14:09Работу над Стандартом комплексного развития территорий завершат в 2020 году

13:01Где в районе Ивановское построят очередной жилой дом по программе реновации

12:04На платформах метро «Авиамоторная» и «Лефортово» БКЛ завершаются отделочные работы

11:03Зачем понадобился капитальный ремонт Электрозаводского моста

10:53Строительство жилого комплекса на тысячу квартир на востоке Москвы планируют завершить в 2022 г.

10:20Местные коммерсанты устроили скандал вокруг реконструкции Бадаевского завода

09:16В Москве создан Фонд защиты прав дольщиков

17:54В Совете Федерации призвали не сокращать количество пешеходных переходов и остановок при ремонте дорог

16:56Власти области объяснили отключение трансляции строительства онкоцентра и порта

16:08На WorldSkills Hi-Tech впервые будут соревноваться представители всех возрастных категорий

15:17Спортивной - не быть!

13:54Компания ROCKWOOL поддерживает новые противопожарные правила

13:03В составе ТПУ «Верхние Лихоборы» появятся перехватывающие паркинги

12:00Строительство дома по программе реновации началось в районе Ломоносовский

11:05На «ЗИЛе» построено более 5 км новых дорог

Бюджет СРО проедают «чиновники от саморегулирования»

logo russianconstruction.com
Бюджет СРО проедают «чиновники от саморегулирования»
Поисковые теги: Источник фото:

Депутаты Государственной думы Российской Федерации предложили изменить отечественную систему саморегулирования, «надстроив» ее национальными объединениями СРО



Для дальнейшего чтения материалов, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.

Депутаты Андрей Руденко и Михаил Емельянов выступили с законодательной инициативой, подготовив законопроект «О национальных объединениях саморегулируемых организаций».

В строительном сообществе новая инициатива была воспринята неоднозначно. Одни — обеими руками за новый документ, воздвигающий мощные барьеры для «серых» СРО, другие видят в нем массу недостатков. Неудивительно, что обсуждение законопроекта на круглом столе в Госдуме было бурным.

 

Зачем нужен новый закон

Многие недоумевают, зачем понадобилась еще одна законодательная инициатива? Ведь есть закон «О саморегулировании», который худо-бедно работает, регулируя процессы в сфере строительства. Депутат Госдумы Михаил Емельянов (на фото) попытался на этот вопрос ответить. По его мнению, в свое время закон «О саморегулировании» стал большим прорывом на пути к демократизации экономики. Но за период его действия накопились требующие разрешения проблемы и противоречия — своеобразные «болезни роста». Передавая СРО функции лицензирования строительных компаний, государство надеялось, что те будут выполнять еще целый ряд ответственных функций. В частности, функции контроля и защиты своих членов, «очищения» от недобросовестных участников рынка. На сегодня эти обязанности выполняются из рук вон плохо, а зачастую и вообще никак.

Авторы нового законопроекта аргументируют необходимость создания национальных объединений саморегулируемых организаций еще и тем, что такие объединения могут стать посредниками между государством и многочисленными СРО.

— Именно нацобъединения смогут наиболее эффективно представлять интересы всей отрасли, приступят к разработке единых профессиональных стандартов, — считает руководитель рабочей группы Совета ТПП по саморегулированию предпринимательской и профессиональной деятельности, президент НП «Саморегулируемая организация оценщиков «Экспертный совет» Алексей Каминский.

 

Закрепишь пером — не вырубишь топором

Новый законопроект предлагает три уровня регулирования строительного рынка. Государственный, при котором нормативно-правовую базу обеспечивает государство. Национальный: создается одна национальная саморегулируемая организация, которая представляет интересы отрасли в полном объеме. И, наконец, обычное СРО, защищающее интересы рядовых членов на местах.

Законодатели долго ломали голову над тем, как закрепить в законодательстве институт национальных СРО. Предложений было два: внести поправки в уже действующий 315-й закон «О саморегулировании» или создать и принять принципиально новый закон. Внесение поправок в существующий закон — дело хлопотное. Такие прецеденты уже встречались. В результате поправок было внесено столько, что их объем превысил сам закон.

В итоге склонились в пользу второго решения: подготовить отдельный закон о национальных СРО. В первую очередь были определены основные принципы создания таких национальных объединений: добровольность, одно национальное СРО в отрасли (куда войдет не менее 50% всех СРО), отсутствие заградительных барьеров для вступления, публичность деятельности национального СРО, ротация его органов, запрет на предпринимательскую деятельность в рамках национального СРО, равноправие (одно СРО — один голос).

 

Лишняя надстройка или полезный посредник?

На круглый стол в Госдуме был вынесен уже готовый проект закона о национальных саморегулируемых объединениях. И тут же вызвал множество вопросов. Не будет ли новый закон ненужной надстройкой, напоминающей пятое колесо в телеге саморегулирования? Нужно ли так уж детализировать обязанности участников национального СРО, если вступление в эту организацию осуществляется исключительно на добровольной основе? Где и как будут размещаться компенсационные фонды?

— Я категорически против отдельного закона о национальных объединениях саморегулирования. Думаю, что чиновников в таких национальных объединениях вряд ли будет интересовать жизнь рядовых СРО, — развернул дискуссию руководитель СРО «Сахалинстрой» Валерий Мозолевский (на фото), чью позицию по вопросам реформирования системы СРО неоднократно освещал наш журнал. — Все говорят о функции контроля, все хотят создать еще один контролирующий орган. Но мы забываем, что СРО – это в первую очередь защита законных интересов членов саморегулируемых организаций, защита интересов потребителей. Смогут ли в полной мере выполнить эти функции огромные национальные саморегулируемые объединения?

Было и такое мнение: национальные объединения саморегулируемых организаций — это некие министерства, которые насаждаются над СРО. Они будут контролировать, контролировать и контролировать! И чтобы не наломать дров, процесс встраивания нацобъединений в систему СРО должен быть очень деликатным.

Справедливости ради отметим, что были и яркие выступления в поддержку нового закона.

— Нацобъединения нужны хотя бы потому, что крупное СРО может разрабатывать качественные стандарты, — парировал Мозолевского другой участник дискуссии. — Если мы «утонем» в региональных СРО, то появятся «уральские» стандарты, «московские, «костромские», «нижегородские» и т.д. Конкурентоспособные же стандарты появляются тогда, когда возникают крупные национальные объединения.

— Наши СРО забюрократизированы, — прямо заявил еще один сторонник нового законопроекта, руководитель департамента архитектуры и проектирования Московской области Алексей Воронцов (на фото). — У нас появились «чиновники от саморегулирования». У руля в большом количестве СРО оказались не строители, а юристы, менеджеры — то есть люди, которые даже саму строительную профессию порой представляют себе довольно смутно. И эти товарищи, не будучи профессионалами, возглавляют строительные объединения саморегулирования! О каком решении проблем строительного сообщества здесь можно говорить? Задача таких чиновников другая: забрасывать рядовых членов СРО всевозможными бумагами, уставами, предписаниями и т.д. Но это, извините, не работа, а лишь ее имитация…

Между тем бюджет СРО такие вот «штатные единицы» проедают с огромным удовольствием. В итоге архитектор, который совершил единственную ошибку и неправильно спроектировал объект, рискует попасть в тюрьму. А чиновник, который практически ничем не рискует, чувствует себя великолепно, получая при этом в три раза больше любого архитектора-профессионала.

Впрочем, на круглом столе высказывалось понятное беспокойство и по поводу того, как бы новый орган (те самые нацобъединения) не стал еще одной забюрократизированной единицей в системе СРО.

 

Остаться в теплом кресле во что бы то ни стало

— К сожалению, в последние годы произошел значительный отрыв аппарата от саморегулируемых организаций, — поддержал мысль Алексея Воронцова представитель независимого объединения саморегулируемых организаций изыскателей Сергей Афанасьев. — Скажите, какие желания возникают у аппаратчиков, если 600 млн рублей членских взносов в том же НОСТРОЕ (Национальном объединении строителей) буквально лежат на столе. Правильно, во что бы то ни стало остаться в руководящем кресле. Отсюда и желание увеличить срок пребывания на руководящей должности с двух до четырех лет. А в идеале — подольше продержаться в теплом кресле, желательно до бесконечности.

Какая уж тут защита интересов рядовых членов СРО? Поэтому национальные объединения саморегулируемых организаций, которые будут следить за соблюдением демократических принципов в отраслевых СРО, — вещь архинужная.

Как бы то ни было, все участники дискуссии склонились к тому, что реформировать существующую систему саморегулирования нужно. Под занавес депутат Руденко пообещал, что будет создана рабочая группа по доработке законопроекта.

— Тема саморегулирования для нас — всерьез и надолго, — подытожил он. — Премьер-министр Дмитрий Медведев дал поручение — разработать общегосударственную модель саморегулирования. Так что это теперь задача, которая обрела государственные масштабы.

Подготовила Елена МАЦЕЙКО



Похожие публикации

Виталий
СРО сделано для обогащения своих корешей и себя любимых, для страны от этого СРО только вред . Кореша большую часть денег перекачивают в зарплату, а для страны ничего не остается. Сколько зданий и сооружений развалилось с 2010 года? , но СРО ни копейки не вложило в разрушенные здания.
Вывод один: пока эта власть на троне , СРО будет собирать деньги и жировать...
Ванга сказала : развитие России начнется в 2024 году, это значит не будет на белом свете СРО и страна начнет развиваться.....


Партнеры