13:02Стало известно, когда в Москве достроят Центр спорта «Самбо-70»

12:10Зачем, на самом деле, на Норильской ТЭЦ-2 заменят энергоблоки

11:38За что и на сколько в Подмосковье оштрафовали застройщиков

11:13В Москве начался капремонт 106-летнего дома

10:00Медведев дал зеленый свет на строительство ВСМ

09:22В Подмосковье решили шикарно модернизировать хлебный завод

17:53Катастрофа в Новосибирске: без воды целый квартал

16:52Какая судьба ждет многодетные семьи и инвалидов, проживающих в аварийном жилье

15:25На западе Москвы построят современный мясокомбинат

12:16Новые подробности о домах по реновации

11:53Борьба за абонента: коммунальные службы начали информационную войну

11:25Кому понадобился снос исторических усадеб в Екатеринбурге

11:09Каким будет новый корпус РЭУ имени Г. В. Плеханова

09:58Какие технологии стали применять при строительстве дорог в РФ

16:51В марте стартуют общественные слушания по проектам кварталов реновации

Как разыграть «Дорожную карту»

logo russianconstruction.com
Как разыграть «Дорожную карту»
Поисковые теги:
О чем Игорь Слюняев рассказал участникам строительной ассамблеи

Для дальнейшего чтения материалов, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.

В Москве19 ноября прошла Девятая Ежегодная Всероссийская строительная ассамблея. На ней выступил министр регионального развития Игорь Слюняев (фото слева), который подвел итоги работы министерства за истекший период нынешнего года и кратко обрисовал задачи, которые стоят перед строительным комплексом страны.

О жилищном строительстве

Нынешний год мы прожили под знаком реализации 600-го указа Президента «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг». Именно в рамках реализации этого указа Президента была подготовлена государственная программа «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», в составе которой две федеральные целевые программы — «Жилище» и «Чистая вода».

Конечно, недостаточно средств и внимания мы сегодня уделяем строительной отрасли, но я думаю, что динамику этим отношениям придаст новое ведомство — Министерство строительства и ЖКХ. Поскольку Президент сказал, что строительная отрасль является драйвером роста национальной экономики. И это совершенно справедливое замечание.

Однако два эти основных документа — 600-й указ и госпрограмма об обеспечении доступным и комфортным жильем — задали целевые показатели и основные задачи развития строительного комплекса на среднесрочную перспективу.

По-прежнему одной из главных задач является увеличение объемов жилищного строительства и развитие рынка ипотечного кредитования. Как вы помните, в 2000-м году мы начинали с того, что строили в год не более 30 млн кв. м жилья.

По итогам января — сентября текущего года введено в эксплуатацию 39 млн кв. метров жилья, это примерно на 12 процентов больше, чем за аналогичный период прошлого года. До конца 2013 года мы должны ввести 71млн кв. метров жилья. Для сравнения: за 2012 год мы ввели в эксплуатацию 65,2 млн кв. м жилья.

Об ипотеке

Главным инструментом, который стимулирует платежный спрос на рынке жилищного строительства, является ипотечное кредитование. 906 млрд руб. — такой объем ипотечных кредитов был предоставлен россиянам в текущем году. Это примерно на 30% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Примерно четвертая часть всех объектов жилищного строительства приобретается с использованием ипотеки. Когда мы только начинали развивать рынок ипотечного кредитования,на долю ипотеки приходилось всего 17% приобретаемого жилья.

К сожалению, нам не удалось обеспечить снижение стоимости ипотечных кредитов, ставка продолжает быть высокой, примерно 12,4% на 1 октября 2013 года, но те субъекты федерации, которые пошли по пути формирования своей ипотечной программы, сильно расширили рынок ипотечного кредитования.

Успех ипотечного рынка определяют три фактора.

Первый — доходы домашних хозяйств. В соответствии с целевыми установками Президента и в рамках того же 600-го указа доходы работников бюджетной сферы неуклонно повышаются, тем самым повышается спрос на рынке жилищного строительства.

Второй фактор, влияющий на развитие ипотечного рынка, — субсидирование в ряде субъектов Федерации первоначального взноса в размере от 50 до 100 процентов. Это — примерно третья часть стоимости жилья.

Третий фактор — субсидирование процентной ставки по кредиту.

Все это говорит о том, что рынок ипотечного кредитования в Российской Федерации состоялся.

О поддержке льготных категорий граждан

Около 30 тысяч ветеранов Великой Отечественной войны и членов их семей улучшили в 2013 году свои жилищные условия за счет мер государственной поддержки. А если взять за точку отсчета 2008 год, то 237 тысяч ветеранов получили жилье или улучшили свои жилищные условия. 10,5 тысяч жилищных сертификатов реализовано в этом году гражданам льготных категорий — это и чернобыльцы, и граждане, выезжающие из районов Крайнего Севера и иные льготники. 25 тысяч семей до конца года должны улучшить свои жилищные условия в рамках реализации подпрограммы обеспечения жильем молодых семей. 168 тысяч граждан в Российской Федерации должны быть переселены из аварийного жилого фонда. На эти цели в 2013 году было направлено более 50 млрд рублей.

О нормативно-техническом регулировании

Большая работа проведена совместно с национальными объединениями саморегулируемых организаций и научно-исследовательским сообществом в области нормативно-технического регулирования. С начала 2013 года подготовлено и утверждено 10 новых сводов правил, внесен целый ряд изменений в действующие своды правил, подготовлено пять межгосударственных строительных норм.

Среди наиболее значимых — свод правил «Инженерные изыскания для строительства. Основные положения», актуализированный свод правил «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», актуализированный свод правил «Общественные здания и сооружения», актуализированный свод правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».

В области стандартизации в 2013 году подготовлен 51 стандарт, в их числе 48 государственных стандартов. Разработано три ГОСТа на материалы для изготовления конструкций из керамзитобетона. Подготовлен проект Технического регламента «О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий», и в ближайшее время он будет направлен Минрегионом для утверждения в Евразийскую экономическую комиссию.

Проект регламента охватывает весь спектр строительной продукции от стройматериалов и изделий до зданий и сооружений всех типов. Предполагается, что он станет основой для формирования единой политики в сфере технического регулирования строительной отрасли на территории Таможенного союза.

О Дорожной карте и предпринимательском климате

Еще одна важная для нас тема — снижение административных барьеров и улучшение предпринимательского климата в строительной отрасли.

Правительством была утверждена Дорожная карта, и нам удалось ее уточнить. Первоначальная редакция Дорожной карты была для меня неочевидным документом. И в течение почти восьми месяцев мы убеждали Минэкономразвития, что к обсуждению тех регламентных процедур, которые сегодня существуют в области строительства, нужно подключать строительное сообщество.

В рамках реализации Дорожной карты Минрегионом совместно с коллегами подготовлен целый ряд нормативно-правовых актов, которые позволяют установить исчерпывающий перечень административных процедур в сфере строительства. Отдельные виды подготовительных работ теперь, после принятия соответствующих решений, можно будет выполнять до получения разрешений на строительство. Кроме того, установлены обязательства органов государственной власти и местного самоуправления по предоставлению земельных участков под строительство.

Мы также изменили требования к составу проектно-сметной документации. Как вы знаете, Российская Федерация в рамках предыдущего рейтинга экономик «DoingBusiness» Всемирного Банка занимала 112 место и за истекший год поднялась на 20 ступеней — на 92-е место. Сегодня очевидны перемены к лучшему и для всех участников строительного рынка. Количество административных процедур сократилось с 40 до 36, а в среднем по стране срок прохождения этих процедур сократился с 344 до 297 дней. Существенно снизился объем затрат для получения разрешения.

О проблеме обманутых дольщиков

Начиная с 2011 года обеспечены имущественные интересы более 80 тыс. граждан Российской Федерации, благодаря этому число обманутых дольщиков в стране сократилось более чем в два раза. До конца текущего года еще 30 тысяч человек получат жилье. Определены критерии отнесения граждан к категории обманутых дольщиков, утверждены методические рекомендации по организации разъяснительных мероприятий для граждан — участников долевого строительства, принят ряд федеральных законов.

С 1 января 2014 года должно заработать общество взаимного страхования ответственных застройщиков, которое было организовано в соответствии с решением Минрегиона. Рассчитываем, что с введением обязательного страхования проблема обманутых дольщиков канет в Лету.

О том, что предстоит сделать

Теперь скажу о том, что предстоит сделать. И Минрегион, который является ведомством, ответственным за стратегирование и управление результатом, отвечающим за социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации, за разграничение полномочий между уровнями власти, от этой работы не самоустраняется.

В части изменения законодательства нам необходимо обеспечить целостность регулирования градостроительной деятельности. Точно такая же целостность нам необходима в области технического регулирования архитектуры и градостроительства. Нам важно избавить надзорные органы от несвойственных функций. Когда стройнадзоры выдают разрешения на строительство — это, в моем представлении, нонсенс. Нужно уйти от практики совмещения работ по надзору, проектированию и экспертизе проектно-сметной документации.

Нам необходимо оценивать регулирующее воздействие санитарных норм и правил противопожарной безопасности, потому что очень часто они ложатся непосильной нагрузкой на экономику строительства. Такая оценка регулирующего воздействия позволит принимать более взвешенные решения на уровне федерального правительства.

Необходимы качественные изменения в экспертизе проектно-сметной документации. Мы неоднократно констатировали, что госэкспериза, независимая экспертиза превратились в административную процедуру и, по большому счету, ушли от своих сущностных предназначений.

Нам необходимо выстроить баланс интересов между инвестором, заказчиком, застройщиком, проектировщиком и, наверное, все-таки отказаться от контрактов «под ключ». Потому что такие контракты ничего хорошего, кроме увеличения сметной стоимости объектов, не приносят.

Важно уточнить состав проектно-сметной документации. Мы должны вернуться к старой практике технико-экономического обоснования. Нужно и обосновывать технические решения, и понимать последствия принимаемых технических решений.

Точно также необходимо создать новый раздел «Эксплуатация зданий и сооружений». Здания нужно эксплуатировать экономично и квалифицированно.

Что касается проектно-изыскательских работ, то нужно уточнить перечень технически сложных, особо опасных и уникальных объектов. Разрешить бюджетное финансирование проектно-изыскательских работ, в том числе за счет средств федерального бюджета. Вообще наиболее удачной в свое время была практика, когда мы планировали не только строительно-монтажные (в рамках государственных капитальных вложений), но и проектно-изыскательские работы. Такая трехлетняя программа проектно-изыскательских работ нам необходима.

Нам нужно уточнить более тысячи СНиПов и ГОСТов, причем отказавшись от избыточной детализации.

Михаил ЗИБОРОВ
(подготовлено по аудиозаписи выступления)

Фото: Строительство.RU, dorstroygrup.ru, forum.gdeetotdom.ru, instructorspb.ru, novostroy.su



Похожие публикации



Партнеры