13:20Центры самбо и бокса в «Лужниках» готово на три четверти

12:30Названы передовые регионы по выдаче ипотеки в ЦФО

12:00Кунцевскую станцию МЦД интегрируют с метро

11:30Двухуровневый ТЦ с парком на крыше появится в Очаково-Матвеевское

11:00Кооперация в кризис: ДОМ.РФ и Абсолют Банк выпустят ипотечные облигации на 100 млрд рублей

10:40Названы идеальные параметры ипотеки для российских семей

10:30В Марьиной Роще введен новый жилой квартал

10:00Почти полтора млрд рублей ДОМ.РФ потратит на возведение жилья в Перми

09:3012 новых объектов здравоохранения появилось в Москве в 2021

16:40Аппараты высокого давления Kärcher получили премию за дизайн

16:00На станции «Сокольники» БКЛ смонтированы художественные панно об истории метрополитена

15:30В Западном Бирюлево введен дом на 312 квартир по реновации

14:30По данным ДОМ.РФ запуск новых проектов жилья в регионах СЗФО вырос на 50%

14:00Новый дом по реновации передадут под заселение в Хорошево-Мневниках в 2022

13:30Спрос на краткосрочную аренду жилья в Петербурге вырос в 2 раза в прошлом году

Минстрой жестко проводит политику концессионирования сферы ЖКХ, а власти на местах порой так же жестко этому противодействуют

logo russianconstruction.com
Минстрой жестко проводит политику концессионирования сферы ЖКХ, а власти на местах порой так же жестко этому противодействуют
Поисковые теги: Источник фото:

На днях Фонд «Институт экономики города» презентовал Рейтинг информационной открытости муниципальных водоканалов




Тренд последних лет — передача в концессию неэффективных предприятий водоснабжения и водоотведения. Практика показывает, что, оказавшись в частных руках, муниципальные и городские водоканалы зачастую работают значительно лучше.

Но частному инвестору, перед тем как инвестировать в то или иное предприятие, важно получить наиболее полную информацию о состоянии его инфраструктуры, долгах, кредитах и т.д. Все это, по идее, должно быть размещено на соответствующем сайте.

Фонд «Институт экономики города» в помощь частному бизнесу попытался составить рейтинг «прозрачности» муниципальных водоканалов. И пришел к неутешительному выводу: необходимо существенное улучшение информационной открытости таких предприятий.

 

Что и почему хотят скрыть водоканалы

В этом году в рейтинг информационной открытости было включено 53 предприятия. Оценка проводилась по нескольким направлениям: правовое регулирование, финансовое состояние, качество предоставляемых услуг, соблюдение санитарно-гигиенических норм, соответствие экологическим требованиям.

Оценивалось также само наличие информации, ее актуальность (сменяемость, «свежесть»). Всего оказалось 55 показателей, по которым проводилась оценка.

 

На высшую позицию рейтинга попало только одно предприятие — водоканал из Ханты-Мансийска, у которого с «открытостью» все в полном порядке. 17% предприятий оказались «хорошистами»: информация там содержалась «серединка на половинку». Часть предприятий заняла третью, «удовлетворительную», позицию рейтинга. А вот остальные 40% предприятий водоснабжения и водоотведения оказались на самом нижнем уровне рейтинга: из информации, содержащейся на их сайтах, инвестор вряд ли сделает какие-либо полезные для себя выводы.

Как выяснилось, очень плохо раскрывается информация по соответствию санитарным требованиям и состоянию имущества. В сфере водоснабжения, например, предприятия замалчивают информацию по показателю «объем воды, подаваемой потребителю с очисткой ниже нормативной». Также только одно-единственное предприятие раскрыло информацию по показателю «объем стоков, сбрасываемых в водные объекты, с очисткой ниже нормативной».

Анализ показал, что большинство предприятий не разместили информацию о водопроводных и канализационных сетях, нуждающихся в замене. Не раскрывается также состояние водозаборных и очистных сооружений, водопроводных и насосных станций.

С финансовой информацией дела обстоят несколько лучше. Ее обнародуют 70% предприятий водоснабжения и водоотведения. А вот с информацией о схемах водоснабжения и водоотведения — снова проблемы.

Беспокоит и то, что ни одно предприятие не разместило комплексные программы развития своей инфраструктуры.

 

Кому поможет рейтинг

Дискуссионный клуб, который состоялся по итогам составленного рейтинга, показал, что точки зрения на рейтинг у инвесторов, чиновников, представителей «коммунальной» науки — разные.

Управляющий директор ООО «Инфраструктура Капитал», член Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации Михаил Никольский, например, считает, что для инвестора, в первую очередь, важна не информационная открытость, а оценка рисков:

— На то, чтобы вложить деньги, много ума не надо, а вот получить прибыль на вложенную сумму — это уже искусство, — говорит Михаил Эрикович.

Приняв решение взять в концессию предприятие, инвестор оценивает три главных риска: технологический (возможность аварий на коммунальных сетях); финансовый (каким ведомствам и сколько придется платить); и, наконец, политический (важно оценить настрой местных властей, депутатов, общественности). Если все эти три риска минимальны, предприятие можно брать.

Есть и другой взгляд. По мнению генерального директора ООО «Водоканал-Инвест-консалтинг» Сергея Иванова, рейтинг прозрачности — это, в первую очередь, хороший инструмент в помощь муниципальной власти. Но инвестору он вряд ли кардинально поможет. Ведь самые главные сведения — о состоянии собственных сетей, их ремонтопригодности, качестве очистки воды — предприятия как раз сообщают крайне неохотно или не сообщают вообще.

Правда, специалисты не исключают, что ежегодное составление такого рейтинга может побудить предприятия, заинтересованные в инвестициях частных инвесторов, стать более открытыми и информационно доступными. В этом случае рейтинг действительно может способствовать процессу передачи в концессию предприятий коммунального сектора.

Елена МАЦЕЙКО

 

От редакции:

Итак, выводы сделаны: информационная открытость значительной части муниципальных предприятий водоснабжения и водоотведения тянет, в лучшем случае, «на троечку».

Почему же местные власти, которым, собственно, и подчиняются водоканалы, не нажмут на своих подопечных? Как выяснилось, отдать в концессию местное предприятие водоснабжения мечтают далеко не все муниципалитеты — им зачастую это просто невыгодно. Причем невыгодно по двум причинам: либо местные власти побаиваются, что частник, взявший городской водоканал в концессию, грубо говоря, завалит дело (и это их еще как-то оправдывает), либо они «тесно срослись» с подведомственным им предприятием, получая откаты и возможность манипулировать ситуацией в своих, узковедомственных, интересах (и тогда это их никак не оправдывает). В последнем случае возникает серьезный конфликт интересов: Минстрой жестко проводит политику концессионирования сферы ЖКХ, а власти на местах так же жестко этому противодействуют.

Очевидно, что пока власти не будут реально заинтересованы в поисках инвесторов и, как следствие, не будут влиять на раскрытие водоканалами информации о себе, процесс концессионирования вряд ли сдвинется с места. А низкие значения Рейтинга информационной открытости пока указывают лишь на одно: недостаточную заинтересованность власти в том, чтобы процесс передачи в концессию пошел быстрее.



Похожие публикации





Партнеры