14:09Работу над Стандартом комплексного развития территорий завершат в 2020 году

13:01Где в районе Ивановское построят очередной жилой дом по программе реновации

12:04На платформах метро «Авиамоторная» и «Лефортово» БКЛ завершаются отделочные работы

11:03Зачем понадобился капитальный ремонт Электрозаводского моста

10:53Строительство жилого комплекса на тысячу квартир на востоке Москвы планируют завершить в 2022 г.

10:20Местные коммерсанты устроили скандал вокруг реконструкции Бадаевского завода

09:16В Москве создан Фонд защиты прав дольщиков

17:54В Совете Федерации призвали не сокращать количество пешеходных переходов и остановок при ремонте дорог

16:56Власти области объяснили отключение трансляции строительства онкоцентра и порта

16:08На WorldSkills Hi-Tech впервые будут соревноваться представители всех возрастных категорий

15:17Спортивной - не быть!

13:54Компания ROCKWOOL поддерживает новые противопожарные правила

13:03В составе ТПУ «Верхние Лихоборы» появятся перехватывающие паркинги

12:00Строительство дома по программе реновации началось в районе Ломоносовский

11:05На «ЗИЛе» построено более 5 км новых дорог

Гидроизоляция: когда и почему мы растеряли бесценный опыт?

logo russianconstruction.com
Гидроизоляция: когда и почему мы растеряли бесценный опыт?
Поисковые теги: Андрей Шилин Гидроизоляция поздемки советское строительство Тушинский тоннель Источник фото:

На днях в ресторане «Турандот» на Тверском бульваре состоялась презентация книги «Гидроизоляция подземных и заглубленных сооружений при строительстве и ремонте». Ее автор – человек широко известный в строительных и научных кругах. Андрей Александрович Шилин – генеральный директор АО «Триада-Холдинг», профессор, доктор технических наук, академик РАЕН.




Для дальнейшего чтения материалов, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.

Книга посвящена проблемам долговечности эксплуатации современных строительных конструкций и, по сути, является пошаговой инструкцией для широкого круга специалистов строительного сектора. В ней подробно излагаются подходы к проблеме защиты подземных частей зданий и сооружений от воды и влаги – причем, как на момент строительства, так и в период эксплуатации.

Многие уже оценили этот весомый труд, как очень злободневный и востребованный именно сегодня. Если многие сооружения, построенные в пору СССР, прекрасно сохранились, и верой и правдой служат до сих пор, то про объекты последних десятилетий этого не скажешь. То тут, то там слышим мы об авариях и обрушениях. Вот, буквально недавнее ЧП, которое на слуху у всех – 10 января 2019 года произошло затопление Тушинского автомобильного тоннеля, который был введен в эксплуатацию, по меркам таких сооружений, совсем недавно, в сентябре 2001-го года. Чудом обошлось без жертв. При этом два других тоннеля, построенных в середине 30-х годов прошлого века, от аварии не пострадали.

— В век бурного технического развития, прорывных мультимедийных технологий, мы вынуждены констатировать катастрофическую утрату спецификаций при возведении зданий, — с горечью говорит автор книги Андей Шилин.  —  Мы не только не научились строить подземные капитальные сооружения, которые бы впоследствии требовали минимальных эксплуатационных вложений, но и растеряли опыт работ в сложных гидрогеологических условиях, отсутствие которого приводит к появлению множества дефектов.

С большим сожалением констатирует автор и разрушение материально-технической базы профильных научно-исследовательских институтов, занимавшихся вопросами гидроизоляции. Отсутствие квалифицированных кадров среднего звена: лаборантов, мастеров, технического персонала, что заметно сказывается на объемах исследовательских работ, имеющих прикладной характер. А практика выбора подрядчика не по качественным критериям, а по критериям наименьшей цены неизбежно приводит к потере рабочими и инженерными кадрами своей квалификации.

Зачем строителю инъекции,  и какой деформационный шов правильный?

…Между тем, заметим, презентация столь серьезного научного труда проходила во вполне неформальной, дружеской обстановке. Автор собрал на эту встречу друзей, коллег, последователей (у Андрея Александровича целая плеяда талантливых учеников).

— Первую главку своей книги я решил посвятить нормативам, — рассказал Андрей Александрович. – Ситуация с гидроизоляцией за последний век сильно изменилась. Соответственно, колоссально менялись и нормативы. Почему «текут» исторические здания? Да потому что они не рассчитаны на современную эксплуатацию, на центральное отопление. В помещении был другой микроклимат. Вывод? На современном этапе нужны специальные меры по защите крыш и фасадов старых зданий от излишней влажности.

В то же время, считает Андрей Александрович, мы многое утратили из предыдущего опыта.

— Есть узловые, сопрягающие места, которые нужно уметь правильно выполнять, — замечает автор.

Еще одна главка книги полностью посвящена гидроизоляционным материалам. 45% этого рынка по-прежнему составляют рулонные материалы, 15 % – металлоизоляция, а вот 20% – химические адгезионные материалы, материалы нового поколения.

— На самом деле нет такого материала, чтобы ты пришел, помазал, и стало сухо, — откровенно признал профессор. – В каждом конкретном случае нужно подбирать нужную комбинацию, с учетом особенностей именно данного объекта.

Отдельная тема книги – укрепление грунтов. Не все знают, что инъекции – это не только медицинский, но и строительный термин. В этой области команда исследователей под руководством автора сделала колоссально много. Именно творческий коллектив под руководством Андрея Шилина разработал и применил безусадочные составы на основе акрилатов – для инъектирования (укрепления) грунтов.

— Грунты у нас дисперсные, и нужно понимать, какие составы здесь подойдут, а какие нет, — поведал автор собравшимся. – Мы провели большую исследовательскую работу, изучая, как ведут себя грунты, укрепленные тем или иным материалом.

Спикер подчеркнул, что в советское время у нас был наработан колоссальный опыт в области горного дела – а там как раз требуется много инъективных работ по укреплению сводов штолен, тоннелей. Сегодня, увы, мы утратили первенство в этой области.

Пожалуй, один из самых интересных разделов книги – деформационные швы. Не секрет, что многие сооружения «двигаются» – например, станция метро «Маяковская» может  сдвигаться на три сантиметра в обе стороны. И если нет такого деформационного шва, объект может просто-напросто развалиться. Как это случилось с печально известным аквапарком. Как выяснилось, там не было деформационных швов – ни на крыше, ни в стенах.

Многие из тех, кто делился с нами впечатлениями в кулуарах, сходились во мнении, что книга, безусловно, станет настольной для самого широкого круга специалистов. Кроме всего прочего, издание снабжено большим количеством таблиц, диаграмм, из которых можно почерпнуть все необходимые цифры и расчеты.

Наша справка: Андрей Александрович Шилин – генеральный директор АО «Триада-Холдинг», доктор технических наук, профессор, академик РАЕН. Руководитель подкомитета 26 «Ремонт, восстановление и усиление конструкций» ТК 465 «Строительство» ФАУ ФЦС Минстроя РФ. Член Экспертного Совета Минпромторга РФ. Руководитель подкомитета «Техническое обследование и ремонт строительных конструкций подземных сооружений» комитета «Освоение подземного пространства» НОСТРОЙ. Вице-президент Ассоциации «Железобетон». Член Американского института бетона (ACI). Член Международной федерации бетона (FIB). Член Международного союза лабораторий и экспертов в области исследования строительных материалов (RILEM).

Под руководством и при непосредственном участии автора книги были выполнены ремонт и реконструкция более 2000 объектов коммунального и промышленного назначения в разных регионах страны, в том числе:

– Ирганайская ГЭС, республика Дагестан;

– Центр эксплуатации объектов наземной космической структуры, г.Байконур;
– строительные конструкции II очереди блоков №5 и №6 Балаковской АЭС, г.Балаково;
– Государственный академический Большой театр (ГАБТ), г.Москва;
– станция метро «Маяковская», г. Москва;
– станция «Адмиралтейская», г. Санкт-Петербург;
– станция метро «Горьковская», г. Нижний Новгород;
– собор Василия Блаженного, г. Москва;
– порт Ванино, Хабаровский край и т.д.

Елена МАЦЕЙКО



Похожие публикации



Партнеры