12:21Игра для читателей: найди поликлинику из России

11:53Москомстройинвест получил право банкротить проблемных застройщиков

11:00Движение в районе Напрудного пер. в ЦАО перекроют и ограничат с 28 октября из-за инженерных работ

10:20Зачем Каховскую линию снова закроют с 26 октября

09:03Мосгосстройнадзор проверит два ЖК, апарт-отель и автобусный парк

17:46Как проходит строительство дома по реновации в Лосиноостровском районе

16:58Какие занятия пройдут в центрах «Мои документы» с 21 по 27 октября

15:33Арки и часы во всю стену: как строят станцию БКЛ «Ржевская»

14:52Поезда «Иволга» украсят двухметровые буквы МЦД

13:14Деловой центр, кафе на крыше и зона променада появятся в ТПУ «Парк Победы»

12:247 правил утепления для тех, кто не успел закончить стройку летом

11:06Завершился конкурс на архконцепцию Национального космического центра

09:11Как будет выглядеть станция Коммунарка

18:03Мосгаз ввел в эксплуатацию газопровод-связку на юге столицы

17:19Зачистка по Собянински: уволен глава управы Южное Бутово

Заполярный Транссиб: что не достроили при Сталине — достроим при Путине

logo russianconstruction.com
Заполярный Транссиб: что не достроили при Сталине — достроим при Путине
Поисковые теги: Источник фото:

Куда приведет сверхсекретная магистраль, которую по приказу Берии строили еще узники ГУЛАГа



Для дальнейшего чтения материалов, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.
В прошлом номере журнала «Строительство.RU» мы рассказали о программе реконструкции БАМа и Транссиба («БАМ и Транссиб: где взять миллион рабочих рук»). Сегодня мы знакомим наших читателей с другой грандиозной государственной программой — строительством и реконструкцией Заполярной транссибирской магистрали.

 


Что Сибирь, что Аляска…

Эта дорога имеет больше десятка названий, в том числе Северный широтный ход (Севширход, СШХ), Северный Транссиб, Заполярная железная дорога и даже «Мертвая дорога». И действительно, у заполярной магистрали сложное и даже в чем-то таинственное прошлое. Впервые о ее строительстве руководство СССР заговорило незадолго до начала Великой Отечественной войны. Официально же ее начали строить по постановлению Совета Министров СССР № 348-135сс от 29 января 1949 года — хотя на самом деле она к тому времени уже строилась почти два года! Как видно из двух букв «с», примыкающих к номеру правительственного постановления, данный объект относился к категории совершенно секретных.

Трасса должна была пройти от станции Чум Свердловской железной дороги через Салехард, Надым, Уренгой, Игарку до Дудинки. Хотя в разных источниках называются несколько вариантов конечной станции. Например, по некоторым данным дорогу должны были в дальнейшем протянуть до Чукотки, по другим — довести аж до США, через Берингов пролив, но эти планы изменила начавшаяся холодная война. По одной из версий Иосиф Сталин задумал строительство Заполярной железной дороги, чтобы разместить на этих территориях секретные военные объекты, в том числе советскую военно-морскую базу, связанную с Большой землей железнодорожной магистралью.

 

«Овечка» за миллион долларов

Основной рабочей силой на строительстве дороги были, ясное дело, заключенные ГУЛАГа, в том числе военнопленные. Общая протяженность будущей магистрали составляла около 1 300 км. Трасса была разбита на участки, и строительство велось одновременно на разных ее отрезках, которые назывались объектами № 501 и № 503 Условия для строительства были крайне сложными, поскольку почти половина трассы должна была пройти через зону вечной мерзлоты, а четверть — через болота. Кроме того, трасса пересекала множество рек, в том числе такие крупные, как Обь, Надым, Пур, Енисей. Через небольшие реки и ручьи строили мосты — как правило, деревянные или бетонные. На крупных же реках вместо мостов летом должны были действовать мощные паромные переправы, а зимой — ледовые.

Чтобы ускорить темпы, строительство вели по заниженным нормам. В начале 1950-х годов для дороги стали завозить оборудование из Чехословакии, Австрии, Германии. Завершить строительство предполагалось в 1955 году. После прокладки дороги здесь планировалось построить нефтедобывающие, металлургические, химические, лесо- и рыбоперерабатывающие предприятия и многие другие производства. А в Игарке должны были возвести мощный порт.

Ко времени смерти Сталина (1953-й год) было проложено около 800 км трассы, однако в том же году строительство было заморожено. При этом два участка уже были приняты в эксплуатацию и используется до сих пор (Чум — Салехард, Надым — Уренгой), два участка — заброшены (Салехард — Надым, Долгий — Игарка), а еще два — не достроены (Уренгой — Долгий и Игарка — Дудинка).

После приостановления строительства меньшая часть материальных ценностей была вывезена, а значительная часть — просто брошена, в частности поселки строителей и другие объекты. Поэтому недостроенный объект местные и прозвали «мертвой дорогой». За минувшие десятилетия сформировалось целое сообщество энтузиастов, которые изучают историю этой дороги, записывают воспоминания участников строительства, ищут подлинные документы — впрочем, как правило, безуспешно в силу их сверхсекретности.

Сегодня, когда строительство дороги возобновляется, историки, краеведы, представители общественности бьют тревогу по поводу уничтожения следов строительной деятельности 60-летней давности. Они ратуют за создание заповедных зон, где будут сохранены объекты и предметы того периода как свидетельства отечественной истории. Тем временем многие объекты разрушаются сами собой, часть разворовывается. Например, за последние годы с трассы исчезло несколько паровозов. Они были выпущены небольшой партией и получили в народе название «овечек». Говорят, за подобную «овечку» коллекционеры железнодорожной техники на черном рынке могут заплатить до миллиона долларов.

 

Сталин смотрел в корень

Идею строительства Заполярной железной дороги многие считали чуть ли не блажью Сталина, непонятной авантюрой. Однако уже к концу ХХ века Правительству России, руководителям сибирских и дальневосточных регионов, ведущим ученым стало очевидно, что дальше развивать экономику восточной части нашей огромной страны без этой трассы просто невозможно.

В 2005 году на совещании в Челябинске по вопросам социально-экономического развития Уральского федерального округа Владимир Путин впервые заявил об этом открыто. Слова президента — лучшее руководство к действию. Вскоре началась работа над мега-проектом «Урал Промышленный — Урал Полярный». В его рамках создана уральская «Корпорация Развития», которая курирует строительство железнодорожной линии Обская — Салехард — Надым — Пангоды — Новый Уренгой — Коротчаево (бывший Уренгой). Протяженность трассы составит 707 км, и скорее всего она пройдет именно по старой сталинской трассе — в соответствии с Генеральной схемой развития железных дорог России, хотя окончательно проектная документация еще не разработана. Как и в сталинские времена, дорога разбита на участки, часть трассы курирует РЖД, часть — «Газпром» (уже построивший на Ямале самую северную на сегодня железную дорогу в мире Обская — Бованенково — Карская протяженностью 572 км), какие-то участки будут строиться с нуля, какие-то пройдут по существующим насыпям. При этом предстоит реконструировать действующие отрезки трассы, электрифицировать дорогу, построить от нее целый ряд ответвлений.

Благодаря этой трассе планируется снизить нагрузку на Транссиб, оптимизировать перевозки по Свердловской железной дороге, улучшить ситуацию с северным завозом и многое другое. Планируемый объем грузоперевозок — от 17,5 до 20 млн т в год. Общая инвестиционная стоимость проекта — около 155 млрд руб. Часть средств планируется вложить из федерального бюджета, бюджетов Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО), РЖД, «Газпрома», «Корпорации Развития». Другую, причем также весьма значительную, часть составят частные инвестиции. Срок окупаемости дороги — около 15 лет. Ожидаемый экономический эффект — до 15 млрд рублей в год. По словам вице-президента РЖД Александра Мишарина, дорога должна быть сдана в 2018 году, в крайнем случае — в 2019-м, хотя в других источниках называется и 2021 год.

В качестве перспективы рассматривается продление Севширхода до енисейского порта Игарка и далее — до порта Дудинка на Таймыре (общая протяженность — свыше 400 км), а в дальнейшем, возможно, и до Чукотки. То есть, продолжение планируется по сталинскому замыслу. В результате такой крупный центр российской металлургии, как Норильск, будет состыкован с СШХ, а через него — с общероссийской сетью железных дорог.

Кроме того магистраль планируют соединить со строящимся морским портом Сабетта на полуострове Ямал. Небольшой вахтовый поселок Сабетта получил широкую известность, когда на полуострове два года назад было решено построить универсальный порт, откуда планировалось с помощью ледокольного флота по Северному морскому пути доставлять в ряд стран в сжиженном виде газ, добываемый на Южно-Тамбейском газоконденсатном месторождении. На Ямале будет создан крупный транспортный узел, который станет опорным российским пунктом при освоении арктических ресурсов.


 

Перспективы впечатляют

Со строительством новой дороги связаны надежды на интенсификацию добычи полезных ископаемых, ввод новых предприятий — а значит, на прилив рабочей силы, жилищное и социальное строительство, то есть в целом оживление жизни во всей зоне влияния магистрали.

По мнению губернатора ЯНАО Дмитрия Кобылкина, «в контексте последних решений, принятых в ходе визита Президента РФ в Китай, проект СШХ является необходимым для вовлечения в экономику углеводородных и других разнообразных ресурсов Полярного Урала». Кроме того, глава округа уверен, что «эта дорога откроет прямой доступ для экспортных перевозок жидких углеводородов к портам Балтийского моря, а также поможет в освоении месторождений разнообразного сырья в труднодоступной местности». Более того, перспектива Северного широтного хода, по мнению губернатора, «это выход Единой транспортной системы России на Севморпуть и далее через порт Сабетта — в Мировой Океан. А своего рода цепной реакцией на развитие Северного широтного хода станет активное освоение шельфа Баренцева и Карского морей и, в целом, реализация стратегической программы развития Арктической зоны России». Сама территория ЯНАО по запасам природных ресурсов считается одним из самых богатых регионов мира: запасы одной только железной руды здесь оцениваются в 60 млн т.

В 2011 году строительство Заполярной транссибирской магистрали началось. Одним из первых крупных объектов трассы должен стать мост через реку Надым. Этот железнодорожно-автомобильный переход в 1 330 м строители «Мостострой-12» планировали сдать до конца нынешнего года. Сегодня завершается монтаж всех 13-ти опор моста, но сдача объекта из-за недофинансирования, возможно, будет перенесена. Также ведутся работы и на других участках трассы.


 

Направление — северо-восток

В планы Правительства России входит еще один крупный проект — строительство железной дороги Полуночное — Обская протяженностью 850 км, которая должна пройти вдоль восточного склона Уральских гор и соединить Свердловскую железную дорогу от станции Полуночное с Северным широтным ходом. Ее строительство также курирует «Корпорация Развития». В 2008 году этот объект был включен в Стратегию развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года. Предполагалось, что дорога будет построена к 2015 году. Однако последующий мировой экономический кризис внес в эту затею свои коррективы. Сказалась и недостаточная разведанность месторождений природных ископаемых, ради которых, собственно, и планировалась прокладка дороги. На сегодня генеральным проектировщиком трассы ОАО «Ленгипротранс» разработана проектная документация, ведутся переговоры с потенциальными инвесторами, но строительство начнется не раньше, чем будет введена в эксплуатацию Заполярная транссибирская магистраль. Кроме того планируется строительство автомобильной трассы Тюмень — Агириш — Салехард и ряд других объектов дорожно-транспортной инфраструктуры.

Но при успешном осуществлении всех этих планов Полярное Зауралье и Северная Сибирь будут покрыты сетью железных и автомобильных дорог и гораздо крепче связаны с общероссийской дорожной сетью. А это заметно укрепит экономические связи как внутри страны, так и с соседними государствами, будет способствовать активному освоению богатейших месторождений, доступ к которым сегодня затруднен из-за бездорожья.

То есть, тем самым Россия шаг за шагом приближается к созданию Единой транспортной системы страны.

Алексей ЧИЧКИН
Татьяна ШАВИНА

Фото railgallery.net, infranews.ru, riamotor.ru, pravdaurfo.ru, gdenahoditsya.ru, panoramio.com



Похожие публикации



Партнеры