Мы начинаем публиковать биографические очерки о наиболее известных людях строительной отрасли. И первым расскажем о профильном федеральном министре
Вот как часто происходит: чем выше человек взбирается по социальной лестнице, тем сложнее для него это восхождение. Это только со стороны кажется, что люди, возглавляющие федеральные структуры, — сплошь баловни судьбы, которым должности подносили на блюдечке. На деле большинству из них приходилось не раз и не два принимать сложные, не всегда однозначные решения. Не является исключением и герой сегодняшнего материала — министр строительства и ЖКХ РФ Михаил МЕНЬ.
Жизнь Михаила Александровича с самого детства нельзя назвать простой. Он родился в 1960 году в Московской области в семье известного на всю страну священника Александра Меня. Не надо объяснять, насколько трудно пришлось сыну священнослужителя в обществе, где боролись с «религиозным мракобесием». С одной стороны — окружение, требующее соответствия, с другой — семья, прививающая традиционные православные ценности.
Поэтому возьмем на себя смелость заявить, что судьба нынешнего министра строительства всегда была со строительством связана, и первое, что ему было необходимо выстроить, — это свою жизнь: не такую, как требовало общество, и не такую, как у известного отца. Свою. Собственную.
Чтобы этого добиться, Михаилу с самого детства приходилось принимать трудные решения. Но именно такие решения закаляют характер, дают уверенность в собственных силах и умение перетерпеть самые неблагоприятные обстоятельства.
Решение первое: «Денискины рассказы»
Первое такое решение Михаил принял в десять лет, когда настоял на том, чтобы пройти кастинг на роль Дениса Кораблева в известном советском кинофильме «Денискины рассказы» по книге Виктора Драгунского. Можно себе представить, как отреагировали православные родители на желание ребенка заняться «лицедейством».
— Они подшучивали надо мной, — рассказывает в одном из своих интервью Михаил Мень, — но потом приняли решение, что раз уж ребенок растет таким целеустремленным, пускай попробует.
Михаил Мень в детстве: фото со съемок фильма «Денискины рассказы»
В итоге кастинг Михаил выиграл, обойдя при этом более двух тысяч (!) претендентов, получил главную роль и заработал за восемь месяцев 800 рублей — огромную по тем временам сумму. Родители купили ему велосипед, фотоаппарат, но от следующих предложений из кинематографа отказались, потому что ребенок фактически забросил учебу. «Может быть, и слава Богу, что они так сделали», — признается министр.
Вообще, с родителями Михаилу повезло. Можно предположить, что священнослужитель в стране безбожников хотел бы, чтобы дети пошли по его стопам на стезе служения Господу. Но Александр Мень, будучи прекрасным педагогом, пытался влиять только на одно — чтобы его дети выросли настоящими православными людьми, а уж выбор, кем быть, оставлял за ними.
Решение второе: стройбат вместо вуза
По окончании школы в 1978 году Михаил Мень поступил в Московский институт нефтехимической и газовой промышленности им. И.М. Губкина на специальность «Промышленная теплоэнергетика». Отучился два курса — и решил не продолжать. Во время учебы сверстники обсуждали свое будущее, кто кем станет, а Михаил понял, что у него, как у сына священника, перспектив в производственной или управленческой сфере нет.
Вот если пойти учиться какой-то творческой профессии, там реализоваться было бы не так сложно, рассуждал молодой человек. Но в таких вузах не было военной кафедры, и Михаил принял второе свое трудное решение: пройти военную службу, а уж затем дальше строить свою жизнь, не оглядываясь на армию.
Михаил Мень (в центре в нижнем ряду) во время армейской службе в Дальвоенморстрое
Служить «поповскому сыну» пришлось в стройбате на Дальнем Востоке. Там Михаил получил свою первую строительную специальность — машинист башенного крана, окончив 468-й Учебный комбинат ВМФ Министерства обороны СССР.
— Часть была непростая, все было — и дедовщина, и драки, — вспоминает сослуживец Меня Виталий Яровицын. — Миша был такой крупный, высокий, но редко когда лез на рожон. Всё больше словами доказывал, за это его уважали.
— Недавно я нашел свой диплом крановщика, посмотрел, вспомнил: четвертый разряд — там все серьезно, — поделился министр.
В армейской учебке во Владивостоке Михаил провел четыре месяца своей службы. Там он стажировался на самых высоких по тем временам башенных кранах. Затем его отправили в Совгавань (Хабаровский край), где помимо башенного крана он работал на заводе ЖБИ — на козловом и на мостовом кранах, и в итоге «сделал карьеру», дойдя до мастера смены.
— Наверху на кране не так уж и страшно: к высоте довольно быстро привыкаешь, — рассказал Михаил Александрович в одном из интервью и поделился такой подробностью: — Кстати, сменщицей у меня была женщина. Среди крановщиков вообще много представительниц прекрасного пола, ведь работа наверху требует аккуратности, внимательности и отсутствия вредных привычек, особенно большой любви к алкоголю, — добавил министр.
Михаил Мень на одном из заводов проверяет работу крана (2000-е годы)
О своем решении Михаил Александрович не жалеет. Он считает, что армия помогла ему научиться всегда отвечать за себя, подкреплять делом свое слово, общаться с людьми, выполнять приказ, даже когда он кажется нелогичным. И, разумеется, понять изнутри, что такое стройка.
Решение третье: бизнес вместо творчества
После увольнения из рядов Вооруженных Сил Михаил реализовал свое желание заняться творчеством и поступил на режиссерский факультет Московского государственного университета культуры и искусств. Изучал режиссуру массового действа, овладевал мастерством сценической речи, приобретал умение владеть аудиторией. Все это помогло потом в карьере политика.
В это же время ему удалось немного поиграть рок-музыку в составе группы «Мост», где он пел и играл на бас-гитаре. К слову, в кругах любителей российского рока проект был весьма популярным.
Михаил Мень в студенческие годы
Но в конце концов с мечтами реализоваться в творчестве пришлось расстаться. В конце 1980-х появились возможности для бизнеса, Михаил увлекся предпринимательством, и новые задачи постепенно вытеснили все остальное.
— Я не без способностей человек, — признает Михаил Мень и тут же самокритично добавляет: — но в музыке у меня нет такого уж таланта.
Как бы то ни было, музыка осталась любимым увлечением: до сих пор Михаил Александрович пополняет свою богатую коллекцию уникальных гитар, а в 2004 году он записал альбом «Made in Moscow» в соавторстве с такими известными музыкантами, как басист Deep Purple Глен Хьюз и вокалист Rainbow Джо Линн Тёрнер.
Решение четвертое: пойти в политику
Параллельно с бизнесом Михаил Мень начал заниматься и общественными проблемами. В 1993 году у него появилась возможность попробовать себя в качестве депутата в Московской областной Думе.
Это тоже было непростое решение, ведь в политике не всегда удается поступать так, как считаешь правильным. Тогда он обратился за советом к митрополиту Ювеналию, бывшему правящему архиерею его отца, и получил благословение владыки.
— Он тогда сказал: «Если тебя судьба занесет в эту стезю надолго, ты должен помнить, что решения в политике принимаются разные, сложные, — вспоминает Михаил Александрович. — Но польза, которую ты можешь принести, может перекрыть негатив, связанный с принятием тех или иных решений.
И решение было принято. Потом, в 1995 году, было депутатство в Государственной Думе второго созыва, в 2000-м — избрание на пост вице-губернатора Московской области, курирование сложнейшего земельно-имущественного комплекса Подмосковья, позже, в 2002-м, — непростой переход из подмосковных структур в Правительство Москвы.
Решение пятое: стать губернатором
Назвался груздем — полезай в кузов. В 2005 году Меня пригласил к себе Президент РФ Владимир Путин и поставил задачу возглавить Ивановскую область: «вернуть ее в семью российских регионов».
Дело в том, что тогда ивановским губернатором был коммунист Владимир Тихонов, причем не из системной КПРФ, а из партии «Коммунисты России», что действующую власть никак не устраивало.
Регион был сложный. Прежний руководитель практически не работал с федеральным бюджетом, не участвовал в федеральных программах, и многое пришлось начинать с нуля.
Губернатор Ивановской области Михаил Мень встречает Президента России Владимира Путина
А первым решением на посту губернатора был запрет на игорный бизнес. В 2005 году по количеству игральных столов и игровых автоматов Ивановская область делила второе место с Санкт-Петербургом после Москвы.
― У меня не было сомнений идти, потому что вообще это интересная задача — начать с низкого старта, — делится впечатлениями Михаил Мень. — И в том, что ситуация сложная, есть свой плюс. Иногда с нуля начинать легче.
Решение шестое: федеральный министр
На посту губернатора самого «женского» региона Михаил Александрович отработал без малого восемь лет. Аналитики отмечали отсутствие явных неудач в течение его губернаторского срока и политическую стабильность в области.
Судя по всему, руководство страны решило, что с поставленной задачей Мень справился успешно, и в 2013 году Президент страны Владимир Путин предложил Меню новое испытание: возглавить вновь созданное Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Думается, при принятии решения здесь сыграло свою роль умение запускать в работу необходимые процессы, выстраивать фактически новую систему. Но при этом должность выглядела явно «расстрельной», учитывая, что ЖКХ была в то время самой скандальной отраслью.
Министр строительства и ЖКХ РФ Михаил Мень осматривает завод в Ульяновске
Поговаривали, что Мень в кресле не усидит, да и новое министерство долго не протянет, потому что создано, мол, только для успокоения общественного мнения и создания имитации деятельности.
С тех пор прошло почти три года, но, похоже, никто не собирается разгонять министерство и снимать его руководителя. А за что снимать? В сфере ЖКХ перемены видны невооруженным глазом. Строительство, несмотря на кризис, выдает рекордные объемы жилья, а в этом году впервые за десятилетия удостоилось быть темой обсуждения на заседании Президиума Госсовета.
Конечно, есть недовольные, звучит и конструктивная критика, но практически все признают, что в отношении власти к строительству и ЖКХ начинает появляться системный подход.
Понятно, что привести в порядок регион проще, чем целую отрасль в огромной стране, — говорит Михаил Александрович. Нужно минимум 6—7 лет, чтобы реформа, которую мы сейчас затеяли, дала свои плоды.
Это заявление кажется нам справедливым.
Что ж, по плодам и оценивать будем.
Евгений ГОРЧАКОВ
Редакция благодарит пресс-службу Министерства строительства и ЖКХ РФ за помощь в подготовке материала и любезно предоставленные фото из семейного архива М.А. Меня