15:57Что за волшебный детский сад появится в поселении Московском

15:04В рамках развития маршрутов МЦД-1 и МЦД-2 построят 12 пешеходных переходов

14:16За восемь лет Собянин и его замы потратили 700 млн рублей на полеты на частных самолетах

13:42Минтранс выступил за строительство платной дороги Москва-Казань вместо новой м7

12:51Когда построят путепровод в районе улицы Пруд Ключики

11:54Станцию метро «Стахановская» оформят в стиле конструктивизм

10:53Начато строительство семи станций Коммунарской линии метро

09:48Каким будет детский сад с кабинетами логопеда и психолога в Солнцево

08:53Как московских застройщиков оштрафовали в январе-июне более чем на 14 млн руб.

17:40Когда утвердили программу увеличения доходов малоимущих семей

17:09В Новосибирске на Красном проспекте уложили старые бордюры. Власти заявили, что они долговечнее новых

16:45В Питере на судостроительном заводе вспыхнул пожар

15:38Какие запреты ждут коллекторов после принятия закона в Госдуме

14:46«Газпром» потратит на газификацию Коми больше 7 миллиардов рублей

13:45В Москве подготовлены 60% жилых зданий к отопительному сезону

Нужны ли России малые и средние города

logo russianconstruction.com
Нужны ли России малые и средние города
Поисковые теги: Источник фото:

Из 1100 городов России 932 — малые и средние. Но из-за низкого уровня жизни, нехватки рабочих мест оттуда идет отток населения. Как остановить этот процесс?


Для дальнейшего чтения материалов, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.

К малым, а их в России 779, причисляют города с численностью населения до 50 тыс. человек. В них проживает около 35 млн человек. Средних городов с численностью до 100 тыс. человек в России 153, а всего в нашей стране около 1100 городов. Как же сегодня живет провинциальная Россия?

Многие малые и средние города в последние два десятилетия переживают сложные времена. Из них идет отток населения, поскольку там были закрыты многие предприятия, в том числе и градообразующие, а у администраций нет средств на благоустройство, должное развитие городского транспорта, социальной сферы и т.д.

 

Без господдержки не обойтись

Если вспомнить недавнее прошлое, то многие малые и средние города вносили свой вклад в развитие ведущих отраслей экономики, таких как авиа- и автомобилестроение, металлургия и деревообработка, легкая промышленность и т.д. Когда начали закрываться предприятия, это больно ударило по экономике малых и средних городов. Только за первое десятилетие ХХI века более 550 поселков городского типа потеряли свой статус, обезлюдели сотни деревень, особенно на территории Сибири и Дальнего Востока.

Город Мышкин, Ярославская область

Сегодня у наших властей нет программы развития малых и средних городов, не ведется продуманной политики по их поддержке. А ведь, по сути, малые города — это становой хребет, скелет российского государства. На них держится вся сельская Россия. В них сосредоточены рабочие места не только для горожан, но и для сельских жителей, поскольку сельскохозяйственное производство во многих регионах еле теплится. В этих городах находится сфера услуг для всего населения районов, включая медицинское обслуживание.

Сегодня малые и средние города живут по-разному. Кому-то, как ряду подмосковных городов, повезло: удалось сохранить промышленность, а значит — рабочие места. Благодаря тому, что сохранилось производство аккумуляторов и ряд других предприятий, неплохо идут дела в городе Свирске Иркутской области. В других местах администрации вовремя сориентировались и развивают свою экономику на базе туризма, местных промыслов и местной промышленности — например, в Мышкине Ярославской области, Семенове и Городце Нижегородской области, Кизляре в Республике Дагестан и др. Но основная масса городов живет трудно. Например, сложная ситуация сложилась в городе Кувандык Оренбургской области, где два года назад был остановлен криолитовый завод из-за падения спроса на алюминий.

 

Предприятий много, а жизни нет

В России сегодня действительно меняется к лучшему жизнь во многих крупных городах, в то время как в большинстве малых и средних речь о повышении комфортности проживания населения практически не идет. И даже наличие устойчивых предприятий не гарантирует процветания.

Возьмем, например, город Кстово Нижегородской области. В нем проживает порядка 67 тыс. человек, здесь зарегистрировано более 3,3 тысячи предприятий разных форм собственности. На территории города и района находятся такие гиганты, как ООО «Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез» — одно из крупнейших предприятий в стране и самое крупное в структуре «Лукойла», и оно продолжает расширяться. Действует ООО «Сибур-Кстово», выпускающее этилен, пропилен, бензол. А еще в городе Кстово располагается ООО «Газпром Газэнергосеть Нижний Новгород», ОАО «Нижегородский фармацевтический комплекс», снабжающий лекарствами всю Россию, крупное предприятие «Кстовский трубный завод», химический комплекс ООО «РусВинил», выпускающий смолу ПВХ и целый ряд других предприятий.

Центральная часть г. Кстово, Нижегородская область

Однако у администрации не хватает средств на развитие общественного транспорта, давно ждет реконструкции «лицо города» — местный автовокзал. Благоустройство же в основном сосредоточено вдоль центральных магистралей, по которым передвигается высокое начальство. А самое главное «наследство» от процветающих промышленных предприятий — ужасная экология. Здесь в населенных пунктах, расположенных вблизи промышленных гигантов, онкологические заболевания возникают даже у детей.

 

Равнение — на Мышкин

Между тем многие малые города России обладают огромным богатством — своим историческим наследием. Но внутренний туризм в России развивается пока что недостаточными темпами, и локомотивом, как в других странах, он не стал. Недавно мэры около 100 городов создали Всероссийский клуб историко-туристических городов. Они собираются, чтобы обсудить свой опыт, проблемы, коллективным умом выработать предложения, как использовать наследие на пользу городам и его жителям. Одна из таких встреч прошла в уже упомянутом городе Мышкине Ярославской области. Мышкину есть чем поделиться с другими городами. Он стал центром притяжения для туристов, когда местные власти, обыграв название города, начали вести продуманную политику по привлечению туристов. Здесь открыто около 30 музеев, проводятся различные мероприятия — например, парад ретроавтомобилей. В городе провели своеобразную инвентаризацию объектов, которые могут быть интересными для гостей, — таких зданий насчитали около 80, а 20 уже утеряны. Как сохранить все это наследие? Здания ветшают, многие принадлежат частным владельцам. Как их убедить не сносить дома-памятники? Во многих странах местное законодательство поддерживает владельцев таких зданий, им предоставляются определенные льготы по их содержанию.

По словам Владимира Гречухина, известного краеведа, председателя районного Общественного собрания Мышкина, местные власти и общественность ведут большую разъяснительную работу, а если здания совсем устарели, то стараются помочь владельцам выбрать интересные проекты, чтобы они также становились достопримечательностью города. По мнению Виктории Долговой, аспиранта ЦНИИП градостроительства, в России, к сожалению, пока не выработано законодательство, защищающее исторические памятники, поэтому, несмотря на все призывы, уничтожение исторического наследия продолжается. Нужно взять на вооружение лучший мировой опыт и совершенствовать российское и местное законодательство в этой сфере.

 

Спасителем станет строительство

Многие мэры городов задаются вопросом: ну, будет администрация развивать туризм, это, конечно, развивает городскую инфраструктуру. Реконструируются объекты, привлекающие туристов, появляются новые кафе, рестораны, гостиницы, развивается сувенирная местная промышленность и т.д. Но сам-то город что имеет? Разбитые дороги, мусор, который надо убирать за счет города? Администрации российских городов изучают опыт других стран, где законодательно стимулируется интерес властей к развитию туристического бизнеса. Например, в Италии введены налоги, которые гостиницы и другие инфраструктурные туристические объекты перечисляют в городскую казну за каждого посетившего их туриста.

Ну а кроме туризма настоящим спасением для небольших городов может стать и уже становится строительная отрасль. Сегодня часть населения занята на производстве стройматериалов, а часть — в сфере торговли ими. Кроме того, как бы города трудно ни жили, и в них, и вокруг них растут особняки, идет строительство домов для более зажиточных слоев населения. Нужно развивать это направление, чтобы оно, как локомотив, тащило за собой остальные сферы.

Татьяна ШАВИНА



Похожие публикации



Партнеры