15:57Что за волшебный детский сад появится в поселении Московском

15:04В рамках развития маршрутов МЦД-1 и МЦД-2 построят 12 пешеходных переходов

14:16За восемь лет Собянин и его замы потратили 700 млн рублей на полеты на частных самолетах

13:42Минтранс выступил за строительство платной дороги Москва-Казань вместо новой м7

12:51Когда построят путепровод в районе улицы Пруд Ключики

11:54Станцию метро «Стахановская» оформят в стиле конструктивизм

10:53Начато строительство семи станций Коммунарской линии метро

09:48Каким будет детский сад с кабинетами логопеда и психолога в Солнцево

08:53Как московских застройщиков оштрафовали в январе-июне более чем на 14 млн руб.

17:40Когда утвердили программу увеличения доходов малоимущих семей

17:09В Новосибирске на Красном проспекте уложили старые бордюры. Власти заявили, что они долговечнее новых

16:45В Питере на судостроительном заводе вспыхнул пожар

15:38Какие запреты ждут коллекторов после принятия закона в Госдуме

14:46«Газпром» потратит на газификацию Коми больше 7 миллиардов рублей

13:45В Москве подготовлены 60% жилых зданий к отопительному сезону

Факты и мифы об опалубке

logo russianconstruction.com
Факты и мифы об опалубке
Поисковые теги: Источник фото:

«Я его слепила из того, что было»


Для дальнейшего чтения материалов, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.

Монолитное строительство стало популярным в последние годы — монолитные дома прочные, современные и выразительные. Но... возвести монолитные стены было бы невозможно, если бы не было опалубки.

Не топором и кувалдой…

В начале 90-х годов вместе с современными строительными технологиями в нашу страну стали привозить некие конструкции, состоящие из причудливо изогнутых деревянных реек и металла — зарубежную опалубку. Стоила она дорого, и многие поначалу недоумевали, зачем платить такие громадные деньги, если на любом оборонном заводе можно сварить подобное. Но лишь позднее пришло понимание, что опалубка — это сложная технологичная система, и ее нельзя делать наобум, используя «русскую смекалку, топор и кувалду».

Так что же такое опалубка?

Русское название произошло от глагола «опалубить» (покрыть помостом). Но точнее передает значение английское слово «formwork» — форма для бетона.

В соответствии со стандартом (ГОСТ Р 52085 2003) под опалубкой понимают конструкцию, представляющую собой форму для укладки и выдерживания бетонной смеси, состоящую из формообразующих, несущих, поддерживающих, соединительных, технологических и других элементов, таких как щит, стойка, подкос, балка и т. д. Поэтому сегодня правильнее говорить не «опалубка», а «опалубочные системы» — ведь это сложные конструкции, при разработке которых использовались технологии, по сложности не уступающие космическим.

... без комментариев

«Я его слепила из того, что было»

Где сегодня чаще применяются опалубочные системы — в промышленном или гражданском строительстве? Точной статистики по этому вопросу не ведется. Но считается, что в гражданском строительстве применяются более простые опалубочные системы.

Если взглянуть на историю применения опалубочных систем в современной России, то в начале 90-х мы покупали опалубочные системы за рубежом (в основном в Канаде и Германии). Но наши умельцы быстро сообразили: незачем везти из-за границы всякие балки и щиты, когда из них можно делать дома. Тем более недостатка в инженерах наша страна никогда не испытывала. И стали «лепить» опалубочные системы из всего, что имелось под рукой: дерева, алюминия, стали и даже из пластмассы. Но пластмассовые опалубки устанавливали обычные работяги с кувалдами. От их богатырской силы они крошились, как скорлупа.

«Патенты» на опалубку: все изобретено до нас

Некоторые руководители строительных организаций, например, Николай Евдокимов, Анатолий Мягков, Юрий Лунин, Павел Олейник, Борис Горлов на сайте findpatent.ru заявляют, что разработали новую опалубку. Другие, как в фирме «Опрус», поступают хитрее: у них на сайте есть страничка «Патенты», которая находится в постоянной разработке. Но чаще просто дают фото патентных бланков, на которых нельзя ничего прочесть, к тому же без сопроводительной информации. Так какие же части опалубки нужно патентовать?

На самом деле все давно уже изобретено и ничего нового не придумаешь. Обратите внимание, что большая часть патентов, вывешенных на сайте, просрочены, потому что забыли их продлить. Например, у строителей Евдокимова, Мягкого, Лунина, Олейника и Горлова срок действия патента закончился еще в 2005 году.

Что и говорить, в нашей стране еще с советских времен особое отношение к разным дипломам и регалиям. Но по сути это сплошное надувательство. Ведь патентуют то, что давно всем известно. Нагло сдирают технологии у зарубежных производителей опалубочных систем, взамен ничего не предлагая своего. Пользуются тем, что профессионалов в данной области не так много.

Когда российское — не значит «лучшее»

Сейчас детали для современной опалубки снова стали выпускать на российских заводах (в советские времена ее производили некоторые авиационные предприятия, например, в Харькове). К сожалению, эти отечественные заводы не имеют нужного оборудования для полного производства опалубочных систем. Они изготавливают только отдельные локальные участки. При изготовлении современной опалубки обычно используют дерево, алюминий, сталь. Не так давно в России построили завод по финской технологии, завезли фанеру, установили станки. Процесс, как говорится, пошел. От заказчиков нет отбоя. Но фанеру производят не ту, что годится для опалубки. У нас, к сожалению, все зависит от случая: купили клей по дешевке и на радостях покрыли им всю имеющуюся фанеру, а клей — не тот! Или технолог не добавил нужный компонент (решил сэкономить), и получился брак. Фанера перестала быть влагостойкой.

Некоторые строители считают, зачем покупать заграницей погонный метр деревянной опалубки за 17 евро, когда у нас он стоит 157 рублей. Но такая высокая цена не случайна. При изготовлении фанеры для опалубки применяются особые технологии склеивания древесины, просушки и т. д. Например, из ствола альпийской сосны (именно ее используют при производстве опалубки) можно изготовить 2–4 брусочка, а у нас используют весь ствол, да и древесина среднерусской сосны гораздо хуже по качеству. Вот и получается, что когда бьют по балке молотком, на альпийской сосне появляется лишь небольшая трещина, а балка, изготовленная из нашей сосны, полностью ломается.

... без комментариев

То же самое со сталью. Ее у нас производят в промышленных масштабах, но в основном высокоуглеродистую, непластичную. В условиях Крайнего Севера она ломается, как пластмасса. Это касается и алюминия. Его у нас выпускают только в двух сплавах, и оба они не годятся для производства опалубки. Из-за границы вести алюминий невыгодно, после растаможки он очень дорого стоит. Вот и приходится крутиться — вместо одной алюминиевой балки, крепить две. Это, естественно, отражается на стоимости готового дома.

«У них» халтура не пройдет

Лучше всего дела с опалубками обстоят в Западной Европе, в частности, в Германии. Эта страна, кстати, один из ведущих производителей опалубочных систем. Но и в нашей стране потребность в качественной опалубке постепенно возрастает. Ведь все чаще возводятся здания совместно с западными компаниями. И зарубежные партнеры за правильным возведением опалубочных систем следят очень строго, потому что вкладывают свои деньги, а не государственные. Например, несколько лет назад по заказу Правительства Москвы на юго-западе столицы немецкие специалисты возводили водоочистительные станции. У них очень жесткие требования к конструкциям, в том числе и к опалубочным системам, в которых их формуют. Путем долгого отбора была выбрана ведущая российская компания. Она участвовала в установке опалубочных систем на двух водоочистных станциях. Потом другие компании подтянулись. Не захотели терять выгодный заказ. Постепенно приходит осознание, что нельзя работать по старинке: если хочешь, чтобы к тебе пришел заказчик, надо за качество отвечать.

 Елена ПРЯДКИНА

Фото: «Строительство.RU»

 

Мнение архитектора

Татьяна Долинина, архитектор-градостроитель:

 «Технологичная опалубка позволяет лепить здание как скульптуру»

В современном городе вопрос создания образа жилой среды того или иного района, квартала, двора решается не только планировочными методами, но и при помощи отдельных зданий. Именно они являются образующими элементами жилой среды — благодаря пластике их фасадов, геометрии планов и пропорций в целом, гармоничному сочетанию отдельных элементов и т.д. Большую роль играют и решения, применяемые при обработке стен и других составных частей фасадов.

Именно здесь архитектора-градостроителя и выручает технология монолитного домостроения. А форма, пластика фасада, его качество в целом зависят от того, какая опалубка применяется при строительстве — как стен здания, так и его монолитного каркаса.

Современная опалубка — если она прочная, надежная, технологичная — позволяет архитектору реализовывать самые интересные замыслы, применять разнообразные новые архитектурные решения — практически лепить здание как скульптуру. И при этом еще и удешевлять само строительство.

Особенно остро сейчас стоит проблема решения фасадов рядовой жилой застройки. Ведь безликое однообразие индустриальных жилых домов создает повсеместно унылые картины городской среды, не лучшим образом влияя и на настроение, и даже на психику горожан. Так что умелое использование монолитных технологий, в том числе высокотехнологичной опалубки, поможет, надеюсь, решить и эту проблему.



Похожие публикации



Партнеры