16:20Долевая ипотека в Москве в октябре выросла на 10%

16:15Универсам на востоке Москвы откроется по итогам городских земельных торгов

16:00Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Некрасовке достроят в январе 2020

15:23Согласовано строительство медицинского центра на Братиславской

15:00Обманутые саратовские дольщики первые в РФ начали получать компенсации за брошенные застройщиками дома

14:00Министр строительства России открыл второй поток программы АРХИТЕКТОРЫ.РФ

13:00Архитектурный совет Москвы примет решение по станции «Лианозово» 11 декабря

12:30Поддай газу: «Болгарский поток» заработает с 1 января

13:01В Москве ввели более 10 млн кв. м недвижимости с января

12:00Новый вид спортивных объектов появится у москвичей

17:00Семиэтажный паркинг построят в районе Останкинский

14:51На строительство образовательного комплекса в Одинцово направили еще 141 млн рублей

13:27Началась продажа билетов на фейковый диснейленд «Остров Мечты»

12:44В Хорошево-Мневниках по итогам публичных слушаний снизят этажность домов по реновации

11:35Национальному объединению строителей исполнилось 10 лет

«Неспящая» архитектура: как преобразить город с помощью света

logo russianconstruction.com
«Неспящая» архитектура: как преобразить город с помощью света
Поисковые теги: архитектура свет Источник фото: фото предоставлены дизайнерами

Прошли те времена, когда архитектура воспринималась лишь в естественном свете. В современном «неспящем» городе, с его бешеным ритм жизни, архитектор обязан думать о том, как здание будет смотреться не только днем, но и вечером. Причем при искусственном освещении оно должно выглядеть не хуже, чем при естественном.

На днях в Москве закончился международный фестиваль «Круг света», в деловой программе которого, обсуждались, в частности, и вопросы световой архитектуры. Наш портал также решил поразмышлять, как со временем эволюционировало городское освещение, и с какими вызовами сталкиваются современные специалисты по световому дизайну.




Освещаем по-советски

Сегодня многие архитекторы, светодизайнеры, журналисты начинают свой спич со слов: это сделано впервые. Но тут нужно понимать, что какое-то освещение в Москве существовало и до революции, и до войны.  Тогда это было, в основном, праздничное, разовое освещение.

В 1947-м году появилось освещение некоторых башен Кремля. В 1957-м впервые осветили высотки – они были освещены белым заливающим светом (режим: «солнечный день»).

В 1967-м, к 50-летию революции, впервые был применен прожекторный свет на основе лампы накаливания. Пожалуй, единственным зданием, где архитектор загодя предусмотрел систему освещения, встроив ее в структуру фасада, была гостиница «Россия».

С 1993-го года прошлого века начинается планомерная работа по освещению Крымского моста и здания МГУ на Ленинских горах. К 850-летию Москвы составлен штучный план освещения памятников. Тогда же был подготовлен первый световой план столицы (правда, он потом был раскритикован и забыт).

Здание МГУ на Ленинских горах

 

В 1998-м был разработан еще один световой план Москвы. Он даже был утвержден Госдумой. Но потом почему-то засомневались в его осуществимости. Тем не менее, в рамках этого плана был разработан световой ансамбль улицы Горького (сегодняшней Тверской).

- Конечно, - говорит Николай Щепетков, первопроходец российского светового дизайна, - было большим нахальством взяться за сложные объекты в 90-х годах прошлого века, когда не было ну никакого опыта работы со светом, а ассортимент технического света был фантастически ограничен, несопоставим с тем, что есть сегодня. Что имели? Белый свет ламп накаливания и желтый свет натриевых ламп.

Но тогда первопроходцы световой архитектуры сделали чрезвычайно много. Осветили Новодевичий монастырь, спорткомплекс Олимпийский, московские вокзалы.

Увы, в Москве пока нет единого мастер-плана по освещению города. Но за последние годы в этом направлении сделано уже немало.

Тот же фестиваль «Круг света», который демонстрирует последние новинки в области мировых и российских осветительных технологий – безусловно, одно из ярких достижений на поприще архитектурного освещения.

 Сквер Огородная Слобода. Проект компании "Культура света"

 

Вход в Парк Горького со стороны Ленинского проспекта. Проект компании "Культура света"

Светом можно «рисовать» не хуже старых мастеров

Итак, еще недавно специалисты в области архитектурного освещения могли работать только с двумя типами освещения: заливающий свет (белый или желтый), и выделение деталей с помощью прожекторного света.

Сейчас «палитра» светохудожников несравнимо расширилась. Появился многообразный цветной свет. Современное осветительное оборудование позволяет регулировать даже чистый белый свет, «рисуя» светом, как кистью.

 То есть сейчас лишь с помощью светотехники, новейших светодиодных светильников, можно достичь буквально художественного уровня наложения света и тени. Кроме того, появились возможности мультимедиа, видеомэппинга и виджеинга, когда на стены зданий могут проецироваться целые движущиеся картины, любая мультипликация. Именно этим пользуются современные светохудожники.

Можно разрабатывать световые сценарии не только для будних дней, но и для воскресных и праздничных.

Попутно решается задача сокращения расхода энергии на ночное освещение. Кстати, это сейчас очень востребованное направление в светодизайне – темы энергоэффективности никто не отменял. 

Центр Художественной Гимнастики имени Ирины Винер в Лужниках. Архитектурное освещение: компания "Культура света"

Оглянуться не успели, как создалась индустрия

Буквально за два десятилетия создалась целая индустрия со своими материалами, технологиями, оборудованием. Сегодня рынок светотехники предлагает большой выбор современного светотехнического оборудования — источники света, светильники, пускорегулирующая аппаратура, датчики освещенности, источники питания и т. д. Зачастую сложные системы освещения изготавливаются под конкретные задания.

Колоссальные возможности перед архитекторами и дизайнерами открылись с появлением светодиодов, а для того чтобы они не перегревались, при их установке применяются системы автоматического регулирования интенсивности излучения, осуществляется мониторинг состояния, а смена световой последовательности регулируется специальным программным обеспечением.

Деятельность этих сложных систем определяется специальной нормативной базой, в разработке которой участвуют ведущие игроки светотехнического рынка. 

Световой дизайн – норма жизни?

Сегодня мы из общества потребления превращаемся в общество осознанного потребления световой продукции, - считают эксперты в области архитектурного освещения.

- Если раньше заказчику нужно было просто осветить: квартиру, фасад здания, улицу – то теперь он, заказчик, просит это сделать совершенно определенным образом. Он точно знает, что ему нужно, - говорит участница фестиваля «Круг света», светодизайнер, куратор программы «Световой дизайн» в школе МАРШ Наталья Маркевич. - Ученые давно выяснили, что свет напрямую влияет на биологические ритмы. От того, насколько комфортным будет освещение у вас дома, может зависеть ваше самочувствие и работоспособность.

Существует такое понятие, как «световое загрязнение»: в современном городе свет нас встречает повсюду – в магазинах, бьет в глаза с экранов уличной рекламы и витрин. Между тем, освещение должно быть правильным.

 

 

 

 

Стадион в Краснодаре. Интерьеры. Световое оформление - Наталья Маркевич

- Теперь уже и заказчик нам диктует: «Хочется не просто «люксы» (люкс – мера света - прим. авт.), а атмосферу. Создайте мне атмосферу!» - замечает архитектор Наталья Масталерж (бюро Nowadays), активно привлекающая к своим проектам светодизайнеров.

Похоже, профессия светодизайнера начинает превращаться во вполне обычную, и главное, очень востребованную в современном городе.

- Когда я оканчивала кафедру светотехники в Московском энергетическом институте, о таком профиле  слыхом не слыхали, - вспоминает другая участница фестиваля, глава компании «Культура света» Юлия Жаркова. – Вначале я занималась продажей светотехники. Потом увлеклась световым проектированием – изначально это были какие-то единичные заказы. А сейчас мы занимаемся исключительно архитектурным освещением. И наши сервисы востребованы все больше и больше.

Сотрудники Юлии четко говорят клиентам: - «Мы делаем проект не для того, чтобы потом продавать вам светильники, а для того, чтобы создать для вас неповторимое окружение». И клиенты относятся к такой «подаче» светового оформления своей квартиры, ландшафта или загородного дома со все бОльшим доверием.

Все чаще и чаще светодизайнеров стали приглашать оформлять общественные пространства. Стали появляться очень удачные проекты, которые и зарубежным специалистам показать не стыдно. Та же, например, «Огородная слобода» - проект освещения сквера, выполненный компанией «Культура света», его очень одобрил один из американских дизайнеров, побывавших недавно в Москве.

Почему в проекте зачастую нужен не светотехник, а именно светодизайнер?

- У них разные функции, - считает светодизайнер Наталья Маркевич. – Светотехник решает проблемы освещения и соответствия нормам, а светодизайнер создает неповторимую световую ауру. …Однажды, буквально у меня на глазах, светодизайнер переиграл светотехника, проявив фантазию и необычным образом «затенив» существующие источники света – с помощью шторок, плафонов и т.д.

Справедливости ради, заметим: сегодня и светотехники начинают проявлять больше творчества. Компания «Аледо», например, занялась производством светильников для ритейла и городских объектов по индивидуальным проектам.

- Нам это интересно, - говорит Александр Алейник, представитель компании Aledo. – Стараемся в своей работе как можно дальше уйти от типовых решений. 

«Ночной» архитектуре нужно учиться

Очень жаль, что работу со светом пока не преподают архитекторам. Есть единичные курсы в школе МАРШ, есть несколько on-line школ. Но в образовательный стандарт архитектора  эта дисциплина пока не входит.

- Да, архитекторы четыре года учатся рисовать, работать со светотенью. Это, в каком-то смысле, тоже светодизайн, - размышляет архитектор Наталья Масталерж. - Но, в итоге, все ограничивается правилами восприятия архитектуры при дневном освещении. Ночью архитектура как бы исчезает. Но как раз ночью ваш проект может предстать в совершенно ином свете – в прямом и переносном смысле!

- Пожалуй, сегодня только МАРШ дает сбалансированное образование, - считает световой дизайнер Вадим Обласов. – Светодизайн – это баланс на границе двух сред, чисто технической и художественной.

Раньше Влад занимался экологией, но обратил внимание на переосвещенность городов. Узнал, что есть целая индустрия светодизайна и поступил на курс в МАРШ. Уже в процессе учебы понял, что это именно та сфера, в которой ему хочется развиваться.

Сегодня Влад Обласов много работает в коллаборации с другими специалистами. Например, в сфере визуального мерчендайзинга – как, с помощью света, привлечь внимание покупателя к тому или иному товару.

Все, с кем мы побеседовали, убеждены: архитекторам обязательно нужно преподавать светодизайн. Это требование времени. 

 Ресторан Insight, башня Око, 84 этаж

Ресторан Insight, башня Око, 84 этаж


 Фудмолл Депо.Москва

Музей истории ГУЛАГа


Детский центр Мусейон при ГМИИ им. Пушкина.

Проекты выполнены светодизайнером Владом Обласовым в составе бюро светового дизайна "Ярко-Ярко"

Насколько в работе со светом важна индивидуальность

- Очень важна, - не скрывает Наталья Масталерж. – Например, в проекте жилого дома в комплексе «Зиларт» мы попытались осветить казалось бы совершенно «проигрышный» дом – его фасад был обращен на север и выглядел абсолютно серым и бесцветным. Тогда мы попытались поймать отражения с востока и запада – вывести на фасад восход и закат. Кажется, у нас это получилось. И фасад заиграл.

Интересно работает бюро Nowadays и с музейными экспозициями. Оформляя выставку японского искусства, например, архитекторы дали полную волю своей световой фантазии. 

 

 

 

Проекты освещения выставочных пространств выполнены бюро Nowadays

Другой пример индивидуального подхода приводит Влад Обласов:

- Мы оформляли ресторан в одном из морских портов. И попробовали продолжить закат внутрь интерьера - с помощью световых эффектов.

Другой интересный проект – филиал Третьяковской галереи в Калининграде.

- …Нас попросили рассчитать, как попадает свет сквозь проемы здания, в зависимости от времени суток. И с учетом этой информации уже выбирались строительные материалы и возможная развеска картин.

Словом, светодизайн сегодня – совершенно необходимая часть архитектуры. И, безусловно, норма жизни. Без знака вопроса в конце.

Елена МАЦЕЙКО



Похожие публикации

Все по теме: архитектура свет

Advertisement

Партнеры