15:57В столице будет создан транспортный технопарк

15:11В Питере теплоэнергетики остановили разлив кипятка на Маршала Казакова

13:51Что случилось на кольцевой линии в метро

13:14MOS.RU заявляет, что новость о планах включения Калуги в состав Москвы – фейк

12:04Первые Московские центральные диаметры запустят в конце ноября

11:08Запуск коммунарской линии метро сократит время поездки в центр столицы

10:11В Новой Москве проложат почти 30 км газопровода

09:03Где будет ограничено движение в столице из-за строительства БКЛ метро

17:50Как будут изымать участок в ТиНАО для прокладки водопровода

16:46Подготовка к открытию МЦД-1 и МЦД-2 вышла на финишную прямую

16:09Жилой дом 1938 г. постройки в Замоскворечье капитально отремонтируют

15:01В 2020 году в Москве после реконструкции откроется 10 кинотеатров

14:02Строительство трех домов по реновации началось в районе Бирюлево Западное

12:27Завершено расселение дома по программе реновации на Верхоянской улице

11:36Сбой произошел утром 8 ноября на оранжевой ветке метро

Жилья все больше. Доступного все меньше

logo russianconstruction.com
Жилья все больше. Доступного все меньше
Поисковые теги: Источник фото:

В 2012 году введено в эксплуатацию 65 миллионов квадратных метров жилья. Но ставки ипотечного кредитования колеблются на уровне 12,2 %



Для дальнейшего чтения материалов, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.

23 января состоялось первое заседание Комиссии по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития под председательством Президента Владимира Путина.

Речь, в том числе, зашла и о выполнении президентских поручений по обеспечению сограждан доступным жильем. И хотя программа с одноименным названием действует в России уже 6 лет, доступного жилья больше не становится. О том, что делает на этом пути Минрегион России – головное министерство по жилищной политике – рассказал его министр Игорь Слюняев.

По словам министра, по исполнение Указа президента от 7 мая № 600 (относительно доступного жилья) 30 ноября утверждена государственная программа на 2013-2020 годы по обеспечению граждан доступным и комфортным жильем. Ее основными приоритетами являются снижение к 2018 году стоимости квадратного метра жилья на 20 %, доведение объема арендного жилья до 10 % к общему объему строительства, выполнение обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, дальнейшее развитие ипотеки. Если все положения программы будут реализованы, к 2020 году 60% семей, проживающих на территории Российской Федерации, получат возможность улучшить свои жилищные условия за счет собственных или заемных средств.

По итогам 2012 года зафиксирован очень высокий показатель жилищного строительства - введено в эксплуатацию 65 миллионов квадратных метров жилья. Это на 4,6 % больше, чем в 2011 году и в два раза больше, чем в 2001 году.

В 2013 году ипотека отметит свой 15-летний юбилей. В ближайшее время объем ипотечных кредитов выйдет на показатель в 1 триллион рублей. При этом и количественные показатели тоже неплохие. Если в 2011 году было выдано 524 тысячи ипотечных кредитов, то 2012 год мы закончили показателем в 650 тысяч. Указом №600 поставлена задача к 2018 году выйти на предоставление 815 тысяч ипотечных кредитов в год, и задача абсолютно реальная. Вместе с тем по-прежнему высокой остаются ставки ипотечного кредитования. Сейчас она составляет 12,2 %. Целевой показатель, поставленный Указом №600 – это превышение уровня инфляции на 2,2 процентных пункта, пока достичь не удается. Такая задача стоит до 2018 года.

Минрегион предлагает развивать ипотеку по двум основным направлениям. Во-первых, за счет увеличения объема рынка кредитования и количества выдаваемых кредитов, а также за счет снижения рисков по отношению ко всем участникам ипотечного кредитования. В случае увеличения на рынке дешевых и «длинных» денег развивать ипотеку в масштабах Российской Федерации будет проще – однако за все годы существования ипотеки в России «длинные « деньги найти никак не удается.

Минрегион собирается формировать специальные условия ипотечного кредитования для отдельных категорий граждан, в частности, для молодых семей, для ученых, для военнослужащих, работников бюджетной сферы, а также для получателей материнского капитала, как регионального, так и федерального. В 2012 году на выплаты для молодых семей было направлено 4,9 миллиарда рублей, или выдана 21 тысяча жилищных сертификатов. Молодые ученые получили финансирование в объеме 2,8 миллиарда рублей, или 1800 человек улучшили свои жилищные условия. Для проживающих в сельской местности были профинансированы программы на общую сумму 4,5 миллиарда рублей, и более 10 тысяч сельских семей обеспечили жильем в течение 2012 года. До 2016 года на поддержку этих категорий граждан в составе программ государственных и федеральных целевых предусмотрено финансирование в объеме 787 миллиардов рублей.

С 2007 года реализуется программа по ипотечному кредитованию военнослужащих. Это хорошая программа, и сегодня в этой программе участвует уже 240 тысяч военнослужащих, из них 44 тысячи улучшили свои жилищные условия. Опыт реализации ипотечно-накопительной системы для военнослужащих можно было бы тиражировать и для работников бюджетной сферы, однако вопрос касается дополнительных доходов в казне для того, чтобы можно было найти источники финансирования такой накопительной ипотеки: на одного получателя ипотечного кредита в рамках накопительной системы необходимо направить порядка 9 миллионов рублей за 20 лет. В итоге на выходе – многотриллионые цифры.

В 2012 году начата реализация проекта по поддержке молодых учителей, причем для молодых учителей предусмотрена пониженная ставка по ипотечным кредитам – 8,5 %. За счет федерального бюджета и региональных бюджетов компенсируется 20 % первоначального взноса. В течение 2012- 2013 годов 10 тысяч преподавателей общеобразовательных школ улучшат свои жилищные условия. В ряде регионов можно отметить положительный опыт развития социальной ипотеки. Например, Белгородская область, Ростовская область, Республика Татарстан, где ипотечные кредиты до миллиона рублей предоставляются на срок от 17 до 28 лет, условия весьма и весьма щадящие – порядка 5 % годовых, а разницу компенсирует региональный бюджет.

В целях повышения доступности жилья и снижения стоимости строительства ведется работа по вовлечению в оборот земельных участков, которые находятся в собственности Российской Федерации. Этому помогают как раз те институты развития, в том числе РЖС [Фонд содействия развитию жилищного строительства].

Реализуются пилотные проекты по предоставлению земельных участков на принципах понижения цены за квадратный метр, что принято называть «голландским аукционом». В декабре 2012 года были проведены первые такие аукционы, направленные на понижение стоимости введенного в эксплуатацию жилья в Пермском крае и в Ростовской области. Наблюдается снижение цены на 20 % по отношению к рынку. В случае успешной реализации этот механизм можно распространить и на другие субъекты Федерации, а также на земли, которые сегодня находятся в собственности у субъектов Федерации и органов местного самоуправления.

Однако все эти мероприятия будут эффективны только в том случае, если субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления возьмут на себя обязанность по обеспечению земельных участков инженерной и коммунальной инфраструктурой. Для решения этой задачи принят целый ряд нормативных актов – в частности, Федеральный закон №290 от 30 декабря, который обязывает глав субъектов Федерации и органы местного самоуправления, прежде чем предоставлять земельные участки многодетным семьям, решить вопрос обеспечения таких участков коммунальной инженерной инфраструктурой. Реализация мер, связанных с инженерным обустройством земельных участков, с бесплатным предоставлением земельных участков, будет способствовать снижению цены квадратного метра примерно на 20 % по отношению к рынку.

С 2013 года в рамках госпрограммы стартует новый пилотный проект «Пять по пять», который позволит дополнительно в течение пяти лет вводить по 5 миллионов квадратных метров жилья ежегодно. При этом идет речь о снижении стоимости квадратного метра, которая может быть достигнута за счет льготных условий предоставления земельных участков и доступа к кредитным ресурсам. Сегодня основные институты развития - ВТБ, Внешэкономбанк, Сбербанк, Газпромбанк - сформировали пул для кредитования этой программы в объеме 650 миллиардов рублей. Также снижение цены возможно за счет применения типовой проектно-сметной документации, сокращения сроков прохождения административных процедур и предоставления застройщику гарантий, в частности от АИЖК [Агентство по ипотечному жилищному кредитованию], на выкуп нереализованного жилья. Пилотные проекты могут стартовать в Приморском крае, Иркутской, Новосибирской и Рязанской областях.

Повысить доступность жилья также планируется за счет снижения себестоимости строительства. Для этого важно приблизить к строительной площадке основные строительные материалы, потому что доля транспортных расходов в себестоимости строительства сегодня превышает 18%. Решение этой проблемы позволяет сократить издержки на транспорт до 10%. Необходимо и использовать наиболее удачные проекты повторного применения - это еще экономия порядка 4 %.

Нужно активнее применять в жилищном строительстве и новые материалы и технологии. Например, монолитно-каркасная технология домостроения позволяет увеличить производительность труда на 30 % при формировании каркасов зданий. За счет применения высококачественного цемента можно сократить технологические сроки строительства практически на четверть.

29 августа 2012 года распоряжением Правительства утвержден комплекс мер по формированию рынка арендного жилья и некоммерческого жилья для граждан с невысокими доходами. В развитых странах на долю собственников жилья приходится не более 50 %, 50 %– это, как правило, арендное жилье, при этом государство субсидирует до 70 % арендной платы. У нас ситуация другая – в частной собственности находится более 86 % жилья, и, как правило, оно ветхое, а иногда аварийное.

В целях формирования рынка арендного жилья в настоящее время разрабатывается пакет законопроектов, которые определят основные меры поддержки на государственном уровне. Это опять же и бесплатная земля, и наружные инженерные коммунальные сети, налоговые преференции, стимулирующие строительство арендных домов. Предполагаем, что эти и другие инициативы будут оперативно рассмотрены и поддержаны Государственной Думой.

В текущем году предполагается также запустить новый проект совместно с АИЖК по арендному жилью. Юридические лица смогут брать ипотечные кредиты на строительство и приобретение многоквартирных домов для сдачи в коммерческий наем. Возврат такого кредита осуществляется за счет операционных доходов или за счет поступающих арендных платежей. Реализация всех перечисленных мероприятий должна обеспечить увеличение доли арендного жилья с 7 % в 2015 году до 10 % в 2020 году.

Во исполнение указа № 600 реализуется комплекс мер по улучшению жилищных условий многодетных семей. Порядка миллиона многодетных семей проживает в России, и изначально эта мера предполагалась как мера по улучшению демографической ситуации. Одной из форм господдержки многодетных семей является бесплатное предоставление земельных участков. Сейчас 253 тысячи многодетных семей заявились на получение таких бесплатных земельных участков. В 2012 году земельными участками были обеспечены 52 тысячи многодетных семей - это 21 %. Если сравнить цифры с 2011 годом, то объем предоставления бесплатных земельных участков многодетным семьям увеличился с 2011 по 2012 годы в семь раз. Федеральный закон № 290 позволяет решить проблему обеспечения этих участков инженерной инфраструктурой.

В числе лидеров по предоставлению земельных участков для многодетных семей Республика Татарстан - предоставлено 15 063 участка. Неплохо обстоят дела в Республике Башкортостан, Краснодарском крае, Московской области, Республике Саха-Якутия, Красноярском крае и в Кировской области. Одновременно многодетные семьи Федеральным законом №290 получили право вступать в жилищные строительные кооперативы и строить жилье на участках, которые предоставлены бесплатно.

С 1 января 2013 года вступил в действие закон о капитальных ремонтах. Это новая система финансирования капитального ремонта многоквартирных жилых домов, где задействованы всевозможные источники финансирования: и средства муниципальных бюджетов, средства граждан, средства субъектов Федерации. В этой системе существует также и контроль со стороны собственников жилья. Реализация всех мероприятий должна обеспечить переселение из аварийного жилого фонда 714 тысяч граждан в период до 2015 года и 302 тысяч граждан – в период с 2016 по 2020 год. В течение пяти-семи лет предполагается выйти на нормативные сроки и нормативные объемы капитального ремонта жилого фонда, а при существующей динамике, если будут найдены источники для финансирования наружных коммунальных сетей, инженерных сетей, – к 2035 году можем вообще ликвидировать накопленный недоремонт в жилом фонде Российской Федерации.

Лариса ПОРШНЕВА

Фото minregion.ru и kremlin.ru



Похожие публикации




Партнеры