08:53Как московских застройщиков оштрафовали в январе-июне более чем на 14 млн руб.

17:40Когда утвердили программу увеличения доходов малоимущих семей

17:09В Новосибирске на Красном проспекте уложили старые бордюры. Власти заявили, что они долговечнее новых

16:45В Питере на судостроительном заводе вспыхнул пожар

15:38Какие запреты ждут коллекторов после принятия закона в Госдуме

14:46«Газпром» потратит на газификацию Коми больше 7 миллиардов рублей

13:45В Москве подготовлены 60% жилых зданий к отопительному сезону

12:16Кто направил жалобу в ЕСПЧ на программу реновации

11:04Москва ищет подрядчиков по благоустройству восьми районов ЦАО

10:11Из-за чего опять увеличен интервал движения поездов на Ярославском направлении МЖД

09:09Московское метро переходит на бесшумный режим

17:45Почему столицу России предлагают перенести в Омск

16:30Расписание ряда электричек ярославского направления МЖД изменится 20-29 июля из-за путевых работ

15:43Контакт-центр Стройкомплекса принял около 16 тыс. обращений

14:28Что сейчас горит в центре Москвы

Псков. Грибница церковного зодчества

logo russianconstruction.com
Псков. Грибница церковного зодчества
Поисковые теги: храмы Пскова Источник фото:

Псков, Плесков… Дом святой Троицы – еще одно имя города, пришедшее к нам с древних времен. По преданию, княгиня Ольга, первая православная правительница Руси и псковитянка родом, стоя на противоположном берегу реки Великой, увидела, как три солнечных луча чудесным образом сошлись на высоком холме в одной точке. «Волею Божиею на сем месте церковь имать быти во имя пресвятые единосущные и животворящия Троицы», – решила княгиня, и вскоре над берегами Псковы и Великой поднялся первый, пока деревянный Троицкий собор.



Дом Святой Троицы

 Троицкий собор и колокольня 

 Этот собор простоял немногим более двухсот лет, пока вместо него в 1137 г. не заложил первый каменный храм призванный псковичами из Новгорода на княжение Всеволод-Гавриил. Судьба этого князя, внука Владимира Мономаха, была трагична. В Новгороде он правил 15 лет, возвел две каменные церкви и передал их горожанам, но люб новгородцам не стал. После двух серьезных поражений – от чудских племен в Клину и от Юрия Долгорукого – Всеволода вместе с семьей посадили под домашний арест, а потом изгнали из города.

 Другого князя новгородцы не жаловали, а потом серьезно ограничили в полномочиях, и началась с тех пор на берегах Волхова Новгородская республика, в орбиту которой включили вскоре и Псков. А Всеволод был радушно принят псковичами, несмотря на недовольство «старшего брата» – Новгорода, и, хотя и правил всего год, полюбился им, а впоследствии – ввиду мироточения его нетленных мощей, свершившихся чудес и при соблюдении положенных условий – был причислен к лику святых. В соборе, воздвигнутым Всеволодом, крестился с именем Тимофея, легендарный князь Довмонт, ставший на долгие годы верным защитником Пскова, а после кончины также признанный святым.

 Прошло двести лет – и своды храма обрушились. Третий по счету Троицкий собор строил на том же фундаменте зодчий Кирилл в 1365-1367 гг., вскоре после того, как Псков обрел независимость от Новгорода и на 150 лет стал вольной республикой. Мастер постарался придать ему особенно торжественный вид – пристроенные к основному объему приделы сделали его подобным многоярусному строению, не похожему на новгородские храмы, что, видимо, также ставилось задачей строителю. В 1609 г. случился пожар, и все, что было внутри храма, сгорело – кроме мощей святых Всеволода-Гавриила и Довмонта.

 Троицкий собор. Южный фасад

 Храм был перестроен в 1682 – 1699 гг., когда о Псковской вольнице и говорить вслух уже было не принято. В архитектуре Москвы цвело «нарышкинское» барокко, уходили в прошлое пирамиды кокошников и ковровое узорочье. Псковский Троицкий собор поднялся на высоком четверике с подклетом – на 78 метров. Величие придают ему широкое «ползучее» крыльцо и пятиглавие, главный барабан которого смещен от центра шестистолпного четверика к востоку. Три апсиды поднимаются до середины высоты четверика.

 Сто лет спустя, чтобы предотвратить разрушение храма от неравномерной осадки, его стены усилили контрфорсами и обнесли боковыми галереями. В нижнем ярусе устроена церковь, освященная в честь Серафима Саровского. Кроме этого, имеются еще три престола: Троицкий, Казанский и Александро-Невский.

 Декор Троицкого собора, как и у всех псковских храмов, скромен. Вертикальное членение стен лопатками завершается двухпролетными арками, отбитыми по горизонтали карнизом.  Барабаны с высокими узкими окнами охватывают колончатые пояса. Над приделами установлены малые главки. Нижний ярус украшен рядом поливных изразцов. На южной стене выполнен барельеф, изображающий святых Кирилла и Мефодия. Окна каждого яруса храма отличаются по форме и высоте. Центральную главу собора покрывает позолота.

 Троицкий собор. Барельеф святым Кириллу и Мефодию

 Колокольня собора была встроена в восточную стену Крома в начале XVIII в. Первоначально она имела четыре яруса и до пожара завершалась шатром. На колокольне установили «немецкие» часы и 16 колоколов. Помещения в нижних ярусах, перекрытых сомкнутыми сводами, использовались для проживания причта. После очередного пожара (1770 г.) шатер был заменен на традиционное для начала XIX в. завершение со шпилем. В результате череды перестроек XIX-XX вв. сооружение предстает перед нами уже шестиярусным; в трех верхних – ярусах звона – помещены колокола и, под самым шпилем – часы. Вверх, до четвертого яруса, ведет внутристенная лестница, дальше подниматься приходится уже по лестницам деревянным. Пристройка с западной стороны была сделана уже в 1982 г.

 У стен собора собиралось псковское вече. Здесь утверждали на княжение, вели летопись, заключали и скрепляли крестным целованием договоры с воинственными соседями, хранили городскую казну. Как с именем святой Софии новгородцы, так с именем святой Троицы псковичи шли в бой с непрошеными гостями. Сюда привел с Чудского озера плененных крестоносцев Александр Невский.

 В одной большой серебряной раке здесь хранятся мощи князей Всеволода-Гавриила, Довмонта-Тимофея, павшего от руки тевтонских рыцарей настоятеля Снетогорского монастыря Иоасафа и юродивого Николая Саллоса, остановившего карающую руку Ивана Грозного. Службы в соборе запретили в 1935 г. Они возобновились в годы немецкой оккупации, и с приходом освободителей уже не прекращались.

Псковские храмы

 Псковское храмовое зодчество – отдельная страница в истории русской архитектуры. Здесь, как и в Новгороде, сложился свой, самобытный стиль, нашедший отражение в средневековых постройках небольших белокаменных церквей, поднимающихся от псковской земли, по одному из сравнений, подобно белым грибам – приземистые, основательные, как правило – одноглавые. А над городом, над суровыми стенами неприступного Крома, высится величественный Троицкий собор, который видно отовсюду: из Запсковья, Застенья и Завеличья, с мостов через реки Великую и Пскову, в просветах улиц и даже от подножия монумента «Ледовое побоище», вставшему на горе Соколихе в десятке километров от города.

 Кстати, историческая часть Пскова – это Кремль (Кром и Довмонтов город), Застенье – застроенное пространство между стенами Довмонтова и Окольного городов, Запсковье – застроенный противоположный берег Псковы и Завеличье – также обнесенный стеной Окольного города посад на другом берегу Великой.

 Пять колец защиты города, пять крепостных стен с башнями созданы были за шесть столетий в Пскове – остатки этих укреплений бережно сохраняются. Такая глубоко эшелонированная оборона сделала Псков неприступной твердыней – за почти семь веков ни один завоеватель не смог покорить его.

 Памятник А.С. Пушкину и Арине Родионовне

 На то, чтобы осмотреть все историко-архитектурные памятники старого Пскова, и двух дней будет мало. А не так далеко от города – и Псково-Печерский монастырь, и Пушкиногорье. Не случайно в Летнем саду, на пересечении с Октябрьским проспектом, установлен трогательный памятник поэту и присевшей рядом с ним няне Арине Родионовне.

 В Пскове строили из колотого плитняка – слоистого известняка, из которого складывали и мощные крепостные стены города. В конце XVI в. насчитывалось более 120 храмов, в том числе и тех, что возводил князь Довмонт Псковский. Строения Довмонтова города дошли до нас только в виде остатков фундаментов и, частично, подземных помещений. Благодаря археологам они очищены от поздних наслоений грунта и законсервированными предстают глазам туристов. Но не менее 60 псковских церквей стоят и поныне, и во многих ведутся сейчас службы.

 Псковские храмы – небольшие, сродни «кончанским» церквям старшего брата – Великого Новгорода. В старом Пскове насчитывалось шесть районов – «концов», и жители собирали средства на храм всем миром. И строили порой поэтапно.

 Каменное убранство скромно и строго – поребрик, бегунец, иногда – аркатурные пояски. Стены штукатурили, белили снаружи и изнутри, и не расписывали фресками. Фасады завершали щипцами. Подпружные арки поднимали выше сводов, а столбы в нижней части стесывали, чтобы увеличить для прихожан свободное пространство. Приподнятость барабана способствовала лучшему освещению храма. Над окошками барабанов устраивали фронтончатые сандрики. Крыли храмы зачастую тесом.

 «Кончанские» храмы, как правило, четырехстолпные, обнесенные галереями. В них появляются малые приделы для уединенной молитвы, помещения для хранения ценностей, что устраивалось в западных частях строения. Их площадь увеличивается, меняется ритм членения фасадов. Отсюда – асимметрия, различная высота закомар. Такие храмы уже не довлеют над ландшафтом, а органично вписываются в него.

 Эти храмы, несущие в себе простую, и, в то же время, таинственную красоту, пленяли воображение поэтов. Непревзойденный знаток древнерусского зодчества И. Э. Грабарь отмечал их «исключительное очарование: их здания не вычерчены по линейкам, а как бы рисованы от руки. В каждой линии чувствуется свободный, ничем, кроме вдохновения не связанный рисунок, благодаря которому в целом сооружении нет ни одного засушенного места, а все живет и радует глаз». Лучше и не скажешь.

 Завеличье. Иоанно-Предтеченская церковь

 Одна из древнейших построек Пскова – собор Рождества Иоанна Предтечи возрождающегося сейчас Ивановского монастыря в Завеличье. Этот женский монастырь был когда-то усыпальницей псковских княгинь. Возведенный в первой половине XII в. шестистолпный трехглавый храм ниже Никольского собора в Новгороде, с которым его сравнивают, более чем вдвое.

 Согласно традиции, хоры расположены на западной стене, и к ним ведет проложенная в толще стены лестница. Но сами хоры опираются не на своды, а на деревянные балки. Формы столпов разнятся: восточные, отделяющие алтарь, имеют Т-образное сечение, западные – круглые, оставшиеся – восьмигранные.

 Декор практически отсутствует, только аркатура украшает световые барабаны. Средние закомары поднимаются над крайними. Стоит отметить типичные для столетия шлемовидные главы и редко встречающуюся здесь позакомарную кровлю. Двухпролетная арочная звонница с щипцовыми завершениями расположена асимметрично.

Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря

 Другое древнее строение, также относящееся к творениям XII в. – Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря. Одноглавый крестово-купольный храм строили новгородские мастера, а расписывали – в том же веке – греческие живописцы, приглашенные их соотечественником – новгородским и псковским владыкой Нифонтом. По площади сохранности древних фресок собор не имеет аналогов в мире – а все потому, что долго были спрятаны толстым слоем штукатурки.

 Их открыли реставраторы в середине XIX в. Роспись покрывает практически все внутреннее пространство храма, который остается музеем и открыт не каждый день, а только когда позволяет погода, чтобы уберечь древние шедевры от неблагоприятных температурно-влажностных условий. К западной стене храма примыкает высокая двухпролетная звонница с нишами.

 Настенные звонницы – отличительная черта псковского храмового зодчества. Они могут быть двух-, трехпролетными и более, и даже двухъярусными, завершаться щипцами или плоской кровлей, стоять над входом в церковь, над западным щипцом или, в редких случаях, даже отдельно.

Запсковье. Богоявленский храм

 На псковских звонницах было принято раскачивать сам колокол, а не его язык. Несущие элементы звонницы – мощные круглые столбы, стоящие на простых кубических базах. Звонница церкви Богоявления с Запсковья, одной из крупнейших в городе, имеет разную ширину и толщину столбов своих четырех пролетов – это вызвано размерами колоколов храма, возвышающегося над Псковой.

 Каменный четырехстолпный крестово-купольный храм сооружен на месте сгоревшего деревянного в 1495-1496 гг. Звонница пристроена столетием позже, вместе с галереями, охватившими здание с трех сторон, за исключением восточной, и усилена контрфорсом.  Лопатки, членя фасады по вертикали, заканчиваются ползучими арками с двух- и трехлопастным завершением.

 Сложенные из плитняка стены с треугольными фронтонами оштукатурены и побелены. Над приделами храма установлены две луковичные главки. Строение занимает площадь 30х40 м и достигает высотой 21 м; звонница на метр ниже. Барабан и апсиды украшены геометрическим орнаментом.

Завеличье. Храм Успения Божией матери с Пароменья с отдельно стоящей звонницей

 А рядом с Ольгинским мостом, соединяющим Завеличье с Кромом, где некогда существовала паромная переправа, близ небольшой одноглавой церкви Успенья Божией Матери с Пароменья (XV-XVI вв.), звонница выстроена отдельно. Храмовый комплекс пострадал во время войны, и сразу по окончании его реконструировали.

 Звонница рядом с Успенской церковью (XVI в.) – отдельно стоящая. Она была отстроена в 2008 г. на пожертвования меценатов и псковской милиции. Членения стен и их декор схожи по рисунку с фасадами Богоявленской церкви. Храм – также четырехстолпный, крестово-купольный – имеет один теплый и два холодных придела, а также глубокие подвалы со сводчатыми потолками.

 Завеличье. Ольгинская часовня

 Погреба и кладовые располагаются и в подклете звонницы. На кресте храма отлит голубь, символизирующий пребывание с городом благодати Святого Духа (сразу вспоминается голубь на кресте новгородской Софии). Восемью годами ранее, рядом, на набережной реки Великой, была восстановлена Ольгинская часовня – там, где солнечные лучи указали княгине место будущего Троицкого собора.

Завеличье. Часовная св. Анастасии Римлянки

 А по другую сторону моста стоит маленькая часовня св. Анастасии Римлянки – ничем не примечательная, кроме того, что построил ее А. В. Щусев, а расписывал Н. К. Рерих. Она возведена над засыпанной при сооружении моста старой деревянной часовней XVIII в., срубленной в благодарность святой за спасение города от моровой язвы.

 Александро-Невская церковь

 Большинство предстающих перед гостями города церквей построены в XIV-XVI вв., в неповторимой псковской манере, сложившейся после отделения города от Новгородской республики. Из более поздних строений Завеличья отметим храм Александра Невского (1908).

 Красное кирпичное здание выстроено по проекту архитектора Ф. М. Вержбицкого «кораблем» – шатровая колокольня, трапезная и собственно храм. Он возведен для стоявшего здесь 96-го Омского полка, сформированного еще М. И. Кутузовым. В городе установлен памятник полководцу, чье имя носит другой псковский полк, шефом которого пожизненно являлся фельдмаршал.

 Специалистами эта церковь рассматривается как типовой воинский храм, выстроенный в эклектическом стиле и получившем соответствующие элементы декора: пилястры, кокошники, арочки, полуколонки. Трапезная перекрыта металлическими фермами, по нижним поясам которых устроен подвесной потолок в форме коробового свода. Над восьмигранным массивным барабаном поднимается большая глава, а над ней – малая главка с крестом.

 В 1918 г. храм закрыли, но здание и дальше служило военным – то как дом офицеров, то как склад медикаментов для госпиталя. Трагические страницы в истории храма связаны с размещением на территории в 1941-1943 гг. лагеря для военнопленных и мирного населения, в котором погибли до 75 тыс. человек. В 1992 г. храм вновь открылся для верующих.

 Сегодня на него возложена духовная миссия окормления псковских и всех российских воинов-десантников, экипажа атомной подводной лодки «Псков» Северного флота. Рядом со зданием установлено било – мощный по звучанию плоский колокол в форме иконы, с ударов которого начинается звон храмовых колоколов. Александро-Невский храм, да еще церковь Успения с Полонища (1810) – вот и все, пожалуй, «послепетровские» храмовые здания в центре Пскова.

 Церковь Успения с Полонища

 Запсковье богато храмовыми зданиями, типичными для псковской архитектуры. Рядом с овеянной легендами Гремячей башней стоит церковь Косьмы и Дамиана на Гремячей горе, построенная в середине XVI в. в камне, очевидно, для бывшего тут до 1764 г. Козьмодемьянского Гремяцкого монастыря.

Церковь Косьмы и Дамиана с Гремячей горы

 Многократно перестраивавшийся трехапсидный храм, представляющий собой одноглавый четверик с притвором, составляет вкупе с Гремячей башней примечательный архитектурный комплекс, а с высоты открывается вид на Пскову и парк Куопио, разбитый в честь финского города-побратима. Интересна бочкообразная форма барабана этого храма, более нигде в Пскове не встречающаяся.

Храм Косьмы и Дамиана в Примостье

 Есть еще один храм, посвященный этим православным святым: церковь Косьмы и Дамиана с Примостья, близ Троицкого моста через Пскову. Возведенное в 1463 г. здание было частью храмового комплекса, пострадавшего в 1507 г. от взрыва пороха. Кроме храма и церковной ограды с необычными двухпролетными воротами сохранились остатки колокольни (разрушена в войну), возведенной на месте пятипролетной звонницы.

 А само кровельное покрытие храма, по мнению исследователей, было 16-скатным. Сейчас мы видим четверик с восьмискатной крышей и притвором, перед которым – каменное крыльцо на двух, украшенных орнаментом, столбах.

Запсковье. Храм Воскресения Христова со Стадища

 Традиционное псковское крыльцо с двумя столбами храма Воскресенья Христова со Стадища (1532) ведет в притвор, над которым возвышается трехпролетная звонница под четырехскатной крышей с крестом. Стадищем здесь называли пастбище, а потом на этой площади располагался Воскресенский монастырь. Тоже до 1764 г. А улица носит название Набат…

 Строили этапами – сначала храм, потом притвор, а уже затем и звонницу. Барабан этого четырехстолпного храма покоится не на подпружных арках, а на коробовых сводах, перекрывающих четверик. Южный придел с главкой и северная галерея охватывают храм с двух сторон; притвор со звонницей замыкает обрамление с запада и высокий одноглавый четверик эффектно поднимается над распластанным белокаменным строением.

Церковь Нерукотворенного Образа у Жабьей лавицы

 Недалеко отсюда – храм Нерукотворенного Образа, или Образская церковь с Жабьей лавицы, так называлось болото. Каменный храмовый ансамбль сложился в XVII в. Одноапсидный куб бесстолпного четверика под главой на высоком барабане, притвор с крыльцом с запада и южный придел с двухпролетной звонницей и увенчанной декоративной главкой каменной «палаткой».

Запсковье. Ильинская церковь

 В церкви Ильи Пророка с Мокрого луга (1677) – еще одно оригинальное псковское название – с запада высится колоколенка со шпилем. Сам же храм бесстолпный и перекрыт коробовыми сводами. А улица Леона Поземского, названная в честь одного из первых псковских комсомольцев, ведет к следующему примечательному храму – церкви Варлаама Хутынского на Званнице (1495).

Варлаамовский храм на Званице

 До этого здесь стояла деревянная церковь, во время эпидемии возведенная горожанами за один день. На расположенную рядом Варлаамовскую башню и примыкавшие к ней стены пришелся удар шведской армии короля Густава-Адольфа в 1615 г. Башня была разрушена, но город выстоял, и храм тоже уцелел, хотя враг бил по нему из пушек.

 Он выстроен в духе новгородских и псковских архитектурных традиций. А улица раньше так и называлась – Званица, или Званница.  То есть Звонница. Сейчас храмовый ансамбль включает квадратный крестово-купольный одноапсидный четверик, несущий барабан на пониженных подпружных арках, притвор под двухпролетной звонницей с крыльцом, одноапсидный южный Никольский придел и северную пристройку.

 Кроме привычного псковского декора барабан после перекладки украсили двумя поясками муравленых изразцов. Двух- и трехлопастные завершения членения стен лопатками выделяют фасады; углы стен притвора рустованы. Стены и потолок храма расписаны фресками. А церковная ограда поднимается от храма к крепостной стене, напоминая, что четыре века назад из этого здания слышались не только молитвенные песнопения, но и ответный огонь по осаждавшему город врагу.

Храм Петра и Павла с Буя

 Возвращаясь из Запсковья к Кремлю, туристы видят стоящую на левом берегу Псковы церковь Петра и Павла с Буя. От предшествующего этому деревянного храма повел псковский посадник новую, третью по счету линию укреплений, которую так и назвали: стена посадника Бориса. В 1540 г. здесь вырос каменный одноглавый (в настоящее время) четырехстолпный трехапсидный храм с притвором и папертью, претерпевший множество переделок.

 Над 16-скатной кровлей поднимается серебряная, с тиснением, луковичная глава на высоком барабане, а новая двухпролетная звонница установлена над южной стеной. Кроме привычного декора, барабан украшают изразцы и выполненная славянской вязью надпись, повествующая о воздвижении храма.

В пределах Окольного города

 От стен Крома, минуя площадь Ленина с неизбежным памятником вождю, оказываешься на территории Среднего города (четвертое кольцо обороны!), где можно познакомиться с другими шедеврами средневекового псковского зодчества. По левой стороне Советской (ранее – Великой) улицы расположен храм Михаила и Гавриила Архангелов с Городца (1339), окруженный оградой с высокой надвратной шатровой колокольней.

Храм Михаила и Гавриила Архангелов. Изразцовый пояс на барабане

 Это шестистолпный храм с притвором и двумя придельными церквями с северной и южной сторон (пристроены позже). При этом в южном приделе сохранилось первоначальное, уникальное для псковских церквей перекрытие в виде композиции ползучих и коробовых сводов. Фасады имеют трехчастное деление.

 Храм претерпел множество реконструкций, пострадал в войну и можно только предполагать, что изначально он был много выше и стройнее. Сейчас же мы видим массивный четверик, над которым поднимается крупная луковичная глава на высоком барабане, украшенном несколькими рядами поливных изразцов. Колокольня построена уже в XVIII в. Какое-то время храм являлся соборным, а в начале XX в. служил полковой церковью Енисейского пехотного полка.

Церковь Николы со Усохи. Северный фасад

 Церковь Николы со Усохи (1536), расположенную по другую сторону Советской улицы, в путеводителях называют одним из самых красивых псковских храмов. Долгое время по высоте она уступала только Троицкому собору. Ее не раз перестраивали, а в 1780 г. разобрали двухпролетную звонницу, пристроив вместо нее колокольню, разобранную в ходе послевоенной реконструкции. Звонницу восстановили, и в целом церкви постарались придать первоначальный вид.

 Сейчас мы можем видеть четырехстолпный храм под восьмискатной кровлей с маленькой придельной церковью и галереей с северо-восточной стороны. С юго-восточной стороны к храму примыкает часовня «Неугасимой свечи» под маленькой главкой. Основной барабан декорирован аркатурой, привычным орнаментом из поясов поребрика и бегунца, а над щелевидными окнами выполнены фронтончатые сандрики. Фасады имеют трехчастное членение, завершенное ползучими арочками. На запад выдается притвор с крыльцом, благодаря чему длина постройки достигает 32 м при высоте около сорока.

 Здесь, между расходящимися Советской улицей и Октябрьским проспектом, разбит Детский парк, в котором, кроме памятника героям повести уроженца Пскова В. Каверина «Два капитана», карусели и других аттракционов, сохранилось несколько шедевров русского зодчества.

Церковь Василия Великого на Горке

 За спиной бронзовой княгини Ольги (работа В. М. Клыкова, другой памятник покровительнице Пскова, выполненный Зурабом Церетели – в Завеличье, перед гостиницей «Рижская») открывается вид на храм Василия Великого на Горке (1413). Когда-то здесь смыкались стены Среднего города и висел осадный колокол, сообщавший о приближении врагов. В следующем веке к храму был пристроен северный придел и устроено «подцерковье».

 Первоначально храм имел позакомарное покрытие. Время шло, и к XIX в. здание настолько обветшало, что его даже хотели снести. В ходе восстановительных работ церковь укрепили, а кровлю заменили на четырехскатную, с которой он и простоял полтора века, пострадав в годы войны от попавшей в него бомбы. После возвращения храма церкви и десятилетия реконструкции внешний вид, включая позакомарную кровлю, вернули.

 Сейчас это один из немногих псковских архитектурных памятников XV века.  Он представляет собой обстроенный приделами с севера и юга четырехстолпный трехапсидный четверик на высоком подклете, с западным притвором и возвышающейся над ним колокольней. Пожалуй, это самое живописное место в Детском парке.

Храм Анастасии Узорешительницы в Кузнецах

Храм Новое Вознесение

 В этом же парке сохранились и другие храмы: крестово-купольная церковь Анастасии Узорешительницы (или Римлянки, датируется 1539 г.) с пристроенной к ней в 1745 г. колокольней и церковь Новое Вознесение (XV в.). А на дорожке, ведущей к храму Анастасии, нас встречает еще один памятник: псковский скобарь – так называли здесь кузнецов, кующих в том числе подковы, скобы по-псковски. Псков знаменит кузнецами, и, по преданию, сам Петр, легко подковы гнущий, псковское изделие сломать не смог. После чего сказал: «Ну, скобари...» – и больше ничего не сказал.

Храм Преполовения Пятидесятницы

 Наглядный пример переделанной в колокольню двухпролетной звонницы демонстрирует одноапсидный храм Преполовения Пятидесятницы (XVII в.). Пристроенная к четверику трапезная сохранила прежний вид, а звонницу специалисты предлагают восстановить, как было изначально.

 Каменные палаты, построенные купцом Самуилом Меншиковым (около 1695) носят также название «Дом Яковлева». Здание меняло хозяев и вскоре перешло к архиерейскому ведомству, которое обменяло его на Приказные палаты Псковского Кремля. В результате чего в этот дом переехал крепостной арсенал.

 В начале XIX в. оружейники освободили помещение, оно было выставлено на торги и снова меняло хозяев, пока не стало собственностью крестьянина Степана Яковлева, который устроил там гончарную мастерскую. После революции дом отошел властям и был зачислен в памятники старины. Восточной стороной здание примыкает к еще более ранним владениям Меншиковых, ждущих реставрации.

 Вероятно, этот двухэтажный каменный дом имел еще надстроенные деревянные этажи, не пережившие пожаров. Не сохранились и изразцовые печи, обломки которых найдены при ремонтных работах. Зато можно полюбоваться затейливым рисунком окон с перспективными наличниками, собранными из полуколонок с килевидным верхом, несколькими коваными решетками и аналогично оформленным дверным проемом. Имеющееся же крыльцо – современное, выдержанное в формах XVII столетия.

Поганкины палаты

 Недалеко отсюда, на улице Некрасова  –  комплекс купеческих зданий, известный также как «Поганкины палаты». Еще одна псковская легенда гласит, что неприглядное прозвище дал местному предпринимателю сам Иван Грозный, метко оценивший его непростой характер. Потомок купца, Сергей Поганкин, имел достаточно средств, чтобы выстроить здесь П-образное каменное здание ступенчатой формы: западная часть его имела три этажа, южная – два, а восточная осталась одноэтажной. Внутри толстой стены проложена лестница.

 По завещанию богатого купца дом отошел церкви, потом был приобретен казной для складских нужд, а Николай II распорядился устроить в доме-памятнике музей. И поныне здесь большой музейный комплекс Пскова, где, среди икон псковского письма и прочих древностей, хранятся мечи князей Всеволода-Гавриила и Довмонта, чудом дошедшие до наших дней. Этот дом-памятник первым разминировали советские саперы после освобождения города в 1944 г. А напротив Поганкиных палат – двухэтажный деревянный дом купца Хитрова (нач. ХХ в.) с резными наличниками. Здесь организован дом ремесел.

Жилой дом Хитрова

Мариинская гимназия

 Обшарпанное, но внушительное трехэтажное здание перед входом в музей – тоже памятник архитектуры, это бывшая Мариинская женская гимназия (1916). А дальше, в Комсомольском переулке глазам предстает архитектурный памятник эпохи модерна – Дом Массона. Правда, построивший его потомок шотландца Мейсона Людвиг Массон к обществу вольных каменщиков никакого отношения не имел.

Дом Массона

 Тот Мейсон некогда поселился во Франции и несколько изменил фамилию. А Людвиг Массон (иногда писали «Масон») учительствовал во Пскове, увлекался археологией и дом свой возвел на месте бывшего монастыря, в котором находили упокоение и члены семьи Поганкиных. При раскопках в подвале дома Массона обнаружили останки тел, захороненных еще в XVI-XVII вв. Теперь в реставрированном здании хранятся музейные экспонаты, в том числе редкие украшения и оружие прошлых веков.

  Вознесенская церковь Старовознесенского монастыря

 От дома Массона путешественник выходит на улицу Свердлова, идущую вдоль стен Окольного города, пятой линии псковских укреплений. Направляясь в сторону реки Великой и заглядывая во дворы и переулки, можно полюбоваться храмами Вознесения (1530-е) Старовознесенского монастыря, Иоакима и Анны (время постройки неизвестно) с двухпролетными звонницами.

Церковь Иоакима и Анны

Покровская церковь

 Перед притвором одноглавого четверика храма Покрова Богородицы от Нового Торга (вероятно, XVII в.) возведена шатровая колокольня, а в глубине двора располагается пятиглавая церковь Николы Явленного (XVII в.) с высокой трехъярусной звонницей – звоны устроены во втором, трехстолпном ярусе и верхнем, однопролетном, под четырехскатной крышей с главкой. Непривычное для кончанских храмов пятиглавие примиряют с традициями псковской архитектуры галерея и притвор с вынесенным вперед крыльцом.

Церковь Николы Явленного

 Народный дом – Театр им. Пушкина

Часть Пушкинской улицы сделали пешеходной, и отсюда во всей красе предстает Народный дом (начало ХХ в.), он же – драматический театр, носящий имя великого поэта. Возвращаясь обратно к стенам Окольного города, путешественник видит здание бывшей Земской управы (1901), выстроенное в традициях времени, а потом обнаруживает в одном из дворов улицы Свердлова изящный и строгий храм Сергия Радонежского с Залужья (1593) – с тремя апсидами, чешуйчатой главой на высоком барабане, восьмискатной кровлей и двухпролетной настенной звонницей.

Церковь Сергия Радонежского с Залужья

 Псков с его крепостными стенами и удивительными по красоте, неповторимыми по архитектуре храмами на каждом шагу напоминает о своей самобытности – и в этом заслуга многих деятелей искусства и культуры, и, прежде всего, исследователя средневекового русского зодчества, псковича Юрия Павловича Спегальского, чьим именем названа одна из улиц старого города.

 В послевоенные тяжелые годы он сумел отстоять право на жизнь исторических памятников города, не дав превратить его в объект типовой застройки типовыми же безликими домами. Что, конечно, было крайне трудно в голодное время первых лет после войны.

 Псков… Древний русский город, щедро дарящий каждому неравнодушному гостю, пусть даже и не знатоку русской архитектуры, радость от встречи с неповторимыми шедеврами отечественного зодчества и страницами нашей истории. Поэтому путь стоит завершить у Баториева пролома в стене Окольного города, где на месте гибели псковитян, отстоявших родной город, стоит необычный храм Рождества и Покрова Богородицы.

Храм Покрова и Рождества Пр. Богородицы и часть крепостной стены

 Изначально здесь находилась только одна Покровская церковь (очевидно, середина XVI в.), но после отражения Батория благодарные псковичи пристроили к ней вторую – храм Рождества Богородицы. А Покровский монастырь, существовавший на этом месте с древних пор, был упразднен в 1764 г., как и многие другие. Секуляризация – оптимизация по Екатерине Великой. Государству вновь остро нужны были средства.

 В ходе послевоенной реставрации храму вернули прежний вид, освободив от поздних пристроек, восстановили башню с шатром, починили крепостную стену. Так в юго-западном углу Окольного города сложился архитектурно-исторический комплекс, включающий Покровскую башню, часть крепостных стен с проломом и храм, состоящий из двух небольших бесстолпных одноапсидных церквей, чьи своды опираются на среднюю стену.

 От каждой церкви к западу отходят притворы под двускатными крышами, а сами храмы увенчаны двумя немного вытянутыми чешуйчатыми главами. Единое конструктивное решение убеждает, что оба здания в дошедшем до нас облике были все же построены в одно время, после снятия осады, а значит, более старая Покровская церковь перестраивалась.

Памятный крест у Покровско-Рождественского храма

 Перед храмом, на сложенном из грубых камней постаменте, стоит каменный крест в память о захороненных здесь в 1581 г. защитниках города со словами покаяния за то, что потомки не смогли сохранить их могилу. Сильные слова, обращенные к будущим поколениям.

Евгений ШАПОЧКИН 



Похожие публикации

Все по теме: храмы Пскова


Партнеры