16:09Когда будет отремонтировано здание Архитектурного отдела на ВДНХ

15:30На станции МЦК ЗИЛ запланировано строительство дополнительных выходов

14:41На что держит курс ГК Bosch в России

13:58Стасишин оценил застройку по программе «Стимул»

12:46Где в Казани пройдут слушания по строительству второй ветки метро

12:00Что пять нашли на стройке в Екатеринбурге

11:14Когда сдадут жителям дом по реновации в Можайском

10:10Московское метро остеклили «бронированными» стеклами

08:57Какие станции метро будут закрыты 25 и 26 мая

18:00Зачем, на самом деле, в московском метро обновят 70 вентиляционных установок

17:06Реновация в Бабушкинском районе даст новые объекты инфраструктуры

16:05Где построят новый Ледовый дворец в столице

14:58Кто ответит за регулярные сбои в столичном метро

14:18Мосгосэкспертиза согласовала семь проектов ремонта зданий на Новом Арбате

12:54Когда «сдадут» трассу Солнцево – Бутово – Варшавское шоссе

Почему «хлеб строительства» не дорожает

logo russianconstruction.com
Почему «хлеб строительства» не дорожает
Поисковые теги:
Спрос на железнодорожные перевозки цемента падает

Для дальнейшего чтения материалов, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.

После того, как отрасль миновала пик экономического кризиса, в стране начался стабильный рост потребления цемента, который в среднем составил 12% в год. Наибольшее его количество прогнозируется использовать в нынешнем году — около 70 млн тонн. Это будет примерно на 7 с лишним процентов больше, чем потребность в 2012-м году.

Импортного цемента в Россию в этом году завезут почти 5,5 млн тонн. Основные импортеры его в нашу страну — Белоруссия, Турция и Иран, которые совместно поставляют более 60% импортного цемента.

Примерно 50-70% всего производимого и поставляемого из-за рубежа цемента идет на строительство жилья. И объемы производства цемента четко коррелируются по годам с объемами строительства жилья.

 Ввод жилья в РФ и выпуск цемента

Ввод в действие зданий по РФ в 2000—2012 гг. (млн кв. м)

По структуре производства преобладает портландцемент с минеральными добавками. На втором месте — без минеральных добавок. Оно и понятно: если не предъявляется достаточно высоких требований к свойствам цемента, то в большинстве случаев выбирают более дешевый, с добавками. Хотя в последние годы прирост выпуска цемента без минеральных добавок опережает «добавочный».

Структура выпуска цемента по маркам

Весьма любопытны цифры годового потребления цемента на душу населения у нас и «у них» (за последние годы). Если у нас на брата приходится чуть менее 500 кг в год, то в Китае — в три раза больше, а в Саудовской Аравии — в четыре с лишним раза больше. Наверно, китайцы любят строить из бетона, причем речь идет не только о многоэтажных домах. Они в последнее время нарастающими темпами строят производственные здания, дороги и другие объекты инфраструктуры. А вот Америка и Англия в противоположной части списка. США по этому показателю не дотягивает до нас больше чем на треть, а Великобритания так и вообще наполовину. С американцами понятно — они «лепят» свои «картонные дома» в своей «двухэтажной Америке». Британцы же, скорее всего, отдают предпочтение традиционным кирпичу и природному камню.

Что касается производства цемента в течение года, то за последние несколько лет четко прослеживается тенденция заметного — более чем двукратного — увеличения производства летом и снижения в зимние месяцы. Например, в июле этого года в России произведено около 7,7 млн тонн цемента, тогда как в январе — чуть менее 3 млн тонн. Это, безусловно, объясняется тем, что сегодня у нас строительство ведется преимущественно монолитным способом и в летнее время его объемы увеличиваются. В далекие советские времена, кода почти все домостроение было индустриальным, сезонные перепады были менее заметны. Кстати, и сегодня, если взглянуть на динамику производства железобетонных изделий, то она выглядит более или менее ровно. Провалы в зимние месяцы не столь значительны, как в графике производства цемента, да и в сезон, с марта по октябрь, линия выглядит более сглажено.

Динамика производства ЖБИ (2011—2013 гг)

В то же время кривая производства товарного бетона очень близко повторяет контуры кривой производства цемента.

Динамика производства товарного бетона в 2011—2013 гг.

Но вернемся к цементу.

В последнее время наблюдается снижение доли перевозок цемента по железной дороге. Тут сказывается и рост тарифов на перевозки, и недостаток специализированных вагонов, и достаточно долгое время, которое затрачивается при перевозке по рельсам. А кроме того, рост числа цементных заводов во многих регионах России привел к сокращению плеча перевозок. Поэтому в последнее время увеличились объемы закупок автомобильного транспорта для транспортировки цемента. Это оказывается и выгоднее с точки зрения затрат, и быстрее по времени. Однако в зимние месяцы доля железнодорожной составляющей все же увеличивается по сравнению с летними. И это тоже волне объяснимо: многие наши дороги зимой становятся труднопроходимыми.

Что касается прогнозов в этом направлении, то в связи с тем, что число цементных заводов в стране постоянно увеличивается (и эта тенденция сохранится в дальнейшем), расстояние между потребителем и производителем цемента будет сокращаться и, соответственно, можно спрогнозировать дальнейшее снижение объемов железнодорожных перевозок цемента и увеличение автомобильных. Видимо, и спрос на автотехнику для этого будет расти, а на железнодорожные хопперы сократится или, как минимум, останется неизменным.

То же и о ценах. По тем же причинам цены на цемент остаются достаточно стабильными. Аналогичный прогноз специалисты делают и на 2014-й, а также последующий годы. Предложение цемента заметно увеличивается и в какой-то момент превысит спрос. Но если так, то производителям придется снизить цены, чтобы устоять в конкуренции с более дешевым продуктом из Белоруссии, Турции, Ирана… Это, скорее всего, приведет к снижению импорта и увеличению доли отечественного продукта.

Что, конечно, не может не радовать…

Владислав МАШУТИН,
начальник отдела стратегического развития компании «ПОЛИПЛАСТ Новомосковск»



Похожие публикации



Партнеры