История одного из древнейших русских городов, жемчужины Золотого кольца и крупного промышленно-транспортного центра России начинается с 1010 г. Тогда пришедший с дружиной в языческое поселение у впадения в Волгу реки Которосли князь Ярослав Мудрый зарубил секирой выпущенного на него священного медведя.
Был ли дружелюбным прикормленный зверопоклонниками медведь в действительности никто не знает, поэтому осуждать князя, сокрушившего, как и подобает христианину, очередной языческий идол, пусть и живой, не станем.
Ярослав заложил в этом месте первую деревянную крепость, от которой пошел развиваться ставший знаменитым город Ярославль. А легенда нашла отражение на гербе этого города, утвержденном Екатериной Великой — медведь с секирой в золотом поле.
Святыни Рубленого города
Обнесенные валами и частоколами славянские поселения имели круговую центрическую планировку, учитывали рельеф местности и, в случае расположения на реках, вытягивались вдоль их берегов.
Как и большинство русских городов, Ярославль прирастал предместьями. В отличие от западноевропейских городов, где сразу за стеной начинались владения не всегда дружественного феодала, на Руси к укреплениям примыкали посады-предградья и, по мере роста, обносились новыми стенами с башнями-стрельницами — так было и в Москве, и в Пскове, и в Ярославле.
На стрелке Волги и Которосли, на крутых берегах поднялся Рубленый город, треугольной формы крепость, направленная острым концом к месту слияния рек. Стены общей длиной около километра защищали двенадцать башен, в двух из которых имелись проездные ворота.
В пределах Рубленого города находились Успенский собор, княжеские палаты (последние сгорели в 1501 г., и на их месте поставили воеводский дом), а также палаты архиерея. Естественной преградой с северной стороны стал глубокий овраг, по дну которого текла речка Медведица.
Кстати, финно-угорское поселение, на месте которого возникли первые постройки Ярослава Мудрого, так и называлось — Медвежий угол. Деревянный ярославский кремль сохранялся до середины XVII в. и погиб от пожара, после чего были выстроены новые укрепления с каменными башнями. Стоять им было суждено еще сотню лет. В XVIII-XIX вв. крепость постепенно разобрали.
Успенский собор и памятный камень в честь основания города
Успенский собор заложил в 1215 г. ростово-суздальский князь Константин, сын Всеволода Большое Гнездо. По заключению археологов, здание было выстроено из красного кирпича с белокаменными деталями. Оно простояло до пожара 1501 г., после чего велением Ивана III за три года было восстановлено московскими зодчими.
Еще через полтора века вместо обветшавшего храма был построен новый собор, через десятилетие снова перестроенный. Рядом воздвигли шатровую колокольню; в XIX в. ее сменила новая, возведенная по проекту архитектора А. И. Мельникова.
В ходе последующих работ собор объединили с храмом св. князей Василия и Константина Всеволодовичей. Судя по дореволюционным фотографиям, храм представлял собой традиционное пятиглавие на четверике, смещенное от геометрического центра к востоку. Золотые главы (первые в городе покрытые золотом завершения храмов) на световых барабанах поднимались над искусно декорированными белоснежными стенами.
Успенский собор и Святая Троица
В 1937 г. собор, украшающий Ярославскую Стрелку, был по решению новой власти взорван, как и три других храма Рубленого города. В парке, разбитом на Стрелке, в 1995 г. появилась скульптурная композиция «Троица», выполненная по рисунку ярославского художника Н. А. Мухина скульпторами И. Б. Трейвусом и Е. В. Пасхиной.
К 1000-летию города собор по инициативе и при значительной поддержке московского предпринимателя В. И. Тырышкина решили восстановить. На объявленном конкурсе проектов победили две работы — ярославского архитектора В. Сафронова, предполагавшую максимально точное воссоздание храма, и москвича А. Денисова, участвовавшего в возвращении столице храма Христа Спасителя.
Последний проект представлял собой значительно большее по размерам сооружение и был принят, несмотря на опасения разрушения из-за подвижек грунта. Новый храм достигает высотой 50 м, может вмещать до 4000 прихожан и имеет в цокольном этаже большое помещение для проведения церковных соборов, а также музей, трапезную и архиерейские покои.
Федоровская церковь
В Успенском кафедральном соборе покоятся мощи уже упомянутых князей Василия и Константина, а также причисленных к лику святых князя Феодора Черного и его сыновей Давида и Константина, перенесенные сюда из церкви Федоровской иконы Богоматери (1682-1687), где они хранились с 1987 по 2011 гг. До этого им пришлось побыть экспонатами антирелигиозного музея, организованного в храме Ильи Пророка.
Князь Константин, сын Всеволода Большое гнездо, заложил в городе не только Успенский собор, но и другие храмы, перестроил крепость, основал Спасо-Преображенский монастырь. Это был мудрый и сильный правитель, собравший в городе большую библиотеку и основавший духовное училище. В 1218 г. князь передал Ярославль в удел сыну Всеволоду, и город стал центром независимого от Ростова княжеством.
Недолгий расцвет прервало монголо-татарское нашествие. Всеволод погиб в битве на Сити (1238), и правили после него сыновья Василий, а затем и Константин. Их мощи упокоены в соборе. У Константина детей не было, а дочь Василия Мария в 1260 г. стала женой можайского князя Федора (Феодора) Черного. И это — еще одна драматическая страница в истории ярославского княжества.
Немного хорошего донесли летописцы об этом властителе. Сын смоленского князя Ростислава, он получил в удел небольшой тогда городок Можайск и остался этим, мягко говоря, недоволен. Брак с ярославской княжной вывел Федора Ростиславича в ряды тех, кто вершил историю Руси второй половины XIII века.
В поездках в Орду он проявил себя храбрым и умелым воителем, сдружился с ордынскими ханами, ходил с ними в походы на волжских булгар и на Кавказ, а потом ввязался в распрю сыновей Александра Невского Дмитрия и Андрея на стороне последнего. Федор не раз помогал Андрею отнимать престол у старшего брата и в 1293 г. шел вместе с ним и большим татарским войском походом на Русь.
Это была страшная «Дюденева рать», от которой пали 14 крупных городов, сгорели села и деревни. И Переславль, доставшийся ему на время по воле Андрея, вскоре примирившегося с братом, Федор сжег, когда пришло время возвращать город Дмитрию. Ярославцы Федора обратно не пустили, провозгласив князем его сына Михаила.
Федор вернулся в Орду, где, дождавшись смерти супруги Марии вновь женился — на ханской дочери, крестившейся с именем Анны. Он пережил старшего сына, пришел в Ярославль с русско-татарским отрядом, вокняжился в нем, а вскоре ненадолго — и в Смоленске.
Ордынцы Ярославль, понятно, не трогали; Федор всячески содействовал укреплению и развитию своих владений, и отношение к нему постепенно менялось в лучшую сторону. Да и в Орде он не забывал православную веру, ставил христианские храмы в подчиненных ему городах и селах, а княгиня Анна восстановила заложенный еще ростовским князем Константином деревянный храм Михаила Архангела и пожертвовала ему икону архангела, сохранившуюся до наших дней.
Храм был перестроен в 1657-1682 гг. в смешанных традициях ярославского и московского зодчества — красный четверик с белокаменной отделкой, членящей прясла по горизонтали и вертикали, пять чешуйчатых глав на высоких барабанах и высокая шатровая колокольня. С XIX в. он служил гарнизонным храмом, был в события 1918 г. разрушен артиллерией, но уже через два года восстановлен, а в 1992 г. - передан церкви и вновь окормляет военных.
Князь Федор умер в 1299 г. Незадолго до смерти он вновь остался без Смоленска, отвоевать его не смог, а вскоре почувствовал близкий конец и, как было заведено, принял схиму. Похоронили его в Спасо-Преображенском монастыре, а потом в гробницу были положены тела его в свое время скончавшихся сыновей.
Видимо, он раскаялся в прежних своих поступках по-настоящему искренне, потому что когда в 1463 г. решили перезахоронить князей в землю из стоявшего на поверхности гроба и открыли его, то увидели нетленные мощи Федора и его сыновей, почувствовали благоухание, а у открытых останков произошло несколько исцелений.
Народ, несмотря на сомнения служителей церкви, толпами потянулся к мощам. После длительного изучения вопроса, когда сомнений уже не оставалось, князь Федор Черный с сыновьями были причислены к лику святых, сначала — местночтимых, а потом и общецерковных. Обретение мощей же случилось при последнем ярославском князе Александре, передавшем княжество под руку Москвы в том же 1463 г.
Другая сохранившаяся святыня Рубленого города — Ильинско-Тихоновская церковь — дошла до нас в виде, сильно искаженном перестройкой XIX в. По преданию, заложил ее сам Ярослав Мудрый в день основания города (или в день встречи с медведем), совпавшем с празднованием памяти Ильи Пророка. Вероятно, долгое время этот первый храм был главным в городе, пока не появился Успенский собор.
Церковь пользовалась поддержкой ярославских и московских князей и царей, а когда сгорела от удара молнии в 1669 г., то быстро была восстановлена: сначала в дереве, а в 1682 г. - в камне. Через двенадцать лет к ней пристроили придел, освященный в честь св. Тихона. Обветшавший храм в 1825-1831 гг. перестроил в стиле позднего классицизма архитектор П. Я. Паньков.
Здание приобрело присущие этому стилю формы: колонны коринфского ордера поддерживали строгие треугольные фронтоны, стены отчетливо прорезала рустовка. К западному входу в храм вела широкая лестница, а за фронтоном над ней возвышались две башни, в одной из которых устроили колокольню, а в другой — ризницу. Верхний этаж занимала летняя церковь Ильи Пророка, нижний — церковь Ярославской иконы Богоматери. С севера к зданию примыкал Тихоновский придел, с южной стороны — придел Архистратига Михаила.
К архитектуре эпохи Николая I новая власть относилась без особого пиетета. В 1930-е храм исключили из перечня памятников архитектуры и отдали под Биржу труда. Башенки не сохранились, видимо, погибнув при пожаре. Храм служил то общежитием медицинского института, то помещением для музея Ленина, то передавался под реставрационные мастерские и, наконец, стал хранилищем ценностей Ярославского художественного музея. Не так давно над куполом восстановили золоченую главку с крестом.
Храм Николы Рубленого — еще его называют «Никола Рубленый город» — появился на месте сгоревшей проездной башни в самом конце XVII в. Церковь построили ярославские корабелы и посвятили ее самому почитаемому на Руси чудотворцу, известному также, как покровитель моряков и вообще всех путешественников. Храм — единственный в Рубленом городе, сохранившийся без изменений с 1695 г.
Несмотря на отсутствие богатого декора, он считается одним из самых изысканных, изящных и пропорциональных храмовых строений города. Пять чешуйчатых зеленых глав на высоких и тонких глухих барабанах — отличительная черта ярославского зодчества — поднимаются над четвериком с двумя рядами окон и единственной массивной апсидой, далеко выступающей вперед от середины высоты главного куба.
В общий объем объединены расположенные на одной оси сам храм, трапезная и высокая шатровая колокольня с рядом окошек-слухов и выдающимся на юг крыльцом под двускатной крышей. Арочные ниши, пояс поребрика в нижней части здания, прорезной золоченый подзор, окаймляющий кровлю, уступчатые арки звонов и членение стен и шатра колокольни по вертикали и горизонтали — вот и все украшение храма.
В трапезной устроен зимний храм преп. Александра Свирского, а главный престол расположился в основном объеме, который не отапливался. В советское время здание храма было передано под реставрационные мастерские Ярославского художественного музея и находится в его ведении сейчас.
Восстановленный Успенский собор и сохранившиеся храм Николы Рубленого и Ильинско-Тихоновская церковь напоминают о прежнем обилии святых мест в Рубленом городе. Из шести храмов три — не уцелели: Леонтьевская и Толгская церкви были снесены еще в XIX в., а пятиглавый храм Шуйской Богоматери разрушили в конце 1920-х.
Архиерейские палаты построили в Ярославле для митрополита Ионы Сысоевича, которому мы обязаны архитектурными памятниками Ростовского кремля, Борисоглебского Ростовского монастыря и колоколами ростовской звонницы.
В этих палатах останавливалась Екатерина II во время своего путешествия по Волге. При ней же Спасо-Преображенский монастырь, который сейчас многие ошибочно называют Ярославским кремлем (как и Митрополичье подворье в Ростове Великом) был упразднен и передан под резиденцию митрополита, сменившего Ростов на Ярославль. В 1920-х реставрацией палат занимался П. Д. Барановский.
В двухэтажном здании палат внизу располагались служебные помещения, наверху — разделенные сенями покои и залы для торжественных приемов. Двухметровая толща стен позволила разместить внутри них дымоходы и лестницы. Палаты помнят визиты Екатерины Великой и недолгое проживание в этом здании генерал-губернатора. На чердаке палат были обнаружены древние иконы, спрятанные некогда от посягательств советских богоборцев.
Здание экономического факультета ЯрГУ и Знаменская башня
Пока они строились, Иона Сысоевич жил в небольшом, не сохранившемся доме на месте воеводских палат. В начале XIX в. здесь построили Демидовский лицей, трехэтажное здание с колоннами, поддерживающими массивный антаблемент.
Первоначально лицей назывался «Ярославским высших наук училищем». Им мы обязаны предпринимателю и меценату Павлу Григорьевичу Демидову, открывшему на свои средства университеты в Киеве и Тобольске. В лицее учились и могли бесплатно проживать дети всех сословий.
Со второй половины XIX столетия это было крупнейшее в России юридическое учебное заведение после Московского и Санкт-Петербургского университетов. Одним из профессоров, преподававших здесь право, служил ученый-педагог К. Д. Ушинский. Среди выпускников Лицея — поэт К. Д. Бальмонт, русский писатель-фантаст А. Р. Беляев и другие.
В благодарность Демидову после смерти мецената в сквере, также носящем его имя, установили памятную 19-метровую колонну, увенчанную золотым орлом. При Советской власти этот памятник снесли, а в 2005 г. — восстановили.
Лицей, в период с 1919 до 1924 г., реорганизованный в Ярославский государственный университет, сохранил только педагогический факультет, получивший статус института. Главное здание, пострадавшее при обстреле в 1918 г., разобрали в конце 1920-х. А в 1970 г. университет был учрежден заново и считается преемником Демидовского лицея.
Пожары — бич деревянных поселений, меняющие лицо городов. Очередной пожар в 1536 г. выжег весь Ярославль. Зато в дереве и отстраиваться быстрее. Правящая за малолетнего Ивана Грозного мать, Елена Глинская, распорядилась обнести предградья новым земляным валом и выкопать перед ним глубокий ров. Так появился Земляной город, раскинувшийся от Медведицкого оврага до Спасо-Преображенского монастыря.
На границе Рубленого и Земляного городов, на торговой площади на народные деньги возвели храм Спаса Нерукотворного Образа, прозванный Спасом на Городу. Приземистый четверик, чьи фасады разбиты аркатурой, по своей высоте уступает размером вытянутым барабанам, увенчанным грушевидными (иначе — «пучинистыми») главками с вытянувшимися далеко к небу крестами.
Декор — членящие четверик до закомар лопатки, изящный подзор из золоченого железа, окошки-слухи на колокольне, кованые решетки в арочных окнах. Каменный летний храм на месте деревянного поставили в 1672 г., а в 1694 уже перестроили, дополнив теплым южным приделом св. Стефана.
К основному кубу, от которого к востоку выступают три апсиды, примыкают две галереи-паперти, притвор с крыльцом, шатровые северный придел Николая Чудотворца и колокольня, размещенные в произвольном порядке, что делает храм особенно живописным. Впрочем, как и дополненная в 1831 г. «кумполом» конструкция кровли южного придела, которая еще раньше из позакомарной стала четырехскатной.
Интерьер церкви расписали ярославские живописцы Лаврентий Севостьянов и Федор Федоров со своей артелью. После революции в храме устроили музей, потом он служил складом то для утиля, то для книг. Храм неоднократно реставрировался и в 2003 г. был возвращен церкви.
На валу устроили шесть проездных и двадцать глухих башен — деревянных, а потому не переживших нового пожара, случившегося через столетие. Часть башен была отстроена в камне, но на то, чтобы восстановить все, не хватило средств.
До наших дней сохранились Власьевская (Знаменская), Волжская и Угличская башни. Причем в XIX в. Власьевскую башню из оборонительной сделали водонапорной, Волжскую отдали сначала под трактир, а потом разместили в ней арсенал и стали называть Арсенальной, а в Угличской торговали известкой.
С последней хорошо просматривалась территория Спасо-Преображенского монастыря, на что неоднократно жаловался царю настоятель обители. И в 1635 г. Угличская и Михайловская (перестроена в 1803 г.) башни, соединенные каменной стеной, вошли в состав монастырских укреплений.
Спасо-Преображенский монастырь
За крепкими стенами основанной в 1216 г. князем Константином обители сохранилось древнейшее в городе здание — собор Спаса Преображения. Он был возведен в камне на месте первоначального в 1506-1516 гг. Это — трехапсидный храм с позакомарной кровлей и пятиглавием на световых барабанах. В его приделе устроили библиотеку, в которой много позже была обнаружена рукопись «Слова о полку Игореве».
Своими золотыми главами храм напоминает собор Покровского монастыря в Суздале, но считается, что за образец были взяты Архангельский и Благовещенский соборы Московского Кремля. К нему примыкала несохранившаяся Входоиерусалимская церковь, в которой первоначально лежали останки Федора Черного с сыновьями, и здесь свершилось их прославление.
Спасо-Преображенский монастырь. Звонница
Спасо-Преображенский монастырь. Роспись свода Святых ворот
Фрески собора уникальны не только своей живописью: это один из двух сохранившихся памятников «стенописи» времен Ивана Грозного, к монастырю благоволившего. Звонница монастыря первоначально имела кубическую форму, но затем неоднократно перестраивалась и надстраивалась: в 1809 г. она получила второй, трехпролетный ярус звона (арх. А. В. Мизеров), а в 1824 г. П. Я. Паньков соорудил над ним ротонду.
Под нижним ярусом звонов находится храм Печерской иконы Божией матери Одновременно с каменным собором, Рождественской церковью и звонницей были воздвигнуты Святые ворота обнесенного каменной стеной монастыря, в следующем веке их перестроили, дополнив Дозорной башней.
Спасо-Преображенский монастырь. У Святых ворот
В Смутное время после свержения первого самозванца в Ярославль сослали Марину Мнишек с отцом и целым отрядом польских шляхтичей — почти 400 человек. Но в 1608 г. к городу подступил второй Лжедмитрий, «тушинский вор». Ярославцы решили откупиться и тем только раззадорили интервентов и примкнувший к ним вооруженный сброд.
В городе, несмотря на сопротивление жителей, укрепился польский гарнизон, который через несколько месяцев выбили воины вологодского ополчения под началом Никиты Вышеславцева. К Ярославлю стекались все новые группы восставших. С их помощью город отбился от многотысячного войска Яна Сапеги.
Горожане приняли участие в Первом ополчении, а затем с иконами встречали ратников Минина и Пожарского. Второе ополчение задержалось в городе, продолжая собирать силы для похода на Москву, сзывая всех, кто мог держать оружие или помочь средствами в борьбе за освобождение страны.
Так на несколько месяцев Ярославль, некогда Медвежий угол, стал столицей независимой России. Центральный орган власти — Совет всея земли — находился в Спасо-Преображенском монастыре. В городе чеканили монеты для выплаты жалования ополченцам. Два памятника — «Клятва князя Пожарского» и «Ярославская копейка» — напоминают о событиях 1612 года.
Памятник ярославской копейке 1612 года
Каменные стены монастыря выдержали осаду интервентов. Позже в нем задержался первый царь династии Романовых Михаил Федорович, следующий из Костромы в Москву для венчания на царство. Впоследствии он оказывал поддержку обители.
В следующем веке в Спасо-Преображенском монастыре открылась духовная славяно-латинская семинария. При Екатерине Великой монастырь был преобразован в Архиерейский дом, куда из Ростова переехал митрополит. На месте Входоиерусалимской церкви построили храм Ярославских чудотворцев Федора, Давида и Константина, рядом — семинарский корпус и Смоленскую часовню.
Храм Ярославских Чудотворцев, Спасо-Преображенский собор и Трифоновская часовня
Потрудился на реставрационных работах в обители знаменитый П. Д. Барановский — пришлось исцелять памятник от последствий обстрела. В монастыре разместился Ярославский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, а собор ныне находится в совместном ведении его и церкви.
Святые ворота монастыря и купола обители, а также воздвигнутая перед ними в 1997 г. часовня Казанской иконы Богоматери (это подарок москвичей как благодарность собравшемуся здесь ополчению, освободившему столицу) и памятник Ярославу Мудрому изображены на 1000-рублевой купюре Банка России, символизируя особое значение для страны древнего верхневолжского города. Архитектурные памятники Рубленого и Земляного городов Ярославля внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Евгений ШАПОЧКИН