09:51Детский сад в районе Некрасовка получил кадастровый номер

09:02В Москве построили 28 км тоннелей метро с начала года

17:54Минстрой проверил качество кабельной продукции на учебной пристройке Ашукинской школы

17:27Как проходит строительство самой большой школы в Ивантеевке

16:40Опоры для колеса обозрения «Солнце Москвы» на ВДНХ доставят в столицу в ноябре

15:59Утверждены правила формирования и ведения информационной модели объекта капитального строительства

14:56В России проведут анализ прочности модификаций самолета Сухой Суперджет

13:14Участок синей ветки от «Молодежной» до «Парка Победы» закроют с 26 сентября

12:17Сквер на Новосмоленской набережной Петербурга приведут в порядок

11:20Экологические требования для строительной и отделочной продукции из ПВХ будут ужесточены

10:56МЦД-3 «Зеленоград-Раменское» планируется запустить через два года

10:11В Подмосковье отремонтируют мост через реку Яхрома

09:26Жители 13 домов в Северном Измайлово начнут переезд по реновации в ноябре

09:00Когда включат отопление в Москве

08:43Стартовал пятый фестиваль «Открытый город»

«Вместо системы саморегулирования на отрасль выплеснули какую-то муть»

logo russianconstruction.com
«Вместо системы саморегулирования на отрасль выплеснули какую-то муть»
Поисковые теги: Источник фото:

Опальный реформатор системы саморегулирования накануне X съезда строительных СРО рассказал нашему журналу о своем видении нынешних проблем отрасли



Для дальнейшего чтения материалов, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.

На днях мы опубликовали журналистское расследование, посвященное коммерциализации саморегулируемых организаций в сфере строительства. Главным его «героем» стало СРО НП «Строительный Альянс Монолит». Быстро и без особых хлопот вступить в это СРО за деньги, обзаведясь допуском на строительные работы без малейшей проверки, одному из руководителей журнала предложила посредническая контора WHITE CONSULTING, чей офис находится в том же здании, что и офис НП «САМ». Сегодня, накануне X Всероссийского съезда строительных СРО, мы продолжаем разговор на эту наболевшую тему.

Не без удовлетворения отметим, что статья «Торговля допусками СРО: когда все это кончится?» вызвала большой интерес читательской аудитории, в том числе и официальных государственных органов. Достаточно сказать, что на своем официальном сайте ее разместило Министерство строительства и ЖКХ РФ. Это свидетельствует только об одном: в главном штабе российской строительной отрасли разделяют нашу обеспокоенность ситуацией с торговлей членством и допусками на работы. Надеемся, что и на X Всероссийском съезде саморегулируемых строительных организаций, который завтра, 11 марта, пройдет в Москве, эта тема не «растворится» в повестке дня и Нацобъединение строителей предложит наконец жесткие, а главное — действенные меры по борьбе с этим злом.

Наш сегодняшний собеседник — широко известный в строительных кругах реформатор Валерий МОЗОЛЕВСКИЙ, еще недавно глава комитета НОСТРОЙ по конкурентной политике и закупкам в строительстве. Однако в феврале его полномочия на этом посту были досрочно прекращены Советом Нацобъединения «в связи с неэтичным поведением, противоречащим статусу члена саморегулирования». В частности, правдорубу с Дальнего Востока вменялась в вину публичная критика системы саморегулирования в строительстве. Что ж, в том виде, в каком эта система существует сейчас, она, судя по всему, устраивает исключительно тех, кто греет на ней руки. А таких, смеем надеяться, все-таки меньше, чем честных, порядочных людей, которые думают не только о своем кармане, но и о проблемах и нуждах всей строительной отрасли.

В преддверии съезда мы поговорили с опальным оппозиционером о проблемах саморегулирования в целом и о его личной ситуации.

 

— Валерий Павлович, на страницах нашего журнала Вы уже не раз выступали против всей этой, как Вы ее называете, профанации. Но… с высоких трибун звучат призывы покончить с этим позорящим отрасль явлением, депутаты принимают законы, направленные на усиление контроля саморегулируемых организаций и их ответственности, а воз и ныне там. Почему?

— Прежде всего хочу сказать Вам большое спасибо за Ваш материал. Мы как раз проводим работу по борьбе с коммерциализацией саморегулирования, и Ваша статья как нельзя кстати. Об упомянутой в Вашей статье СРО НП «САМ» мы еще поговорим. Но прежде позвольте подробно ответить на Ваш вопрос.

За неполные шесть лет действия законодательства о саморегулировании в строительной сфере претензии к системе СРО накопились, пожалуй, у всех: у населения, самих строителей, органов власти и управления всех уровней. Большинство подрядчиков не понимают роли саморегулируемых организаций, которым они вынуждены ежемесячно отчислять средства. Органы власти попросту не видят потенциала СРО. А последние в большинстве своем заточены исключительно на максимальное, порой безудержное, расширение членского состава. И вот в этой-то вакханалии, когда некоммерческие по своей сути саморегулируемые организации живут в условиях коммерческого рынка приобретения новых членов и с остервенением борются за каждого нового члена, существует и стремится выжить в непростых экономических условиях важнейшая для государства отрасль — строительная.

Вы написали, что в редакцию «Строительства.RU» прислали предложение вступить в СРО и получить допуск на работы. Но такие рассылки практически ежедневно делаются всем руководителям строительных организаций России. Те, кто этим занимается, прочесывают всех членов всех СРО. Ну и скажите: разве НОСТРОЙ этого не знает? А если знает, почему он не подает документы на исключение таких организаций? Или они членские взносы платят, поэтому к ним претензий нет? Но это же прямая коммерция на свидетельствах о допусках, которые давно стали товаром в межрегиональных СРО!

Уверен, что это понимают все. При этом подчеркну: такое возможно исключительно в межрегиональных СРО, которые создаются по правилам коммерческих организаций, зарегистрированных и торгующих где угодно. Классическая формула свободного предпринимательства! Кто крышует такие СРО? Как говорится, пароли, явки, адреса! Почему до сих пор нет обещанной рабочей группы силовых структур для противодействия таким преступлениям? Почему отцы-основатели строительного саморегулирования в России не предпринимают никаких действий для модернизации системы? Мы постоянно задаем эти вопросы. Но внятных ответов на них как не было, так и нет.

Давайте уже называть вещи своими именами: большинство межрегиональных СРО в строительной сфере — это офшоры, разрушающие саморегулирование. Между тем у нас строительные СРО, стремящиеся во что бы то ни стало максимально расширить членский состав, используя недобросовестную рекламу, всевозможных агентов и посредников во всех субъектах РФ, принято деликатно называть коммерческими или и того мягче — межрегиональными. Тогда как на самом деле такого рода СРО — это офшорные предприятия, не скрывающие своего коммерческого интереса по расширению членского состава. Нет, их следует называть именно офшорами, поскольку они создаются для недобросовестных или несостоятельных организаций, которые хотят уйти от проверок и контроля. Организаций, чаще всего не соответствующих требованиям выдачи свидетельств. Таким образом, они укрываются за пределами субъектов Федерации, в которых зарегистрированы и где реально стремятся осуществлять строительную деятельность. Они регистрируются вдали от родных мест, где их хорошо знают и где они не смогли бы получить свидетельства о допусках.

За примерами далеко ходить не приходится. Стремительное расширение членского состава НП «Строительный Альянс Монолит» (НП «САМ»), о которой Вы на днях написали, привлекло внимание Ростехнадзора. Но при этом деятельность этой, по нашему мнению, квази-СРО почему-то не привлекла внимание аппарата НОСТРОЙ, который недавно по закону приобрел все необходимые права для проведения контрольных функций. Между тем за полгода эта организация (НП «САМ»), по сообщению прессы, увеличила свой членский состав со 112 до 1946 членов! То есть ежедневно агенты этой квази-СРО поставляли ей со всех уголков России от 25 до 35 новых членов. И это не предел. Но членский состав НП «САМ» состоит не только из вновь созданных строительных организаций. Известен случай, когда член нашего НП СРО «Сахалинстрой», выйдя из регионального партнерства, поскольку к нему имелись вопросы относительно состава специалистов, тут же вступил в НП «САМ», которая располагается, между прочим, в Белокаменной.

В настоящее время любое межрегиональное СРО, которое продолжает прирастать членским составом из других субъектов Российской Федерации, — это чисто коммерческое, офшорное СРО. Таких членов они перекупают с помощью агентов, которые наводнили большинство городов России. В своей статье Вы привели в пример посредническую компанию WHITE CONSULTING, а я назову другую — «ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ СРО». Ну и где тут контролирующие органы и НОСТРОЙ? Ведь уже приняты все необходимые законы… Или Национальным объединениям сейчас тоже чего-то не хватает?

 

— Значит, просто не хотят резать курочек, несущих золотые яйца…

— Именно так! Необходимо понимать, что получаемые через посредников новые члены для офшорных (коммерческих) СРО — сверхприбыльный товар. И это, действительно, весьма напоминает выгодную покупку курочек, несущих золотые яйца в виде членских взносов. На будущее содержание этих «курочек» офшорным СРО не требуются никакие расходы, а в остатке — «золотые яйца». И таких строительных СРО в России — около половины всего реестра… Подобно раковой опухоли, они опутали своими метастазами всю Россию и высасывают из регионов членов СРО и денежные средства, обедняя тем самым саморегулируемые организации большинства краев и областей. Это тяжелая болезнь саморегулирования в России. Спрос на новые, только что зарегистрированные юридические лица, на незаконное получение «прав на строительную деятельность», на желающих стать счастливыми держателями свидетельств о допуске, которые дают право участвовать в электронных аукционах при закупках строительных работ, спровоцировал появление многочисленных агентов — юридических контор или представителей-индивидуалов, которые наводнили интернет и российские города.

Имя им — легион. И этот легион ожесточенно борется на рынке за каждого новоиспеченного предпринимателя, юрлицо, за каждую организацию, которая встает на учет в налоговое отделение и заявляет направлением своей деятельности строительство. Практически сразу после регистрации посредники (агенты) межрегиональных (офшорных) СРО строителей предлагают предпринимателю получить свидетельство на «крайне выгодных условиях». А в качестве бонуса клиентоориентированные конторки выражают готовность предоставить необходимое количество специалистов в виде «мертвых душ», которые существуют и будут трудоустроены только на бумаге, но нужны для получения допуска к выполнению строительных работ. Кроме того, эти бессовестные агенты офшорных СРО еще и выдают корочки о повышении квалификации несуществующих специалистов. А в виде бонусов эти преступники от саморегулирования выписывают будущим членам таких квази-СРО сертификаты ISO, чем полностью дискредитируют документы соответствия в строительной деятельности.

Таким образом, в России сейчас имеет место организованный, я бы даже сказал, преступный конвейер штампования свидетельств о допусках и других документов соответствия, ничего общего не имеющих с законно выданными. По мнению некоторых экспертов, таких свидетельств о допусках в настоящее время обращается более 30% от общего количества. И это — по самым оптимистичным прогнозам.

«Завербованные» таким образом в офшорные (межрегиональные) СРО, строительные организации выступают выгодным товаром во взаимоотношениях между этими СРО и посредническими юридическими конторами (агентами). Для коммерческой СРО полученный таким образом член абсолютно выгоден: на него в будущем не затрачиваются силы аппарата СРО для проведения плановых и внеплановых проверок, фиктивный кадровый состав не проходит реальное повышение квалификации и пр. Реальная норма прибыли от членов в офшорных СРО достигает, по заявлению самих их руководителей, до 1500%! До такой нормы прибыли не дошел даже Карл Маркс, обличающий в своем «Капитале» алчность капиталистов. Такая норма прибыли намного выше, чем при торговле на черном рынке оружием или наркотиками. Только, в отличие от оружия и наркотиков, торговля членами СРО и допусками ведется совершенно безнаказанно, а руководители офшорных СРО часто имеют еще и солидный общественный вес.

Офшорные СРО — это реальный и единственно возможный выход на рынок для недобросовестных строительных организаций. Свидетельство о допуске для них — это входной билет на ниву государственного и муниципального заказа. А «мертвые души», выставляемые против компаний с реальным, квалифицированным кадровым составом, — это возможность головокружительно снижать цену, побеждая практически на любых тендерах.

 

— Но ведь это — реальная угроза безопасности всей строительной отрасли, от деятельности которой, в свою очередь, напрямую зависит безопасность и комфортность среды обитания российских граждан…

— Я бы даже сказал, что это настоящая угроза национальной безопасности нашей страны! Если взглянуть на географию расположения членского состава всех крупнейших межрегиональных СРО строителей, больше половины из которых зарегистрированы в двух столицах и других мегаполисах центра России, то мы увидим, что эти так называемые партнерства, как раковые опухоли метастазами, охватывают всю страну — от Калининграда до Якутии, от Кавказа до Сахалина и Камчатки. Продолжая аналогию с медициной, можно сказать, что у системы саморегулирования в строительстве наблюдается запущенный онкологический кризис в предпоследней стадии. И помочь здесь может только срочное «хирургическое вмешательство»: полная перестройка всей системы.

Важно понимать, что без серьезных лоббистских сил существующая антиразумная система построения СРО, безусловно, не была бы принята. И если предметно посмотреть на тех, кто сегодня стоит во главе крупнейших офшорных СРО, то становится понятно, что у законотворцев и властей были именитые и авторитетные советчики, которым удалось внедрить внесубъектную алогичную структуру построения СРО строителей в России.

Законный вопрос: почему за годы работы НОСТРОЙ вопросы самоочищения рядов СРО от тотальной коммерциализации так и не были выведены на серьезный уровень? Почему это не стало предметом рассмотрения на Советах НОСТРОЙ, на конференциях СРО в округах, на всероссийских съездах? Не потому ли, что в работе Советов НОСТРОЙ и съездов СРО строителей принимает участие все то же заинтересованное большинство, в чьих интересах — сохранить сложившееся положение дел на максимально возможный срок? Однако время перемен стучится в двери!

 

— Что же нужно делать? Лично я считаю, что давно пора вводить лицензирование, как сделали в сфере ЖКХ с управляющими компаниями, работающими с многоквартирными домами. К слову, так же считают глава Минстроя Михаил Мень и многие другие. А Вы предлагаете сохранить систему саморегулирования, но перезагрузить ее. Как?

— Одна из ключевых задач саморегулируемых организаций — осуществлять защиту законных интересов и прав собственных членов. Выполнять эту важнейшую функцию при внесубъектном построении системы СРО невозможно. Офшорные СРО это понимают, поэтому об их работе с губернаторами, министрами строительства в регионах и другой деятельности мы не слышим, а на их сайтах размещено что угодно, только не информация о реальных результатах взаимодействия. Между тем эта сфера деятельности жизненно важна для предпринимательского сообщества в сфере строительной деятельности.

Основа нашего предложения состоит в оперативных действиях по субъективизации саморегулирования, возвращении его структуры к первозданному принципу построения управления в России. К слову, за рубежом подобные ассоциации, профессиональные или предпринимательские объединения строятся строго по субъектам государства (префектурам и пр.) и консолидируются в национальные объединения.

В целом система СРО должна повторять построение национальных объединений — только в этом случае она будет работать. В России одно Национальное объединение строителей — вот в него и должны входить все строительные СРО, причем с самого момента своего создания. Субъективизация саморегулирования позволяет реально устранить коммерциализацию СРО со всеми ее последствиями в виде посреднических агентов и недобросовестной рекламы. На смену недобросовестным и антиразумным условиям конкуренции между СРО приходит здоровое соревнование среди субъектов Федерации по развитию саморегулирования в регионе как приоритетного направления деятельности административной реформы.

Мы будем настаивать, чтобы в качестве тестовых площадок были выбраны в первую очередь регионы, где сформировано по одной региональной СРО, регионы, достигшие эффективной работы с местными органами власти, имеющие успешный опыт разработки региональных нормативных документов и реализующие конкретные предложения по регулированию отрасли в пределах субъекта. Например, в нашем Дальневосточном федеральном округе такие субъекты есть. И мы уверены, что найдутся желающие пойти на перемены и в других федеральных округах. Нам необходимо объединяться и показать преимущества субъектного саморегулирования в строительной деятельности по всей России. Кроме того, мы считаем, что в каждом субъекте Федерации должны объединиться строители, проектировщики и изыскатели. Там, где численность соответствующей саморегулируемой организации недостаточна, следует разрешить создавать комбинированные СРО строителей.

Деофшоризация саморегулирования — это процесс, требующий управленческой воли. Строительные организации, оказавшиеся под влиянием агрессивного маркетингового воздействия офшорных СРО, зачастую не понимают, каким образом они могут добиться от партнерства защиты своих законных интересов и прав. С момента получения свидетельства от офшорной саморегулируемой организации единственным поводом для взаимодействия с такими квази-СРО является… оплата членских взносов. Неудивительно, что параллельно со всевозрастающим потенциалом офшорных СРО растет движение АНТИ-СРО, которое, если разобраться, борется с несовершенствами системы саморегулирования и ратует за возвращение к лицензированию. При котором, напомню, взносов в компенсационные фонды не было.

 

— А что делать с теми СРО, которые отличились на ниве торговли членством и допусками? Понять и простить?

— Мы считаем, что деофшоризация саморегулирования должна обязательно сопровождаться широкой амнистией заблудших строительных организаций. Амнистия даст им возможность вернуться в свои регионы из офшорных (межрегиональных) СРО — со своими компенсационными фондами, с начисленными на них процентами, при размещении их на банковских депозитах.

Деофшоризация саморегулирования и создание единого СРО строителей в пределах субъекта Федерации обеспечит реальное исполнение законных функций саморегулируемой организации по гармонизации предпринимательского климата в субъекте Федерации и во всей России.

 

— Но ведь существуют консорциумы и группы компаний, работающие в разных субъектах Федерации. Как им быть в случае перехода на регионализацию саморегулирования?

— Холдинги или консорциумы, созданные для строительства определенных объектов или выполнения разного рода контрактов, — это производственные или договорные объединения. Никакого прямого отношения к организационной структуре саморегулирования в строительстве они не имеют. Специфические вопросы строительства отдельных объектов или видов работ должны обсуждаться на специально создаваемых комитетах или рабочих группах Национального объединения.

Количество СРО в России должно быть равно числу субъектов Федерации — то есть СРО строителей должно быть ровно 85. В крупных субъектах строительные СРО могут организовывать филиалы по территориальным признакам, в том числе в Москве и Санкт-Петербурге. При этом в арсенале каждого субъектного СРО строителей будут все ресурсы субъекта Федерации — человеческие и денежные, большая часть которых сегодня оседает в карманах руководителей офшорных (межрегиональных) квази-СРО. Важно отметить, что выданные субъектными СРО строителей свидетельства о допусках к работам действительны на всей территории России.

 

— То, что Вы предлагаете, — это последний шанс сохранить систему саморегулирования, так?

— Я считаю, что саморегулирование в строительной деятельности просто беременно кардинальной перезагрузкой. И эта перезагрузка, это очищение строительных СРО должно произойти до момента выпуска нового приказа о перечне работ, для выполнения которых необходимо новое свидетельство о допуске к ним.

Общеизвестно, что системе саморегулирования дан обратный отсчет. Об этом говорили и министр строительства, и премьер-министр, и Президент России. Времени у нас немного. Не исключено, что непосредственно после завершения работ по переходу сферы ЖКХ на лицензирование аналогичный опыт будет применен и для системы саморегулирования в строительной отрасли. Так что у этой системы, действительно, остался последний шанс. И не воспользоваться им просто преступно!

 

— Валерий Павлович, теперь давайте перейдем от проблем саморегулирования к Вашему «персональному делу». С чем Вы связываете Ваше февральское отстранение с поста главы комитета НОСТРОЙ по конкурентной политике и закупкам в строительстве? Насколько я знаю, это произошло во время проведения IV Российского инвестиционно-строительного форума, причем в Ваше отсутствие, это так?

— В протоколе заседания Совета НОСТРОЙ написано, что этот вопрос поднял глава комитета по транспортному строительству Леонид Хвоинский. Совет рассмотрел вопрос и принял решение освободить меня от должности. Лично я считаю это мерзким, недостойным поступком, который не красит сам НОСТРОЙ и заставляет себя неуютно чувствовать его президента. Ну и, конечно, Совет показал свое истинное лицо. Понимаете, ведь я в то же самое время был на этом самом форуме, участвовал здесь же в работе двух круглых столов! Спрашивается, почему меня не пригласили на этот Совет? Получается, что в данном случае «без меня меня судили». И при чем тут Хвоинский? Кстати, мы его неоднократно приглашали на заседания нашего комитета, поскольку вопросы закупок и конкурентной политики должны интересовать все комитеты, в том числе и его, занимающийся проблемами дорожного строительства. И, скажите мне, какая вожжа «попала под хвост» этому человеку, чтобы поставить во время форума такой вопрос, и почему вдруг остальные члены Совета его дружно поддержали?

С юридической точки зрения могу сказать, что так не делается. Есть положение о комитете, там прописаны четкие пункты, по которым можно освободить от должности его председателя. Так вот, ни под один из пунктов мой случай не подпадает. Тогда возникает вопрос: у нас что, вновь на дворе 1937 год?..

 

— В общем, сдаваться и так оставлять это дело Вы не намерены?

— В 2012 году меня уже снимали с должности председателя комитета — по регламенту, но я в этом комитете по-прежнему работаю. Если честно, мне все эти должности и посты — что называется, по барабану, они меня не особо напрягают. Все равно как я работал, так и буду работать в НОСТРОЙ, в том числе и в комитете по госзакупкам и конкурентной политике. Как придерживался своей линии, так и буду делать это впредь. Хотя с этим комитетом дело сложнее в силу специфики самой этой структуры и обсуждаемой здесь темы — госзакупок. И кто-то должен все это раскручивать, формировать повестку дня, ставить вопросы…

Вот коллеги, с которыми я работал в этом комитете, предлагают мне написать письмо от имени его членов. Возможен такой вариант. А может, напишем и в адрес съезда о том, что принято неправомерное решение в отношении меня. Ведь получается, что Совет НОСТРОЙ и само Нацобъединение превратились в некую инквизицию. А ведь мы же сами в свое время избирали этих людей, голосовали за них. Руководители СРО организовали НОСТРОЙ, а теперь получилось, что это — какой-то карательный орган, организующий репрессии в отношении тех, кто его же и избрал.

Вы поймите, я уже далеко не в том возрасте и положении, чтобы возмущаться всякой чушью, которую делают те или иные люди. Но, честно говоря, огорчает сам факт того, что эта «честная кампания» собралась под флагом Совета НОСТРОЙ и приняла такое незаконное решение.

Я планирую написать письмо президенту НОСТРОЙ с требованием предоставить мне аудиозапись заседания Совета по данному вопросу. Если же мне откажут (а как же «информационная открытость» НОСТРОЙ?..), я подам заявление в прокуратуру, чтобы мне предоставили эти материалы. А уж когда я их получу, тогда и буду решать, что делать дальше.

 

— Валерий Павлович, чего Вы ждете от завтрашнего X Всероссийского съезда строительных СРО? В состоянии ли он произвести какие-то изменения в системе саморегулирования — или все это бесполезно?

— Может быть, то, что я сейчас делаю, причем делаю максимально широко и гласно, заставит их обратить на это внимание. Печально, но вместо создания настоящей системы саморегулирования на отрасль выплеснуты какие-то зловонные помои… Пора уже положить этому конец.

Чего я еще жду от съезда? Что президент НОСТРОЙ опомнится и не будет предлагать тот бюджет Нацобъединения, который он сейчас подготовил. Увеличить благодаря №359-ФЗ бюджет Нацобъединения по сравнению с принятым осенью на всю сумму, которую сейчас сбросили на счета НОСТРОЙ коммерсанты из квази-СРО (те самые, что с 2012 года не платили взносы), — это неправильный путь. Я хочу письменно предупредить президента о том, что у нас впереди ожидается провальный 2016 год, да и нынешний будет во многом провальный с точки зрения сбора денег, численности (они ведь хотят расчищать СРО). И вот эти деньги, которые свалились на НОСТРОЙ буквально с неба, надо оставить в резерве на 2016 год. Если мы сейчас искусственно накачаем бюджет, то что мы будем делать в следующем году, когда дополнительных денег не будет?

 

— Это те самые недоимки по членским взносам, которые все стали срочно платить под угрозой исключения из реестра СРО?

— Ну да. В №359-ФЗ написано, что если СРО не платит взносы, то можно тоже подавать документы на ее исключение из реестра. Вот таким образом бюджет НОСТРОЙ пополнился на 20—30%, и нужно грамотно и рачительно распорядиться этими деньгами.

 

— Делегаты ноябрьского съезда одобрили Вашу идею о создании Академии строительных знаний. Этот вопрос стоит в повестке дня и нынешнего съезда. Вы довольны?

  — Да, вопрос выносится. Но у нас ведь как все делается? Еще Виктор Степанович Черномырдин говорил: что бы у нас ни создавали, все равно получается КПСС. И я боюсь, что вместо реализации той идеи, что мы предложили, они просто откроют очередную коммерческую лавку. Понимаете, у нас никто не хочет заниматься инновациями, новыми технологиями — причем не только в строительстве, но и в обучении, в подготовке и переподготовке кадров. Всем нравится только одно: продавать корочки. Вот они и сделают академию НОСТРОЙ — то есть откроют свой учебный главк. И будут думать только лишь о перечислении им денег на повышение квалификации по линии НОСТРОЙ. Вот такой реализации нашей идеи я буду противиться изо всех сил.

 

— Что ж, спасибо за интервью, Валерий Павлович. И до встречи на съезде!

Беседу вел Андрей ЧЕРНАКОВ



Похожие публикации




Партнеры