15:30В реорганизованных промзонах Москвы созданы миллионы кв. м недвижимости

13:30На треть вырос спрос на инвестиции в питерскую недвижимость

13:00Названа самая дешевая комната на продажу в Петербурге

12:30Дом расселят по реновации в Южнопортовом районе Москвы

12:00Новая современная школа появится в Ховрино

11:201,2 млрд рублей выделят на возведение жилья в Новороссийске

11:00Крупнейший в России музейный кластер построят в Коммунарке

10:30Мост через Новинский затон готов на 40%

10:00Рекордное число внебюджетных объектов образования введено в Москве

09:30Семьи с детьми стали чаще брать ипотеку

18:00Пять регионов присоединились к проекту «Экосистема Города»

17:00Два участка трассы М-4 Дон в Ростовской области расширят до шести полос

15:30Бочкарев: За 11 лет в Москве стало на 30% больше благоустроенных набережных

15:00Разница между самым дешёвым и дорогим апартаментом Питера превысила 390 млн рублей

13:30В Южном Тушино переселят первых жителей по программе реновации

Геосинтетика в дорожном строительстве. Реалии и перспективы

logo russianconstruction.com
Геосинтетика в дорожном строительстве. Реалии и перспективы
Поисковые теги: Источник фото:

Отечественный рынок геосинтетических материалов для дорожного строительства на сегодняшний день достаточно молодой и динамично развивающийся



Для дальнейшего чтения материалов, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.

Это отличает его от европейского, в частности итальянского рынка, где применение геосинтетики в строительстве дорог имеет широкое распространение. Для выявления факторов, тормозящих внедрение данной технологии, и обозначения путей её развития профессиональным сообществом была проведена специализированная конференция. По материалам которой смог появиться данный материал.

Исходя из текущей ситуации на рынке геосинтетических материалов, видно, что основной объем их потребления ложится на геотекстиль и георешетки. Эти материалы нашли большое применение в дорожно-строительной отрасли. Так как за четыре года потребление геотекстиля выросло на 30%. Согласно сегодняшним показателям, темп развития рынка геосинтетики составляет 7% в год. Прирост отношения к показателям 2009 года по георешеткам на сегодня составляет 34%. При этом именно автодорожная отрасль вносит значительный вклад в данный прирост. Только продажи геотекстиля в нее вносят до 30% совокупных продаж. Так в 2013 году объем продаж геотекстиля в автодорожную отрасль составил около 55 млн кв. м.

Необходимо оговориться, что в эти цифры не включены ведомственные и отраслевые дороги. В них включены дороги с твердым покрытием, которые находятся в ведении ФДА «Росавтодор» и ГК «Автодор». А совокупные продажи георешеток на дорожную отрасль в 2013 году составили порядка 43 млн кв. м. Таким образом, на сегодняшний день можно смело констатировать факт, что количество дорог с использованием геосинтетики регулярно растет.

Если заглядывать в будущие, то перспективы данной технологии возможны при выполнении ряда факторов, в которые входят возможность и стабильность финансирования, планы по строительству и развитию дорожной сети и совершенствование нормативно-технической базы.

 

Отдельно по каждой группе факторов

В финансирование отрасли по причине стагнации экономики ожидается некоторое сокращение и консолидирование бюджетов. Вдобавок к этому, по словам руководителя «ФДА» Романа Старовойта, несколько сократятся и дорожные фонды. Повторяется ситуация, аналогичная той, что была в 2009 году. С той только разницей, что появились альтернативные источники финансирования дорожной отрасли. Это как раз таки и есть дорожные фонды и частные инвесторы в рамках контрактов жизненного цикла. Поэтому ожидается, что финансирование будет достаточно стабильным. Его можно охарактеризовать как сдержанный рост.

Планы строительства в нынешнем году немного замедлились и сократились. Но, несмотря на это, в новой редакции «ФЦП» (федеральной целевой программы) предусмотрено строительство и реконструкция почти 13 тыс. км дорог до 2020 года. А планы по протяженности автомобильных дорог, соответствующих федеральным нормативным требованиям, в текущем году были увеличены на 27%.

Что касается регулирования, оно является ключевым звеном развития рынка геосинтетики! В нём как раз таки сосредоточены основные барьеры внедрения геосинтетических материалов. Ключевых места два: первое — система финансирования, которой следует отойти от принципа закупки самого дешевого и стать ближе к закупкам самого лучшего. Второй фактор, возможно, даже более серьёзный, чем финансирование. Заключается он в недостаточно развитой нормативной базе проектирования и отсутствии единых и прозрачных схем проектирования.

Спрос есть, он наблюдается достаточно высокий, материалы есть, также есть множество производителей, мощности развиваются. А налаженной связи между всем этим нет.

Отдельно стоит упомянуть проектантов, для них нет научно обоснованной методики как таковой. Сейчас при получении чего-либо неконкретного они вынуждены додумывать и досчитывать самостоятельно.

Вместе с этим часто происходят ситуации, когда производитель со своим материалом внедряет свою методику в свою конструкцию. Типовым решением, пожалуйста, пользуйтесь. Однако у многих ГИПов сразу возникают вопросы: когда это придумали, кто рассчитывал, какие были применены стандарты и нормативы и т.д. Зачастую эти проектные решения носят общий характер. Конечно, это создает дополнительные, значительные проблемы спроса на геосинтетические материалы. Проблема понятна. Как её решать?

Для нахождения направления работы для преодоления негативных явлений и барьеров. Требуется комплексный подход на каждом уровне принятия решений от заказчика до подрядчика. Со своими собственными деталями и факторами. Эти факторы должны способствовать увеличению спроса и потребности для дорожной отрасли. Где для заказчика это повышение конкуренции, за счет оптимизирования процесса закупки.

Стоит отметить, сейчас уже есть довольно успешная практика работ по взаимодействию с производителями и подрядчиками для контроля качества. Для проектировщика это разработка стандартизации, не только проектирования, а целостной нормативно-технической базы. Здесь необходимо отметить, что их разработка может быть реализована в рамках «СРО» с привлечением исследовательских институтов. А на уровне подрядчиков это степень информирования о материалах, их использовании, учете и т.д.

Работы, направленные на решение вышеописанных проблем, уже ведутся. Среди них отдельно стоит отметить проведенную рядом научных институтов работу по подготовке нормативов. Вместе с ними различными профессиональными сообществами ведутся работы, направленные на развитие методических документов в проектировании. Ведь сегодняшнее их несовершенство сильно тормозит темпы внедрения геосинтетических материалов.

Таким образом, с учетом влияния всех описанных факторов, выходит базовый сценарий развития рынка. Под ним стоит подразумевать такой сценарий, который прогнозируется с наиболее высокими показателями. Главную роль в его развитии будет играть внедрение и расширение методологической базы проектирования. Без соблюдения этого обязательного условия невозможно ожидать увеличения и даже сохранения объема спроса на рынке геосинтетики.

По цифрам, при базовом, т.е. оптимистичном сценарии, когда все пойдет по плану, уже к 2015 году можно ожидать интенсивный рост потребления геосинтетики в дорожной отрасли. Тогда к 2020 году продажи георешеток будут составлять около 80 млн кв. м. Среднегодовые темпы прироста составят 60%. Таким образом, рынок можно оценивать достаточно оптимистично. Естественно, будут сложности, особенно с появлением методологической и нормативно-технической базы. И с организацией эффективного взаимодействия всех участников рынка и уровней управления процессом. Но для повышения качества и долговечности дорог с применением геосинтетических материалов иного пути нет.

Станислав ДОНИН



Похожие публикации





Партнеры