13:52Институт "Урбаника": Краснодар признан самым удобным для жизни

13:12Какие новинки превратят территорию ЗИЛ в новый город бизнес-класса

12:32Конструктивный диалог: как прошли слушания в рамках программы реновации в шести районах столицы

12:09Глава правительства Шотландии проверила качество модернизации на заводе стекловаты холдинга "Технониколь"

10:54В Якутии появится Арктический центр за 9,5 млрд рублей

10:37"Яндекс", возможно, пока останется в "Красной розе"

10:22Почему в Приангарье задерживают выдачу жилья после паводка

10:02Какое градостроительное наследие оставил Юрий Лужков

09:14Сообщник главы Метростроя задержан по делу о растрате

17:30Подведены итоги 5 лет работы Ассоциации развития стального строительства

17:00В Дальневосточном федеральном округе начинает действовать госпрограмма льготной ипотеки

16:30Старинные усадьбы на Пречистенке ушли с молотка за 143 млн

16:20Долевая ипотека в Москве в октябре выросла на 10%

16:15Универсам на востоке Москвы откроется по итогам городских земельных торгов

16:00Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Некрасовке достроят в январе 2020

Появится ли в Новой Москве свой барон Осман

logo russianconstruction.com
Появится ли в Новой Москве свой барон Осман
Поисковые теги: Источник фото:

Насколько полезен Новой Москве дореволюционный опыт решения общегородских проблем и что о присоединенных территориях думают сами жители российской столицы



Для дальнейшего чтения материалов, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.

На одном из последних заседаний Правительства Москвы после двухлетней разработки была утверждена территориальная схема Новой Москвы. Это серьезный этап в освоении перспективной территории. А как относятся к этому процессу жители двух частей города? Этой теме был посвящен опрос ВЦИОМ «Новая Москва: итоги, ожидания и перспективы развития». Его презентация состоялась в информационном агентстве ИТАР-ТАСС.

 

Новая Москва: от прошлого к будущему

Но сначала поговорим о том, что представляет собой Новая Москва. Многие москвичи имеют смутные сведения о том, что это за территория. А ее площадь составляет 148,8 тыс. га, и живут здесь сегодня 235 тыс. человек. На них приходится 84,2 тыс. рабочих мест.

По словам руководителя Департамента развития новых территорий города Москвы Владимира Жидкина, Новая Москва разбита на 92 участка, на которых предстоит построить в ближайшие годы 16 млн кв. м недвижимости. При разработке генерального плана Новой Москвы в основу положены идеи создания комфортной среды обитания, сохранения экологического баланса (половина всей площади занята лесами), развитие густой транспортной сети (предстоит построить 600 км новых дорог).

При этом принято принципиальное решение: основная застройка будет состоять из домов 4—5 и 9—12 этажей. Более высокие здания будут строиться в исключительных случаях.

Определены 12 градостроительных центров, которые будут обладать всей необходимой инфраструктурой. Их свяжут сетью дорог общей протяженностью 130 км, которые построят уже в ближайшие три года. В дальнейшем планируется проложить в Новую Москву линии метро, рельсы скоростного трамвая, развивать здесь железнодорожное сообщение.

Как отмечает Владимир Жидкин, стоит задача насытить новые московские земли не только жилой и социальной инфраструктурой, но и производственным потенциалом. Предполагается, что с течением времени тут появится 193 тыс. рабочих мест в торговой сфере, 134 тыс. — на производстве, 130 тыс. — в секторе профессиональных услуг и 114 тыс. рабочих мест в строительстве. Это позволит трудиться в Новой Москве 60% проживающего здесь трудоспособного населения. Их отчисления в бюджет города достигнут 60 млрд рублей.

Инвестиции в новые территории за период с 2014 по 2035 год составят почти 7 трлн руб. Согласно прогнозу, в 2015 году здесь сдадут 3 млн кв. м жилья, и по сравнению с 2014 годом ввод объектов социальной инфраструктуры возрастет в 2,5 раза.

 

Что о новых территориях думают сами горожане

А как жители старой и новой Москвы относятся к проекту освоения новых земель? ВЦИОМ опросил 1600 жителей новой и старой частей столицы старше 18 лет. Выяснилось, что представители «старого города» хорошо знают о том, что в 2012 году Белокаменная значительно приросла новыми территориями. Таких оказалось 55,3%. А еще 44,7% известно об этом в общих чертах.

В связи с увеличением площади города респондентам задали вопрос: что собой представляет в их понимании Москва? Для почти 29% жителей старой Москвы она включает в себя присоединенную территорию, среди жителей Новой Москвы таких 50,8%. 65,5% «старых» москвичей сохранили верность прежним границам, среди «новых» москвичей таких 46,4%.

Уровень поддержки присоединения к столице новых земель среди обитателей старой Москвы весьма высок: почти половина. 27% не поддерживают этот процесс и еще 16,4% относятся к нему безразлично.

В целом опрос показал, что жители как старой, так и новой Москвы ожидают улучшения ситуации благодаря расширению городских территорий.

Очень важны данные о том, какие преимущества присоединенных земель видят жители «старой» Москвы с точки зрения улучшении качества жизни. Бесспорный лидер тут экология, ее назвали 82% респондентов. На перспективу улучшения жилищных условий указали 55,8%. Возможность улучшения условий для проживания с детьми выделили 42,8%. И 35% надеются на улучшение дорожной ситуации.

Какие же выводы можно сделать по результатам опроса? Глава ВЦИОМ Валерий Федоров выделяет пять основных моментов.

1). Москвичи хорошо осведомлены о расширении города и поддерживают это начинание.

2). Жители обеих частей столицы возлагают большие надежды на улучшение инфраструктуры.

3). Жители старой Москвы полагают, что новые земли имеют ряд преимуществ с точки зрения экологии, перспектив улучшения жилищных условий, включая проживание с детьми.

4). Жители Новой и старой Москвы единодушны во мнении, что новые земли более всего подходят для молодых семей с детьми.

5). И наконец, респонденты считают, что развитие науки и образования — лучший вариант будущего для Новой Москвы.

 

Без драйверов не обойтись

Когда наступит активная стадия реализации проекта Новой Москвы, неизбежно встанет вопрос, как от слов перейти к делу. По мнению директора Института региональных исследований и городского планирования ВШЭ Ирины Ильиной, сегодня старая и Новая Москва — это не сообщающиеся сосуды, уж больно огромная между ними разность потенциалов.

Старая Москва развивалась до нынешнего уровня свыше 800 лет, Новая же Москва только приступает к развитию. А потому крайне важно найти для нее эффективную модель, определить, что будет востребовано населением через 5—20 лет, какими могут быть «якорные» функции.

Все реализуемые проекты должны быть эффективными, а не просто поглощать инвестиции, преимущественно государственные. Одним из таких акцентов может стать медицинская реабилитация.

Это очень востребованная услуга, которая в России пока развита недостаточно. Между тем на эти цели россияне расходуют за рубежом до $1 млрд в год. Если для каждого участка территории Новой Москвы найти свои эффективные решения, тогда ситуация тиражирования проблем старой Москвы будет исключена.

А для этого требуются проекты-драйверы, считает представитель школы управления СКОЛКОВО Ирина Ирбитская. Много их не бывает, но именно в них — ключ к успеху. Для поиска таких драйверов не грех заглянуть и в прошлое.

Каким образом к 1913 году патриархальная Москва вошла в десятку лучших городов мира? С помощью проекта канализации. Первый такой план появился в 1884 году, но из-за бюрократических проволочек и отсутствия денег он 20 лет оставался на бумаге. И все же он был реализован благодаря созданию городского общества домовладельцев, взявшему на себя финансирование этого проекта. В итоге треть территории дореволюционной Москвы покрыла канализационная сеть.

Если обратиться к зарубежному опыту, то на ум сразу приходит титаническая работа барона Жоржа-Эжена Османа по преобразованию Парижа. В результате за 17 лет средневековый город стал самым современным в Европе.

В Лондоне реконструкция вокзала Кингз-Кросс стала успешным проектом потому, что не была ограничена работами в самом здании, а учитывала интересы малого и среднего бизнеса, расположенного по соседству. При этом не реализацию проекта было затрачено всего 36% государственных средств, остальные предоставил заинтересованный бизнес. Для нас эти примеры полезны тем, что они доказывают тезис: успех достигается там, где учитываются интересы людей, подчеркивает Ирина Ирбитская.

В Новой Москве есть хорошие условия для продвижения таких проектов. Например, существует первоначальная инфраструктура вокруг транспортно-пересадочных узлов (ТПУ), в частности готовые железнодорожные сети. Они могут стать основой для дальнейшего развития.

Есть три базовых блока: жилье, офисы, торгово-развлекательные комплексы. Для каждого из них нужна своя модель привлечения инвесторов. Но во всех случаях она будет работать там, где есть инфраструктура. Поэтому нужно разрабатывать линейку разнофункциональных транспортных узлов.

Владимир ГУРВИЧ

Фото rbc.ru, wikipedia.org, geocaching.su



Похожие публикации


Advertisement

Партнеры