15:45Когда включат отопление в Москве

14:31В Москве благоустроят 120 км набережных за три года

13:55Насколько дней закроют Филевскую линию метро

13:06Когда в Москве заменят все лифты

12:09Лукойл открыл в Казахстане завод смазочных материалов

11:45Реконструкция Крутицкой набережной начнется до конца года

11:06В столице установили монумент корабельному истребителю Су-33

10:03Строительство ТПУ «Рязанская» завершится в 2020 году

09:27В конфликтную комиссию по эскроу не подано ни одной заявки

18:23Третью взлетно-посадочную полосу открыли в Шереметьево

17:40За нарушения в рамках долевого строительства застройщики на этой неделе оштрафованы на 1,9 млн. рублей

17:04В столице выросло число сделок на первичном рынке жилья – Росреестр

16:02Инвестиции в экономику Москвы могут достичь 2,6 трлн руб. до конца года

14:57Кто возьмется за «Дружбу»

14:18Жилой комплекс возводят в районе Измайлово по программе реновации

«Серые схемы» импорта: экономия — рубль, а проблем — под завязку

logo russianconstruction.com
«Серые схемы» импорта: экономия — рубль, а проблем — под завязку
Поисковые теги: Источник фото:

Даже после вступления в силу нового закона ряд импортеров действуют по устаревшим схемам, не осознавая, что конфликт с налоговиками сводит на нет экономию



Для дальнейшего чтения материалов, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.

По традиции в нашей стране начало года знаменуется вступлением в силу широкого перечня новых нормативных актов. Не стал исключением и 2015 год. То ли в этом году данный перечень выдался слишком уж длинным, то ли виной всему продолжительные новогодние праздники, но так или иначе от всеобщего внимания ускользнуло одно очень важное нововведение. Что ж, сегодня мы постараемся исправить это упущение.

С 1 января 2015 года вступил в силу федеральный закон №134-ФЗ от 28.06.2013 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям». Согласно нормам этого закона, все налогоплательщики НДС теперь обязаны предоставлять налоговую декларацию по данному налогу исключительно в электронном виде и в измененном формате с указанием сведений из книги покупок и книги продаж. В то же время фирмы, осуществляющие посредническую деятельность, обязаны включать в декларацию сведения, указанные в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур.

Безусловно, данные меры диктуют повышенные требования к качеству ведения бухгалтерского учета на предприятиях и тем самым вызывают неоднозначную реакцию у российского бизнес-сообщества. Однако хотелось бы сделать акцент на ряде аспектов этих нововведений, которые содержат явные плюсы не только для системы государственного контроля и администрирования, но и для бизнеса. Дело в том, что реализация устанавливаемых законом норм в немалой степени способствует решению задачи обеспечения стабильности и укрепления рынка логистических услуг.

Константин Тимохин, президент Ассоциации импортеров и дистрибьюторов строительной и отделочной керамики

 

Недолгое счастье

Прежде всего стоит обратить внимание на то, что эти изменения касаются не только участников внутреннего рынка, но и самым непосредственным образом затрагивают деятельность участников внешнеэкономической деятельности. Ни для кого не секрет, что ввоз товаров на территорию Российской Федерации зачастую осуществляется с использованием различных «серых» импортных схем.

Диапазон таких «технологий» довольно широк: от самых простых, предполагающих искажение таможенной стоимости, количества ввозимых товаров, изменение кода ТНВЭД на товар; до самых сложных и изощренных, например, с использованием цепочек технических «фирм-однодневок». Применение подобной «технологии» делает путь товара от производителя к конечному покупателю максимально непрозрачным и создает немало проблем для проверяющих органов.

Очевидно, что возможность реализации подобных импортных схем стала благоприятной почвой для процветания множества посреднических фирм, предоставляющих услуги таможенного декларирования по ценам ниже рыночных. При этом своего рода «сокращение» расходов осуществляется путем использования элементов недостоверного декларирования, сопряженного с уклонением от уплаты таможенных платежей.

Многие недальновидные и неопытные импортеры, привлекаемые низкими ценами, в целях экономии идут на поводу у таких компаний. Справедливости ради следует признать, что в краткосрочной перспективе вышеописанные недобросовестные манипуляции позволяют импортерам экономить не только на таможенных платежах, но и на налогах. Как это ни парадоксально, но в некоторых случаях цена товара, наоборот, завышается — чтобы увеличить себестоимость и снизить налогооблагаемую базу.

Но, как правило, такое сомнительное счастье для импортеров рано или поздно заканчивается, и в конечном счете они сталкиваются с серьезными проблемами в отношениях с налоговыми органами. Результат недобросовестной конкуренции на рынке импорта товаров и сопутствующих услуг — недополучение налоговых платежей в государственный бюджет и потеря потенциальных клиентов многими добросовестными участниками рынка из-за невозможности конкурировать по цене с нелегальным бизнесом.

Дмитрий Кузнецов, помощник президента Ассоциации импортеров и дистрибьюторов строительной и отделочной керамики

 

Полномасштабный контроль — необходимое условие здоровой конкуренции

В свете последних нововведений импортерам важно, как можно скорее осознать следующее. Если раньше существовала вероятность того, что противоправные операции останутся сокрытыми от налоговых органов, то теперь, с вступлением в силу новых требований к налоговой декларации, возможности контроля за операциями значительно возросли.

С 1 января 2015 года все сведения из книги покупок, книги продаж и журнала учета счетов-фактур, поступающие в Федеральную налоговую службу России, являются основой для формирования «единого информационного банка» — инструмента, с помощью которого налоговые службы имеют возможность проводить автоматическое сопоставление информации о суммах налога, указанных в декларациях контрагентов. Примечательно, что через журналы полученных и выставленных счетов-фактур налоговые органы имеют доступ в том числе и к данным о товарах и услугах, приобретенных через посредников. Это позволяет сравнивать данные декларации комиссионера с данными декларации комитента.

Таким образом, создана система полномасштабного контроля операций на всех этапах импорта товаров. Если система «информационного банка» обнаруживает какие-то расхождения в данных деклараций налогоплательщика и его контрагентов, инспектор имеет право запросить первичные документы, счета-фактуры и документы, подтверждающие сделку. В случае необходимости представители налоговой службы могут провести осмотр территории, помещений и имущества в ходе камеральной или выездной проверки. И это также стало возможным с 1 января 2015 года.

Таким образом, все эти меры, несомненно, способствуют улучшению системы администрирования НДС, противодействию незаконным финансовым операциям и предотвращению уклонений от уплаты налогов. Тем самым создаются необходимые условия для здоровой конкуренции на рынке импорта товаров и логистических услуг.

Однако вопреки здравому смыслу некоторые импортеры и сегодня пытаются действовать по устаревшим схемам, до конца не осознавая, что потенциальные издержки от этих действий в виде конфликтов с налоговыми органами «перекрывают» краткосрочную экономию на налогах и таможенных платежах. На наш взгляд, в большинстве случаев причиной этого служит недостаточная осведомленность импортеров о последних изменениях в законодательстве либо неосознание ими всех масштабов этих изменений.

В данных обстоятельствах большое значение приобретает повышение правовой грамотности и осведомленности представителей бизнеса. На это, собственно, и направлена наша статья.

Константин ТИМОХИН, президент Ассоциации импортеров и дистрибьюторов строительной и отделочной керамики

Дмитрий КУЗНЕЦОВ, помощник президента Ассоциации импортеров и дистрибьюторов строительной и отделочной керамики



Похожие публикации



Партнеры