08:53В октябре строительно-инвестиционный холдинг "Автобан" откроет движение по мосту через Москву-реку на ЦКАД-4

18:07Нефтебаза, производственно-складские корпуса и торговый центр. Что еще построят в Подмосковье?

17:19Kaleva представляет новинку – стеклянные двери

16:24Завершено строительство жилого дома по программе реновации в районе Ростокино

15:28За 8 месяцев 2020 года выдано почти 5000 положительных заключений по проектам по всей Москве

14:56Аэродром «Южный» в Таганроге реконструируют к концу будущего года

13:37«Киевская площадь» распространит концепцию «фуд сити» в регионах России

11:57Современное оборудование, стабильная зарплата и удобный офис Чем компании не из IT-индустрии могут привлечь IT-специалистов

10:53Мосгосстройнадзор: эксперты проверят ход строительства киноконцертного зала в «Москва-Сити»

09:41Развязку на пересечении МКАД с Алтуфьевским шоссе реконструирует ООО ИФСК «АРКС»

09:10В фокусе – решение проблем жителей Люберец

08:51Подмосковные эксперты ОНФ добиваются решения проблемы необоснованного начисления коммунальных платежей жителям разрушающегося дома в Дубне

18:05В районе Царицыно построят три школы и три детсада по реновации

17:12Завершен первый этап модернизации производства НПК «АВТОПРИБОР» в городе Владимире

17:00Михаил Хайкин осмотрел ход работ по благоустройству улицы Советская в Кашире

Что будет, если в России поменять асфальтовые дороги на бетонные

logo russianconstruction.com
Что будет, если в России поменять асфальтовые дороги на бетонные
Поисковые теги: дороги из бетона выгода технология Источник фото: pixabay.com

Вопрос выбора типа дорожных одежд при строительстве автомобильных дорог актуален с самого начала их проектирования. Сегодня на территории Российской Федерации, в подавляющем большинстве случаев,  этот выбор делается в пользу асфальтовых дорог. Вместе с тем на Западе очень активно строят дороги с цементобетонным покрытием. Почему так происходит, и надо ли нашим дорожникам последовать примеру зарубежных коллег? Об этом в рамках конференции «Безопасные и качественные дороги, проектирование», рассказа руководитель направления технического регулирования и стандартизации НИИ ПСМ Елена ФАДЕЕВА.




По асфальтовым дорогам перевозится в два раза меньше грузов

За границей дорожники объясняют свой выбор в пользу бетона, в первую очередь, большим  сроком эксплуатации таких дорог по сравнению с их асфальтовым аналогом.  Так, по статистике бетонных дорог в США - 60%, в Германии - 38%, в Австрии - 46%, в то время как в России - всего 3% от общего количество дорожной сети.  В России показатель протяженности бетонных а/д на 1 тыс. человек сопоставим с Японией, при колоссальной разнице по территории. 

Бетонные дороги обеспечивают не только долговечность, но и более высокий грузопоток, по сравнению с асфальтовыми. По нормам Евросоюза грузовик с нагрузкой на ось  11 тонн может перевозить до 60 тонн грузов, в России - не более 38 тонн. Это означает, что на том же количестве  топлива у нас в стране перевозится почти в 2 раза меньше грузов, чем в Европе. 

 

Необходимо отметить, что основным фактором, влияющим на процент бетонных дорог, в России является стоимость их строительства. Сегодня заказчики, в т.ч. государственные, поставлены в условия, когда выбор типов конструктивных решений при строительстве автомобильных дорог обусловлен фактом их финансирования за счет средств государственного бюджета, где в первую очередь рассматриваются такие критерии закупки, как минимальная стоимость строительства и минимальные сроки строительства. Т.е. как можно дешевле и как можно быстрее. 

При этом, как показывает практика строительства автомобильных дорог в зарубежных странах, акцент при строительстве автомобильных дорог должен быть смещен в сторону принятия оптимальных конструктивных решений, которые бы обеспечивали безопасность и длительность жизненного цикла автомобильных дорог даже при условии незначительного удорожания их строительства. Прочный, долговечный, износоустойчивый цементобетон показал себя с самой лучшей стороны в качестве материала для дорожных оснований и покрытий. Расчеты подтверждают, что применение цементного бетона дает довольно большую экономию на протяжении всего жизненного цикла дороги. 

Обсуждали, но к единому мнению не пришли 

Надо сказать, что вопрос выбора бетонных дорожных одежд в РФ, обсуждался неоднократно.   Причем даже на самом высоком уровне. Например,  в текущем году, в соответствии с поручением Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева, по итогам XIII Сочинского инвестиционного форума  был проработан вопрос возможности увеличения строительства цементобетонных дорог. 

После этого профильными организациями были проведены консультации с органами государственной власти и организациями, заинтересованными в строительстве автомобильных дорог с цементобетонными покрытиями. Участники обсуждений были едины во мнении: вопрос строительства дорог с цементобетонными слоями нельзя затягивать, так как   уже давно назрела  необходимость предъявления повышенных требований к прочности и долговечности дорожных покрытий - в связи с увеличением интенсивности движения на автомагистралях и ростом количества тяжелых автомобилей в транспортном потоке. 

Компании, занимающиеся укладкой асфальта, также признают преимущества бетонных дорог. К примеру специалисты дорожно-строительной компании «Асфальт-Качество» выделили следующие характеристики

- У таких дорог более высокая конструктивная прочность, которая позволяет обеспечить пропуск большегрузных транспортных средств без сезонных ограничений. 

- Более длительный межремонтный срок. 

- Более высокий коэффициент сцепления колес автомобилей с покрытием, практически не изменяющийся при увлажнении покрытия. 

- Светлый цвет покрытия, повышающий безопасность движения в темное время суток. 

 

- Сравнительно бОльшая продолжительность строительного сезона, обусловленная отсутствием слоев с применением органических вяжущих. 

На основании этих данных уже были проработаны вопросы возможности строительства цементобетонных дорог в Самарской, Калужской, Воронежской, Ульяновской и Рязанской областях,  а также  в Республиках Татарстан и Мордовия. 

Несколькими годами ранее, в рамках исполнения Протокола Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева по итогам совещания в г. Владимире по вопросу инновационного развития промышленности строительных материалов от 14 июня 2016 года, были проведены рабочие встречи в органах исполнительной власти. В ходе этих встреч  был предложен алгоритм, согласно которому для развития строительства цементобетонных дорог необходимо в первую очередь внести изменения в методику определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004 в части определения жизненного цикла при проектировании и строительстве автомобильных дорог. 

Далее, необходимо подготовить обоснования строительства цементобетонных автомобильных дорог с учетом жизненного цикла в привязке к Методическим рекомендациям по технико-экономическому сравнению - ОДМ 218.2.028-2012. И проработать механизм внедрения применения Методических рекомендаций по технико-экономическому сравнению при разработке конструкций дорожных одежд в проектной документации строительства и реконструкции автомобильных дорог.  Данный алгоритм, позволит заказчикам строительства автомобильных дорог учитывать жизненный цикл (определять экономическую эффективность строительства цементобетонных дорог) при проектировании и строительстве автомобильных дорог.  А Главгосэкспертизе поможет принимать соответствующие обоснования при проведении оценки проектных решений. 

 Проработка и внедрение указанных решений позволит значительно повысить объемы строительства цементобетонных дорог. Кроме того - модернизировать существующие федеральные и территориальные трассы.  Вместе с тем будет решена задача по приведению их технического уровня (и прежде всего эксплуатационной стойкости) в соответствие с параметрами автомобильного парка страны и интенсивностью дорожного движения. 

Мы не говорим здесь о дорожной сети местного, локального значения. Если будет принято решение о строительстве муниципальных дорог на цементобетонной основе, это позволит обеспечить качественными (надежными и безопасными) дорогами большинство муниципальных образований Российской Федерации. Расшивка основных грузопотоков на местном уровне позволит создать синергетический экономический эффект, который отразится на деятельности многих промышленных и сельскохозяйственных предприятий. 

Если говорить о международном уровне, то одним из проектов, в котором может быть использован метод строительства цементобетонных дорог, может стать Международный транспортный коридор «Европа - Западный Китай» (Великий Шелковый путь). 

Дороги «на цементе» нужно реализовывать без потери качества 

Немаловажным фактором при строительстве дорог является широкое внедрение и применение новых технологий, в том числе, технологии укрепления грунтов с применением минеральных вяжущих, которая позволит обеспечить необходимую несущую способность оснований дорожных одежд и минимизировать затраты и сроки выполнения работ, сократит потребность в инертных материалах. 

Ведущие подрядные организации, обладая самым современным производственным и лабораторным оборудованием, уникальным опытом и экспертизой в сфере подбора строительных материалов, также должны участвовать в научных и лабораторных исследованиях для подбора состава смесей, учитывающих региональные различия при строительстве цементобетонных дорог. 

Как пример, уже сегодня  на площадке Ассоциации НИИ Промышленности строительных материалов организован центр компетенций с привлечением ведущих отраслевых институтов, Ассоциаций и Союзов производителей строительных материалов для совершенствования и развития нормативной базы – разработки и актуализации национальных и межгосударственных стандартов. 

Кроме работы по развитию нормативной базы большое внимание необходимо уделять  и повышению качества применяемых при строительстве материалов. 

Заявляя об эффективности строительства цементобетонных дорог, необходимо понимать, что спроектированную с новым подходом по увеличению жизненного цикла автодорогу необходимо реализовать без потери качества. Для этого  всем участникам строительства необходимо быть уверенными в системе контроля, поставляемых материалах и качестве выполняемых работ. 

Государственное регулирование предусмотрело ряд мер для создания системы оценки качества выпускаемой продукции. Так постановлением Правительства 982 от 1 декабря 2016 года был утвержден Единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии. Изменениями, вступившими в силу в конце 2018 года (27 декабря 2018 года), Единый перечень дополнен номенклатурой которая соответствует группам 23.63 и 23.64 кодов ОКПД 2, что полностью охватывает номенклатуру строительных смесей и растворов, включая смеси бетонные или товарные бетоны. 

Несмотря на то, что с начала 2019 года требования к оценке соответствия изменились, далеко не все отраслевые предприятия обеспечивают исполнение законодательства. Не надо забывать, что качество бетонной смеси определяет качество бетона. Оценить это качество можно только на 28-е сутки после проведения испытаний. При недобросовестности или ошибке поставщика потребитель смеси – строитель – становится заложником чужого брака. 

Ситуация диктует нам: настало время включения административно-правовых механизмов. Органы надзора должны активизироваться и начать, в ходе проверок,  требовать соблюдения правил декларирования. Только создание системы, основанной на профессиональном контроле, может исправить ситуацию. И, наконец, дать «зеленый свет» строительству автодорог из бетона.

 

Подготовил Станислав ДОНИН



Похожие публикации




Партнеры