15:31В поселке Молодежный Иркутского района запланировано строительство детского сада на 140 мест

14:33Два жилых корпуса по реновации введут в следующем году в районе Ивановское

13:32Донстрой получил разрешение на ввод трех корпусов в «Символе»

12:47Старую дымовую трубу демонтировали в районе Перово

12:05В Кургане рекультивируют нарушенные земли вблизи реки

11:11В жилом кластере в Очаково-Матвеевском создадут 27 га парков и мест отдыха

10:2123 тыс. жителей Иркутской области получат качественные коммунальные услуги

10:10Завод по производству цемента реконструируют в городском округе Воскресенск

09:36По реновации в Зеленограде началось строительство детской поликлиники

09:30134 старых дома демонтировали по программе реновации с начала года

09:00Глава Минстроя РФ принял участие в заседании президиума Правительственной комиссии по региональному развитию

17:50Как термомеханическая обработка проката может стать драйвером развития мостостроения

17:11Крупный водовод построили от Варшавского до Калужского шоссе

16:20Cтоличная компания разработала программное обеспечение для роботизированных систем

15:1327 тысяч тонн металлоконструкций смонтировали на новом участке МСД

Серпухов. Город отважного князя, святых отцов и купцов-молодцов

logo russianconstruction.com
Серпухов. Город отважного князя, святых отцов и купцов-молодцов
Поисковые теги: Серпухов архитектура Город Источник фото: фото автора

Живописно расположившийся на невысоких холмах при впадении в Нару маленькой речки Серпейки город ведет отсчет своей истории с 1339 года. Дата весьма условная. Серпухов упомянут в духовной грамоте Ивана Калиты, составленной в этом году, а значит, он уже существовал как город, вставший на месте еще более древнего поселения. Что и подтверждают археологи.

«В едином дубу срубити»

Полноводная Нара южнее впадает в Оку, крупнейший приток Волги, и это определило выгодное экономическое положение населенного пункта, выросшего вблизи оживленного торгового пути.

Река Нара

 

Происхождение названия города также окутано тайной. Есть несколько версий. Одна из них ссылается на серпообразные изгибы Серпейки, другая – на массовое производство серпов, третья – на изобильно произрастающий здесь серпох (или серпуха) – растение подсемейства чертополоховых, которое можно встретить по всей Руси великой. Интересно, что первоначально имя города писали через «о» - Серпохов.

Скульптурная композиция «Рыбаки» на берегу Нары

 

Сосновые боры и дубовые рощи обеспечивали горожан и топливом, и необходимым строительным материалом. Рыбаки неизменно возвращались с хорошим уловом, у пристаней бойко торговали. Здесь же селились ремесленники.

По завещанию московского князя серпуховские земли отошли сыну Ивана Калиты Андрею, а от него их унаследовал прославленный ратоборец, герой Куликовской битвы, двоюродный брат Дмитрия Ивановича Донского Владимир, прозванный Храбрым.

В 1360 г., когда князю Владимиру Андреевичу только минуло семь лет, на правом берегу Нары, недалеко от устья, волей московского митрополита Алексия вырос укрепленный Владычный монастырь. Святитель, немало сил отдавший усилению Москвы и сплочению вокруг нее русских княжеств для предстоящего противостояния Орде, верно оценивал значение Серпухова как порубежного города.

 Памятник князю Владимиру на площади Владимира Храброго

 

В 1374 г. повзрослевший Владимир приглашает в Серпухов Сергия Радонежского для основания и освящения второго монастыря, уже на левом берегу Нары, напротив существующей Владычной обители. Так появляется Высоцкий монастырь, посвященный Зачатию Богородицы праведной Анной. Бревенчатые стены с башнями поднимаются по обе стороны реки, словно две твердыни, прикрывающие город с юга.

В том же году князь Владимир начинает строительство серпуховского кремля, распорядившись, как свидетельствует летописец, «в едином дубу срубити его». Время оставалось тревожным; ордынцы подошли к Оке. Навстречу им выступили войска московского князя Дмитрия Ивановича и Владимира Серпуховского. Две рати стояли на разных берегах друг против друга, но боя не случилось, враг отступил.

Русский воин XIV .в. и карта Серпуховского княжества. Экспозиция в историко-художественном музее

 

Через шесть лет Серпухов, как и Коломна, стал местом сбора русских ратников, идущих к Дону. Засадный полк под командованием Дмитрия Боброка-Волынского и Владимира Серпуховского нанес решающий удар по, казалось, уже одерживающему победу воинству Мамая. С того дня Владимира стали называть Храбрым, а еще – Донским, как и московского князя. Он проживет после этой победы 30 лет, сумеет разбить под Волоколамском в 1382 г. отряд Тохтамыша, отстоит Москву от набега Едигея в 1408-м, но не успеет спасти Серпухов ни от этого непобедимого татарского мурзы, ни от сожжения литовским князем Свидригайлом. События порой развивались стремительно, а Русь еще не была едина и достаточно сильна. 

И хотя Владимир пользовался на Руси большим уважением, а Серпуховское княжество, как и другие, принадлежавшие ему земли, старался укреплять и развивать, и даже начал чеканить свою монету, он ни разу не покусился на московский престол. Ни при жизни двоюродного брата, ни после, когда по завещанию Дмитрия Донского Великий стол отошел не ему, а старшему сыну московского князя Василию.

Памятник князьям Дмитрию Донскому и Владимиру Храброму на привокзальной площади

 

Памятник князю Владимиру установлен в центре города, и этой площади присвоено имя Владимира Храброго. Скульптурная композиция, изображающая двух всадников, Дмитрия Донского и Владимира Серпуховского, украсила привокзальную площадь.

Судьба серпуховского кремля

Наибольшего расцвета после кончины Владимира Храброго серпуховской удел достиг при внуке полководца, Василии Ярославиче. В междоусобной войне Василия II c Юрием Звенигородским тот поддержал московского князя, был им сперва за это обласкан, но ненадолго. Опасаясь растущего влияния серпуховского союзника, московский государь отправил его в ссылку, сперва в Углич, а потом – в Вологду, где опальный князь и умер, а княжество навсегда отошло Москве.

Ока близ Серпухова

 

Московские государи не раз отдавали Серпухов в кормление перебегавшим в Москву татарским ханам. Ничего хорошего из этого, правда, не выходило: мнимый союзник Ивана III Мухаммед-Амин, вернувшись на казанский престол, тут же начал войну с Москвой. Другого, тоже казанца, заподозрили в измене и сослали. 

В дни великого стояния на Угре-реке в Серпухове встали полки, преградившие путь хану Ахмату. Однако свержение ордынского ига принесло успокоение многострадальным южным окраинам Московии лишь на несколько лет.

Скульптурная композиция «Стрельцы» у Соборной горы

 

Иван III умело воспользовался раздором в Орде и отделением от нее Крымского ханства. Только союз этот вскоре распался, и крымские ханы, став турецкими вассалами, начали набеги на русские земли. По Оке прошла линия обороны, названная Берегом, и Серпухов, близ которого находились известные врагу окские броды, занял в ней одно из ведущих мест. По Берегу сосредоточились русские войска; в Серпухове до 1613 г. стоял Большой полк, позже переведенный в Тулу. В канун судьбоносной победы при Молодях у Серпухова располагались основные силы князя Михаила Воротынского. 

В городах строились уже каменные крепости. Белокаменный серпуховский кремль возвели в середине XVI века и предполагают, что принимал работы лично Иван Грозный.

 Соборная гора

 

Кремлевские стены встали на Красной Горе, называемой также Соборной, над устьем Серпейки. С высокого вала открывается вид на Посад, где возвышаются три самые известные городские церкви. Еще при сооружении дубовой крепости Соборный холм и поднимающуюся напротив Ильинскую гору разделили «перекопом». В основании валов можно видеть квадры белого камня – в серпуховской земле его оказалось предостаточно, и кирпич при строительстве укреплений не применялся.

 

Макет серпуховского кремля

 

Длина кремлевских стен, охвативших весь холм по периметру, достигала 933 м, толщина – 3,5 м (между внешним и внутренним рядами белого камня – забутовка на известковом растворе, он же и скреплял кладку), высота разнилась от 6,5 до 8,5 м. По верху стены шел боевой ход, из бойниц грозно смотрели жерла пушек. В дополнение к башням в наиболее опасных местах дополнительно строились П-образные полубашни; всего 5 башен и 3 полубашни. 

Въезд в кремль представлял собою узкий коридор – захаб, простреливаемый со стен с обеих сторон, а траектория проезда через Большую проезжую башню «ломалась» под прямым углом. Внешняя стена захаба уступала в высоте внутренней, не сокращая тем самым возможностей обстрела атакующих. Для вылазок прокопали подземный ход. 

В кремле размещались служебные постройки, воеводская изба, склады оружия, боеприпасов, провианта, тайник с колодцем, боярские и монастырские осадные дворы. С приближением врага бояре оставляли свои пригородные усадьбы и вместе с семьей и верными людьми отправлялись сюда, чтобы участвовать в обороне города. А до той поры за осадными дворами присматривали специально нанятые горожане – «дворники», откуда и пошло в обиход это слово.

Серпейка

 

Посад и городской торг с запада защищал рубленый, опоясанный рвом Острог с 3 проездными и 8 глухими башнями. Опасность обстрела кремля с соседних Воскресенской и Афанасьевской гор ликвидировали уже при Романовых, охватив эти возвышенности Новоприимочным острогом. Его стены укрыли Подол – застройку другого берега Серпейки. 

В годы Смуты серпуховичи, как и жители многих других русских городов, были в смятении. Они впустили в город Лжедмитрия, позже открыли ворота войску Болотникова. Спустя же несколько лет горожане вступали в Первое ополчение, а потом спасали Москву и всю Россию вместе с Мининым и Пожарским.

Защитник

 

Новый серпуховский кремль не смогли взять штурмом ни татары, ни польские интервенты, ни гетман Сагайдачный. Вскоре восстановили Большую Засечную черту, проходившую южнее, через Тулу, а в 1650-х завершили сооружение Белгородской черты, закрепившей сдвинувшиеся на 300 км к югу границы государства.

 

Остатки кремлевский стен

 

Серпуховский кремль начал постепенно терять свое оборонное значение. Терзавшие город пожары привели к решению о сносе деревянных укреплений. Белокаменный кремль простоял дольше – его стали разбирать еще до революции и окончательно разобрали в 1930-х, оставив на память два фрагмента когда-то неприступных стен.

Собор на Красной горе

Троцкий собор над Соборной горой

 

В Серпухове, если не считать построек Владычного и Высоцкого монастырей, все храмы, сосредоточены в историческом центре города и в Занарье – на правом берегу реки. 

Изначально на территории кремля стояли два храма: Первым, за три месяца до Куликовской битвы, поставили рубленый Троицкий собор, а после сражения волей князя Владимира поднялась недалеко от него церковь во имя Димитрия Солунского, небесного покровителя Дмитрия, ставшего Донским. При пожаре 1669 г. она сильно пострадала и на ее месте построили храм Николая Чудотворца, до нас также не дошедший. Ко времени перестройки в 1828-1841 гг. Троицкого собора это храм обветшал, его снесли. К трапезной собора пристроили два придела, в честь Димитрия Солунского и св. Николая.

Памятный знак на месте храма Димитрия Солунского

 

Про Троицкий собор говорят, что в камне его переложили после Куликовской битвы, победа в которой вызвала прилив невиданного воодушевления у русских людей. Подтверждения этому нет, однако реставраторы пришли к выводу, что новая постройка включает в себя часть каменных фрагментов, относимых к XV веку. Воссоздание собора, теперь – из кирпича – после пожара 1669 г. состоялось на том же месте, на вершине Красной горы в 1696 г. Деньги на строительство пожертвовал архимандрит московского Спасо-Андроникова монастыря Феодотий, некогда здесь служивший. Позже поставили шатровую колокольню с высоким ярусом звона и рядами окошек-слухов в гранях шатра. 

Барочный, восьмерик на четверике, с выдающейся вперед апсидой собор приобрел в XIX в. ампирные формы, рустовку, оброс портиками и получил новую главу. Перестроили и верх колокольни, которую соединили со зданием собора трапезной.

Троицкий собор. Южный фасад

 

В 1930-х принимались весьма противоречивые решения: кремль со всеми его постройками в 1933 г. признали, не без участия П. Д. Барановского, архитектурным памятником, а через год постановили снести, а камень от собора и крепости отправить на строительство московского метро. К счастью, уничтожить собор не успели: качество камня для подземных работ определили негодным, и груды материала распродали населению. А собор устоял. В конце 1960-х его реставрировали, вернув первоначальный облик колокольне и восстановив барочный декор. В соборе разместили экспозиции историко-художественного музея, а в 2010 г. здесь вновь зазвучали молитвенные песнопения.

Декор Троицкого собора

 

На месте Никольской церкви и храма Димитрия Солунского устроен некрополь павших в Великой Отечественной серпуховичей. Над пылающим Вечным огнем возвышается фигура воина-освободителя, уменьшенная копия известной скульптуры, стоящей в берлинском Трептов-парке.

Воин-освободитель на Соборной горе

 

У этого памятника своя история. В годы Гражданской войны в Серпухове в здании больницы имени Семашко одно время. размещался штаб Южного фронта, членом Реввоенсовета которого был И. В. Сталин, и перед одним из корпусов ему установили памятник. С развенчанием культа личности вождя памятник сменила копия работы Е. В. Вучетича, которую в 2009 г. перенесли к мемориалу на Соборной горе.

Памятник воинам 49-й армии и бойцам народного ополчения

 

В грозном 1941-м город защищала 49-я армия Западного фронта под командованием генерала И. Г. Захаркина и приданные ей части. Немцы рвались к Туле, стремились обойти ее и с юга, и с севера, через Серпухов. Город стоял насмерть, бои шли на подступах к нему. В лесах действовали партизанские отряды. Серпухов бомбили и обстреливали из дальнобойных орудий. Городские предприятия эвакуировали, но уже после победоносного контрнаступления под Москвой здесь, в корпусах старых предприятий заработали новые заводы и фабрики.

Серпухов удостоен ордена Отечественной войны 1 степени, знака «Штандарт славы» и звания населенного пункта воинской доблести

 

В апреле 2016 г. Серпухову присвоили почетное звание Города воинской доблести. У корпусов серпуховских предприятий стоят небольшие памятники ушедшим защищать Родину мебельщикам, ткачам, работникам механического завода…

Памятник павшим воинам механического завода

Памятник Герою Советского Союза О. Н. Степанову в парке им. Олега Степанова

 

Кремлевский холм привычно называют Соборной горой. По нему, мимо мемориальных плит и Троицкого собора идет улица Красная гора, застроенная аккуратными частными домами. Она выводит к смотровой площадке, откуда открывается вид на посадские храмы, фабричные здания, дома и церкви Занарья, а вдали виднеются постройки Владычного и Высоцкого монастырей.

Троицкий собор. Северный и западный фасады

Два оплота стойкости и веры

На площади перед оградой Введенского Владычного монастыря паломников встречает памятник строителю обители – Варлааму Серпуховскому. Святитель Алексий, митрополит Московский, отправил его, своего келейника, в Серпухов, выбрать место для строительства, и в1360 г. здесь заложили деревянную церковь, а через два года появились первый каменный храм и трапезная. События, предшествовавшие строительству, сопровождались чудесными явлениями Алексию и Варлааму Пресвятой Владычицы Богородицы, потому и монастырь назвали Владычным (Владычним). Преподобный Варлаам упокоился за три года до Куликовской битвы, и над местом его погребения у стен собора сейчас возведена деревянная сень.

Варлаам Серпуховской

 

Захватчики не щадили ни русских городов, ни православных святынь, и если Высоцкому монастырю московские властители уделяли внимание, то эта обитель долго влачила нищенское существование. Во времена Ивана Грозного ее называли «монастырек убогий».

План построек обители

 

По легенде, один из всадников Тохтамыша, ворвавшись в храм, прельстился иконой Иоанна Воина и принялся распиливать ее на части, чтобы увезти с собой. Из иконы потекла кровь, и части вдруг сами собой срослись. Потрясенный захватчик после этого принял христианство.

 

Монастырские стены

 

В 1598 г. царь Борис Годунов выдвинулся с войском из Москвы в Серпухов, предупреждая набег крымского хана. Стан русских воинов расположился у стен Владычного монастыря. Битвы не состоялось – хан прислал послов с заверениями мира и дружбы. На радостях царь сделал большие пожертвования на каменное строительство монастырских храмов и стен с четырьмя башнями. 

Храмовый ансамбль, выстроенный в стиле «годуновского барокко» сохранился до наших дней. Паломники проходят аркой надвратного храма Феодота Анкирского, и перед ними предстает Введенский собор с пристроенным одноглавым невысоким четвериком придела св. Алексия Московского.

Надвратный храм

 

Слева поднимается массив шатровой церкви Георгия Победоносца с трапезной и двухшатровой звонницей. К западной стене ограды примыкает настоятельский корпус, возведенный в классическом стиле. Сени над гробницей преподобного Варлаама – у юго-западного угла четверика собора. 

Постройки годуновского времени заменили прежние, в том числе и каменные сооружения обители. Эта архитектура знаменует собой переход от скромного, лаконичного устройства белокаменных храмов прошлых веков к изобилующему резным декором узорочью церквей, сложенных из кирпича, что открывало множественность вариаций для украшения построек. 

Храм Феодота Анкирского возвышается над проездной аркой тремя рядами кокошников; из них тянется к небу глава на высоком барабане, отделанном аркатурой, над которую отбрасывает тень прорезной золоченый подзор. По обе стороны въездных ворот помещены мозаичные иконы святых Алексия и Варлаама. 

Немного непривычное для русских храмов посвящение связывают с полученным при крещении именем Бориса Годунова, «Феодот». Второе свое имя, Борис, он получил позже, и оно стало главным. Оказывается, и на Руси у людей в старину бывало по два имени.

Введенский собор

 

Трехапсидный двухстолпный Введенский собор сложен из кирпича, но облицован белым камнем – еще одна примета переходного периода. За апсидами со сферическими кровлями вздымаются закомары, над ними – ряд крупных кокошников и пятиглавие на украшенных аркатурой барабанах, центральный из которых – световой. Главы основного объема – шлемовидные, а главка над кубом Алексиевского придела – луковичная. Вынос вперед апсид уравновешивает общую композицию храма, в котором подпружные арки опираются с одной стороны на столпы, а с другой – на восточную стену, и центральная глава несколько смещена к востоку.

Придельный Алексиевский храм построили в 1695 г. и спустя полвека переосвятили в память трех московских святителей – Петра, Алексия и Ионы. В XVIII веке к собору пристроили западную, а в следующем столетии – южную паперти. В последней устроили придел Филарета Милостивого.

Храмовый ансамбль

 

Декор стен, члененных по горизонтали профилированными карнизами, а по вертикали – лопатками, скромен. Здесь выделяются обрамленные полуколонками щелевидные окна с килевидными фронтонами, которым вторит эффектный, килевидный же перспективный портал, что опирается на строенные полуколонны, перехваченные «дыньками».

Шатровая Георгиевская церковь

 

Георгиевская церковь представляет собой сложную композицию из собственно шатрового храма (на четверике – восьмерик, завершенный граненым шатром с главкой), трапезной, над которой некогда возвышалась первоначальная звонница и новой звонницы, с двумя площадками звонов под деревянными шатрами. Новая звонница, как и Алексиевский придел, появилась столетием позже, в конце XVII века. Нижний этаж этого храмового ансамбля отводился под хозяйственные службы, в том числе хлебодарню, просфорню, поварню, кладовую, а в верхнем этаже трапезной, собственно, трапезничали. В небольшом помещении Георгиевского храма, много меньшем, чем объем трапезной, регулярно ведутся службы.

Настоятельский корпус

 

После Смуты монастырь постепенно нищал, братьев становилось все меньше, пока не остался один-единственный старый монах. От упразднения обитель спас московский митрополит Платон, настоявший на преобразовании монастыря в женский. Тогда, в первой половине XIX века, привели в порядок постройки, потом возвели ампирный настоятельский корпус, еще несколько корпусов, школу, мастерские. Монастырь получил дополнительную территорию, обнесенную оградой с зубчатыми стенами и затейливыми башенками.

Новая ограда

 

В прошлом, «безбожном» веке на территории монастыря находилась летная школа «воздушной стрельбы и бомбометания», и монастырский луг служил аэродромом, а саму обитель в народе стали именовать «Авиагородком». Летное мастерство будущим покорителям неба преподавал М. М. Громов, учивший, среди прочих, В. П. Чкалова. Иконы, среди которых присутствовала знаменитая «Неупиваемая чаша», обретенная в Серпухове в 1878 г., пропали. Очевидцы утверждали, что груду икон сожгли на льду Нары. Уцелело лишь иконописное изображение царевича Димитрия, подаренное обители Василием Шуйским – она хранится в городском музее.

«Аз есмь Альфа и Омега…»

 

После реставрации1990-х – 2010 гг. монастырь вновь открылся для верующих. Внутреннее убранство храмов восстановлено, а на территории появился вольер с павлинами, для Серпухова птицами особого значения, о чем мы расскажем позже.

Монастырский павлин

 

Храмы Занарья вытянулись, в основном, вдоль берега реки. Большинство из них роднит время возведения в камне – XVIII век, с достройкой или перестройкой трапезной и колокольни в следующем столетии, стиль – барочный, восьмерик на четверике, ну и грустная судьба после революции.

Сретенский храм

 

Наиболее нарядным смотрится сейчас Сретенский храм, выстроенный на месте деревянной церкви Косьмы и Дамиана в 1702 г. и дополнившийся в 1813-м классической трапезной, а еще через 20 лет – трехъярусной колокольней, в советские годы снесенной. Сейчас храм отчасти приведен в порядок, выбелен, полуколонки, разделяющие три апсиды, наличники и карнизы раскрашены в жизнерадостные цвета, а из-под кровель свисают золоченые прорезные подзоры.

Храм св. Николая в Бутках

 

Восстанавливается и храм Николая Чудотворца в Бутках, возведенный в 1711 г и сильно порушенный в прошлом веке. Улица Чернышевского, где он расположен, раньше называлась Буткиной; ее тогда мостили бутовым камнем. Здесь колокольня уцелела, хотя и не полностью.

Церковь Покрова Богородицы

 

Церковь Покрова Богородицы дала название Покровской улице, переименованной в улицу Энгельса. При социализме она, лишившись главы и большей части колокольни, послужила складом, сильно обветшала, а теперь возвращена верующим и медленно отстраивается.

Богоявленский храм

 

Богоявленскому храму (1713), стоявшему на Пролетарской, бывшей Нижней Казенной улице повезло меньше – его снесли чуть не до основания, а в том, что осталось, устроили клуб. Службы возобновились здесь в 2008-м. Выглядит небольшое, уходящее вглубь двора кирпичное здание для своего назначения необычно, и только маленькая черная главка над коньком крыши говорит о том, что перед нами – церковь.

Спасская церковь

 

Пожалуй, из всех занарских храмов эффектнее всех выглядит церковь Спаса Нерукотворного образа на Занарском кладбище, построенная в конце XIX века по проекту Р. И. Клейна, отметившегося в городе множеством выдающихся работ. Русский стиль: высокий восьмигранный шатер возвышается над «крещатой бочкой», все четыре стороны которой увенчаны главками. Декор продолжает тему стиля – тут и висячие гирьки, и наборные полуколонки, и перспективные порталы, и аркатура, и килевидные кокошники, и ширинки – богатый набор атрибутов русского узорочья. 

Высоцкий монастырь, основанный по воле храброго князя Сергием Радонежским, получил свое название по имени Высокого холма, к югу от Серпуховского кремля. Стараниями первого настоятеля, ученика Сергия, преподобного Афанасия и при поддержке князя Владимира монастырь стал центром книгописания и просвещения. Дошедшие до нас постройки возведены в разное время и представляют собой музей храмового зодчества под открытым небом.

 Высоцкий монастырь

 

В 1381 г. князь Владимир поручает строить в обители первые каменные храмы. Собор Зачатия праведной Анной Пресвятой Богородицы поднимается над захоронением павших в Куликовской битве серпуховских воинов, а рядом ставится Покровская церковь. Через несколько лет настоятель Афанасий препоручает монастырь своему ученику, тоже Афанасию, называемому «младшим», и вместе с митрополитом Киприаном отправляется в Константинополь. Оттуда он присылает преемнику семь икон деисусного чина, теперь именуемого «Высоцким». Видел их и Андрей Рублев, и другие русские иконописцы. 

Вероятно, благодаря этим выдающимся произведениям иконописи и просветительской деятельности монастырь считают центром русского византизма. А еще его прозвали «княжеским» - богатые вклады в обитель направляли князья и цари. Кроме того, монастырю предоставлялись различные льготы и привилегии.

Стены и башни Высоцкого монастыря

 

По велению царя Алексея Михайловича в 1670 годах обитель окружили мощные каменные стены с четырьмя башнями по углам. По стенам, имевшим бойницы для пищального и навесного боя, шел боевой ход. Башни с зубцами в форме «ласточкин хвост» укрывали дощатые шатры. Сами стены были сложены из белого камня, проемы –  в кирпиче.

Боевой ход на монастырской стене

 

Зачатьевский собор, каким мы его видим, перестроен раньше – в конце XVI века, после разорения крымским ханом, дошедшим тогда до Москвы.

Зачатьевский собор с Никольским храмом и приделом Рождества Богородицы

Четырехстолпный четверик собора, окруженный двухъярусными арочными галереями, покоится на подклете, основанием которого стали камни первого храма. Примечательная особенность строения – граненые апсиды и граненые световые барабаны пятиглавия, а сам по себе декор скромен, как и в других храмах годуновской эпохи. Однако он ярко выражен в многообразии элементов перспективных килевидных порталов со снопами, дыньками и резными капителями.

Шатровое крыльцо и галереи собора

 

Собор, среди прочих видных лиц петровской эпохи, опекала семья матери первого российского императора. На средства Л. К. Нарышкина в 1697 г. была перестроена верхняя часть стен, переложены своды, растесаны окна, а позакомарная кровля переделана в четырехскатную.

Покровская церковь

 

Лев Нарышкин перестроил и Покровскую церковь. Впрочем, этот храм перекладывали и до него, и после, в результате чего памятник архитектуры приобрел строгие классические черты и северный придел Похвалы Богородицы. 

Нарышкины возвели над местом погребения первого настоятеля обители небольшую церковь Афанасия Афонского, примкнувшую к западной галерее собора. В канун празднования 500-летия монастыря вместо нее построили подавляющий архитектуру прочих строений большой храм Афанасия Афонского и Сергия Радонежского в т.наз. псевдовизантийском стиле, разобранный реставраторами в 1967 г., чтобы вернуть всему ансамблю прежний вид. Тогда же восстановили шатровое крыльцо и под лестницей соорудили часовню.

В часовне св. Афанасия

 

В первой половине XVII века Зачатьевский собор дополнился двумя приделами: Рождества Богородицы, с полукруглым алтарным выступом, и Никольским, перестроенным через сто лет в самостоятельную церковь. Над ее ступенчатым объемом поднимается на световом барабане над куполом изящная глава. Постройка – трехэтажная; внизу устроен Никольский храм, второй этаж отведен под ризницу, а в третьем освящена церковь во имя Сергия Радонежского. В Никольском храме погребен канцлер Российской империи, современник Петра граф Г. И. Головкин, и перестройка велась на средства его сына.

Колокольня с надвратным храмом

 

Над Святыми вратами монастыря уже в XVII веке существовал надвратный трехшатровый храм Трех Святителей, в следующем столетии тоже перестроенный. Храм этот обрушился, и в 1843 г. возведенная по проекту Е. Г. Малютина ампирная колокольня удачно завершила формирование монастырского архитектурного ансамбля. Причем классические формы в этом сооружении дополнены барочными. Над четвериком с проездными воротами и двумя по обе их стороны калитками поднимается крещатый Трехсвятительский храм, а из него вырастает восьмерик колокольни, завершенный куполом с люкарнами.

Храм Всех Святых

 

На монастырском кладбище по заказу Н. Н. Коншина Роман Клейн в 1896 г. строит храм Всех Святых, предназначенный стать родовой усыпальницей для этой купеческой семьи. Строит в редком для своего портфолио византийском стиле: храм под высоким декоративным шатром выделяется стилизованной «полосатой кладкой» стен, сложенных из кирпича и облицованных песчаником. Из стилобата усыпальницы лестница ведет в церковь.

Настоятельский корпус с домовой церковью иконы «Скоропослушница»

 

Разоренный в первые же революционные годы храм реставрировали в 2016-м. До того времени от монастырских укреплений оставались только часть стены с рядами бойниц и юго-восточная башня, в результате чего из обители на Всехсвятский храм открывался прекрасный вид. Сейчас восстановленной фортификацией Высоцкого монастыря уже можно полюбоваться. Шесть икон Высоцкого чина хранит Третьяковка, одну – Русский музей.

Восточная часть ограды – современная валунная кладка

 

Есть в городе еще один монастырь, правда, давно уже и не монастырь, и остались от него только собор, сильно обветшавшая колокольня да Восточные ворота. Зато стоит этот храмовый ансамбль почти в центре Серпухова.

Распятский монастырь

 

Распятский женский монастырь просуществовал недолго – основанный в 1665 г. как Новорождественский, он был закрыт в ходе секуляризации 1764 года, и собор его стал приходским храмом. 

Каменный Распятский собор начали строить еще при Петре, на средства княгини Н. М. Гагариной, в 1718-1719 гг., и уже собирались освящать. Но тут сильно проштрафившегося отца благодетельницы публично казнили, а княгиня скончалась. Работы остановились до середины столетия. Достраивал храм уже другой архитектор.

Собор Распятского монастыря

 

Собор по своей архитектуре – базиликальный, т.е. зальный, построенный, очевидно, по образу первых петербургских храмов. Шесть столпов делят зал на три нефа; над четвериком возвышается приземистый восьмерик с граненым куполом и шпилем. Вероятно, первый зодчий планировал сделать храм много выше, но…уж как достроили, так достроили. В 1750-х над оградой собора средствами купцов Серебренниковых сложили трехъярусную колокольню – восьмерик над двумя четвериками. После революции здание собора отдали медучилищу, а теперь вернули церкви.

Никола Белый и посадские храмы 

Если за полвека до Смуты численность населения Серпухова оценивалась, согласно переписной («Сотной») книге князя В. С. Фуникова в 3000 человек, то после заключения Деулинского перемирия с Польшей людей в городе оставалось в десять раз меньше. Активный прирост начался с середины XVII столетия, и к началу эпохи петровских перемен число горожан превысило две с половиной тысячи.

Торговец хлебом. Фрагмент скульптурной композиции «Ярмарка»

 

На торгу у кремлевских валов, соседствуя с приезжими и местными купцами, продавали свой товар ремесленники, жители слобод, выросших на Подоле и за Нарой. Свои лавки держали мясники, хлебники, масленники, кожевенники, ткачи, кузнецы. Слободы вначале делились на «белые» и черные»; первые, где жили стрельцы, пушкари и прочие государевы люди, получавшие к тому же жалование, освобождались от податей, и в трудное время жители посада и «черных» слобод старались туда или в монастырские слободы, также имевшие льготы, перебегать. Их силой возвращали обратно, что удавалось не всегда, а потому в середине столетия слобожан уравняли в правах и обязанностях.

Плавильщик железа. Историко-художественный музей

 

Вредные производства обосновались в Занарье. Тут изготавливали селитру и порох («зелье»), варили мыло, выделывали кожи, ковали железо. Серпуховский уезд был богат железной рудой, чему весьма удивлялся в своих «Записках о Московии» австрийский посол Герберштейн. Скорее, завидовал. Выплавкой железа из болотной руды в кустарных домницах занимались серпуховские крестьяне, как правило, зимой, будучи свободными от полевых работ. В самом городе работали профессиональные кузнецы, ковавшие сталь («уклад») и изделия из нее, от серпов до сабель и стрел. После Смуты, когда число жителей Серпухова сократилось в 10 раз, городское кузнечное дело заглохло, а крестьяне продолжали заниматься своим доходным промыслом. Да настолько заполонили рынок металлом невысокого качества, сбивая при этом цены, что Петр I повелел «плавильные ручные домны истребить». 

Но самым прибыльным делом в Серпухове стала оптовая торговля, на чем, собственно и начал вновь подниматься город, застывший в своем развитии после Смуты на несколько десятилетий. Предприимчивые серпуховские купцы скупали у поставщиков из южных губерний хлеб, рыбу, кожи и продавали в Москву, Киев, Ревель, Архангельск и другие города, и, наладив так деловые связи, вели торговлю между ними. Купеческие капиталы росли, и, как водится, в городе стали строиться новые каменные храмы. Часть из них до наших дней не дошла, другие же были перестроены.

Собор Николы Белого

 

Так появился в городе собор св. Николая Чудотворца, прозванный храмом Николы Белого, поскольку сложен он был не из кирпича, а из местного белого камня. Исходя из переписи городских строений, «строельной книги», первый каменный храм, опоясанный изразцовой лентой, возведен не ранее 1620-го и не позже 1649 года. Вероятно, ставили его ярославские мастера, чьи приемы прослеживаются на сохранившемся старинном рисунке: одноглавый четверик с двумя шатрами по сторонам. В 1713-1721 гг. Николу Белого отстроили заново, тоже с одной главой и тоже из белого камня. 

Ампирный храм, что видим мы сегодня на Калужской улице – воплощение проекта архитекторов Ф. М. Шестакова и И. Т. Таманского (1837). Рустовка в половину высоты объема, прорезанная замковыми камнями над окнами, ионический ордер колонн двух портиков, полукруглая, выступающая из ризалита восточной стены, апсида, решетчатые окна большой ротонды, над которой возвышается световой барабан с главкой. Трапезная соединяет храм с классической пятиярусной колокольней. Над трапезной на небольшой ротонде также поднимается вазообразная главка. Этот храм построен из кирпича, а белый камень использован в элементах декора. 

С кремлевской смотровой площадки открывается вид на три, выстроившиеся в ряд, церкви Посада: Троицкую, Ильинскую и Успенскую.

Ансамбль посадских храмов

 

Троицкий храм возведен на месте деревянного через год после пожара 1669 г., выжегшего городскую застройку. Изящная колокольня с высоким шатром свечой устремляется в небо, и над лежащим в ее основе четвериком с арочными проемами поднимается высокий восьмерик с ярусом звона, на арки которого шатер с рядами окошек-слухов и опирается. Трапезная, перестроенная в середине XIX века, в ширину значительно превосходит и четверик колокольни, и основной объем, увенчанный пятиглавием. В отделке выделяются обрамления окон полуколонками с арочными и килевидными фронтонами, декоративные пояса кирпичного узора из поребрика и наборных полуколонок, аркатура на глухих барабанах, завершенных луковичными главами. По верху четверика выложены «ложные» закомары, и, возможно, четырехскатная крыша скрывает ярусы кокошников. Храм не действует и ждет реставрации.

Троицкая церковь

 

Стоящая в центре посадского храмового ансамбля церковь Ильи Пророка упоминается еще в «Сотной» князя Фуникова, понятно, как деревянная. Опять же, после пожара 1669 г., ее выстроили уже каменной. Менее чем через сто лет храм обветшал, и купцы Петр и Михаил Поповы, сыновья серпуховского священника, хорошо продвинувшиеся по торговому делу и даже имевшие свое подворье в Москве, предлагают его разобрать, за свой счет возвести новую церковь с приделом св. Екатерины и всячески, как положено, ее украсить. 

Храм возвели за год, в 1748-м, но дальше дело застопорилось, потому что благодетели скончались. Богослужения проводились в теплом Екатерининском приделе. Наконец, другой серпуховской купец, Иван Кишкин храм всей необходимой утварью обеспечил, и церковь в 1760 г. освятили.

Храм Ильи Пророка

 

Архитектура Ильинского храма представляет собой сочетание приемов московского и петровского барокко: на четверике с пониженными углами сложен восьмерик, разделенный двумя белоснежными, контрастирующими со светло-желтым цветом постройки, тягами. Над восьмигранным куполом поднималась на двух малых восьмериках луковичная глава, впоследствии замененная типичной барочной вазой – сходное завершение у колокольни. Граненая апсида членится лопатками и далеко выступает вперед. Четверик опоясывает широкий профилированный карниз. Окна нижнего ряда украшены полукруглыми сандриками, во втором ряду – треугольными фронтонами, над которыми устроены круглые решетчатые окошки. 

К 1830-м церковь, к сожалению, начала разрушаться. Средств на ремонт храма, долгое время бывшего одним из главных приходских в городе, не хватало. Больше 10 лет церковь стояла закрытой, пока купцы Плотниковы, Ефимовы и Иван Попов не обязались отремонтировать ее за свой счет. В 1847 г. работы завершились, храм заодно украсился лепными узорами, а рядом с ним построили сторожку и дом для причта. Иконы, редкой красоты стенопись, покрывающая все внутреннее пространство и грани купола, даже полы – все сохранилось здесь с тех пор, и это стоит увидеть.

Главки-вазы Ильинской церкви

 

В 1980-х с южной стороны к четверику пристроили крестильный храм со скругленным алтарным выступом – во имя иконы Богоматери «Взыскание погибших» - что для советского периода нашей истории даже удивительно. 

В 1735 г. купцы Василий и Гаврила Сериковы открыли в Серпухове первую полотняную фабрику и приступили к изготовлению парусины, оказавшейся востребованной и в России, и в Европе. Серпухов стал лидером по выпуску парусины – вскоре здесь работали 14 парусиновых фабрик, а в дополнении к ним кирпичные, солодовенные, литейные и другие производства. Треть всей российской парусины производили в Серпухове. На парусине сделали состояния Коншины, Кишкины, Поповы и другие серпуховские предприниматели. Многие из них имели богатые дома в Москве, но не забывали родного города, и город запомнил их имена.

 

Корпуса парусиновой фабрики Сериковых

Городская усадьба Сериковых

 

Когда по условиям недолгого Тильзитского мира с Наполеоном Россию вынудили поддержать континентальную блокаду Англии, крупнейшей заказчицы русской парусины, Николай Максимович Коншин на построенной еще его дедом напротив кремля фабрике «Старая мыза» приступил к производству ситцевых и хлопчатобумажных тканей. К середине столетия на фабрике в 10 каменных и 20 деревянных корпусах работали 2500 человек. Своими доходами Н. М. Коншин щедро делился с городом – он строил школы, больницы, а также выделил средства на восстановление Успенской церкви, разрушенной возникшим после удара молнии пожаром. В 1854 г. храм освятили.

Успенская церковь

 

Успенская церковь возведена архитектором Таманским в стилистике, сочетающей традиции московского барокко и классицизма: середина XIX в. – это время поиска новых решений, выбора стиля, что и называют эклектикой. Своей выразительностью храм не уступает ни одной церкви города и эффектно открывает вид на посадские церкви со стороны Нары.

Элементы декора Успенского храма

 

Выстроенный «кораблем» на белокаменном стилобате одноглавый храм (основной объем – трапезная – колокольня) выделяется типичным для московского барокко цветовым решением. Красные стены, белоснежный декор. Знатоков зодчества восхищают резные счетверенные колонны западного и южного крылец со свисающими из-под скатов крыш гирьками. Над ярусной, классической, казалось бы, колокольней возвышается на световом барабане луковичная глава. Нижний же ярус колокольни обрамляют портики. Под их фронтонами проходят три пояса орнамента: верхний представляющий собой геометрический рисунок ширинок, средний, широкий, прорезанный по центру круглыми окошками, и нижний, из заполненных лепным растительным узором прямоугольных филенок. Килевидные очелья над полуколонками оконных обрамлений колокольни продолжают килевидный же рисунок в декоре храма. Трапезная, как и у других посадских церквей, много шире и нижнего яруса колокольни, и основного куба. Ее декор скромнее – белоснежные лопатки по углам и то же оформление окон.

Успенская церковь – один из самых красивых храмов города

 

После революции храм отдали под склад. В 1999-м – вернули церкви и реставрировали.

Вставшие, словно корабли, в кильватерный строй, три посадские церкви, словно плывут между валами к реке навстречу очарованным странникам XXI века.

Жили в городе купцы Коншины 

Продукция «Старой Мызы» пользовалась спросом и была отмечена наградой московской промышленной выставки. Н. М. Коншина за большие заслуги перед Серпуховым дважды избирали городским головой. Когда он в 1853 г. скончался, дело перешло к сыновьям – Ивану, Николаю и Максиму. Младший, Максим, свою долю продал среднему брату, Николаю, и, потратив полученные деньги, жил за его счет. А старшие братья отцовское дело продолжили и достигли больших успехов.

Вид на белоснежный дом Коншиных и «Старую мызу» с Соборной горы

 

Вспоминаются слова просветителя петровского времени, мыслителя и первого русского экономиста И. М. Посошкова: «Царство воинством расширяется, а купечеством украшается».  Посошков, правда, плохо кончил, но слова эти верные. 

Русские купцы, не забывая, конечно, о собственном кармане, стремились отметить свой путь добрыми делами, полагая, что для того людям богатство Господом и дается. Поэтому в городах и селах появлялись храмы, больницы, приюты, школы, гимназии, ремесленные училища, а то и театры. Немалые деньги жертвовали предприниматели на общественные нужды – на проведение водопровода, устройство освещения, мощение мостовых.

Центральный Дом ученых

 

Иван Коншин, занимаясь торговлей хлопком, удесятерил свое состояние. В Москве он приобрел, оформив на жену (тогда тоже так делали), большой жилой дом, который после его смерти вдова, Александра Ивановна, перестроила в роскошный особняк. Москвичи прозвали его «Дом-миллион». Сейчас в нем размещается Дом Ученых. Для Серпухова А. И. Коншина построила больницу с церковью Серафима Саровского и богадельню – это огромный комплекс с уникальными постройками, в том числе в готическом стиле. В советское время территорию занял Серпуховский мотоциклетный, позже – автомобильный завод, СеАЗ, выпускавший до 2008 г. знаменитую микролитражку «Ока». Храм давно уже не действует, и подойти к нему не позволит установленный здесь пропускной режим. На окраине города на средства А. И. Коншиной открыли детский дом на 200 детей.

А была здесь богадельня

 

На другом берегу Нары Николай Коншин-сын в 1861 г. основал еще одну фабрику, «Новую Мызу». И это не просто фабрика – целый многофункциональный фабричный район, как сейчас бы сказали, «кластер». Рядом с производственными корпусами, выросли жилые дома для рабочих, клуб, рядом – больница.

«Новая мыза»

 

Налаживать прядильное производство и учить управляться с машинами Коншин приглашал специалистов из Европы – Англии, Франции, Бельгии, и для их комфортного проживания построил в начале нынешней 1-й Московской улицы красивый дом, который в народе прозвали «Немецким». Немцами на Руси издревле называли всех европейцев: они, вроде, и умные, а по-русски – ни бум-бум, словно немые.

«Немецкий дом»

 

«Немецкий дом», как и расположенные недалеко от него, на 1-й Московской улице Спасские казармы для рабочих, возведены по проекту С. С. Фриденсона. 

Обитатели «Немецкого дома» на досуге организовали в Серпухове футбольную команду – интересно, состоялся ли матч между футболистами ткацких предприятий Серпухова и Богородска (Ногинска), команд Коншиных и Морозовых? Стадион для тренировок Коншины в Серпухове устроили, а еще провели от станции в город железнодорожную ветку. Обе фабрики оснастили лучшими машинами и к концу века полностью электрифицировали.

Спасские казармы

 

Постепенно все городские фабрики семьи перешли Н. Н. Коншину и были им объединены в «Товарищество мануфактур Н. Н. Коншина в Серпухове». Правление обосновалось уже в Москве. Поддерживая доброе имя отца, деда и прадеда, Коншин следил за качеством своих тканей, которые заслужили высокую оценку не только в России, но и на Парижской выставке 1878 г. Благодаря этому фабриканту доверили поставки сукна для армии в годы русско-турецкой войны, освободившей братушек от османского ига. 

Чтобы не зависеть от импорта, Коншин закупил в Америке семена хлопка и завел в Туркмении собственные плантации и заводы по очистке и прессованию сырья. Его примеру быстро последовали другие текстильные магнаты.

Дом Н. Н. Коншина на Володарского (Боровской), 12

 

Сын Н. Н. Коншина Сергей женился на сестре крупного фабриканта Н. А. Второва. Тот вошел в семейное дело и придал ему еще больший размах. В годы Первой Мировой фабрики Коншиных работали на нужды фронта – сукно, бинты, марля, вата.

Корпуса чугунолитейного завода Коншина

 

Двухсотлетнюю роль рода Коншиных в развитии отечественной промышленности и благих деяниях империя отметила дарованием им потомственного дворянства. На предприятиях Коншина, который открывал или приобретал все новые фабрики, трудились уже 13 000 человек. Платил им хозяин мало, в среднем по 15 рублей при 18-часовом рабочем дне, от чего работники часто бастовали. Стремясь снизить социальную напряженность, Коншин строил для рабочих «казармы», на то время вполне прилично оборудованные, где семейным выделялись двухкомнатные квартиры, а одиноким – отдельные комнаты при общих кухнях и санузлах. В подвалах таких зданий или отдельно от них устраивали прачечные. Жилье предоставлялось бесплатно. Всего было построено 24 дома-казармы и поселок для семей рабочих на 300 домов, чайная с театром, ясли, училище, ремесленная школа. 

Вероятно, Коншин полагал, что значительное повышение зарплаты опасно увлечению пьянством и другими «излишествами нехорошими», поэтому охотнее выделял из своих миллионов средства на социальные программы. Рабочие имели свое мнение, но к хозяину в целом относились с уважением, и когда он в 1918 г. скончался, несли его гроб до места захоронения на руках.

В помещении бывшей электростанции фабрики Коншина открыт ресторан «Фабрикант»

 

После революции «Старую Мызу» переименовали в «Серпуховский текстиль», а «Новую» - в «Красный текстильщик». Потомки Коншина прошли через горнило репрессий, и пережили их не все. Правда, в 1957-м Коншиных реабилитировали. В годы Советской власти предприятия успешно работали, добиваясь, как говорится, высоких производственных показателей. Потом для них наступили трудные времена. Текстильное производство прекратилось.

Руины «Старой мызы»

 

Кирпичные корпуса «Новый Мызы» по-прежнему стоят в Занарье, на улице, переименованной в честь Коншиных. «Старая Мыза», похоже, встала на капитальный ремонт – корпуса зияют пустыми окнами, но над одним из них уже поднялись новенькие деревянные стропила.

Как серпуховские купцы город отстраивали

Не только род Коншиных прославил купеческий Серпухов. Были в городе и другие династии предпринимателей, чья слава шагнула много дальше Серпуховского уезда.

Купеческое семейство

 

Григорий Тимофеевич Кишкин торговал хлебом и мёдом, солодом да кожами. В 1737 г. он задумал заняться, по примеру Сериковых, производством парусины. В новое дело вошел с ним и другой серпуховской купец, Иван Плотников. Поставили 40 ткацких станов, наняли рабочих. Однако через год стало ясно, что начального капитала для выхода на прибыль не хватает. Опасаясь рисков, Плотников вышел из дела, понятно, со своей долей. И Кишкин обратился за помощью в Мануфактур-коллегию. 

Петр I для стимулирования быстрого роста российской промышленности учредил Мануфактур-коллегию, призванную не только регулировать все вопросы, связанные с открытием и деятельностью заводов и фабрик, но и оказывать коммерсантам всестороннюю помощь. В ряде случаев строительство заводских корпусов, закупка оборудования и найм рабочей силы проводились за государственный счет, а новоиспеченные хозяева получали значительные льготы и налоговые послабления. 

Комиссия Мануфактур-коллегии внимательно изучила все обстоятельства, убедилась в достойном качестве производимой продукции. Постановили Кишкину помощь оказать. Фабриканта на 10 лет освободили от пошлин и разрешили приобрести несколько деревень для обеспечения бесперебойной работы производства.

Один из корпусов парусиновой мануфактуры Кишкиных

 

Григорий Кишкин с воодушевлением взялся за дело, но вскоре скончался, и его парусинное производство перешло к сыновьям, Николаю и Василию. Те, воспитанные отцом как будущие продолжатели семейного бизнеса, быстро нарастили обороты – вскоре на фабрике работали уже 145 станов, а к концу века их число выросло до 250, и к тому же привлекали ткачей-надомников.

Фабричные корпуса Кишкиных можно увидеть на 2-й Московской улице (8/19), в квартале больницы имени Семашко. Эти кирпичные дома – памятник промышленной архитектуры, Выверенный функциональный подход к застройке большого фабричного двора предусмотрел разбивку всего комплекса на группы с производственным корпусом в центре каждой и складскими и подсобными помещениями поблизости от него.

Крестовоздвиженский храм

 

Неподалеку от городского торга и рядом со «Старой Мызой» Коншиных братья Кишкины, объединив средства с известным кузнецом Г. Севастьяновым и другими жертвователями, на месте обветшавшей Георгиевской церкви возвели величественный Крестовоздвиженский храм с приделами Георгия Победоносца и апостолов Петра и Павла. Двухстолпный пятиглавый четверик опоясывала галерея; от западного портала вел переход на колокольню, схожую видом с «часозвоней» новгородского кремля. На колокольню подняли 11 колоколов, и самый большой из них, отлитый в Стокгольме, весил 100 пудов. Семья Кишкиных пожертвовала возведенному в 1755 г. храму богатую церковную утварь. После революции храм отдали под склад, и сейчас он, как и стоящая рядом Печерская церковь, построенная в 1809 г. на средства купца Н.И. Плотникова, нуждается в восстановлении.

Храм Казанской иконы Богоматери

 

В этом же районе, на улице Верхние Гончары, на территории мебельной фабрики стоит пятиглавый храм Казанской иконы Богоматери (1744). Этот храм уже действует, хотя до окончания реставрации еще очень далеко. Здесь оказывают помощь страдающим алкоголизмом и наркозависимостью. 

Екатерина II, будучи в 1775 г. в Серпухове, останавливалась у Кишкиных. Рассказывают, что ее карета на одной из улиц завязла в грязи, после чего Серпухов получил план регулярной застройки, весьма при этом старую застройку щадящий. В городе замостили улицы, перекинули мосты через овраги.

За высоким забором – «дворец Кишкиных». Просматриваются купол храма и ярус колокольни

 

По регулярному плану Калужская улица, идущая на юг чуть ли не от Соборной горы, предназначалась для заселения дворянскими фамилиями. Но дворян в Серпухове было мало, и здесь также выросли и купеческие усадьбы. Роскошный двухэтажный дом с барочным декором (№54) построили Кишкины, его называли дворцом, и именно сюда приехала, отстояв службу в Крестовоздвиженской церкви, императрица. Впоследствии здание передали городу, и в нем, сколь ни прозаично, устроили «тюремный замок». Арестанты – тоже верующие, как правило, люди, и в 1890 г. на средства купцов П. Рябова и Н. Беляева прямо из центрального зала бывшего дворца Кишкиных вывели стены храма св. Александра Невского, завершенные волнисто-складчатым куполом, и колокольни с шатром над ярусом звона. В здании и сейчас тюрьма, следственный изолятор, и стараться заглянуть через забор не стоит.

Воскресенский храм

В начале Калужской улицы стараниями Сериковых в 1723 г. построили в стиле русского узорочья Воскресенский храм с пятью главами, галереей и шатровой колокольней. В верхнем его этаже расположилась «холодная» летняя церковь, внизу – «теплая». Отданный после революции под пожарную часть, вскоре он был перестроен в жилой дом. К концу XX века обветшавшее здание расселили. Сейчас это голые стены с двумя главками над прежним алтарем, причем здесь проводятся службы.

 Дом Варгина в Москве, на Пятницкой, 12, теперь – Толстовский центр. А великий писатель жил в доме №16 в 1857-58 гг.  

Семья Василия Васильевича Варгина зарабатывала вязанием варежек, которые в старину называли «варьги»; отсюда и фамилия. Василий Васильевич Варгин-сын, поучившись купецкому делу, ушел в Москву, заслужил хорошую репутацию у столичных властей, благодаря чему получил подряд на поставку холстов, а в годы войны с Наполеоном стал поставщиком обмундирования для русской армии. После победы Варгина отметили усыпанной бриллиантами медалью «За усердие» и удостоили звания потомственного почетного гражданина.

Пятницкая, 16

 

В Москве Василию Варгину принадлежали несколько домов (№№16,14,12) на Пятницкой улице, здания на Тверской, Ильинке и в Зарядье. Ощущая тягу к искусству, купец приобрел земельный участок рядом с заложенным по проекту О. И. Бове Большим театром и пригласил этого знаменитого архитектора построить здесь еще один театр, причем попросил в проекте использовать архитектурные решения парижского «Комедии Франсез». В 1824 г. новый театр открылся, и его окрестили Малым.

Москва, Малый театр

 

Как это часто бывало в переменчивых судьбах коммерсантов, со сменой власти в Москве Варгин попал в опалу. Его обвинили в растрате казенных денег и на пять лет засадили в Петропавловку. Только в 1858 г. Варгина полностью оправдали, но потрясений он не пережил и через год умер, оставив имущество братьям и племянникам.

Никольская часовня

 

Николай Варгин выделил средства на строительство моста в Серпухове, рядом с которым поставил (1904) часовню св. Николая, небесного покровителя, своего и всех путешественников. Дмитрий Варгин обеспечил оборудованием городскую больницу и впоследствии направлял по 42 000 рублей в год на ее содержание, а главному врачу оплатил стажировку во Франции. Кроме того, он выделял деньги в помощь неимущим и на приданое беднейшим невестам. Улица Свердлова в Серпухове раньше носила имя Варгина.

Родильный приют имени Солодовникова – городская больница

 

История уже упомянутой больницы им. Семашко на 2-й Московской ведется от Родильного приюта имени Г. Г. Солодовникова, спроектированного Р. И. Клейном. Отличавшийся при жизни невероятной скупостью, Гавриил Гавриилович Солодовников из своего огромного состояния только 800 тысяч рублей завещал родственникам, а 20 миллионов поручил направить на благотворительность. На эти средства в ряде российских городов появились больницы, гимназии, богадельни, а в родном Серпухове – Родильный приют, выстроенные в модерне корпуса которого стали потом больницей, носящей имя первого советского наркома здравоохранения.

Храм Всех Святых на городском кладбище

 

Над городским кладбищем возвышается храм Всех Святых, построенный по завету Н. М. Коншина архитектором К. В. Гриневским в 1859-1870 гг. в красно-белой цветовой гамме, навевающей воспоминания о московском барокко. Пятиглавие на глухих барабанах поднимается над четырехскатной кровлей четверика, члененного по горизонтали профилированным карнизом с «сухариками», а по вертикали – белоснежными лопатками, между которых ярко выделяются стрельчатые наличники оконных проемов. Колокольня, повторяющая декор храма, завершается ярусами кокошников, на которые опирается также украшенный, как и пятиглавие, аркатурой, барабан с луковичной главой. 

Напротив расположили корпуса богадельни, в строительстве которых участвовали Фирсановы. Теперь здесь приборостроительный колледж.

Жилой дом Фирсановых

 

На Советской, бывшей Никольской улице, стоит, наверное, самый красивый дом в городе, построенный выходцами из Серпухова, московскими купцами И. Г. Фирсановым и его братом Петром. Изначально – для благотворительных целей. Разбогател Иван Фирсанов, скупая у разорявшихся после отмены крепостного права дворян фамильные драгоценности – в свое он выучился на ювелира. Приобретенное он с выгодой продавал и тут же строил доходные дома с дешевыми квартирами для нарождающегося пролетариата.

Знаменитый «дом Фирсановых» на Советской

 

Голубое трехэтажное здание с тремя немного выдающимися вперед ризалитами возведено в 1880-1913 гг. В белоснежном декоре выделяются щипцовые фронтоны, отделанные узором «городков», оконные обрамления и ленточная рустовка первого этажа. В доме размещалась городская дума, потом – совет депутатов, в годы Великой Отечественной – комитет обороны, а сейчас здесь управление завода «Металлист».

 

Здание театра

 

Городской музыкально-драматический театр помог построить купец А. В. Малаховцев. Но еще больший вклад в обогащение культурной жизни Серпухова внесла принявшее семейное текстильное дело после смерти мужа купеческая вдова Анна Васильевна Мараева.

Особняк Мараевой

 

Она приобрела богатейшую коллекцию живописи Ю. В. Мерлина, в которую входили полотна Левитана, Саврасова, Айвазовского, европейских живописцев. Картины с непристойными на ее, приверженки старой веры, взгляд, изображениями, Мараева убрала подальше, а пейзажи и натюрморты распорядилась развесить по стенам перестроенного Р. И. Клейном особняка. После революции дом Мараевой, с коллекцией, дополненной реквизированными в уезде ценностями, стал одним из лучших в Московской области историко-художественным музеем.

В одном из музейных залов

 

Рядом с особняком на средства Мараевой архитектором М. Г. Пиотровичем в 1912 г. возведена старообрядческая Покровская церковь, яркий образец «кирпичного» стиля. Причем эта церковь – безалтарная, поскольку Мараева принадлежала к староверам-беспоповцам. Храм возведен в память трагически погибшей дочери Мараевой Анфисы, отчасти – из денег ее приданого.

 Покровская церковь

 

На фабриках Анны Мараевой в городе и уезде работали 14 тысяч человек. Мараева строила для своих рабочих общежития, называемые «спаленками», больницы, содержала детский приют. Переходящим в старую веру она помогала беспроцентными, а то и безвозвратными ссудами на жилье. В годы Первой Мировой войны Мараева устроила в своем доме госпиталь. Скончалась она уже после революции, и рабочие собрали деньги чтобы гроб ее доставить поездом в Москву для погребения на Преображенском кладбище.

Памятник А. В. Мараевой у входа в музей

Серпухов вчера и сегодня

Центр города – площадь Ленина, по-старому – Торговая площадь. Сюда сходятся главные улицы Серпухова. С северо-запада с квадратом площади смыкается 1-я Московская, и, словно пройдя невидимо сквозь нее, продолжает свой путь дальше как 2-я Московская. На северо-восток от Торговой площади идет улица Революции (Коломенская), вначале, буквально два десятка метров – пешеходная.

Макет Торговой площади 

 

Самая короткая пешеходная улица в Подмосковье, если не во всей России: четыре дома по одной стороне и пять – по другой.

Памятник Ленину на Торговой площади

 

А от юго-западной стороны квадрата тянется улица Аристова, где можно видеть классический дворянский особняк, усадьбу Соллогубов.

Усадьба Сологубов

 

Улицы Революции и Аристова в старину были единой Коломенской, а 1-я и 2-я Московские – одной Московской. А вот нынешняя улица Ворошилова, проходящая, как и Советская, через весь город от вокзала, вобрала в себя две старых улицы, Дворянскую и Александровскую.

Гостиный двор

 

Это весьма примечательное место, где происходит словно перекличка эпох, прошлого и настоящего в жизни горожан. В центре площади со скверами по углам, определенной такой планом регулярной застройки, высится памятник Ленину, кстати, в кепке, за спиной которого расположился Гостиный двор. Здание возведено в 1846 г. зодчим Д. Ф. Борисовом и перестроено в 1910-м архитектором С. Г. Аппельротом. Здесь находились лавки Плотниковых.  Сохранились дома №№3,7 и 9 – корпуса торговых рядов. У «Постоялого двора» установили символический верстовой столб.

«Дом с часами»

 

Другие углы квадрата занимают здания, построенные в советское время, в 1928 и 1930 гг., удачные образцы конструктивизма – дом №10/23 и, особенно выразительный, «Дом с часами», установленными в угловой башенке.

Памятник П. А. Столыпину

 

Стоял на Торговой площади храм Александра Невского, возведенный по проекту М. А. Арсеньева в 1889 г., и стоял он до 1934 года. Сейчас здесь сохраняются его фундаменты и заложен камень в основание будущего памятника князю Александру Невскому. Таким образом, на площади станет четыре памятника, а пока компанию вождю мирового пролетариата составляют бронзовые П. А. Столыпин и князь Святослав, который в Серпухове никогда не был, а вот теперь стоит и строго смотрит на трактир.

Верстовой столб у постоялого двора

 

В предвоенном 1913 г. в Серпухове работали 27 заводов, выпуская продукции на почти 50 млн царских рублей. По объему торговли город в губернии уступал только Коломне.

В 1922 г. вступила в строй общегородская электростанция, а за время НЭПа, благодаря оживлению торговли, развитию малого предпринимательства и стабильной работе национализированных предприятий городская промышленность восстановила прежние объемы производства.

 

Советские дома на Советской улице

 

Серпухов строился. Проходя по Советской улице от ее пересечения с 1-й Московской в сторону вокзала, можно невольно проследить всю историю архитектуры советского периода. Историческую застройку сменяют выстроившиеся по красной линии двух- и трехэтажные дома 1930-х – 1950-х годов, чистенькие и уютные, с вывешенными копиями хранящихся в музее картин русских, советских и зарубежных художников. За ними тянутся кварталы пятиэтажек, а после городского парка поднимаются к небу кирпичные многоподъездные дома и панельные многоэтажки «московских» серий. В то же время в городе хватает оригинальной формы новостроек, будь то невысокие торговые здания, современные ТРЦ или, скажем, небоскреб с ломаной вертикалью фасада на улице Ворошилова.

Памятник микролитражке «Оке»

 

Территория СеАЗа стала индустриальным парком. В 130-тысячном Серпухове работают 150 крупных и средних предприятий и более полутора тысяч малых.  Здесь производят электродвигатели, конденсаторы, гироскопические приборы, химволокно, строительные материалы и конструкции, медтехнику, продукты питания. Строительный комплекс города составляют 52 предприятия. Серпуховский порт продолжает осуществлять пассажирские и грузовые перевозки по Оке и добычу гравия, щебня и песка.

«Ярмарка» на Сенной (Революции) площади

 

Город украшают множество скверов, фонтаны. Расписные брандмауэры домов и разнообразные жанровые скульптуры напоминают об исторических этапах жизни Серпухова. Стоит взглянуть на скульптурную композицию «Ярмарка», установленную на пересечении улицы Ворошилова с Борисовским шоссе (Сенная площадь) и Комсомольский парк с каменными динозаврами.

Динозавры из Комсомольского парка

 

Герб города – павлин – появился еще в XVIII веке, после того как на запрос герольдии сведений о знаковых достопримечательностях поступил ответ, что в одном-де монастыре здесь родятся павлины. С тех пор павлин – любимая птица серпуховичей. Его изображения стали неотъемлемой частью городской символики.

Городской герб

 

Как и в Вышнем Волочке, в Серпухове придумали свой квест – павлиний квест. Симпатичных бронзовых павлинчиков расставили по главным городским улицам – среди них можно увидеть павлина-железнодорожника, павлина-учителя, павлина-следопыта, павлина-дворника… В Волочке – волчки, а здесь – павлины.

Павлин в бронзе

Павлин в парке

Павлин-читатель

Павлин-защитник

Павлин-железнодорожник

Павлин-дворник

Самый красивый павлин города

 

Сложилась разветвленная сеть торговых центров и кафе. Кухня их столь разнообразна и вкусна, что Серпухов называют кулинарной столицей Подмосковья. Благоустроенный город с недавних пор претендует на включение в состав ассоциации «Золотое кольцо России».

 

 

Брандмауэры родом из детства и немного позже

…И даже так

 

Рядом с городом расположены знаменитые наукограды Пущино и Протвино.  В 12 км к востоку от Серпухова находится созданный еще в июне 1945-го знаменитый Приокско-Террасный государственный биосферный заповедник, где разводят зубров.

Городская усадьба

 

До Серпухова удобно добираться фирменным экспрессом «Москва – Тула», отправляющимся около 7 часов утра – дорога займет чуть полтора часа.

Железнодорожный вокзал

 

Кроме того, каждый час из столицы сюда приходят электрички. Особенно хорош город в конце весны, когда склоны его холмов и городские валы утопают в свежей майской зелени. Впрочем, у природы нет плохой погоды.

 

Евгений ШАПОЧКИН



Похожие публикации




Реклама


Партнеры