15:10Cобянин открыл новое здание музыкальной школы им. Ф. Листа в Вешняках

14:04Росреестр: Россия занимает 8-9 место в мире по объемам производства и использования пространственных данных в экономике

13:34Собянин подписал закон Москвы об установлении прожиточного минимума пенсионера в 2020 году

12:17Здание усадьбы Шубиных на Малой Дмитровке выставили на электронные торги

10:59Около станции БКЛ метро «Кленовый бульвар» появится пункт ремонта поездов

09:57Сколько недвижимости было введено в ТиНАО, в январе-октябре

09:05Где в столице будет проходить капитальный ремонт 50 поликлиник

17:50Дом по реновации построят в районе Алексеевский в 2021 году

17:19Официальный визит Правительства г. Москвы на завод МАН в Турции г. Анкара.

16:59Музыкальную школу построят в районе Очаково-Матвеевское в ходе реновации

15:57В столице будет создан транспортный технопарк

15:11В Питере теплоэнергетики остановили разлив кипятка на Маршала Казакова

13:51Что случилось на кольцевой линии в метро

13:14MOS.RU заявляет, что новость о планах включения Калуги в состав Москвы – фейк

12:04Первые Московские центральные диаметры запустят в конце ноября

Шесть ответов на вопросы контроля от СРО

logo russianconstruction.com
Шесть ответов на вопросы контроля от СРО
Поисковые теги: Источник фото:

Каждая Саморегулируемая организация сможет сама выбирать удобный для нее механизм контроля



Для дальнейшего чтения материалов, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.
В настоящее время Национальным объединением строителей разработано более 80 стандартов на виды работ. Саморегулируемые организации (СРО) принимают их решением своих общих собраний. Этот процесс идет по нарастающей. Растет как количество подготовленных стандартов, так и число СРО, принимающих эти стандарты. Стандарты вводятся с отсрочкой даты их практического ввода с тем, чтобы дать возможность подготовиться к этому своим членам. 

Однако с введением этих стандартов в действие перед СРО возникает задача организации контроля своих членов за выполнением ими требований стандартов. И это не просто требование логики, а требование п.1.1 статьи 55.5 Градостроительного Кодекса: саморегулируемая организация обязана разработать и утвердить документ, устанавливающий правила контроля за соблюдением членами саморегулируемой организации требований стандартов саморегулируемых организаций.

Утвержденные Советом НОСТРОЙ унифицированные Правила контроля, послужившие в свое время основой для принятых в СРО Правил, декларируют контроль выполнения требований стандартов, как один из предметов общего контроля, и не предусматривают детального описания процедур, форм и правил этого вида контроля.

В этой связи возникает насущная необходимость дополнения унифицированных Правил отдельным регламентом по организации и проведению контроля выполнения требований стандартов СРО, детализирующим методику, процедуры, содержание и формы проведения этого вида контроля. В противном случае отсутствие детально проработанных Правил контроля СРО за выполнением требований стандартов станет тормозом на пути эффективного выполнения СРО  своих функций саморегулирования. 

Сейчас Департаментом технического регулирования НОСТРОЙ предпринимаются активные действия по решению этой актуальной задачи.

В 2012 году были последовательно подготовлены две редакции детального документа в формате Методических рекомендаций.  Документ более 3 месяцев находился на общественном обсуждении, был существенно переработан, с учетом многочисленных замечаний и предложений. К настоящему времени он приобрел формат Приложений к унифицированным Правилам контроля саморегулирования. 
Предполагается, что в такой форме документ будет наиболее удобен для его восприятия и практического применения с учетом ранее принятых общих правил контроля, принятых в СРО.   
О концепции проекта 
Концепция, предложенная автором и положенная в основу схемы контроля соответствия требованиям стандартов СРО, базируется на принципе проведения проверок документов соответствия. 
В качестве документов подтверждения предложено использовать три вида документов. Это документы, полученные членом СРО: 
— в результате прохождения обязательных оценок соответствия (строительного контроля или госстройнадзора);
— в результате добровольных оценок соответствия (добровольной сертификации); 
—  в результате    дополнительной   оценки   соответствия, осуществленной по решению СРО (см. рис. 1).   

Варианты проверок в процедурах контроля СРО за выполнением требований стандартов (рис. 1)
Таким образом предусматривается проведение контроля на основе проверки альтернативных документов соответствия, которые могут быть получены как в результате действий члена СРО, так и в результате действий самого СРО. 
При этом третий вариант предусматривается для тех случаев, когда проверяемый член СРО не готов подтвердить соответствие выполняемых им работ или когда СРО ставит под сомнение представленное им на проверку  подтверждение. 
Предложенное концептуальное решение имеет свою четкую логику и связь с общей схемой проведения проверок в рамках Правил саморегулирования. Ряд положений концепции отличаются нестандартным подходом и новизной, что не может не вызывать вопросов. 
Попробуем ответить на ряд из них и снять некоторые заблуждения и предубеждения в отношении предложенных решений.  
Вопрос первый: «Зачем проверять документы? Будем сами проверять работу на строительных объектах».

Детский онкологический центр, г. Москва
Такое утверждение безосновательно по ряду причин. Документарная форма — одна из форм контроля, если не сказать главная. Например, контролируя минимальные требования, предъявляемые к допуску члена СРО, никому в СРО и в голову не придет проверять не наличие дипломов об образовании и свидетельств о повышении квалификации, а самостоятельно тестировать и экзаменовать работников проверяемой организации.  Так и контроль соответствия требованиям стандартов должен опираться на документарную форму контроля с проверкой документов, свидетельствующих о таком соответствии. И такими документами являются свидетельства, получаемые в результате обязательных или добровольных оценок соответствия. 
Проведение оценки соответствия со стороны СРО — это, по сути, дублирование существующих форм подтверждения соответствия. Ведь оценка соответствия требованиям стандартов — это неотъемлемая часть оценки, проводимой в обязательном порядке в рамках строительного контроля и государственного строительного надзора. И это предмет оценки, выполняемой в процессе добровольной сертификации вида строительных работ. 
Тем не менее вариант «дублирования» процедуры оценки соответствия для целей контроля нами предусматривается, как особый случай реагирования на отсутствие подтверждающих документов или отрицательную информацию и сигналы с рынка, ставящие под сомнение достоверность и обоснованность представленных ранее документов.   
Вопрос второй: «Зачем нужны технические эксперты строительного контроля? Контроль и оценку выполнения работ на площадке могут  выполнять эксперты СРО».
Следует разделять понятия и процедуры контроля СРО и оценки соответствия видов строительных работ. Контроль осуществляется в форме проверки документальных подтверждений соответствия. Такую проверку способны выполнить специалисты, получившие и получающие свидетельство «эксперта СРО». 
Оценка соответствия — это оценка, выполняемая специалистом, имеющим соответствующее профессиональное образование  и прошедшим специальную подготовку в области оценки соответствия. Таковым является «технический эксперт» или «технический эксперт строительного контроля». Именно участие такого специалиста предусмотрено во всех вариантах подготовки документов, которые в дальнейшем могут являться предметом контроля со стороны СРО. 
Даже в том случае, когда проводится проверка на основе дополнительной оценки соответствия, выполняемой по решению СРО, следует исходить из разделения функций. По результатам оценки готовится заключение об оценке, а по результатам проверки — готовится акт проверки. При этом функции эксперта СРО в качестве контролера и технического эксперта могут совмещаться одним специалистом, если он обладает соответствующими свидетельствами (сертификатами) и того, и другого. Кроме этого, СРО вправе самостоятельно решать вопрос о привлечении технических экспертов в штат аппарата или по договору подряда. 

Строящийся квартал на Ленинском проспекте Москвы
Вопрос третий: «Зачем предлагать альтернативные варианты документов для проверки? Если они неравнозначны между собой — все члены СРО будут «закрываться» тем, что проще будет получить».
Варианты должны, безусловно, обладать неким общим элементом для исключения или минимизации их неравнозначности. Таким элементом, предусмотренным нами, является то, что документы должны:  
— иметь прямое указание на обозначение стандартов, выполнение требований которых является предметом проверки; 
— быть  подписаны  техническим  экспертом,  выполнение профессиональных процедур и действия на экспертом рынке находятся под контролем национальной системы аккредитации или специального реестра системы добровольной оценки соответствия в строительстве.   
Вопрос четвертый: «Зачем нужен первый вариант с формами документов, взятых из РД по стройконстролю и стройнадзору? Все пришлют свои акты, и никакой проверки не получится».
Ну, во-первых, мы же не говорим, что если все пришлют свои дипломы, то никакой проверки соответствия требованиям допусков не получится? Значит, все в вопросе доверия к документу как таковому. Это все равно, как если принимать в расчет только те дипломы, которые подписаны членом экзаменационной комиссии, назначенной СРО. 
Во-вторых, нами предусмотрено, что формы результатов обязательной оценки соответствия должны содержать информацию, соответствующую предмету оценки. В противном случае такие документы не могут отвечать целям контроля СРО, хотя и могут отвечать главной своей задаче, то есть для целей проведения строительного контроля или госстройнадзора.

Строительство детского сада, г. Москва
Вопрос пятый: «Зачем нужен вариант с сертификацией? Тогда все начнут «покупать» себе сертификаты, а СРО создадут себе  «карманные» системы сертификации»? 
Вариант не так прост, как он кажется на первый взгляд. 
Во-первых, сертификатов соответствия на виды работ в области строительства, соответствующим требованиям стандартов СРО, на рынке в настоящий момент просто нет. Есть ряд систем, декларирующих сертификацию по видам работ, но правила и условия создания сертификационного документа, признаваемого в качестве документа соответствия для целей контроля СРО, в настоящее время созданы только в СДОС НОСТРОЙ.
Во-вторых, для того, чтобы выйти с соответствующим установленным требованиям продуктом на рынок, нужно создать аналогичную систему. А создать «фиктивный» сертификат в условиях процедур с он-лайн контролем, предусмотренным в СДОС НОСТРОЙ, будет технически сложным и экономически бессмысленным. 
В третьих, СРО вправе в соответствии с законодательством выбрать определенные системы, сертификатам которых оно доверяет. (Есть еще мнение, что СРО может, в таком случае, выбрать «свою» систему с «формальной» сертификацией. На это можно ответить только одно — с таким же успехом СРО может себе выбрать любую иную «удобную» форму контроля — если только «пожелает» сделать контроль формальным). 

Типичный хозяйственный двор московской стройки
Вопрос шестой: «Предлагаемая система контроля не готова для  практического внедрения. К настоящему времени не создан институт технических экспертов, имеющих соответствующую подготовку и допущенных в реестр СДОС НОСТРОЙ. Соответственно, ни один из предлагаемых вариантов документов нельзя будет оформить по предлагаемым правилам».  
Предлагаемый механизм контроля — это механизм эффективного контроля, на который предлагается ориентироваться всем СРО, входящим в НОСТРОЙ, вне зависимости от того, в какой стадии реализации находятся отдельные его элементы. Эти элементы могут внедряться СРО самостоятельно по мере их готовности к такому внедрению. 
Так, например, подготовка технических экспертов зависит от готовности учебных программ.  Подготовка учебных программ упирается в наличие нормативной базы СРО, которая сама находится в стадии формирования. И принятие стандартов СРО — далеко не завершенный процесс. В этой связи Национальное объединение будет продолжать действия, направленные на реализацию поставленных задач в области стандартизации, сертификации и обучения экспертов. 
Право каждой СРО — выбирать удобный и реализуемый для нее формат контроля,  исходя из существующего на данный момент положения. При этом на решение вопроса введения процедур контроля соответствия требованиям  стандартов будут сказываться не только отмеченные объективные факторы роста, но и такие субъективные факторы, как финансовые ресурсы СРО, позволяющие использовать тот или иной инструмент или формат контроля для своих целей.  
Руслан Акиев, канд. эк. наук, гл. спец. Департамента технического регулирования НОСТРОЙ 
Фото: «Строительство.RU» и НОСТРОя


Похожие публикации




Партнеры