16:24Тендер на 1 миллиард для театра ищет своих подрядчиков, но не может найти

15:25Аварийное жилье расселяют по приказу Медведева

14:30Делегация Минстроя России примет участие в Красноярском экономическом форуме

13:25В Москве ввели новый инновационный образовательный центр

12:56За что экс-глава жилищного комитета Шиян извинился перед петербуржцами

12:08Какие работы ждут новый дом по реновации в Марьиной Роще

11:16Зачем, на самом деле, Мневниковскую пойму освободили от самостроя

10:27В Омске застройщик задолжал рабочим 2,2 млн рублей долгов по заплате

10:08В Екатеринбурге жители устроили пикет простив постройки завода на Байкале

08:59Выяснилось, почему не будут строить желтую ветку метро в центре столицы

16:10Интерактивная карта Москвы покажет новые объекты гражданского строительства

15:33В легендарном Доме Наркомфина завершился важный этап реконструкции

14:58ОНФ предложил подключить к благоустройству представителей МЧС

14:20В Подмосковье по программе «Чистая вода» построят 37 водозаборных узлов

13:54Нового президента НОСТРОЙ выберет Всероссийский съезд СРО в апреле

Архитектура новых русских — отражение комплекса неполноценности?!

logo russianconstruction.com
Архитектура новых русских — отражение комплекса неполноценности?!
Поисковые теги:
Эдгар Хофман рассказал, что пишут немецкие и австрийские СМИ о России и российской архитектуре за последние 20 лет

Для дальнейшего чтения материалов, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.

В рамках Года Германии в России (это был 2013-й) нас посетило много гостей из немецко-говорящего пространства. Одним из них был профессор Венского экономического университета Эдгар Хофман. В одной из московских аудиторий, в кругу представителей науки и бизнеса, он рассказал, что пишут немецкие и австрийские СМИ о России и российской архитектуре за последние 20 лет. И вот такая картина у него получилась.

Что про нас пишут? «Вся информация «крутится» возле Москвы и Питера. Сибири, Дальнего Востока и глубинки просто не существует, — говорит профессор Хофман. — А вообще Россия — это холод, кремль, олигархи, коррупция и доброжелательные люди. До сих пор популярен Ю.М. Лужков. «Кулинарное поле» — это водка, водка, водка… Если русский не пьёт, это очень странно. Эта стереотипная картина зачастую удерживает журналистов от того, чтобы предоставлять сбалансированную и разностороннюю информацию о России. Вместо этого они ищут и находят стереотипы и инсценируют события вокруг них».

Что касается архитектуры, то понятно, что в «новом» специалистов интересует архитектура новых русских (понятия «новые русские» и «богатые русские» употребляется параллельно). Основная черта этого класса — что-то типа «не могу себе не позволить, иначе со стороны не поймут, кто я такой». Причём, если в странах Европы поместье, резиденция или охрана может быть только у главы государства или второго-третьего лица, то русские тут куда более «демократичны». Поместья, замки и резиденции у них встречаются чаще, чем у богатых людей цивилизованного мира. Концептуализация новых русских как социального слоя в СМИ является в целом противоречивой и рассеяна по отдельными информационным средствам. Поэтому у публики, не имеющей глубоких познаний о России, остаётся впечатление, что новые русские являются богатыми русскими и что они добились своего богатства криминальным путём.

«Первое общее качество — стремление к помпезности, — продолжает венский профессор. — Оно есть и в мещанской роскоши 1990-х, в образцах псевдобуржуазного китча 2010-х. Красиво — значит, ярко; богато — значит, вычурно. Эта архитектура началась с краснокирпичного особняка с башенками и черепичной крышей. Сейчас появились новые технологии: облицовка фасада камнем, сплошное остекление поверхности, учитываются зелёные стандарты».

Элитные клубные посёлки находятся вблизи российских столиц и крупных мегаполисов. Часто их названия имеют иноязычное звучание: Монако, Патрикки Клаб, Ла Манш, Риверсайд, Боскони, Токкари-Лэнд, Миллениум Парк и т.п. Застройка таких посёлков, как правило, выдержана в определённой стилистике.

Чаще всего в архитектуре многоквартирных домов и особняков из этих посёлков прослеживаются реминисценции архитектурных традиций Германии, Австрии, Франции, Италии, Великобритании. Можно отметить, что, несмотря на привлекательность жизни в престижных пригородах для новых русских многие особняки пустеют, продаются или остаются бесхозными. Эту тенденцию можно наблюдать в настоящее время в элитной застройке Рублёвского, Рублёво-Успенского и Новорижского шоссе под Москвой.

В стилистическом отношении постройки новых русских соответствуют четырём основным стилям постсоветской архитектуры: интернациональному стилю в России, постсоветскому модернизму, российскому региональному стилю и русской ностальгии.

Популярен так называемый «лужковский стиль». Отличительными чертами стиля можно назвать особого вида башенки, балясины, мало продуманный дизайн. Вместе с тем, можно отметить и то, что «лужковский стиль» вбирал в себя многие современные мировые тенденции, но, перерабатывая, демонстрировал их миру в своеобразной китчевой манере.

Команда Ю. Лужкова разрабатывала идеологию, отталкиваясь от дореволюционных времён и избирательно относясь к современным веяниям; она была мало понятна большинству россиян. Это нашло отражение в архитектуре, градостроительстве вплоть до возрождения исторической московской топонимики.

Команда В. Путина развернула архитектурные тенденции в сторону подражания советской архитектуре, и, прежде всего, так называемому «сталинскому ампиру».

В целом, Москва не располагает самостоятельным «московским стилем». Строительство отличается сочетанием многих, совершенно несовместимых стилей. При этом наблюдаются архитектурные свидетельства конструирования национальной идентичности постсоветского времени: псевдо- и неорусские башенки, классические колонны, портики, ротонды, веранды, яркая колористика и язык форм модерна — таким образом, многочисленные новостройки новых русских можно считать постмодернистскими версиями исторических стилей.

Наряду с этим, в жилой архитектуре новых русских Москвы и пригородов представлены и элементы деконструктивизма, бионической архитектуры, нелинейной архитектуры. Распространена каркасная архитектура с заполнением из электрообогреваемого остекления.

Типичной чертой жилых комплексов «новых русских» являются высокие заборы и ограды. По мнению австрийского профессора , эти самые высокие в мире заборы являются проявлением такой национальной черты, как крайняя закрытость. Прозрачные стены тоже не прижились, их стали занавешивать большими шторами.

Явную черту между «европейскостью» и «азиатчиной» провести проблематично. При этом роскошная обстановка важнее, чем архитектурное качество и услуги архитектора-специалиста, который рассматривается в качестве надсмотрщика над мастерами.

Выражения типа «псевдоисторический хлам», «вульгарный кошмар» встречаются часто. Специалисты говорят, что помпезность прикрывает советский комплекс неполноценности.

Скромной позитивной оценки удостаиваются только достижения известных отечественных и иностранных архитекторов. Они рассматриваются как равноценные их западным аналогам. Ими восхищаются следующим образом: имплантаты из другого мира, серебристые космические корабли перед стартом. Многие говорят, что новые тенденции архитектуры могут прийти только с Запада, сами мы на это ну просто никак не способны.

Мнение о том, что Россия не отгораживается от новшеств, просто ищет в них свою нишу, тоже есть, но оно звучит весьма слабо. Короче, как прозвали нас медведями в XVI веке, так ими до сих пор и считают?

Обзор подготовила Софья КЛАДОВА



Похожие публикации

Я - по первому диплому - историк, по второму - социолог, архитекторы принимают за искусствоведа, искусствоведы - за архитектора, экономисты - за доктора экономических наук.

Я пытался анализировать современную жилую архитектуру - применяя методы анализа "массового материала" - рекламные журналы по недвижимости - городской и загородной.

И мои выводы не вполне сходятся с выводами автора статьи.

Например - по моим наблюдениям - "нео-сталинизм" в московской городской архитектуре начался с самого начала возобновления массового строительства при Лужкове - то есть - с середины 1990-х, а в загородном строительстве односемейных домов - заметное место занимает ар-деко.

В современном строительстве "конторских" зданий продолжает преобладать конструктивизм - включая его "маньеристическую" разновидность, получившую наименование "хай-тек". "Клубные" дома (дома дорогих квартир - бизнес-класс и выше) - очень часто или "нео-сталинизм" (иногда - даже очень хороший нео-классицизм = улучшенный вариант "нео-сталинизма"), или ар-деко.

Загородная односемейная застройка "бизнес-класса" - наряду с заметной долей ар-деко (часто - неплохого, а то и просто хорошего" - очень много домов из облицовочного кирпича с высокими крышами - этакое "кирпичное кантри".

Дворцы олигархов - насколько я видел публикации - частотный анализ провести трудно - но вроде бы преобладает нео-классицизм разного качества, хотя диапазон стилей - самый широкоий - от нео-готики и нео-ренесанса - до ар-деко и хай-тека.
Художественное качество и качество исполнения интерьеров современных "элитных" квартир и загородных домов "дворцового" класса - тоже разное, но много вполне хорошего.


Партнеры