15:57В столице будет создан транспортный технопарк

15:11В Питере теплоэнергетики остановили разлив кипятка на Маршала Казакова

13:51Что случилось на кольцевой линии в метро

13:14MOS.RU заявляет, что новость о планах включения Калуги в состав Москвы – фейк

12:04Первые Московские центральные диаметры запустят в конце ноября

11:08Запуск коммунарской линии метро сократит время поездки в центр столицы

10:11В Новой Москве проложат почти 30 км газопровода

09:03Где будет ограничено движение в столице из-за строительства БКЛ метро

17:50Как будут изымать участок в ТиНАО для прокладки водопровода

16:46Подготовка к открытию МЦД-1 и МЦД-2 вышла на финишную прямую

16:09Жилой дом 1938 г. постройки в Замоскворечье капитально отремонтируют

15:01В 2020 году в Москве после реконструкции откроется 10 кинотеатров

14:02Строительство трех домов по реновации началось в районе Бирюлево Западное

12:27Завершено расселение дома по программе реновации на Верхоянской улице

11:36Сбой произошел утром 8 ноября на оранжевой ветке метро

Перечень работ по строительству пора менять — Часть 4

logo russianconstruction.com
Перечень работ по строительству пора менять — Часть 4
Поисковые теги: Источник фото:

Даже суды толкуют один и тот же вид работ по-разному



Для дальнейшего чтения материалов, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.

Мы заканчиваем публикацию серьезной аналитической статьи, посвященной реформированию перечня видов работ по строительству. В настоящий момент Госстрой России озаботился-таки этой проблемой, и есть шанс, что новый перечень будет вскоре утвержден. А пока он допускает и двойное толкование видов работ, и ограничение конкуренции.

8. Возможность двойного толкования содержания наименований видов работ, входящих в группу № 33 «Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком)» действующего Перечня вызывает затруднения в правоприменительной практике. Кроме того, в Градостроительном кодексе нет понятия «генеральный подрядчик».

Разбивка группы видов работ № 33 Перечня на дополнительные, внутренние группы и подгруппы видов работ, деление видов работ по объектовому и отраслевому принципу внесли неразбериху в понимание и применение видов работ данной группы. Не внесли полной ясности и разъяснения Минрегиона России, изложенные в письме от 10 сентября 2012 г. № 32198-ИП/08.

Кроме того, в группе видов работ не поименованы отдельные отрасли промышленности. Так, неучтенными оказались работы по организации строительства, выполняемые в отношении объектов строительной, медицинской и других отраслей промышленности.

Таким образом, создалась парадоксальная ситуация, когда для организации строительства объектов строительной индустрии не требуются специалисты соответствующей квалификации и является необязательным обеспечение коллективной ответственности.

Однако отсутствие отраслей промышленности в группе видов № 33 Перечня не исключило необходимости получения свидетельства о допуске к самим работам, выполняемым на таких объектах капитального строительства, и не освободило лицо, осуществляющее строительство, от необходимости выполнения функций, возложенных на него нормами Кодекса.

В частности, в соответствии с частью 3 статьи 52 Кодекса лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации, а также в силу части 6 указанной статьи проводит строительный контроль.

Следовательно, для участия в торгах лицу, выполняющему работы по организации строительства, в описанном выше случае необходимо иметь свидетельство о допуске ко всем видам работ, которые планируется выполнять в ходе строительства, реконструкции или капитального ремонта объекта капитального строительства. В такой ситуации строительная компания во много раз увеличивает свои издержки на содержание неоправданно большого количества квалифицированных работников, систематическое повышение их квалификации.

Такое положение вступает в противоречие с нормами ч. 7 ст. 55.16 Кодекса, когда внесение повышенного взноса в компенсационный фонд в зависимости от стоимости работ по одному договору лицом, имеющим свидетельство о допуске к работам по организации строительства, является обязательным, в то время как лицо, осуществляющее такие же работы на предприятиях и объектах, например, пищевой промышленности, от обязанности внесения дополнительных средств (иногда немаленьких — до 10 млн руб.) освобождено.

Кроме того, заказчик, не понимая содержания видов работ группы № 33, обязывает лицо, осуществляющее строительство, иметь свидетельство о допуске одновременно к нескольким видам работ из данной группы.

Так, при организации работ по реконструкции или капитальному ремонту систем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения жилых зданий заказчик требует наличия в свидетельстве о допуске не только вида работ № 33.3 «Жилищное и гражданское строительство», но и видов работ № 33.7. «Объекты водоснабжения и канализации» и № 33.5. «Объекты теплоснабжения».

При таком подходе к получению свидетельства лицу, осуществляющему строительство, необходимо показать большее количество специалистов для соответствия требованиям, установленным саморегулируемой организацией, а следовательно, возложить на себя дополнительные материальные затраты на их содержание.

Всё это подтверждается и судебной практикой. Так, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в Постановлении от 25 апреля 2012 года № Ф03-1062/2012 пришел к выводу о необходимости наличия у участников торгов свидетельства о допуске к нескольким видам работ группы видов работ № 33.

В свою очередь,Арбитражный суд Сахалинской области в Решении от 29 ноября 2012 года № А59-4295/2012 пришел к выводу, что для участия в аукционе на выполнение работ по организации строительства достаточно свидетельства о допуске на единственный вид работ этой группы видов работ.

Таким образом, видно, что даже суды, расположенные в одном регионе, подходят к решению аналогичных вопросов по-разному, что, по нашему мнению, оказывает негативное влияние на складывающуюся правоприменительную практику.

Более того, неточные формулировки Перечня приводят к судебным решениям, обоснованность и правильность которых вызывает сомнение. Так, Арбитражный суд Республики Карелия в делах от 27 мая 2013 года № А26-1345/2013 и от 29 мая 2013 года № А26-1446/2013, достаточно подробно исследовав материалы дел, пришёл к необоснованному выводу, что «застройщик в силу закона вправе самостоятельно осуществлять работы по организации строительства, заключать договоры подряда на выполнение определенных видов работ по строительству объекта капитального строительства, а также самостоятельно выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства. Это прямо предусмотрено в части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Осуществление данных функций непосредственно застройщиком не свидетельствует о том, что он становится генеральным подрядчиком».

При этом норма ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 240-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» о том, что до приведения уполномоченным федеральным органом исполнительной власти Перечня в соответствие с Градостроительным кодексом застройщик, являющийся лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, должен иметь свидетельство одопуске к предусмотренным Перечнем работам по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства привлекаемыми застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, судом не учтена.

Таким образом, предлагается исключить отраслевую разбивку в группе видов работ по организации строительства, исключить из названия слова «генеральный подрядчик», изложив наименование группы видов работ в следующей редакции: «Организация строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию и капитальный ремонт», включив в неё единственный вид работ: организация строительства, реконструкции и капитального ремонтаобъектов капитального строительства лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию и капитальный ремонт.

9. При установлении видов работ по организации строительства созданы предпосылки для недобросовестной конкуренции. Добросовестные строительные организации несут необоснованные дополнительные расходы, установленные нормами Градостроительного кодекса.

Лицо, осуществляющее строительство, если такие работы включены в Перечень, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства и внести минимальный взнос в компенсационный фонд саморегулируемой организации.

Величина такого взноса установлена нормами статьи 55.16 Кодекса. Она зависит от стоимости работ по организации строительства по одному договору и составляет от одного до тридцати миллионов рублей.

При установлении саморегулируемой организацией требования к страхованию ее членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, взнос в компенсационный фонд составляет от трёхсот тысяч до десяти миллионов рублей.

В ряде случаев получение свидетельства о допуске к работам по организации строительства не требуется и, как следствие, нарушаются требования Градостроительного кодекса о необходимости внесения повышенного взноса в компенсационный фонд лицами, осуществляющими строительство.

Более того, на практике имеет место создание и участие в государственных и муниципальных торгах организаций, не обладающих ни квалифицированным персоналом, ни какими-либо материальными ресурсами и планирующих выполнять строительные работы не самостоятельно, а путем стопроцентного найма подрядных организаций. Нередко такие организации аффилированы к организаторам торгов.

Можно рассчитать затраты, которые понесет лицо, осуществляющее строительство. При этом указанные затраты вытекают из обязательных к исполнению норм закона.

Градостроительный кодекс обязывает лицо, выполняющее работы по организации строительства, иметь в штате организации не менее 6 инженерно-технических работников.

По данным Росстата, средняя заработная плата по России на декабрь 2012 года составляла 34811 руб.

Таким образом, затраты на заработную плату минимально установленной численности инженерно-технических работников в месяц составляют:

6 чел. х 34811руб. = 208866 руб./месяц

Стоимость проведения обязательного повышения квалификации одного работника в объеме 72 часов составляет от 5 до 10 тыс. руб. Периодичность — 1 раз в 5 лет.

Ответственность члена саморегулируемой организации подлежит страхованию. Стоимость договора страхования ответственности (страховая премия) в случае причинения вреда вследствие недостатков работ зависит от нескольких факторов: периода страхования, наличия или отсутствия франшизы, при наличии от ее размера, от объема и количества видов работ, от вида объекта (опасный, уникальный) и др.

Тарифы на страхование ответственности членов СРО могут быть от 0,1% и до 1% от страховой суммы. Как правило, в настоящее время страховая премия при страховании вреда до 5 млн руб. составляет около 15 тыс. руб.

Стоимость аттестации одного работника в области промышленной безопасности, в соответствии с Приказом Ростехнадзора от 06 апреля 2012 г. № 233 «Об утверждении областей аттестации (проверки знаний) руководителей и специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору», составляет от 12 тыс. руб. за одну область аттестации. Периодичность проведения аттестации установлена межотраслевыми нормативными документами и колеблется от 1 года до 5 лет.

Сравнение затрат членов саморегулируемых организаций, выполняющих работы по организации строительства, имеющих дополнительную ответственность за качество выполняемых работ, и лиц, выполняющих работы по организации строительства без наличия разрешительных документов и не имеющих дополнительной ответственности, представлены в таблице:

 

Затраты разовые и текущие Чем регламентируется Члены СРО Не члены СРО
1. Взнос в компенсационный фонд Ст. 16 Градостроительного кодекса От 1 до 30 млн руб. при отсутствии требований к страхованию, от 300 тыс. до 10 млн руб. при установлении требований к страхованию Нет затрат
2 Вступительный взнос Ч.4 ст. 55.10 Градостроительного кодекса, ч.1 ст.12 Федерального закона "О саморегулируемых организациях" Обязаны Нет затрат
3. Ежемесячные членские взносы Ч.4 ст. 55.10 Градостроительного кодекса, ч.1 ст.12 Федерального закона "О саморегулируемых организациях" Обязаны Нет затрат
4. Минимально установленное количество ИТР для выполнения строительных работ Ч. 8 и 8.2 ст. 55.5 Градостроительного кодекса, Постановление Правительства России от 24.03.2011 № 207 Не менее 6 чел. с высшим профильным образованием и стажем работы не менее 5 лет Требования не установлены
5. Обязательное повышение квалификации Ч. 8 и 8.2 ст. 55.5 Градостроительного кодекса, Постановление Правительства России от 24.03.2011 № 207 От 5 тыс. руб./чел. Не предусмотрено
6. Обязательная аттестация в области промышленной безопасности Приказы Ростехнадзора от 29.01.2007 № 37 и от 06.04.2012 № 233 От 12 тыс. руб./чел. Не проводится
7. Разработка и принятие стандартов, обеспечивающих безопасность выполнения работ Ч. 2 ст. 55.5 Градостроительного кодекса, ч. 1 ст.2 Федерального закона "О саморегулируемых организациях" Обязаны Нет обязанности
8. Соблюдение требований проектной документации и стандартов при выполнении работ Ст. 55.13 Градостроительного кодекса Обязаны Нет обязанности
9. Проведение контрольных мероприятий со стороны саморегулируемых организаций Ст. 9 Федерального закона "О саморегулируемых организациях" Подлежат плановой и внеплановой проверке со стороны саморегулируемых организаций Не подлежат
10. Страхование ответственности в случае причинения вреда вследствие недостатков работ Ст. 60 и ч.12 ст. 55.5 Градостроительного кодекса, ст. 927 Гражданского кодекса Обязаны Нет обязанности
11. Возмещение вреда, причиненного вследствие недостатков работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства Ст. 60 Градостроительного кодекса, ст. 927 Гражданского кодекса Субсидиарная ответственность саморегулируемой организации Исключительно в порядке гражданского законодательства

Таким образом, установление различных требований к лицу, осуществляющему строительство, являющемуся членом саморегулируемой организации, и к лицу, выполняющему работы без соответствующих документов и подтверждения квалификации, влечёт за собой ограничение конкуренции и постановку в неравные условия вследствие дополнительных затрат, возложенных на члена саморегулируемой организации ЗАКОНОМ.

ВЫВОД:

Внесение изменений в действующий Приказ обусловлено необходимостью приведения в соответствие с изменившимися нормами законодательства, практикой, а также жизненной необходимостью.

Предлагаемый подход к формированию групп и видов работ Перечня позволит:
1. Исключить имеющиеся предпосылки нарушений в сфере антимонопольного законодательства и законодательства о конкуренции.
2. Привести Перечень в соответствие с нормами действующего законодательства, обеспечить однозначное понимание наименований и содержания видов строительных работ.
3. Не допустить необоснованного расширения Перечня видов работ, включив в него исключительно виды работ, оказывающие влияние на безопасность объектов капитального строительства и требующие специального образования и особой квалификации при их выполнении.
4. Максимально приблизить Перечень к направлениям видов экономической деятельности, отраженных в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности.
5. Обеспечить возможность участия малого бизнеса в строительстве, готового гарантированно отвечать за качество выполненных работ.
6. Защитить потребителей строительных работ и услуг от недобросовестных исполнителей.
7. Существенно снизить необоснованное увеличение численности работников юридического лица и индивидуального предпринимателя, а следовательно, сократить финансовые затраты добросовестных участников строительного рынка.
8. Отразить в Перечне виды работ, которые обеспечивают внедрение инноваций и новых технологий в строительстве.
9. Более широко использовать отдельные виды работ участниками рынка в сфере строительства.

Алексей СУРОВ,
заместитель Директора Департамента нормативного обеспечения и развития саморегулирования НОСТРОя, канд. юрид. наук, доцент

Анна СОРОКОУМОВА,
главный специалист Департамента нормативного обеспечения и развития саморегулирования НОСТРОя

Фото: news.stroit.ru, omzm.ru, poiskmo.ru, seosk.com, avanturist.org, fcspartak.ru, gazprom.com, nr2.ru



Похожие публикации




Партнеры