13:17Главгосстройнадзор выявил нарушения при строительстве пристройки к школе №59 в Люберцах

12:12В Лобне построят экорынок по продаже фермерских продуктов

11:20На 4,7 миллиона рублей оштрафованы застройщики Подмосковья на прошлой неделе

10:52Россияне изменили отношение к жилью из-за пандемии

10:28Жилой дом по программе реновации введут в этом году в районе Головинский

10:16В Кемеровской области отремонтируют дорогу в обход Юрги

09:39В здании физфака МГУ пройдет капитальный ремонт

09:11Федеральное правительство утвердило правила формирования и ведения классификатора строительной информации

08:56Urban awards определит лучшие новостройки Московского региона на Арх Москве

08:50Строительство учебной пристройки Видновской гимназии ведется в графике

08:30В правительстве утверждены правила формирования и ведения классификатора строительной информации

08:21В Орехово-Зуево восстановлен облик части здания XIX века

17:30Законопроект о передаче памятников культурного наследия частным инвесторам для восстановления готовится ко второму чтению в ГД

17:00Сотни дорог и тысячи приусадебных участков оказались подтопленными в регионах РФ

16:00Правительство расширило опции "Дальневосточной ипотеки" для жителей Чукотки и Колымы

Откуда деньги у дорожников

logo russianconstruction.com
Откуда деньги у дорожников
Поисковые теги: ремонт дорог финансирование дорожной отрасли Росавтодор Источник фото: politsib.ru, kubnews.ru, m.infox.ru, mosreg.ru, dorinfo.ru, zr.ru, krd.ru

Для того чтобы у ФДА “Росавтодор” были деньги, они должны ему откуда-то поступить. Как происходит финансирование дорожной отрасли, откуда и каким образом в нее приходят денежные средства? Об этом «Строительство.RU» рассказала начальник финансово-экономического управления Федерального дорожного агентства «Росавтодор» Ирина ЦВИГУН.




Зачем был задействован механизм ПОФР 

Как известно, взаимоотношения  ФДА «Росавтодор»  (далее ФДА) как главного распорядителя федерального бюджета с субъектами РФ в части предоставления межбюджетных трансфертов осуществляются через открытые счета. Эти счета, по переданным полномочиям,  находятся  в территориальных органах Федерального казначейства. После заключения соглашения между ФДА и субъектом Российской Федерации (далее субъектам) на предоставление того или иного межбюджетного трансферта бюджетное обязательство по нему  подлежит постановке на учет в территориальных органах федерального казначейства, после чего ФДА доводит лимиты бюджетных обязательств на 14 счетов по переданным полномочиям. Коротко так: соглашение-постановка на учет-лимиты.

Т.е. на данном этапе субъекту РФ доводится тот предельный объем прав по принятому денежному обязательству, который может быть оплачен за счет предоставленного межбюджетного трансферта. Затем включается механизм ПОФР - предельного объема финансирования расходов. Он  применяется уже с 2016 года. По мнению Минфина РФ  механизмы ПОФР имеет следующие цели:

- при планировании финансирования учитывать технологические особенности отраслей

- за счет заблаговременного планирования, не допускать, чтобы доходы, поступающие в бюджет от налогов, лежали зарезервированными для выплат по контрактам, на оплату которых они не нужны.

- обеспечивать без задержки оплату реально выполненных работ и услуг.

Всё по закону 

Далее нельзя обойтись без может и скучного, но необходимого законодательства.

Механизм ПОФР во взаимоотношениях ФДА и субъектов РФ  регламентирован следующими нормативно-правовыми актами:

-Приказ Минфина РФ от 21.12.2015 №204н «О порядке утверждения и доведения до главных распорядителей и получателей средств федерального бюджета предельного объема оплаты денежных обязательств и о внесении изменений в некоторые приказы Минфина.

-Приказ Минфина от 09.12.2013 №117н «О порядке составления и ведения кассового плана исполнения федерального бюджета в текущем финансовом году».

-Распоряжение ФДА от 07.06.2017 №1117-р «Об утверждении порядка формирования сведений, представляемых  Федеральным дорожным агентством в Федеральное казначейство в целях составления и ведения кассового плана исполнения федерального бюджета в текущем финансовом году».

-Письмом ФДА от 28.02.2019 «01-2/7424 субъектам РФ доведены сроки представления заявок на перечисление ПОФР в 2019 году. На второй квартал 6 марта 2019. На третий  20 мая и на четвертый 20 августа.

Дорожный бюджет: как на практике

Прежде чем вплотную подойти к моменту доведения ПОФР до субъектов РФ необходимо сказать несколько слов о том, как ФДА как главный распорядитель бюджетных средств (далее ГРБС), планирует и получает ПОФРЫ.  ФДА в определенный период времени располагает конкретными средствами, которые получает в установленном порядке от Минфина под сформированный кассовый план. В основе формирования кассового плана Росавтодора как раз и  лежат заявки,  полученные от субъектов РФ. 

В соответствии с положениями нормативно-правовых актов, ПОФР доводятся Росавтодору на очередной квартал с помесячной разбивкой.

Минфин и Федеральное казначейство при формировании ПОФР достаточно либеральны.  Ограничения возникают лишь в отдельных случаях. В основном  в начале года, когда поступивших доходов недостаточно, или в пиковые  периоды, когда потребность в выплатах резко возрастает. Такое бывает достаточно редко.

Главная задача ФДА  в рамках данного механизма - заявить в федеральное казначейство сколько и когда необходимо зарезервировать средств. Сроки предоставления заявок для ФДА весьма жесткие. Заявка на очередной квартал подается ФДА в Минфин РФ в течение 5 рабочих дней месяца предшествующего очередному кварталу. Т.е на второй квартал до 7 марта. На третий до 7 июня, на четвертый до 7 сентября.

Только в эти сроки ГРБС может уточнить и откорректировать в Минфине РФ свою потребность в средствах на оставшиеся периоды года. Даже если допустить, что ФДА  позволит себе не более двух дней на свод и проверку полученных им от  подведомственных учреждений и субъектов РФ данных и загрузит в электронную систему Федерального казначейства кассовый план, нетрудно определить, когда должна быть получена заявка от субъектов  РФ. 

Поэтому в адрес субъектов 28.02.2019 было направлено письмо,  в котором были установлены и доведены сроки представления заявок на перечисление ПОФР в 2019 году субъектами РФ. Так на второй квартал 6 марта, на 3 квартал 20 мая и на 4 квартал 20 августа.   Вместе с тем, достоверность представляемой для формирования сводного  кассового плана субъектами РФ информации все равно осталась  низкой. Некоторые регионы корректировали свои заявки по  7 и более раз.

Некачественно сформированная заявка приводит к блокировке ПОФР 

Понятно, технологические особенности объектов и другие объективные обстоятельства могут потребовать внесения изменений в ПОФР. Также  как могут быть и срывы сроков выполнения работ у подрядчиков. Но в большинстве случаев потребность в изменениях предсказуема, просто этот вопрос нужно держать на контроле. 

Можно предположить, что все-таки имеет место некачественное формирование графика производства работ, и соответственно, подача недостоверной            информации при подаче заявки на ПОФР.

И если в течение квартала этот процесс еще как-то можно регулировать, то в конце квартала основная задача - не допустить блокировку ПОФР!

На неиспользованные остатки ПОФР по итогам квартала резко реагирует Минтранс РФ, Федеральное казначейство и Минфин РФ. И прежде всего это является отрицательным показателем работы. И создает сложности для самих субъектов РФ при реализации мероприятий национального проекта БКАД по причине того, что заблокированные средства можно использовать только в декабре 2019 года. 

Так, по итогам 1 полугодия 2019 года Федеральным казначейством заблокировано 1.9.млрд. рублей. По итогам работы за 9 месяцев 2019 года еще 1.8. млрд. рублей заблокировано Федеральным казначейством. Следствие; заблокированные средства 3.7 млн. перешли на декабрь.

Оплата запланированных к выполнению в 1 полугодии 2019 года, но фактически выполненных в 3 квартале 2019 г.  работ была оплачена субъектом РФ за счет ПОФР 3 квартала 2019 года, в которых данные суммы при планировании не учтены. 

Оплата запланированных к выполнению в 3 квартале 2019 г но фактически выполняемых в 4 квартале 2019 г.  работ будет оплачена субъектом РФ за счет ПОФР уже 4 квартала 2019г., в которых данные суммы при планировании также не были учтены. И далее - как снежный ком нарастает задолженность перед подрядчиками, которая может быть оплачена в декабре, когда Минфином РФ включается механизм «свободных лимитов».

59 субъектов РФ в 2019 году допустили блокировку ПОФР, из которых 19 субъектов РФ допустили блокировку ПОФР по итогам полугодия и 9 месяцев.

При каких условиях могут быть выделены дополнительные средства 

Итак, ФДА Росавтодор получает ПОФРы от Минфина РФ под заявленную субъектами РФ потребность и доводит их в первые числа месяца. Субъект формирует квартальную заявку на ПОФР в разрезе направлений расходования средств (под конкретные соглашения).  В установленные сроки, о которых  уже говорили -  20.02.20.05.и.20.08. Однако, получает субъект РФ ПОФР ежемесячно обезличенные деньгм!!! Следовательно, может закрывать любое выполнение работ по заключенным соглашениям. Так давно работают Калининградская область, Ульяновская область, Нижегородская области  и Пермский край.

Что делать субъекту РФ в случае, если планирование ПОФР в установленные сроки осуществлено субъектом РФ некачественно. В этом случае график выполнения работ нарушается: возникает как перевыполнение, так и отставание. Количество таких фактов значительно. 

Заявки на дополнительные средства под выполненные с опережением графика работы могут быть удовлетворены только за счет средств, оставшихся невостребованными другими субъектами в текущем месяце.

В случае опережения графика выполнения работ в 20-х числах текущего месяца субъект РФ может направить письмо на имя курирующего финансово-экономический блок заместителя руководителя ФДА В.В.Тимофеева, с четким обоснованием потребности в дополнительных средствах.

При наличии нулевого остатка на счете субъекта РФ и при наличии «отказных» денег от субъектов РФ, срывающих по тем или иным причинам свои графики выполнения работ, либо по причине некачественного планирования, дополнительные ПОФРы могут быть направлены субъекту РФ.

Ежегодно, по мере поступления выписок Казначейства, проводится мониторинг использования ПОФР на текущую дату. И при отсутствии остатка на счете субъекта РФ ПОФР направляются под ранее представленную заявку. 

ФДА  активно применяет механизм перераспределения. Так, в июле дополнительно под фактически выполненные работы, сверх полученных в установленном порядке, было направлено  в субъекты РФ 1.5 млрд., в августе было отозвано 2.3 млрд., а в сентябре дополнительно направлено 1.8 млрд.

Особое негодование  вызывают случаи , когда субъект РФ обращается к руководству ФДА и обосновывает  крайнюю необходимость в дополнительных ПОФР. А потом  по концу квартала допускает их блокировку.  Нечеткая работа территориальных органов федерального казначейства на местах, в данном случае, не может являться оправданием этому.

Часто можно слышать вопрос: можно ли получить от Минфина дополнительные ПОФРы? Можно, но только в том случае, если касса по Росавтодору на момент такого обращения составляет не менее 90%. А он такого уровня достигает только в последнюю неделю месяца, когда уже дополнительные ПОФРы не могут быть реализованы.

Обязательным условием  является представление убедительных обоснований с описанием тяжелых для производственного процесса последствий. Такие обоснования учреждениями, как правило, не представляются.

Кроме того, сверх доведенных объемов, могут быть дополнительно распределены 5% объемов текущего месяца. Это дает от 2 до 5 млрд рублей дополнительно, чем надо активно пользоваться.

Поэтому необходимо оперативно информировать руководство ФДА о возникающих свободных средствах  и в случаях возникновений обоснованной дополнительной потребности направлять заявки на перераспределение не позднее 20 числа текущего месяца.


Подготовил Станислав ДОНИН
 



Похожие публикации




Партнеры