14:56В районе Беговой демонтировали незаконную постройку

14:18Члены ОП РФ прокомментировали недопуск делегации на совещание ОБСЕ

13:40Дом, в котором жил Киров, частично отремонтируют

12:56Чукотка потратит свыше 300 млн на расселение аварийного фонда

12:29Более 440 жителей домов на Генерала Глаголева начали переезд в новостройку по реновации

11:4455 коммерческих объектов построят в Московской области

10:44В Бурятии ликвидируют опасную свалку

10:00Мосгосстройнадзор выдал разрешение на строительство пожарного депо в Новомосковском округе

09:30В поселке Газопровод будет построено продолжение жилого комплекса «Новая Звезда»

09:03Власти спасут застройщиков за счёт дольщиков?

14:4718 мая Москомархитектура представит дизайн-код для объектов образования и инженерной инфраструктуры

14:15Жители 56 городских округов Подмосковья выбирают объекты для благоустройства

14:02Спрос на аренду дач в Ленобласти растёт 4 месяца подряд

13:22В селе недалеко от Салехарда появится стационарное отделение

13:19Строительство жилья, как драйвер развития отрасли

Рынок башенных кранов: куда развернется стрела

logo russianconstruction.com
Рынок башенных кранов: куда развернется стрела
Поисковые теги: Источник фото:

Почему при имеющихся отечественных моделях для федеральных строек часто выбирают китайскую технику? Чем российские башенные краны отличаются от зарубежных аналогов?
Для дальнейшего чтения материалов, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.

Отечественный рынок производства строительной техники ныне переживает не лучшие времена. В полной мере это относится и к сегменту выпуска башенных кранов. По экспертным оценкам, 60—65% этих грузоподъемных механизмов, работающих на российских стройках, импортного производства.

 

Их оставалось только трое…

Хотя с 2011 по 2014 год у российских производственников намечался определенный рост (например, в 2013 году было выпущено 220 башенных кранов) до советских показателей — в СССР в лучшие годы выпускалось 4 тыс. единиц техники в год — еще очень и очень далеко. При этом за данный период средние цены на краны от 5 т и выше у наших производителей снизились более чем на 14% — с 12 до 10 млн руб.

Понятно, что такие объемы производства не могут полностью удовлетворить потребности строителей, и в экспорте башенных кранов необходимость отпадет еще не скоро (если вообще отпадет). Однако за последний год спрос упал не только на российскую продукцию. Падение объемов строительства сказалось на покупательной способности строительных организаций.

На сегодняшний день в родном отечестве осталось три реальных производителя башенных кранов: это Нязепетровский краностроительный завод (Челябинская область) с хорошо развитой дилерской сетью, Ржевский краностроительный завод (Тверская область) и предприятие «Строммашина» (г. Кохма, Ивановская область). Причем продукция этих производителей экспортируется в Казахстан и до последнего времени поставлялась на Украину.

По словам коммерческого директора ОАО «Строммашина» Романа Махайкова, российские производители выпускают всю номенклатуру башенных кранов, вплоть до уникальных, под все виды строительства. Качество отечественной продукции вполне приемлемое, запас прочности составляет 30%, а срок их эксплуатации по паспорту рассчитан в среднем на 16 лет.

Одна беда: изготавливается эта техника сегодня только под конкретный заказ. 

 

Минстрой не знает, кто в России делает башенные краны?

Однако отношение к отечественным производителям у министерских чиновников весьма своеобразное.

— Не так давно проходил тендер на закупку техники под строительство стадиона в Ростове-на-Дону для ЧМ-2018 по футболу, — делится Роман Махайков. — Как он проводился, одному богу известно, но в итоге непонятным образом тендер выиграла китайская компания, и теперь на строительстве стадиона работают 16 кранов из Поднебесной.

При этом все три отечественных завода могли легко поставить для стройки свою продукцию, уверяет Роман Махайков. Но они не принимали участие в тендере, причем не по собственной воле. По словам коммерческого директора, в Минстрое на запросы ивановских крановщиков ответили достаточно оригинально: «Мы о вашем предприятии не знаем, вы частная организация, и должны были письменно нас уведомить о том, что существуете».

Обратились за правдой производственники и в Федеральную антимонопольную службу. Но и в ФАС им ответили, что никаких нарушений в данной конкурсной процедуре не усматривают.

А ведь именно сейчас, сегодня, российским производителям башенных кранов как воздух нужны заказы.

— Мы второй месяц башенных кранов не делаем совсем: нет спроса, — делится наболевшим Роман Михайков. — Да и до этого выпускали всего по три крана в месяц.

Как считают сами производственники, на падение спроса повлиял не только общий спад в строительной отрасли, но и связанные с ним финансовые проблемы. Опасаясь невозврата, банки перестали выдавать кредиты строителям для покупки техники. Отдельные строительные организации готовы взять кредит под любой процент, но все их запросы банки игнорируют.

 

Китаец китайцу рознь

Между тем, как мы уже говорили, весомую долю на строительных площадках страны занимает импортная техника.

— Сегодня на нашем рынке башенных кранов есть немецкая, китайская, турецкая, французская, итальянская, испанская и португальская техника, — рассказал журналу Александр Иванов, ведущий менеджер одной из сервисных компаний. — Причем среди китайской продукции немало дешевых «одноразовых» кранов, с ресурсом работы на одну стройку и ценой 8—10 млн руб.

После завершения строительства такой кран режут на металлолом, а его стоимость закладывают в цену возведенного объекта. Но помимо дешевых моделей Поднебесная производит и башенные краны, вполне сопоставимые по цене и качеству с европейскими аналогами.

В последние годы тенденция к увеличению китайской строительной техники в России прослеживается повсеместно. И это неудивительно, ведь Китай занимает третье место в мире (после США и Японии) по объему выпуска строительной техники.

Если же говорить о европейских поставщиках, то наши строители до последнего времени, приобретая импортную технику, отдавали предпочтение башенным кранам таких компаний-производителей, как Liebherr, Zeppelin (Германия), Potain S.A.S (Франция), Comedil, ALFA (Италия), Comansa (Испания) и др.

 

В авторитете техника б/у

Сегодня цена высотного башенного крана отечественного производства составляет в среднем 10—14 млн руб. А вот за аналогичный по характеристикам европейский аналог с учетом упавшего по отношению к евро рубля придется выложить в 2—3 раза больше.

Нередко, стремясь сэкономить, строители покупают иностранные башенные краны «секонд-хенд», которые значительно, в два-три раза, дешевле новых. Однако при ремонте импортных машин нужно быть готовым к существенным денежным расходам и длительным срокам ожидания узлов и агрегатов, требующих замены.

Несмотря на это, даже зарубежные краны б/у востребованы строителями. До последнего времени львиную долю ввозимых из-за границы кранов составляла именно такая техника, и только 25% импортных кранов приходилось на новые.

Спрос на импортную б/у технику объясняется просто: в обычных условиях эксплуатации она надежнее, экологичнее и экономичнее российских аналогов и выгодно отличается от них более высоким качеством исполнения.

Но эксплуатантам стоит обратить внимание на следующий момент: на зарубежных кранах можно работать до температуры -25 °C, не ниже. А конструкции, адаптированные под низкие температуры, стоят дороже на 25—30%.

 

…зато нашим кранам мороз не страшен

А вот российские подъемные механизмы более приспособлены с эксплуатации в суровых климатических условиях нашей страны. Они могут работать при температуре до -40 °C и при влажности воздуха 80—100%. Причем это обстоятельство не отражается на цене, поскольку по российским стандартам сталь, используемая в конструкциях башенных кранов, должна выдерживать такую температуру.

У импортных же кранов при эксплуатации в таких экстремальных условиях уменьшается срок службы канатов, отказывают электрика и электроника. Тем не менее Ростехнадзор такое подъемное оборудование обычно пропускает, аргументируя это тем, что подобная температура в России бывает, мол, крайне редко.

Отметим, что наиболее востребованы на нашем рынке башенные краны грузоподъемностью 8—12 т. Однако на вооружении строителей есть краны в 20 и более тонн.

 

Импортозамещение без указаний сверху

Кстати, пообщавшись с производителями, понимаешь, что столь пропагандируемое сегодня импортозамещение уже давно применяется при строительстве таких подъемных механизмов.

Например, ивановские производители башенных кранов, имея собственное конструкторское бюро, могут проектировать и выпускать их полностью из отечественных комплектующих. Исключение составляет только опорно-поворотное устройство (основа крана), которое выпускается в Словакии компанией PCL. Но справедливости ради следует отметить, что эту словацкую продукцию используют даже самые именитые зарубежные бренды.

Свои перспективы развития производители башенных кранов, безусловно, связывают с ситуацией во всей строительной отрасли, которая сегодня, увы, оставляет желать лучшего. Однако и самим машиностроителям стоит глубже задуматься о разработке и выпуске новинок и использовании современных методик привлечения потребителя.

 

СПРАВОЧНО
Башенные краны различаются по конструкции (с поворотной и неповоротной башней), типу стрел (с подъемной и балочной стрелой), способу установки (стационарной и передвижной). Они выполняют четыре рабочих движения: подъем-опускание груза, поворот и передвижение крана, изменение вылета. Помимо этого они различаются по высоте подъема, грузоподъемности, вылету и длине стрелы, а также по диаграмме грузовых характеристик (на каком вылете стрелы можно поднимать конкретный груз).

Владимир РЕЧМЕНСКИЙ

Фото wikimedia.org, tehnoverh.ru, samolet74.ru, vertikalnet.ru



Похожие публикации

Сергей
Откуда такая ужасная дезинформация?

Да, в России действительно всего 3 краностроительных завода, но даже они по объёмам производства могут полностью покрыть спрос на Башенные краны, просто мало заказов, все действительно предпочитают дешёвую одноразовую китайскую технику.

Что касается импорта б/у кранов, реальная обстановка дел диаметрально противоположная описанной Вами: в 2013-2014 году импорт б/у техники составлял 33% от общей совокупности, в 2015-2016 он снизился до 21%.
Александр
Сергей!
Статья написана в октябре прошлого года.
Не все предпочитают дешевую одноразовую технику из Китая. Многие предпочитают построить с минимум затрат, а наши заводы пока не могут оперативно работать с застройщиками по продвижению своей продукции. Практически все стадионы к ЧМ - 2018 строятся с импортными кранами.




Партнеры