На V конференции «Текущее состояние и перспективы развития строительного комплекса и промышленности строительных материалов», которая прошла в рамках выставки «Отечественные строительные материалы—2013», одно из выступлений было посвящено проблеме контрафакта на российском рынке сухих строительных смесей. В том, миф это или суровая реальность, пытался разобраться вместе с участниками конференции управляющий Союза производителей сухих строительных смесей (Санкт-Петербург) Евгений Беляев.
Как пираты «Атлас» потопили
Первый вопрос, на который нужно ответить, говоря о контрафактной — пиратской — продукции: чем, собственно, она опасна и для кого?
Вот пример, который привел в своем выступлении Евгений Беляев (фото слева).
В 2000-е годы в России были весьма популярны сухие смеси польской фирмы «Атлас». Особенно плиточный клей. Почувствовав конъюнктуру, «черные производители» наводнили все московские рынки «Атласом» российского «гаражного» производства. И, естественно, соответствующего «гаражного» же качества.
Это крайне болезненно отразилось на обороте легальной продукции и репутации этой торговой марки. Массированный вброс на рынок поддельных сухих смесей торговой марки «Атлас» стал одной из ключевых причин того, что марка потеряла популярность, а построенный в подмосковной Дубне завод так и не вышел на проектную мощность и был продан. А некогда известные и занимающие серьезную долю рынка смеси ушли на его глубокую периферию. Теперь эта марка является третье- или даже четверостепенной на отечественном рынке сухих строительных смесей.
Не столь катастрофические, но тоже серьезные потери несут и нынешние лидеры производства ССС. Например, компания «Сен-Гобен Строительная Продукция Рус», которая владеет популярным брендом Weber Vetonit, в 2009—2010 годы оценивала свои ежедневные потери от пиратского копирования в 200 тыс. руб., что составляет примерно 5% от легально произведенной продукции марки Weber Vetonit. Даже для столь мощной компании 200 тыс.в день — не та цифра, которой можно пренебречь.
Какие продукты чаще всего подвержены пиратскому копированию на строительном рынке сегодня? Такие, которые пользуются массовым спросом, с одной стороны, и не требуют для организации «левого» производства больших затрат и дорогого высокотехнологичного оборудования, с другой. Именно поэтому никому не придет в голову подделывать гипсокартонные листы, силикатный кирпич или железобетонные блоки. А вот те же сухие смеси, готовые к применению шпаклевки, краски тиражировались, особенно в начале двухтысячных, достаточно массово. Ведь все, что требуется для самого примитивного подпольного производства, это гараж, тара (мешки) и смеситель (например, та же бетономешалка). И еще 2—3 гастарбайтера — тоже, разумеется, нелегальных.
Способы подделки
Как рассказал участникам конференции Евгений Беляев, сегодня существуют три основных способа «копирования», которые родились еще в начале 2000-х годов. Первый, наиболее безобидный, сводится к тому, что отдельные «предприниматели» приобретают оптом некоторое количество фирменных ССС в мешках по 20—30 кг, перефасовывают их в более мелкую тару (пакеты от 1 до 5 кг), оформление которых скопировано с оригинальной упаковки, и реализуют их — понятно, что по более высокой, «розничной» цене. На эти несколько процентов «маржи» они и живут. Заметим, что при этом производитель свою продукцию продавал, а потребитель получал действительно качественную, «фирменную» продукцию. К этой разновидности контафакта мы еще вернемся, скажем лишь о двух других, действительно опасных методах подделки.
Второй способ — когда «черные» торговцы заказывают в типографии очень похожую на фирменную упаковку, фасуют туда неизвестно что (какие-то произвольные смеси песка, цемента и следов метилцеллюлозы, которая используется в качестве загустителя) и выдают за качественный продукт.
Третий вариант — когда покупают какие-то простые дешевые смеси, аккуратно снимают с мешков верхний слой крафт-бумаги и наклеивают на него этикетку известной в мировом масштабе фирмы-производителя ССС.
Понятно, что именно эти два способа и наносят максимальный ущерб — и потребителю, и производителю фирменной продукции, поскольку последний теряет и деньги, и репутацию из-за безобразного качества подделок.
А теперь, как и было обещано, вернемся к первому способу.
Многие производители жалуются, что «пираты» покупают их продукцию и, перефасовывая в более мелкую тару, отправляют на розничные рынки. Например, одна из крупных корпораций-производителей ССС зафиксировала появление такого «контрафакта» в январе нынешнего года в Омске. На строительных рынках города появилась их продукция, расфасованная в мешки в 3, 5 и 10 кг. Тогда как в ассортименте самой компании присутствуют только мешки 30-килограммовой фасовки. При этом представители компании подчеркивают, что со стопроцентной уверенностью заявлять, что продукция является поддельной, нельзя. Иначе говоря, многие торговые точки расфасовывают реальный продукт в мешки 5 кг и в результате получают некоторый дополнительный доход.
А теперь вопрос: в чем же тут криминал?! Купили мешок весом в 30 кг, честно заплатили производителю его стоимость, а потом перефасовали в более удобную для продажи тару и получили за это дополнительный доход. Где состав «преступления»? В том, что продать частному покупателю 30-килограммовый мешок практически невозможно, потому что столько не нужно для бытовых целей, а 5-килограммовые расхватывают, как горячие пирожки?
Кто ж виноват, что «забронзовевшие» от собственного величия «мировые лидеры» не желают считаться с нуждами простых потребителей и не хотят «возиться» с доступной для простых людей-частников разумной по объему тарой?! Рынок, господа, все расставляет по своим местам! И вместо того чтобы считать контрафактом простую перефасовку, которая, кстати, повышает среди населения доступность и популярность вашего бренда, вам бы спасибо сказать тем, кто делает за вас то, что должны бы делать вы сами!
Правда, некоторые уже дозрели до мысли, что нужно думать не только о своих прибылях, но и о нуждах тех людей, которые живут в стране, где вы получаете свои прибыли. Они, наконец-то, налаживают выпуск ССС в мелкорозничной таре. Но спасибо за это нужно все-таки сказать тем самым «пиратам первого типа», которые начали делать это сами.
Москва — столица контрафакта?!
Но вернемся к выступлению управляющего СП ССС. Он сообщил, что за последние несколько лет ситуация с производством контрафактной продукции в сфере ССС зримо изменилась в лучшую сторону. В целом по рынку доля поддельной продукции по оценкам экспертов не превышает 1% от общего объема потребления сухих смесей. По самым смелым оценкам стоимость реализованной контрафактной смеси на начало 2010 года составляла около 1 млрд рублей. Однако в реальности эта цифра (по оценке выступающего) вполовину меньше. Объем потребления сухих смесей в 2009 году можно оценить в 5,5 млн тонн, что в денежном отражении составляет около 66 млрд руб., или около 2 млрд долларов США. Тогда как раз доля контрафакта получается около 500 млн руб.
Где же находится центр производства поддельных смесей? Если говорить об этом применительно к сухим смесям, то проблема, на взгляд выступавшего, имеет четкую географическую локализацию — это Москва и Московская область. Докладчику (который живет и работает в Санкт-Петербурге), конечно, виднее, но не сказывается ли тут традиционная «недолюбовь» некоторых питерцев к москвичам? Ведь и сам же он тут же добавил: «Хотя факты сбыта контрафактной продукции периодически фиксируются практически во всех регионах Российской Федерации, чаще всего в Поволжье и на Урале». Из Москвы, что ли, везут контрафакт на Урал? Не дороже ли он обойдется тогда брендовой продукции?! Однако оставим эти утверждения на совести их автора. Ведь если простую перефасовку в более удобную для потребителя тару считать контрафактом, то, возможно, он и прав: ведь в московском регионе, пожалуй, самый большой розничный рынок потребления сухих строительных смесей. Так что и перефасовывают здесь, понятное дело, больше…
Во всех остальных регионах России проблема контрафактных сухих смесей является значительно менее острой, пояснил Евгений Беляев, поскольку там просто нет такого количества строительных рынков-развалов, выполняющих роль инкубаторов, где «вызревают» контрафактные сухие смеси.
Кто виноват и что делать?
Сложность борьбы с контрафактной продукцией вот в чем. Оказывается, что даже контрольная закупка фирмой-производителем образца контрафактной продукции и проведение экспертизы в условиях лаборатории завода, подтверждающей подделку, не является для правоохранительных органов сигналом для каких-либо действий по закрытию точки, реализующей контрафактную продукцию. Заявление потерпевшего — фирмы-производителя — опускается до уровня участкового инспектора и в дальнейшем спускается на тормозах, т. к. участковый в силу своего служебного положения не имеет права производить контрольную закупку. А отсутствие действенных мер со стороны правоохранительных органов порождает безнаказанность производителей и продавцов контрафакта.
Как легальные производители защищают сегодня свои торговые марки от подделки? Периодически они обновляют дизайн упаковки, следят за четкостью цветной печати на бумажных мешках, наносят специальные штрих-коды, делают защитные голографические наклейки.
Кроме того, активно работают службы безопасности ряда крупных компаний, они сотрудничают между собой и проводят регулярные рейды по выявлению контрафактной продукции и мест ее производства. Однако рентабельность «контрафактного бизнеса» такова, что на смену выявленным производителям и «черным» торговцам тут же приходят новые любители «срубить по-легкому».
Ну и, наконец, главный вопрос: как не попасть на подделку? Чтобы минимизировать риск приобретения контрафактных смесей, Евгений Беляев рекомендует приобретать продукцию либо со склада официального дилера, либо в крупных сетевых строительных магазинах, гипермаркетах. Сложно представить, чтобы крупные магазины строительных товаров рисковали своей репутацией и брали продукцию у сомнительных производителей, считает Евгений Беляев.
Михаил ЗИБОРОВ
Фото автора, news.mail.ru, remont-mania.ru