14:32Еще семь проектов обсудят на публичных слушаниях по реновации

13:48Два семинара для застройщиков пройдут 19 и 22 ноября

12:51Началось строительство конструкций станции БКЛ метро «Улица Новаторов»

11:51Лучшие и худшие города для спорта и отдыха по мнению их жителей

11:05В Москве введут более 20 детсадов и школ за счет бюджета в 2020 году

10:01Две пятиэтажки расселяют по реновации в Бескудниково

09:00В «Москва-Сити» построили 79-этажный небоскреб Neva Towers

18:17Отопительный период стартовал во всех регионах страны

17:23Станцию Коммунарской линии метро начали строить в Теплом Стане

16:34В Москве построят 570 км дорог до 2023 года

16:04По проекту IND architects построят инновационную школу в Казахстане

14:181,5 миллиардов рублей на сбор мусора для переработки

13:25Москомэкспертиза: Исторический «Дом военных» будет отремонтирован

12:18Как будет проходить благоустройство 20 набережных Москвы-реки в столице

11:21Реновация продолжает поглощать столицу

Как выбрать строительную технику? На этот вопрос отвечает наука

logo russianconstruction.com
Как выбрать строительную технику? На этот вопрос отвечает наука
Поисковые теги: Источник фото:

По диссертациям, защищенным в МАДИ, дорожно-строительные машины производят китайцы



Для дальнейшего чтения материалов, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.

Сегодня на отечественном рынке дорожных и строительных машин идет отчаянная конкурентная борьба, предлагается большое количество техники от разных производителей, выполняющей одинаковые или похожие функции. И потому предприятия, которые используют такую технику, стоят перед выбором: какие модели машин и каких производителей выбрать из всего этого предлагаемого многообразия?

Вопрос весьма непростой, как правильно найти на него ответ? Ведь ошибка может дорого обойтись подрядной строительной фирме. Помочь разобраться в этом мы попросили заведующего кафедрой «Дорожно-строительные машины» Московского автомобильно-дорожного института (ГТУ), профессора Геннадия Кустарёва.

— Геннадий Владимирович, главным фактором, влияющим на выбор той или иной дорожно-строительной машины для подрядной организации, является цена, не так ли?

— Да, так у нас обычно и проходят тендеры: выигрывает тот, кто предлагает меньшую цену. Конечно же, цена — это параметр, который виден сразу. И потому среди отечественных производителей техники наблюдается тенденция выходить на рынок с минимально возможной ценой. И мы даже бравируем тем, что наши машины самые дешевые.

Но интересно задать вопрос: а откуда берется такая невысокая цена? Почему такая же хорошая машина, как и у других, стала вдруг дешевле?

Еще одна статья «экономии» — отказ от научных исследований. Это началось еще в эпоху перестройки и, таким образом, была заложена серьезная «мина», которая привела к отставанию конкурентоспособности уже через несколько лет. А зарубежные корпорации на научные разработки закладывают миллиарды долларов, чтобы через несколько лет не потерять уровня конкурентоспособности.

Кроме того что экономим на научных разработках и подготовке кадров, мы еще прекратили заниматься разработкой машин. Раньше государственную политику в этой области проводили Минстройдормаш, Минтяжмаш, Министерство коммунального машиностроения... И существовала система научно-исследовательских и конструкторских бюро общего назначения. Там работали очень квалифицированные специалисты.

Сегодня все иначе. Новую дорожно-строительную технику пытаются разрабатывать сами заводы-изготовители. Они стараются сориентироваться в сегодняшней ситуации на рынке, изыскивать средства на разработку — каждый в отдельности. Но они обычно пытаются копировать уже существующие модели техники, поэтому выйти вперед, победить в конкурентной борьбе таким образом невозможно — нужно проводить свои исследования, находить что-то новое.

На выставке строительной техники в Лас-Вегасе

— Но ведь ученые вашего института постоянно вели и сегодня ведут разработки тех или иных новых направлений в области дорожной и строительной техники?

— Совершенно верно. И целый ряд разработок нашего института, который был сделан еще много лет назад, по которым были защищены диссертации в МАДИ, сегодня нашли свое применение в... машинах зарубежных производителей, а не у нас!

Правда, к радости могу констатировать, что сейчас некоторые отечественные заводы уже начинают обращаться к нам за свежими техническими идеями. Они поняли, что решать вопрос конкурентоспособности постоянно копируя, догоняя кого-то, практически невозможно.

Сегодня строительно-дорожные машины, которые поставляются в Россию, выпускают Германия, Италия, Франция, Япония, Корея... Теперь делает их и Китай. Китайцы выпускают огромное количество строительных и дорожных машин, превышая объемы российского производства во много раз. Там построены суперсовременные заводы, подготовлены кадры (причем с нашей помощью)... И главное, там прослеживается государственная политика в области дорожного и строительного машиностроения!

— Вернемся к вопросу выбора дорожно-строительных машин. На что здесь нужно в первую очередь обращать внимание?

— Очень часто покупатель дорожно-строительной машины совершенно не представляет, на каких объектах, в каких условиях будет работать приобретаемый кран, экскаватор или бульдозер в не столь отдаленной перспективе. В этом-то и состоит проблема при выборе. Потому что для одних условий эксплуатации лучше подойдет одна модель, а для других — другая.

Мы рассматриваем два основных пути оценки. Первый — экспертная оценка, когда каждому из множества разработанных специалистами критериев, характеризующих машину, присваивается степень влияния. Эксперт оценивает, насколько в данном конкретном случае важен для покупателя тот или иной критерий, и выставляет для него коэффициент значимости. Например, для скоростного строительства дороги нужна максимальная производительность и высокая надежность асфальтосмесительной установки, чтобы не было перебоев с поставкой асфальтобетона. В другом случае наибольший вес могут приобретать иные критерии, например, разнообразие рецептур материала и минимальная производственная площадь и др.

На практике это выглядит так: фирма, которая хочет выбрать ту или иную машину, обращается, например, к нашим специалистам, и они привлекают экспертов. У нас есть вся необходимая база данных о дорожно-строительных машинах, и эксперту остается сравнить различные машины по тем или иным критериям и выдать рекомендации.

Второй путь — оценка на основании технико-экономических моделей. Эти модели достаточно сложные, но мы уже реализуем эту методику. В ней представлены технико-экономические модели, в которых учитываются конструктивные особенности различных экскаваторов и то, насколько они влияют на возможности этих машин, производительность, надежность и т. д. 

— Давайте подведем итог: как вы рекомендуете поступить фирме, которая стоит перед вопросом выбора той или иной дорожно-строительной машины?

— Если стоит вопрос о приобретении дорожно-строительной техники, а особенно о значительном обновлении парка машин, то нужно не пытаться самим, на свой страх и риск, выбирать модели и производителей, а обратиться к специалистам, в том числе и нашего института, мы всегда готовы в этом помочь.

Если на этот вид машин уже разработана технико-экономическая модель, то лучше всего воспользоваться именно ею. Однако далеко не всегда подрядчик знает, что он будет строить через полгода, год, два, поэтому приходится ориентироваться на ближайшие задачи. Тут как раз может помочь экспертная оценка, которая позволит очертить некие средние условия, в которых машина будет вероятнее всего работать, и соответственно подобрать нужную модель и производителя (в зависимости от значимости для фирмы тех или иных параметров машины).

Если ставится более глубокая задача — определение окупаемости техники, обновление парка, получение прибыли и т. д., то тут потребуются адаптация к определенным условиям математической, технико-экономической модели и расчет.

Но главное, что у нас есть концепция такой оценки, есть общая методология, имеется и обширная база данных по современной дорожно-строительной технике. Так что в каждом случае требуется лишь провести адаптацию этой методики к конкретным условиям.

Михаил ЗИБОРОВ

Фото: «Строительство.RU», Михаил Зиборов и Геннадий Кустарёв



Похожие публикации




Партнеры