

Наилучшие рецептуры экспериментальных битумов были наработаны в укрупнённых количествах и переданы для испытаний в специализированную дорожно-строительную лабораторию Управления коммунального хозяйства и благоустройства г. Уфы. Для сравнения, в качестве эталонного образца использовали «ходовой» битум, полностью отвечающий всем требованиям действующего ГОСТ 22245-90 на марку БНД 90/130, вырабатываемый на одном из предприятий республики, не входящим в систему компании «Башнефть». Во всех экспериментах гранулометрический состав смеси, рецептура и условия изготовления, формования и испытаний асфальтобетонов оставались неизменными. Меняли только битум.

Полученные результаты испытаний показывают: асфальтобетоны, изготовленные с применением новых битумов, существенно превосходят аналог, изготовленный с применением эталонного битума, по прочностным характеристикам при сжатии. Соответственно, колейность опытных асфальтобетонов существенно ниже, чем у эталонного образца.

Асфальтобетоны на базе опытных битумов характеризуются также повышенной водостойкостью и низким водонасыщением, что является важным преимуществом, поскольку давно известно, что «…вода — это враг дороги №1».

Экспериментальные асфальты характеризуются высокой трещиностойкостью по пределу прочности на растяжение при расколе при температуре 0 градусов Цельсия при скорости деформирования 50 мм/мин. Не вписывается в перечень достоинств новых асфальтов только один показатель — «предел прочности при сжатии при 0 градусов». Считается, что данный показатель косвенно прогнозирует устойчивость асфальтобетона к трещинообразованию при эксплуатации дорожных покрытий в периоды с низкими отрицательными температурами. Численных значений трещиностойкости такой прогноз не содержит. Умозрительный показатель, эмпирический, неинформативный. И вот почему?

Если клей стал лучше, то прочность изделия естественно повысится, причём, при эксплуатации изделия в любых условиях. Она будет выше и при 50 градусах по Цельсию, и при 20 градусах, и при 0 градусов тоже, и это закономерно. Поэтому, о склонности асфальтобетона к трещинообразованию, нельзя судить по абсолютной величине данного показателя.

Обсуждать эту тему следует только с учётом величины соотношения прочностей, измеренных при разных температурах. Например, отношением прочности при 0 к прочности при 20, или прочности при 50. Стандарт сегодня нормирует соотношение прочности при 0 градусов Цельсия к прочности при 20 градусах равным 4,4. Выше — плохо, ниже — хорошо.

У эталонного асфальта величина этого соотношения составляет 2,3, т.е. полностью вписывается в норматив. Но у экспериментального-то битума величина данного соотношения ещё ниже и равна 2,0. Следовательно, такой битум и асфальт на его основе в наименьшей степени термочувствителен. А если взять соотношение прочность при 0 градусов и прочность при 50 градусах Цельсия, то разница будет ещё больше. Да и температура хрупкости нового битума существенно ниже, чем требования норматива.

Но в дорогу-то этот действительно улучшенный битум не пускают. Потому что выполнение требования неинформативного показателя «прочность при 0» пока является для дисциплинированного подрядчика обязательным. Разумеется, можно улучшенный битум довести до кондиций, нормируемых действующим стандартом, ухудшить его до ГОСТовского и получить все требуемые показатели ныне действующего стандарта. Но зачем тогда нужны битумы улучшенные?

Возьмём такой пример. В 1994 г. был построен опытный участок дороги, протяжённостью 10 км, в горном районе Башкортостана. Битум неокисленный, температура хрупкости минус 14 градусов Цельсия, прочность асфальта при 0 градусов составляла 13,5. Этот участок до сих пор работает без ремонта, а зимой в горах температура нередко уходит за минус сорок, при этом по дороге зимой ездят огромные лесовозы, нагруженные брёвнами диаметром более полуметра. Так не трещит же дорога. Соседние участки, построенные в тот же период с применением ГОСТовского битума, ещё в прошлом веке были перекрыты.

Можно дополнительно пластифицировать такой битум и довести ПО до нормы, но колея-то при этом углубится. А что хуже, эмпирическая вероятность трещинообразования или реальная колея? С колеёй-то надо бороться уже сегодня, сейчас, а ожидаемое трещинообразование то ли будет, то ли нет.

А ведь можно прогнозировать ещё и следующее развитие событий. В Предварительном национальном стандарте сдвинут показатель «температура размягчения» для всех марок битума на 2-3 градуса выше, в сравнении с ГОСТ 22245-90 при равных значениях пенетрации. Новые соотношения показателей «КиШ/пенетрация» теперь таковы, что показатель асфальта «прочность при сжатии при 0 градусов Цельсия» для ряда марок битума по ПНСТ, начиная с марки 50/70 и выше, уже не будет выполняться. Как быть в этом случае? Отменять марки битумов, или отменять ГОСТ, или вносить в него изменения, никто пока не задумывался. А пора бы уже, пожалуй.

Для чего решили создать свой стандарт?

Каждому дорожнику часто приходится слышать выражения: хороший битум, улучшенный битум и т.д. А что это? Хороший битум — это такой, с применением которого можно получить прочный долговечный асфальт. Всё-таки битум — это промежуточный продукт, если иметь в виду дорожное строительство. Конечный продукт, ради которого все такого типа исследования затеваются, — это асфальтобетон. Именно этот материал должен долго и верно служить человеку.

Для достижения требуемого долголетия нормативы на высокопрочный и долговечный асфальтобетон должны быть серьёзно пересмотрены, и такую работу уже давно пора начать делать. Улучшать битум необходимо целенаправленно, добиваясь достижения требуемой долговечности асфальтобетона, а не просто изменять величину значений тех или иных показателей.

Новый асфальтобетон (так же, как и новый битум!) должен иметь более высокое качество, для достижения которого необходимы дополнительные всесторонние исследования и испытания и более плотное знакомство с передовым зарубежным опытом. Действующий стандарт отменять, может быть, пока и не надо, но внести в него некоторые изменения было бы совсем не лишним.

Имеет же потребитель сегодня и права, и возможности, наряду с битумами по ГОСТ 22245-90, применять битумы по СТО ГК «Автодор», или по ПНСТ 1-2012, или битумы, соответствующие требованиям любого корпоративного стандарта. При этом для асфальтобетона выделен всего один стандарт на все пять дорожно-климатических зон России. И хотя, вроде бы, и учтены в нём эти самые зоны, но как-то неубедительно.

Белоруссия, к примеру, строит неплохие дороги, не имея выдающегося битума, варьируя четырьмя стандартами, и использует в каждом случае то, что подходит в наибольшей степени для решения конкретной задачи.

В США почти каждый штат имеет свой стандарт и постоянно его совершенствует. У нас же стандарты живут не как дисциплинирующий и направляющий документ, а как догма, живут десятилетиями в неизменном виде, сдерживая тем самым прогресс.

Вот в такой ситуации специалистами из Башкирии и было принято решение: создать свой региональный стандарт и на битум, и на асфальтобетон. Говорят, что домашняя заготовка хорошего мастера всегда лучше магазинных консервов.

Станислав ДОНИН

Фото: academic.ru, fotki.yandex.ru, industrial-service.ru, sespel-auto.ru, stabrovsky.ru



Похожие публикации




Партнеры