15:37ЛУКОЙЛ выступил генеральным спонсором «Международной недели смазочных материалов»

14:45В районе Зюзино строят семь жилых домов по программе реновации

13:41Первый бетон залит в фундамент общественно-рекреационного комплекса у станции метро «Белорусская»

12:07Столовая с узорчатым фризом: новый выпуск программы «Дачный ответ» с участием бренда KÖMMERLING

11:03В Чувашии и Татарстане начнут работы по строительству участков скоростной трассы М-12 Москва-Казань

09:52Количество государственных закупок у малого бизнеса выросло на 37%

09:00Платная дорога в обход Кемерово обойдется бюджету в 54 млрд рублей

17:55Дом культуры в Одинцово готовится к вводу в эксплуатацию

17:05В Краснодаре построят Краевой онкологический центр

15:49Дети-сироты Новосибирской области получат новые дома

14:42В Москве обсудили умные технологии в строительстве

13:56«Киевская площадь» создаст бизнес-экосистему на базе нового ГАСТРОКВАРТАЛА «Депо три вокзала»

12:50В Нефтегорске реконструируют канализационные очистные сооружения

11:34Завершается ремонт крыши и фасада дома 1927 года в 1-м Басманном переулке

10:44К электростанции на Южно-Приобском месторождении подведут газопровод

Рынок ЛКМ: цены вырастут, но спрос уменьшится незначительно

logo russianconstruction.com
Рынок ЛКМ: цены вырастут, но спрос уменьшится незначительно
Поисковые теги: Источник фото:

Сейчас перед нашими производителями и сбытовиками ЛКМ стоит очень ответственная задача: подхватить у зарубежных коллег «провисшие» ниши рынка



Для дальнейшего чтения материалов, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.

Сегмент лакокрасочных материалов — это целое «государство в государстве» строительных материалов. Лаки и краски используются везде: в быту, в промышленности, для работы по дереву, металлу, камню, пластику.  

Современный рынок лакокрасочных материалов демонстрирует колоссальное разнообразие самых разных свойств красок и всевозможных художественных эффектов, которые можно создать с их помощью. В многообразии мира красок попыталась разобраться наш корреспондент.  

 

Как их классифицировать

Безусловно, самый большой блок составляют архитектурные краски, которые используются для внутренних и внешних отделочных работ. Производители архитектурных красок сегодня решают крайне злободневную задачу: минимизировать вредные испарения летучих органических соединений из красочных консистенций. Достигается это за счет использования меньшего количества растворителей.

Вторую большую группу составляют индустриальные краски, представляющие собой защитные покрытия: антикоррозийные, морозоустойчивые, специальные покрытия при деревообработке и т.д. Кроме того, это краски для нанесения дорожной разметки, флюоресцентные краски, в которые добавляются специальные флюоресцирующие гранулы. Краски этих направлений в последнее время пользуются все возрастающим спросом.

Особняком стоят порошковые краски, которые используются только для окраски поверхностей в промышленных условиях. Порошковые красящие смеси применяются как в бытовом секторе — для окраски, например, всей белой бытовой техники, так и в промышленно-индустриальном — для окрашивания труб разного диаметра.

Наконец, по своей классификации краски делятся на водно-дисперсионные (когда в воде растворяется эмульсия полимера) и органо-растворимые (на основе растворителя).

Если же говорить собственно о краске, то она, как известно, состоит из связующего (полимера), растворителя (это может быть вода или органический растворитель), пигмента (например, диоксида титана) и наполнителя. Последний улучшает физико-химические свойства краски, за счет наполнителя достигается образование прочной и гладкой пленки на поверхности краски. Если состав краски качественный, то пленка не стирается и не трескается.

Дальше идут добавки, которые впрямую влияют на качество краски. Пеногаситель: при перемешивании в краску попадают пузырьки воздуха, образуется пена, и для того, чтобы выгнать воздух из смеси, как раз и используется пеногаситель. Загустители: они регулируют вязкость краски и пр. Добавки группы антипиренов придают краске огнезащитные и антикоррозийные свойства, а специальные стеклянные гранулы — свойства флюоресцирующие.

 

Достаточно серьезная проблема, с которой сталкиваются производители лакокрасочных материалов, — это стабильность цвета. Купив конкретную краску, чтобы, скажем, выкрасить стену, потребитель должен быть твердо уверен в том, что именно такой цвет он найдет в банке и завтра, и послезавтра. И здесь определяющую роль также играют добавки. К сожалению, отечественная промышленность выпускает крайне мало добавок для ЛКМ. Поэтому большую часть этих компонентов сегодня приходится покупать за рубежом.  

 

Почуяв крупного российского производителя, китайцы демпингуют

Не секрет, что одними из основных поставщиков добавок для нашей ЛК-промышленности в последнее время стали азиатские страны — Китай, Корея, Индия.

— Китай сейчас очень продвинулся в области строительной химии, — рассказала нам Ирина Булдыгина, коммерческий директор одной из фирм, занимающихся поставками сырья для производства лаков и красок из стран Азии. — Химическая промышленность здесь растет как на дрожжах. Смотришь и удивляешься: заводики, которые до недавнего времени представляли собой небольшую производственную площадку, буквально на наших глазах превратились в настоящих химических гигантов.

— В чем секрет успеха китайских производителей? — поинтересовались мы у Ирины.

— В Китае огромный рынок сбыта, он-то и стимулирует производство, — ответила наша собеседница. — Например, в Поднебесной выпускают краску для самолетов, морских судов, и все это крайне востребовано на внутреннем рынке. У нас же потребности в такого рода красках гораздо меньшие в силу того, что объемы строительства гражданских судов несравнимы с китайскими. А раз рынок «съежился», предпосылок для развития тех же ЛКМ маловато.

Кроме того, по словам Ирины Булдыгиной, если уж создавать у нас какие-то «громкие» производства, они должны быть конкурентны с теми же китайскими и по цене, и по качеству. А на поверку что получается? Как только китайцы понимают, что появился крупный производитель в России, их «ответ Чемберлену» прост: демпинг! И демпинговать наши коллеги могут достаточно продолжительное время — настолько долго, что у начинающего отечественного производителя появляются все предпосылки для разорения.  

 

Стоит ли ожидать падения рынка ЛКМ

Несмотря на негативные тенденции в экономике последних месяцев, производители лакокрасочных материалов и поставщики сырья для ЛКМ надежды на лучшее не теряют.

— Статистика вроде бы отмечает некоторое падение сбыта ЛКМ, — констатирует генеральный директор компании «Русские краски» (г. Ярославль) Валерий Абрамов. — Но говорить о том, что рынок ЛКМ стагнирует, думаю, неправильно. Здесь все время что-то происходит.

По словам нашего собеседника, при анализе различных сегментов рынка лакокрасочных материалов хорошо видно, что везде ситуация разная.

— Есть ниши, которые, действительно, имеют тенденцию к падению, — поясняет топ-менеджер одной из старейших российских компаний. — Это, например, все, что связано с дорожной разметкой. Общеизвестно, что расходы на дорожное строительство в этом году урезали где-то на 20%. Следовательно, и потребление краски у дорожников снизится примерно на столько же.

Если же говорить о лакокрасочной «индустриалке» в целом, то здесь, по словам Валерия Абрамова, безусловно, стоит ожидать некоторого падения. Инвестиционная активность в строительстве упала — а значит, стройка будет потреблять меньше металлоконструкций, которые, как правило, окрашиваются. Соответственно, машиностроительные предприятия также получают меньшее финансирование, поэтому и здесь может быть провал.

Может «просесть» и рынок порошковых красок, поскольку сегодня из соображений экономии многие компании-потребители переходят на жидкие краски. Правда, теплится надежда, что достаточно скоро начнется строительство крупного газопровода («Турецкий поток»). Он потребует колоссального количества труб, и они, по словам нашего эксперта, будут окрашиваться преимущественно красками отечественных поставщиков.

Вряд ли стоит надеяться и на рост спроса в сегменте бытовых красок. Делая покупки, население сейчас очень осторожно тратит свои сбережения. А вот сектор авторемонта, по мнению Валерия Абрамова, продемонстрирует стабильность. Машины ремонтировали, ремонтируют и будут ремонтировать. А значит, и красить.

Ряд экспертов рынка ЛКМ сходятся во мнении, что сейчас у отечественных производителей и сбытовиков очень ответственная задача: подхватить у зарубежных коллег те ниши рынка, которые по каким-то причинам «провисли». В это непростое время многие импортеры не смогли вовремя сориентироваться и обеспечить потребителя всем необходимым. А тут вот он — локальный (то бишь наш, местный!) производитель. Так сказать, собственной персоной.  

 

Умирать никто не собирается — все намерены выжить

— А вот у меня ощущение, что объемы производства лакокрасочных материалов снизятся не сильно, — признался управляющий химическим бизнесом группы компаний «Единая Торговая Система» Григорий Балмасов. — Правда, импортные поставки, тут я согласен, упадут значительно.

Поэтому местным производителям сейчас самое время задуматься над тем, куда они двигаются и какую дорогу выбирают, считает эксперт.

— Это ведь не первый кризис на нашей памяти, и мы всегда как-то находили выход из положения, — напоминает наш собеседник. — Поэтому в нашей подотрасли, собственно, никто умирать не собирается — все намерены выжить и остаться на плаву.

Григорий Балмасов отмечает ценовые тенденции в отношении ЛКМ: за рубежом цены на лакокраску часто даже снижаются за счет перехода на более дешевые сырье и материалы, а у нас в России из-за девальвации курса рубля цены на импортные ЛКМ, понятное дело, растут, причем весьма бурно.

Впрочем, с точки зрения здравого смысла, по мнению эксперта, вряд ли стоит ожидать чего-то катастрофически драматического.    

 

Отечественные ЛКМ тоже подорожают  

К слову, о ценах. Сейчас везде только и слышно: импортозамещение, импортозамещение! Пока в сегменте ЛКМ это худо-бедно работало. Существовали какие-то «удешевляющие» программы, которые нужно было закрыть в конце года. Ряд производителей экспериментировал с латексом: меняли импортный на российский. Естественно, цены за счет этого снижались, и довольно значительно.

— Но тенденция к снижению цены за счет импортозамещения, думаю, не сохранится, — прогнозирует Олег Кузин, генеральный директор компании «Акрилан» (г. Владимир). — И в итоге отечественные цены сравняются с импортом — здесь никаких иллюзий быть не должно. Причина проста: наши производители и поставщики российского сырья тоже не хотят терять деньги. И если на внешнем рынке за счет девальвации рубля сегодня можно хорошо зарабатывать на экспорте, то и на внутреннем никто не захочет продавать продукцию значительно дешевле.

В общем, как полагает Олег Кузин, в сегменте производства ЛКМ программа импортозамещения пока еще окончательно не «созрела». Сами по себе призывы переходить на все отечественное — это замечательно. Но когда речь идет о коммерческих интересах, то тут все складывается не по велению сердца, а по законам рынка. А коммерческий интерес подсказывает: цены на отечественное также придется повысить.  

 

Хочешь остаться на рынке — «обезвредь» свою краску

— Вот тут жалуются на падение спроса. А у нас аншлаг! — рассказала на недавней конференции в рамках выставки «ИНТЕРЛАКОКРАСКА-2015» представительница крупного отечественного производителя лакокрасочных материалов. Причем секрет здесь, по ее словам, прост: предприятие, которое она представляет, сделало ставку на продвижение более дорогих, но и более качественных материалов. И выиграло! Те, кто раньше пользовался импортными декоративными красками и привык к высокому европейскому качеству, теперь выбирает премиальный отечественный бренд. У нашего производителя цены чуть-чуть пониже, а качество — почти европейское. Словом, богатые сейчас тоже считают деньги.

Еще одна тенденция, позволяющая сохранить свои позиции на рынке ЛКМ, — движение в сторону натуральности и экологичности красок.

— Ведущие российские предприятия сейчас решают проблему снижения в краске доли вредных летучих веществ, — сообщила консультант крупной компании-дилера, продающей краски непосредственно в магазины. — Поэтому предпочтение отдается безопасным акриловым краскам на водной основе. Но у акриловых красок есть один недочет: они менее прочные, чем алкиды. Поэтому химики-лакокрасочники сейчас работают над тем, чтобы придать акриловым краскам прочность алкидов.

Как рассказала наша собеседница, в Германии производство уже чуть ли не на 90% переведено на акрил. И даже те производители, которые издавна выпускали эмали, сегодня переходят на водные краски.  

 

Чтобы выделиться, нужно быть разным

Еще один важный момент, над которым работают лакокрасочники, — ассортиментная линейка. Если хочешь выделиться на рынке, она должна быть широкой. Поэтому ведущие предприятия строительной химии стараются выпускать практически весь комплекс красок. Индустриальных (антикоррозийных, «разметочных»), флюоресцентных, архитектурных, с различными художественными эффектами (например, с «молотковым» эффектом, когда краска наносится как бы мазками), витражных (красок по стеклу), красок-кракле (со состаренным эффектом) и даже красок для иконописи.

— Нас, например, очень интересуют необычные, эксклюзивные краски, — рассказывает представитель дилера. — Например, краски для досок, на которых можно писать мелом (школьные доски, доски для меню в ресторанах). Еще одна ниша — краски для иконописи. Они тоже должны быть особыми: потребители здесь очень требовательные и к качеству краски, и к ее маркировке.

Словом, проблем в лакокрасочной отрасли много. Впрочем, как и везде. Но проблемы эти, убеждены производители и поставщики ЛКМ, вполне решаемы.

Елена МАЦЕЙКО    

Фото korabley.net, polihim-voronezh.ru, r93.ru, vseokraskah.net



Похожие публикации





Партнеры