16:33Для космодрома «Восточный» построят метеорологический комплекс

16:02Как проходит проектирование станции метро «Гольяново»

15:14В Коммунарке открыт крупнейший блок реанимации и терапии для лечения COVID-19

14:24В ТиНАО потратят почти 10 млн рублей на шумозащитные экраны

13:52У Лахта центра построят пассажирскую железнодорожную платформу

13:23В Мурманске началась работа над созданием культурно-делового центра «Новый Мурманск»

13:01Более 200 новых обращений жителей обработал Главгосстройнадзор на прошлой неделе

12:00Новые мысы и островов в Арктике попали в базу Росреестра

11:46Завершен монтаж пролетного строения эстакады на Волоколамском шоссе в районе Походного проезда

11:26В Зеленограде Росреестр зарегистрировал права собственности на первые квартиры по реновации

11:01Что будет на месте самостроев в районе Печатники

09:52Где в Сочи может появиться «новая Рублевка»

09:04Когда будет готова станция метро «Электрозаводская»

08:45Некапитальные спортобъекты на арендованной городской земле теперь можно возводить по упрощенной схеме

09:30В столице увеличен срок аренды городской земли под строительство

Российские дороги — по новым стандартам

logo russianconstruction.com
Российские дороги — по новым стандартам
Поисковые теги: Источник фото:

При строительстве дорог активно применяются стандарты НОСТРОя



Для дальнейшего чтения материалов, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.

Более трех лет Национальное объединение строителей реализует Программу стандартизации НОСТРОя. О применении на практике комплекса стандартов в области автодорожного строительства и о новых разработках в этой области мы беседуем с директором Департамента технического регулирования НОСТРОя Сергеем Пугачевым.

— Сергей Васильевич, как применяются на практике стандарты НОСТРОя в области дорожного строительства?

— Хочу напомнить, что в 2011 году были разработаны и приняты первые 28 стандартов НОСТРОя, регламентирующие деятельность дорожников при строительстве земляного полотна, устройстве основания дорожных одежд, устройстве и ремонте асфальтобетонных покрытий, устройстве цементобетонных покрытий и элементов обстановки дороги.

Инициатором разработки был Комитет по транспортному строительству НОСТРОя и профильная саморегулируемая организация — «СОЮЗДОРСТРОЙ». Она одной из первых приняла эти стандарты на своем общем собрании в качестве стандартов СРО. В течение 2012 г. и до сегодняшнего дня сотрудники «СОЮЗДОРСТРОя» собирают сведения об опыте применения принятых стандартов на основе опросов и в рамках проводимых проверок своих членов.

Полученная информация позволяет сделать выводы о широком спектре применения стандартов на дорогах федерального и регионального уровней. Мы уже неоднократно писали о применении стандартов на таких известных объектах, как автодорога М-55 "Байкал", М-52 "Чуйский тракт", М-5 "Урал" и других. Вместе с тем, появляется новая информация о применении стандартов НОСТРОя при проведении ремонта автодороги М-10 «Россия» — от Москвы через Тверь, Великий Новгород до Санкт-Петербурга, реконструкции дороги М-7 «Волга» — от Москвы через Владимир, Нижний Новгород, Казань, до Уфы, капитального ремонта автодороги Ставрополь — Александровское — Минеральные Воды, строительства дороги «Московское большое кольцо» через Дмитров, Сергиев-Посад, Орехово-Зуево, Воскресенск, Михнево, Балабаново, Рузу, Клин, реконструкции автодороги Н. Новгород — Саратов, ремонта дороги Южно-Сахалинск — Оха, строительства автодорожного моста через р. Ваенга в г. Североморске, реконструкции аэропорта в Белгороде.

Это далеко не полный перечень, который постоянно пополняется новыми объектами. Кстати, хочу отметить, что в настоящее время около 60% СРО — членов НОСТРОя также приняли различные стандарты НОСТРОя в качестве собственных стандартов. А ведь эти СРО объединяют более 65 тысяч строительных компаний.

— Поступают ли предложения или замечания от строителей по применяемым стандартам?

— Да, мы организовали режим «обратной связи». Всю поступающую информацию по применению стандартов и все предложения и замечания анализируют и обобщают специалисты «СОЮЗДОРСТРОя». Затем в соответствии с требованиями Системы стандартизации НОСТРОя стандарты будут актуализироваться. В этом и состоит преимущество стандартов НОСТРОя по отношению к документам федерального уровня. Мы можем оперативно при необходимости внести изменения и поправки в наши стандарты. При этом надо отметить, что по первому комплексу стандартов по автодорожному строительству до настоящего времени существенных замечаний не представлено, а вот положительные отзывы приходят.

Так, например ОАО «ДОРИСС», строящее автомобильные дороги в городах и селах Чувашии, работающее на автодорогах федерального значения в Татарстане, Самарской, Саратовской и Нижегородской областях, сообщает, что «стандарты НОСТРОя стали хорошим подспорьем в работе. Уже год мы применяем их в проектах производства работ, они признаются надзорными органами».

Особенно я бы хотел отметить, что есть уже первые случаи ссылок на стандарты НОСТРОя в решениях, постановлениях и определениях арбитражных судов. Стандарты НОСТРОя также применяются при проведении процедур экспертизы и досудебных разбирательств, связанных с причинением вреда при выполнении строительных работ, попадающих под саморегулирование. В ряде страховых случаев с помощью стандартов НОСТРОя удалось установить причинно-следственные связи непреднамеренных ошибок и недостатков, допущенных при выполнении работ, повлекших законную обязанность возместить причиненный вред. Вред был возмещен в рамках договоров страхования гражданской ответственности без привлечения средств компенсационных фондов СРО.

— Налажено ли сотрудничество НОСТРОя в части стандартизации с органами власти и крупнейшими отраслевыми заказчиками?

— Продвижение наших стандартов среди основных заказчиков — это один из главных приоритетов НОСТРОя. И здесь необходимо выделить два направления: региональное и отраслевое.

В 2012—2013 годах НОСТРОЙ подписал соглашения о сотрудничестве с 18 регионами, в том числе с Москвой, Санкт-Петербургом, Астраханской, Ярославской, Нижегородской, Иркутской, Сахалинской и другими областями России, с Алтайским и Краснодарским краями, Республиками Марий Эл, Башкортостан, Саха (Якутия). Причем «красной строкой» в этих соглашениях проходит применение стандартов НОСТРОя при госзакупках. Это значит, что стандарты должны включаться в соответствующие разделы конкурсной документации, проектов организации строительства и производства работ и т.д. Готовится подписание соглашений о сотрудничестве еще с 15 регионами.

Для реализации заключенных соглашений в ряде регионов разрабатываются документы, устанавливающие порядок применения стандартов. Например, утвержден план-график Правительства Москвы, предусматривающий разработку Порядка интеграции стандартов некоммерческих и саморегулируемых организаций и их объединений в городское строительство и их официального признания для использования на объектах городского заказа. Решением коллегии Министерства строительства Сахалинской области закреплено требование о применении стандартов НОСТРОя при проведении строительного контроля. Можно привести и ряд других примеров.

НОСТРОЙ также провел большую работу по подписанию соглашений о сотрудничестве с Росавтодором и госкомпанией «Автодор». В результате НОСТРОЙ в мае 2013 года подписал соглашение с госкомпанией «Автодор», в т.ч. о совместной разработке и применении стандартов НОСТРОя, что позволит создать единый комплекс современной нормативной базы актуальных документов для автодорожного строительства. Аналогичное соглашение о разработке и применении стандартов НОСТРОя подписано с ОАО «РЖД». Соглашение с Росавтодором находится на финальной стадии согласования.

Такое сотрудничество позволит использовать потенциал саморегулируемых организаций в решении важнейших задач по обеспечению качества и безопасности в строительстве, выбирать надежные компании, работающие по современным стандартам, контролируемым СРО, повышать ответственность (в т.ч. имущественную) при реализации контрактов, получать экономические преимущества в стоимости и сроках строительства, а также обеспечить внедрение современных инновационных технологий и материалов.

— Насколько соответствуют российскому законодательству по закупкам ссылки на стандарты организации и применяются ли они в практике дорожного строительства?

— Положения Гражданского Кодекса о договоре строительного подряда и Федерального закона № 94-ФЗ о конкурсной документации на право заключения договора строительного подряда не предусматривают преимущества национальных стандартов и сводов правил перед стандартами организаций. В соответствии с частью 4 статьи 16.1 ФЗ «О техническом регулировании», неприменение таких стандартов или сводов правил не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов. В этом случае допускается применение стандартов организаций для оценки соответствия требованиям технических регламентов. Таким образом, наличие в условиях договоров строительного подряда и условиях конкурсов на выполнение строительных работ для государственных и муниципальных нужд ссылок на требования стандартов, в том числе стандартов организации, полностью соответствует законодательству.

В практике деятельности федеральных органов исполнительной власти также применяются ссылки на стандарты организаций. Например, в документе ОДМ 218.1.001-2010 «Рекомендации по разработке и применению документов технического регулирования в сфере дорожного хозяйства» от 9 июня 2010 г. № 384-р, установлено, что «в случае ссылки на утвержденные стандарты организаций в договорной документации положения данных документов становятся обязательными для соблюдения сторонами, заключившими данный договор.

Новый закон о Федеральной контрактной системе предусматривает нормирование требований в сфере закупок (статья 19), достаточных для обеспечения деятельности заказчиков. При этом Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: «…использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований,… касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами…»

Обращаю внимание на то, что термин «стандарты» включает в себя предусмотренные законодательством о техническом регулировании стандарты организации, в т.ч. стандарты саморегулируемой организации.

(Продолжение интервью читайте в следующем номере)



Похожие публикации




Партнеры