16:28Смоленские депутаты, вслед за Чечней, попросили прокуратуру списать долги за газ.

15:53Собянин открыл здание Главного следственного управления после ремонта

15:251 трлн рублей прибыли получили застройщики московского региона в этом году

15:03Минвостокразвития будет теперь заниматься еще и Арктикой

14:33Накопить на «однушку» в Москве и…не умереть

12:17Думец Анатолий Аксаков не исключает появления профильного банка для финансирования строительства

11:36Следственный комитет призывает не доверять сообщениям о теракте в Магнитогорске

11:08Треть рельсов на железнодорожную часть Крымского моста уже уложена

10:18Теплотрасса в Петербурге, из-за которой перекрывалось движение, восстановлена после аварии

09:52Москвичи сдают новогодние елки на утилизацию

17:01Мэр Москвы открыл разворотную эстакаду на Волоколамке

15:34Составлен рейтинг самых острых проблем российского ЖКХ

15:11Башня «Наука» по праву стала московским «Достоянием»

13:55Экскаватор стоимостью 2,5 млн. рублей угнали в Новой Москве

12:47Легендарные укрепления, прикрывавшие «Дорогу жизни» воссоздадут в Ленобласти

Аукционы как залог деградации строительной отрасли

logo russianconstruction.com
Аукционы как залог деградации строительной отрасли
Поисковые теги:
Половина подрядчиков, работающих на госзаказе, не знают о новом законе о Федеральной контрактной системе

Для дальнейшего чтения материалов, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.

До вступления в действие федерального закона 44-ФЗ о Федеральной контрактной системе осталось два с половиной месяца. Но уже сейчас очевидно, что плавного перехода к ней от федерального закона о госзакупках не получится.

До настоящего времени не разработано весьма большое количество подзаконных актов, отсутствует квалифицированный персонал, не разработаны механизмы контроля. Более того, как было озвучено на тематическом круглом столе в рамках Сочинского инвестиционного форума, 48% специалистов, которые сегодня занимаются продажей товаров государству, даже не знают о принятии 44-ФЗ. Летом руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев призвал отсрочить вступление закона до 2015 года, несмотря на всю его антикоррупционность.

Строители, к сожалению, не смогли доказать Минэкономики и Правительству России свою позицию. В законе о ФКС сохранились электронные аукционы на строительство объектов, хотя строительное сообщество три года доказывало, что это необходимо отменить. Да, появилось понятие демпинга, но он может составлять до 25% от первоначальной цены контракта, а на оставшиеся деньги очень трудно построить что-либо качественно и безопасно. Да и сами электронные аукционы давно уже стали управляемой игрушкой в руках тех, кто хочет, чтобы государственные деньги попали в «правильные» руки.

Мы пригласили высказаться о развитии института госзакупок экспертов, которые точно знают о том, какие плюсы и минусы содержит принятый закон — во всяком случае, с точки зрения строителей. Все трое — руководители строительных компаний и на собственном опыте проверили «прелесть» электронных аукционов в строительстве.

Михаил Тывин, председатель комитета по строительству отделения «Деловой России» в Санкт-Петербурге, президент компании «Новая Эра»:

— Анализ закона о Федеральной контрактной системе никакого улучшения для строителей не показал, суть осталась та же самая, что и была. Во-первых, сделана попытка отсечь заказчика от поставщика, что само по себе утопия. Отсечь-то можно, но результат после этого получается плачевным. Заказчик, по сути, перестает отвечать за весь процесс в целом, и с него взятки гладки — кого мне прислали, с тем и поработал.

И второй момент — это демпинг, в законе о ФКС он ограничен 25%. На самом деле, и 15%, и 25%, конечно, лучше, чем 60%, но в принципе это приводит ситуацию в неэкономическое русло. Потому что демпинг, какой бы он ни был, считается от смет, которые составляются по заданным нормативам. А в этих нормативах есть плановые накопления и накладные расходы, а также прямые затраты: на зарплату и материалы.

Соответственно, когда мы говорим о понижении начальной цены заказа на 25%, мы отрезаем плановые и накладные расходы: значит, на стройке не будет ИТР, офис организации содержать будет не на что, равно как и материальную базу.И нормальная строительная организация, которая имеет персонал, технику и стратегию развития, либо не сможет участвовать в конкурсах при таком демпинге, либо, участвуя, медленно умирает. А ведь в некоторых направлениях строительства, таких как дорожное, без материальной базы вообще делать нечего, ее постоянно надо обновлять, иначе работать качественно в принципе невозможно.

Если мы говорим о демпинге в 15%, то это отказ от плановых накоплений и части накладных расходов. На площадке, конечно, какие-то инженеры будут, но о развитии компании можно сразу забыть.А если организация не развивается, то она деградирует.

Собственно говоря, этот подход уже привел к деградации стройкомплекса. Если провести анализ состава компаний, которые работают сейчас на стройке и работали лет 10 назад, — можно очень многих не найти. То есть профессионализм занятых в этом процессе и уровень оснащенности резко упали, очень сильно сменился состав участников рынка. Вместо профессионального строителя мы довольно часто видим на стройке скорее людей, которые пришли туда просто заработать деньги, плохо представляя себе, что такое строительство.

Поэтому я считаю вопрос госзакупок в строительстве очень актуальным, но новый закон ничего принципиально в создавшемся положении дел не меняет.

Петр Тимошенков, председатель правления НП СРО «Профессиональный строительный союз» (Смоленская обл.):

— Ситуация с госзакупками на рынке строительства настолько плачевна, что нужно срочно что-то делать. Заказ формирует какой-то местный — государственный или муниципальный— заказчик, но принимает решение о том, какая фирма будет участвовать в аукционе, электронное начальство. А затем у заказчика главная цель — убрать из аукциона с помощью различных инструментов те компании, которые ему не нужны. Если где-то необходимо что-то реально построить — заказчику нужны реальные строители. А если нужно распилить тот или иной кусочек денег, необходимы уже совсем другие компании.

Очень интересно посмотреть сметы, которые выставляются на аукцион, — они бывают и завышенными, и заниженными, а иногда очень хорошо закамуфлированными. Аукционная документация настолько интересна сама по себе, что ее можно читать как криминальный роман. Заказчик, чтобы все-таки построить хороший объект, подчас завышает смету в 2 раза, чтобы в ходе аукциона можно было безболезненно ее понижать. Я знаю, например, что при торгах на олимпийские объекты в Сочи компаниям предлагали участвовать в аукционах на условиях 60% отката от сметы. Смета была раздута, а потом была возможность эту смету еще расширить.

Какая-то часть аукционов является заказными, и все прекрасно знают, кто в них должен победить. Это все не прописывается, а проговаривается в том или ином кабинете. И все это сохранилось и в новом законе.

По моему мнению, нужно дать заказчикам больше возможностей при выборе подрядчика, но и возложить на них больше ответственности за принятое решение. А отказ от потенциального подрядчика заказчик должен мотивированно обосновать, но поставить барьер на пути никому неизвестных компаний-однодневок необходимо. Как, например, может заниматься прокладкой газопровода в Смоленской области компания с молдавскими корнями, которая зарегистрирована на Алтае? А заказчик, поскольку компания дала все необходимые документы и низкую цену, вынужден заключать с ней договор.

Даниил Селедчик, председатель отраслевого отделения по строительству Федерального межотраслевого совета «Деловой России», генеральный директор компании «Эталон-инвест»:

— Нужно четко понимать, что заказчиком на аукционах в рамках закона о Федеральной контрактной системе в любом случае является государство. Мы как компания не участвуем в этих аукционах, потому что не видим для себя в этом смысла.

О том, что закон о госзакупках плох, говорят последние пять лет. Теперь эти же слова звучат в адрес закона о Федеральной контрактной системе. Но мне кажется, что это должна быть не просто критика закона, а конкретные предложения.

Да, нужно настаивать на предквалификации участников аукционов на строительство объектов. Первая подвижка произошла в Фонде РЖС, когда они ввели квалификационные требования для подрядчиков. Поэтому направление работы должны быть одно: вывод отдельных объектов строительства, например, жилья, из-под аукционов и формирование квалификационных требований для этих объектов, но уже на уровне закона. Потому что правила должны быть общими для всех.

Елена ШИНКОРЕНКО

Фото с сайта akadem-park.ru



Похожие публикации


Партнеры