15:45Когда включат отопление в Москве

14:31В Москве благоустроят 120 км набережных за три года

13:55Насколько дней закроют Филевскую линию метро

13:06Когда в Москве заменят все лифты

12:09Лукойл открыл в Казахстане завод смазочных материалов

11:45Реконструкция Крутицкой набережной начнется до конца года

11:06В столице установили монумент корабельному истребителю Су-33

10:03Строительство ТПУ «Рязанская» завершится в 2020 году

09:27В конфликтную комиссию по эскроу не подано ни одной заявки

18:23Третью взлетно-посадочную полосу открыли в Шереметьево

17:40За нарушения в рамках долевого строительства застройщики на этой неделе оштрафованы на 1,9 млн. рублей

17:04В столице выросло число сделок на первичном рынке жилья – Росреестр

16:02Инвестиции в экономику Москвы могут достичь 2,6 трлн руб. до конца года

14:57Кто возьмется за «Дружбу»

14:18Жилой комплекс возводят в районе Измайлово по программе реновации

Стать архитектором в США: чему научат и во что обойдется

logo russianconstruction.com
Стать архитектором в США: чему научат и во что обойдется
Поисковые теги: Источник фото:

Какие предметы изучают будущие зодчие? Сколько стоит образование? Что ждет выпускников за порогом вуза? В этом вопросе разбиралась наш собкор в США



Для дальнейшего чтения материалов, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.

Как получить специальность архитектора в США? Какие предметы изучают будущие зодчие? В какую сумму обойдется такое образование? Что ждет выпускников за порогом университета? На эти и другие вопросы искала ответы наш корреспондент в США. Она изучила информацию об университетских программах и студенческих займах, побеседовала со специалистами и даже побывала на Дне открытых дверей в Новой школе архитектуры и дизайна города Сан-Диего.

Сегодня около 120 вузов США имеют аккредитованные программы в области архитектуры. Ежегодно каждый из них выдает дипломы бакалавра архитектуры примерно 50-ти выпускникам, что почти на треть больше, чем 10 лет назад. Однако это вовсе не означает, что ряды архитекторов каждое лето пополняют 6 тысяч молодых специалистов. По статистике лишь менее половины обладателей диплома бакалавра становятся практикующими архитекторами. Почему? Об этом речь впереди.

 

Программы и предметы

Все программы обучения будущих архитекторов утверждаются Национальным архитектурным советом аккредитации (NAAB), имеющим официальные полномочия от Департамента образования США. Учебный план NAAB — аккредитованная программа, включающая в себя общеобразовательные дисциплины, которые преподаются в любом американском вузе первые год-два учебы, а также, разумеется, профессиональное обучение и различные факультативные предметы. При этом, как сказано в требованиях NAAB, достойная аккредитации программа должна обеспечить выпускникам компетентность в различных интеллектуальных, пространственных, технических и социальных навыках. А также понимание исторического, социально-культурного и экологического контекста, наряду со способностью решать проектные задачи, включая интеграцию технических систем, обеспечение здоровья и безопасности людей.

На практике аккредитованные программы архитектурных вузов и факультетов существенно разнятся. В некоторых университетах в основе программ лежат проектные дисциплины, но есть и такие архитектурные школы, которые делают акцент на искусстве и других творческих предметах. Небольшое число архитектурно-образовательных программ ставит во главу угла инженерные дисциплины. Это, например, типично для Архитектурной школы Фрэнка Ллойда Райта в Аризоне. Практически во всех архитектурных учебных заведениях преподается ландшафтная архитектура и градостроительство. В последнее время много внимания уделяется таким понятиям, как «зеленая» архитектура и «устойчивое развитие», то есть необходимости бережного отношения к природе при проектировании, а также возможностям использования современных материалов и интегральному проектированию.

Большинство выпускников покидают вуз после четырех лет обучения с дипломом бакалавра архитектуры. Некоторые остаются еще на два-три года, становясь магистрами архитектуры. И лишь очень немногие продолжают обучение в докторантуре, получая степень, соответствующую российской ученой степени кандидата наук в области архитектуры. Последние в будущем, как правило, посвящают себя преподавательской деятельности.


 

Затраты и зарплаты

Одна из наиболее важных и болезненных тем, связанных с высшим образованием в США, в том числе и архитектурным, — это вопрос его стоимости. Она непомерна высока. Об этом говорят и с высоких трибун, и на кухнях обеспокоенных родителей, чьи дети оканчивают среднюю школу. В течение 20 последних лет плата за обучение в вузах выросла примерно вдвое и продолжает ежегодно увеличиваться. По данным Национального центра статистики в области образования, средняя стоимость обучения и некоторых дополнительных услуг, типа медицинской страховки, составляет около 30 тыс. долларов в год. Еще 10-12 тысяч уходит на проживание в общежитии и питание в студенческой столовой. И даже эти данные — лишь «средняя температура по больнице». На деле же во многих престижных университетах стоимость года обучения доходит до 50 тыс. «зеленых» и более.

Где же выход? Любой университет, прежде чем сообщить своим абитуриентам пугающие цифры оплаты обучения, информирует их о вариантах получения финансовой помощи. Такая возможность действительно есть, но рассчитывать на безвозмездную поддержку в форме стипендий и грантов, частично или полностью покрывающих образовательные расходы, могут лишь выходцы из бедных семей, либо отличники, проявившие себя лучшими по всем статьям. И тем и другим финансовая помощь достается в жесткой конкурентной борьбе. Значительно реальнее получить поддержку в виде студенческого займа. В результате, согласно опубликованным данным, в прошлом году, например, более 70% выпускников окончили вузы, имея долг по студенческому займу, в среднем равный 30 тыс. долларов. Многие будут выплачивать его по 20-25 и более лет. Пару лет назад журнал Businessweek в статье «Студенческий займ — кабала на всю жизнь» сообщил, что суммарный долг американцев по студенческим займам превысил 1 триллион долларов (!).

Несмотря ни на что, каждый год тысячи абитуриентов, в том числе и будущих архитекторов, «штурмуют крепости» высшего образования. Конечно, любовь к интересной, творческой профессии — важная тому причина, но и желание получить стабильную, хорошо оплачиваемую работу — не последний аргумент при поступлении в архитектурный вуз. Насколько выполнимы их мечты и планы?

По данным Ассоциации колледжей и работодателей, в 2013 году средняя заплата молодого специалиста в области архитектуры составляла 45 тыс. долларов в год, что, кстати, совпадает со средней зарплатой по стране. Много это или мало? На первый взгляд, сумма внушительная. Но сразу отнимите от нее примерно треть — это налоги, еще учтите, что около 1 тыс. долларов в месяц уйдет на аренду жилья, а если вы приобрели свое — то значительно больше (из-за выплат по ипотеке, налога на недвижимость и т.п.). Разумеется, поднимаясь по профессиональной лестнице, вчерашний выпускник может рассчитывать на повышение зарплаты. Но для полноценной работы по специальности одного диплома бакалавра и даже магистра архитектуры недостаточно.

 

Все (или многое) решает лицензия

Окончив вуз, молодой специалист должен не менее трех лет отработать по соответствующему профилю под руководством опытного архитектора. А затем его ждет суровый экзамен, в ходе которого начинающему зодчему нужно продемонстрировать комиссии свою профессиональную компетентность. Проведением экзаменов и выдачей лицензий в США занимается Национальный совет архитектурной регистрации (NCARB). Требования к соискателю профессиональной лицензии весьма высоки, поэтому, как уже упоминалось, лишь менее 50% выпускников архитектурных вузов и факультетов становятся ее счастливыми обладателями. Для них путь в большую архитектуру открыт. И хотя шансов стать именитым градостроителем, возглавляющим собственную компанию, у молодых немногим больше, чем у начинающего актера стать звездой Голливуда, большинству удается-таки найти стабильную работу с достойной зарплатой.

Сегодня в США зарегистрировано более 100 тыс. лицензированных архитекторов. Правда, некоторые из них уже вышли на пенсию, есть и частично или полностью безработные. Архитектура, как и другие области, испытывает на себе влияние подъемов и спадов в экономике. Так, с 2009 по 2012 год количество рабочих мест в этой области сократилось почти вдвое. Но, по прогнозам Министерства труда США, в ближайшее десятилетие архитектуру ждут радужные перспективы: число вакансий возрастет на 17% и будет увеличиваться более быстрыми темпами, чем во многих других областях.

Чтобы ближе познакомиться с теми, кто учит и учится архитектурным дисциплинам в современной Америке, предлагаем побывать на Дне открытых дверей в Новой школе архитектуры и дизайна Сан-Диего (NSAD). Это высшее учебное заведение существует уже более 30 лет и пользуется хорошей репутацией в профессиональных кругах. Здесь изучают архитектуру и компьютерный дизайн, есть и факультет строительного менеджмента. Преподаватели NSAD стремятся сочетать в разумных пропорциях теорию и практику, искусство и науку, надеясь помочь своим студентам стать творческими личностями, но не витающими в облаках, а практичными, твердо стоящими на земле профессионалами.

Вот что рассказали о своей работе представители преподавательского состава и администрации.

 

Лиза ГАНЕМ, директор Центра карьеры и связей с выпускниками

В нашем центре постоянно работает 3-4 сотрудника. Мы помогаем студентам в составлении резюме, прохождении собеседований и т.п. Нередко именно в результате наших консультаций они находят работу. Многие приходят уже на первом курсе. Часто беседуем с ними в коридоре, в кафетерии: неформальные разговоры — это всегда лучше, чем беседы в офисе. Мы знаем, что в этом возрасте они нуждаются в наставнике. Помогаем им раскрыть свой потенциал, понять, чего они хотят, поскольку иногда они и сами этого не знают. Кроме того, учим их уметь правильно представлять себя потенциальному работодателю.

В основном мы имеем дело со студентами, но приходят и аспиранты. Они, как правило, уже работают, но если хотят попробовать другую работу или ускорить карьерный рост — мы помогаем. Мы — их партнеры, и они это знают. Устраиваем мероприятия, куда приходят представители заинтересованных компаний-работодателей. Бывают у нас и бывшие выпускники — делятся опытом. Мы знаем всех наших ребят, их характеры, знаем, кто настроен действительно серьезно. Для такой работы нужно быть хорошим психологом. Вообще, я так считаю: ты можешь быть наставником молодых, если действительно неравнодушен к их судьбе и реально хочешь им помочь. А мы тут болеем душой за каждого. Это наша миссия, она отнимает массу энергии, но и приносит много радости.

 

Джордж УЭЛЧ, декан факультета строительного менеджмента

Почему в архитектурной школе преподают строительный менеджмент? Да потому что любой архитектурный проект имеет смысл, только если он воплощен на практике, иначе он идет в ящик. Мы — те, кто делают идею материальной. В годы моей учебы, в 1960-1970-х, не было такой профессии, как строительный менеджмент. Архитектор отвечал за все, и от этого было много ошибок. Любой строительный объект нуждается в распорядителе, который обеспечит доставку нужного количества стройматериалов и оборудования. Но главное то, что он — лидер команды. Мы учим наших студентов руководить командой и работать в ней, умению читать любые чертежи, находить общий язык со всеми участниками проекта. Строительный менеджер не выбирает себе команду — он получает ее уже готовой, и ему надо уметь с ней и в ней сотрудничать. Разумеется, мы обучаем студентов и математике, и различным строительным дисциплинам. Но возможно, самое главное — то, что мы учим их быть лидерами. Кстати во всей стране только 18 вузов предлагают обучение этой специальности, а она совершенно необходима для нормального строительного процесса.

 

Брюс МАТЕС, директор общеобразовательных программ

Для человека, получившего высшее образование в Европе, странно, что в американских вузах первые два года посвящены общеобразовательным предметам. Казалось бы, зачем студентам повторять то, что уже пройдено в средней школе? Но мы считаем, что это как раз помогает им стать профессионалами, дает более широкий взгляд на вещи, формирует их как личности, учит готовности принимать решения не только в профессии, но и в жизни вообще. Конечно, будущему архитектору не грех повторить и математику, и физику. Но кроме того вуз дает студентам возможность повторить важнейшие темы из уже изучавшихся предметов на новом, взрослом уровне. В средней школе многие вещи обсуждаются на уроках очень осторожно. Например, такие темы, как сексуальность, религия. Наши занятия готовят студентов жить в современном изменяющемся мире, анализировать и принимать решения. Такие предметы как история, психология, помогают развить самостоятельное мышление, учат глубже вникать в природу вещей. Очень важно умение увидеть исторический контекст. Например, знание архитектуры времен Достоевского помогает лучше понять его произведения.

В целом наша образовательная система учит молодых людей специализации. Затем, на работе, их опять ждет специализация — в основном в одной конкретной области, и технические средства лишь усугубляют ситуацию. А общее образование — это их шанс расширить кругозор, увидеть связь между предметами. После этого они иначе смотрят и на свою будущую профессию.

 

Лен ЗЕГАРСКИ, декан факультета архитектуры

Основное, чему я учу студентов — это критически смотреть на мир, изучать его и стараться понять. Это напрямую связано с архитектурой: как построены дома, как проложены улицы. Учу видеть за всем социальные, культурные, финансовые, географические причины: почему люди поселились именно таким образом, как они будут это делать в будущем. Мир становится все более урбанистическим, мы как будто переселяемся в какие-то фантастические фильмы. Архитектура заставляет задуматься о жизни. И важно не только проектировать красивые линии зданий, но и представлять, как эти здания будут служить людям через много лет. Мы учим наших студентов путем участия в проектах небольшими группами, как решать различные профессиональные проблемы.

Кроме того, я убежден, что необходимо учить студентов рисунку, несмотря на все компьютерные технологии. Есть нечто особенное в прикосновении карандаша к ватману. Это — творческий процесс, который не заменит никакая техника.

 

Стефания КОСТА, координатор иностранных программ и студентов

Наш вуз — участник большой международной программы, сети, в которую входят не только несколько архитектурных образовательных учреждений, но и аналогичные школы в Италии, Испании и даже в Новой Зеландии. Это дает студентам огромные возможности. Например, будущие дизайнеры учатся здесь, в Сан-Диего, а потом проводят учебную четверть в Милане. Те, кто изучает компьютерный дизайн, несколько месяцев учатся в Новой Зеландии, будущие архитекторы — в Испании. Важно, отметить тот факт, что эти поездки входят в учебную программу, в том числе и по оплате, поэтому студенты оплачивают лишь дорогу.

Сюда, в Сан-Диего, к нам приезжает довольно много студентов со всего мира — из Европы, Латинской Америки, с Ближнего Востока. Некоторые интернациональные студенты приезжают в рамках международной программы, другие — по своей инициативе. Из России была пока только одна девушка, которая прошла летнюю программу обучения. Мы пытались приглашать и других студентов из вашей страны, действовали через русский Facebook, но серьезных откликов не получили. Обычно иностранные студенты получают у нас диплом бакалавра или магистра. Каждый год обучения на отделении архитектуры стоит примерно 24 тыс. долларов, для аспирантов — около 26 тыс. в год, для будущих дизайнеров — 19 тыс. долларов. Выпускники обычно остаются на год для стажировки в какой-нибудь американской компании, а затем возвращаются в свою страну. С таким образованием и резюме они легко находят работу и, как правило, делают отличную карьеру.

Ирина ТОЛСТИКОВА,

соб. корр. «Строительство.RU» США

Фото автора и drury.edu, aia.org



Похожие публикации



Партнеры