14:55С начала 2020 года городским властям удалось ликвидировать 14 объектов долгостроя

13:59Продолжается строительство школы на 550 мест в Электрогорске

12:31В Останкинском районе инвестор построит пятиэтажную парковку

11:16Новая дорога свяжет Коммунарку с районом Южное Бутово

09:55Бюджет Москвы из-за коронавируса потерял 160 миллиардов рублей и 500 из-за перекладки бордюров

09:03Новый инфекционный лечебно-диагностический комплекс построят на территории ИКБ №1

17:0070 московских команд одобрено для участия в конкурсе на дизайн метро

16:30Многофункциональное здание в стиле модернизм появится в Пушкино

15:00«Ингосстрах» урегулировал более 280 страховых случаев по Московской программе страхования жилья

13:30ДОМ.РФ откроет кредитную линию для строительства ЖК в Краснодаре

13:17Эксперты ТЕХНОНИКОЛЬ прогнозируют максимальное за 10 лет падение сегмента каменной ваты

13:00Региональный спрос на новостройки Москвы формируется городами-миллионниками

11:45ДОМ.РФ запускает ипотеку по ставке от 2,9%

11:30Бизнес сможет арендовать у города четыре участка по сниженной ставке 

11:00Резидент «Технополис Москва» вложит около 1 млрд руб. в новое производство

Куда еще должен вмешаться Президент России

logo russianconstruction.com
Куда еще должен вмешаться Президент России
Поисковые теги: Источник фото:

С 15 ноября вводится плата за проезд большегрузного транспорта по федеральным трассам. Законодатели объясняют новый взнос нехваткой средств на ремонт дорог. Стоит ли ждать банкротств грузоперевозчиков и резкого повышения цен



Для дальнейшего чтения материалов, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.

Как известно, с 15 ноября 2015 года компании и предприниматели, использующие в своей деятельности транспортные средства с разрешенной максимальной массой свыше 12 т, должны будут платить сбор в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам таким транспортом. Сказать, что сообщество грузоперевозчиков встревожено, — это ничего не сказать. До начала действия закона — всего ничего, а у перевозчиков нет четкого представления о том, как на практике будет работать новая система. Ясно пока, пожалуй, только одно: нововведение наверняка повлияет на конечную стоимость перевозимых товаров.

Изначально предусматривалась сумма сбора 3,73 рубля за километр пробега. Постановлением правительства от 3 ноября 2015 года до 29 февраля 2016 года включительно размер платы снижен и составит 1,53 рубля за один километр пути.

Мы решили разобраться, какие последствия могут ожидать производителей строительных материалов, чья продукция практически повсеместно доставляется большегрузами.

 

Первая же поездка по новым правилам может сделать компанию банкротом

То, что закон подразумевает оплату всех федеральных трасс в РФ, — по сути, беспрецедентная мера. Да, международный опыт в этой области есть, но такие масштабные акции обычно предваряются пилотным проектом, когда нововведение обкатывается, опробуется в тестовом режиме. И уже по итогам такой обкатки принимается окончательное решение.

В данном случае ни о каком тестировании речи даже не шло. Между тем с 15 ноября система взимания платы за грузовой транспорт «тяжелее 12 т» заработает по всей России.

— Мы в недоумении. Должна сказать, что у всего бизнес-сообщества есть куча вопросов, связанных как с правовой, так и с экономической стороной дела, — говорит руководитель службы логистики центрального управления по закупкам и логистике группы КНАУФ СНГ ООО «КНАУФ Гипс» Светлана Витязева-Хуссманн (на фото). — У нас, например, нет своих транспортных средств. Мы работаем на рынке аутсорсинга, то есть пользуемся услугами больших транспортно-экспедиторских компаний. Те, в свою очередь, оперируют не только своим собственным транспортом, но практически всем подвижным составом, который зарегистрирован в РФ. Владельцами примерно 80 % транспортных средств являются физические лица или индивидуальные предприниматели.

Дневной оборот нашей компании составляет около 1000 грузовиков. 1000 большегрузов каждый день отправляются в рейс с нашей строительной продукцией. Сложно даже представить, что произойдет 15 ноября, когда технически не готовые к новым требованиям грузовые автомобили выедут на трассу.

— А они будут технически не готовы! — волнуется Светлана. — Потому что до сих пор никто не обеспечил владельцев грузового транспорта обещанным устройством (бортовое устройство БУ ЦСИ 1201, которое, собственно, и призвано отправлять данные о транспортном средстве оператору по взиманию платыприм. авт.). В итоге уже 15 ноября мы рискуем получить полумиллионные штрафы!

Опасения нашей собеседницы не напрасны. По новому закону, штраф за первое нарушение «весового» режима составляет 500 тыс. руб., за второе — уже миллион (правда, сейчас готовится проект закона о снижении штрафов до 100 тыс. руб. за первое нарушение и до 200 тыс. руб. за второе — вот только когда он «дойдет до потребителя», неизвестно — прим. авт.). А стоек на трассе, регистрирующих нарушение, может быть не одна и не две, а например 10 или 20. Получается, что за один рейс компанию могут оштрафовать несколько раз. То есть всего одна поездка такого большегруза-нарушителя может закончиться банкротством всей компании.

— Из-за технической неготовности, из-за неясности многих правовых аспектов может случиться так, что в день «икс» все наши перевозки практически встанут! — резюмирует Светлана Витязева-Хуссманн.

 

Закон лоббирует РЖД?

В преддверии принятия закона в кулуарах активно обсуждали причины появления столь неоднозначного документа (новый транспортный сбор кто-то уже прямо называет «транспортным налогом №2»). Версии были разные. Например, такая: мол, «посыл» явно шел от железнодорожников. Обороты железной дороги в последние годы ощутимо снизились. Якобы настал черед уравнять железную дорогу и автотранспорт.

Но практика показывает, что железная дорога никак не может заменить автоперевозки, в особенности на плече до 1000 км. Не секрет, что у РЖД до сих пор большие проблемы с организацией грузоперевозок. Есть вопросы по оперативности доставки грузов. В текущем году сложилась тенденция, когда железная дорога требовала от многих грузоотправителей подписать документ, в котором они заранее отказываются от претензий к РЖД по срокам доставки грузов.

— У ряда наших предприятий есть претензии к железной дороге по срокам доставки, — поведала нам представительница одной из крупных компаний-производителей строительных материалов. — Мы «толкаем» вагоны то на Северо-Кавказской железной дороге, то на Юго-Восточной, то на Октябрьской. Москва в пределах Малого кольца Московской железной дороги сейчас вообще закрыта для приема грузового железнодорожного транспорта. Вся инфраструктура отдается преимущественно под пассажирское движение.

 

Общественность в недоумении: получается, теперь придется платить «транспортный налог №2»

Введение платы за проезд для большегрузов взбудоражило грузоперевозчиков до такой степени, что те взялись за перо.

Редакция располагает Открытым письмом Профессионального союза водителей-профессионалов, адресованным премьеру Дмитрию Медведеву, в котором прямо заявляется: дополнительный сбор ударит в первую очередь по тем фирмам, которые можно отнести к среднему и малому бизнесу. Большинство транспортных компаний разорится, а их сотрудники пополнят многочисленную армию безработных.

Сбор с владельцев транспортных средств разрешенной массой свыше 12 т в размере 1,53 руб. за каждый километр пробега по федеральным трассам РФ (такая такса на сегодня прописана в законе) — это, на первый взгляд, небольшие деньги. Ну подумаешь, полтора рубля на километр! Но в пересчете на 100 тыс. км в год (средний пробег большегруза) сумма получается очень солидная — 153 000 руб. И это при том, что уже сейчас грузоперевозчики платят единый налог на вмененный доход (18 000 руб. в год), отчисления в Пенсионный фонд (30 000 руб.), налог с владельца транспортного средства (32 500 руб.).

Те грузоперевозчики, которые смогут «выжить» в новых условиях, — подчеркивают в письме представители водительского сословия, — будут вынуждены поднять расценки минимум на 15 %. А это приведет к тому, что подорожает все без исключения.

Всполошились и Национальные союзы производителей. Они подготовили целое коллективное письмо в адрес Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Бориса Титова. В редакции «Строительство.RU» есть этот документ.

— Ежегодно автомобильным транспортом перевозится более 5 млрд т грузов, — говорится в письме, — то есть более половины всего грузопотока страны, включая продовольственные товары, товары первой необходимости.

По оценкам представителей отраслей реального сектора экономики, введение системы взимания платы с большегрузов приведет к колоссальному увеличению себестоимости грузовых перевозок. А к уже имеющимся двузначным цифрам роста потребительских цен добавится до пяти процентных пунктов.

Глобальные последствия нетрудно предположить: это снижение уровня жизни социально незащищенных слоев населения, особенно в отдаленных регионах страны, где доставка грузов возможна только автомобильным транспортом.

Нет в нашей редакционной эпистолярной коллекции, пожалуй, только писем от производителей стройматериалов, по которым, в том числе, больно ударит новый денежный сбор. Но это пока. Думается, отсутствие «бьющих в колокола» документов от Ассоциации строителей России, Ассоциации производителей керамических материалов, Национального объединения производителей строительных материалов, — дело временное. Как только те напрямую почувствуют на себе отрицательный эффект нововведения, в разные инстанции, думается, будет написан не один десяток коллективных писем.

 

Бортовое устройство видели немногие

Как уже упоминалось выше, далеко не все готовы к переходу на новую систему оплаты за грузоперевозки, вернее, почти все не готовы.

— До начала действия закона остались считанные дни, но никто из транспортников еще не видел, не держал в руках этот заветный прибор, «считывающий» километраж, — говорит руководитель московского филиала Междугородного агентства транспортной экспедиции Дмитрий Кондратюк (на фото). — Все, что у нас есть — это инструкция, которая опубликована на портале platon.ru, на которую мы могли посмотреть, увидеть, как это устройство хотя бы выглядит, и какие кнопки что обозначают. Как с ним работать, мы, видимо, узнаем уже непосредственно на дороге.

Сам маршрут нужно будет зарегистрировать у оператора. Но на портале www.platon.ru эта функция пока не включена, хотя до введения новой нормы остались считанные дни. В общем, все как всегда. Обычный российский подход к делу: «тянем до последнего».

Непонятно также, кто тот самый загадочный оператор, который будет «взимать» обозначенную плату. По некоторым данным, это компания, которую возглавляет сын бизнесмена Ротенберга.

 

Неужели поможет только Путин

Как же разрулить сложившуюся ситуацию, по возможности избежав драматического развития событий.

Сейчас многие обращают свои взоры «на самый верх». Остается надежда на то, что в коллизию с грузоперевозками вмешается Владимир Путин. Наш Президент, как известно, умеет разрубать «гордиевы узлы» быстро и эффективно. Решил же вопрос в течение нескольких минут, когда на заседании правительства возмутился решением РЖД сократить количество электричек: «Вы что, с ума там сошли?» Так что, теперь ожидания транспортников во многом связаны с ним.

По мнению многих, выправить положение может только «заморозка» введения пресловутого платежа хотя бы до 2016 года. Именно такое обращение, от лица предпринимательского сообщества, и предполагается направить Президенту Путину.

На крайний случай у грузоперевозчиков есть другое рацпредложение: если уж закон нельзя отменить, то можно хотя бы на первых порах использовать его в тестовом режиме.

И грузоперевозчики, и производители, в том числе и строительных материалов, предлагают, прежде чем взимать платежи с большегрузов и «гнобить» их огромными полумиллионными штрафами, обкатать систему в течение 90 дней хотя бы технически, проверить ее именно на техническую пригодность. Причем на какой-то отдельной федеральной трассе.

Словом, все, кто так или иначе завязан на доставке грузов, понимают: надо что-то делать. Иначе уже 15 ноября ситуация может стать непредсказуемой.

Александр ГУСЕВ, Елена МАЦЕЙКО

 

МНЕНИЯ:

Илья ПАРШИКОВ, начальник Управления автотранспортной логистики «ЕВРОЦЕМЕНТ груп»:

«Главная недоработка — слабая подготовка к переходу на новые условия грузоперевозок»

— Повышение уровня ответственности грузоотправителей за погрузку транспортных средств сверх законодательных норм заставило ряд производителей цемента пересмотреть правила отгрузки, установить лимиты загружаемого товара для автотранспортных средств, которые не имеют соответствующих разрешений на перевозку тяжеловесного груза. Данные мероприятия привели к возросшему спросу на сервис грузоперевозок и к значительному росту затрат на рынке транспортных услуг. Возникшие дополнительные транспортные издержки были разделены между производителями и транспортными компаниями.

В чем, как мы считаем, главная недоработка новой законодательной нормы, устанавливающей плату для большегрузов за проезд по федеральным трассам? Это низкая информированность и слабая организационная готовность участников рынка к вводу платы. Те 14 FAQ, которые размещены на сайте www.platon.ru, не способны дать ответы по всем вопросам, которые возникают сейчас у участников рынка.

Решением мог бы стать поэтапный ввод платы за проезд по регионам РФ при одновременном тестировании системы в соседних областях. Это позволило бы сделать необходимые выводы и исправить выявляемые на локальном уровне ошибки при расширении числа территорий, где будет вводиться новая система оплаты.

 

Владимир ОВЧИНЦЕВ, генеральный директор «Управляющей компании «ВОЛМА»:

«Введение данной оплаты, с учетом экономической ситуации, считаю несвоевременным»

— Безусловно, удорожание стоимости перевозки окажет влияние на бизнес и в первую очередь на производителей. Введение дополнительной платы — с одной стороны, мера оправданная, так как это пополнение источников строительства инфраструктурных объектов. Но с другой стороны, и все мы это прекрасно понимаем, такая мера будет подталкивать хозяйствующие субъекты к изменению видов доставки продукции потребителю, а именно железнодорожным, водным транспортом.

И здесь можно ожидать возможного перераспределения грузовых потоков. А для нас, как производителей строительно-отделочных материалов, это актуально. Учитывая сложную экономическую ситуацию не только в России, но и в мире, введение данной платы считаю экономически несвоевременным. Это только ухудшит состояние бизнеса, особенно компаний, работающих на рынке автомобильных услуг.

 

Кстати:

Специальным Постановлением № 1191 от 3 ноября 2015 года внесены изменения в Правила взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 т. До 29 февраля 2016 года включительно к размеру такой платы будет применяться коэффициент 0,41, а с 1 марта 2016 года по 31 декабря 2018 года включительно — 0,82 .

Это, конечно, облегчило участь грузоперевозчиков. Но вот по поводу тестового режима действия новых норм так никакого решения и не принято. А это очень помогло бы грузоперевозчикам «вписаться» в новые реалии, сжиться с новыми требованиями по перевозке грузов.



Похожие публикации




Партнеры