15:58Минстрой России разрабатывает свод правил для проектирования уникальных большепролетных объектов

15:08Замруководителя Департамента Дмитрий Добрянский будет курировать нормативное обеспечение градостроительной деятельности

14:03Что происходит с юго-западным участком БКЛ метро?

12:55На Северном бульваре на месте бывшего долгостроя возведут объект для социальных нужд района

12:00В Подольске завершено строительство крупнейшего в Европе булочно-кондитерского комбината

11:36Россию охватило максимальное число заболевших короновирусом за все время

10:45Жителям трех домов в Северном Измайлово выдают смотровые ордера по реновации

10:05В районе Орехово-Борисово Южное ввели дом на 1320 квартир

09:40Около 100 семей Чеченской Республики переселят из аварийного жилья в 2021 году

08:51На месте старого Южного порта появится квартал с пассажирским причалом

17:41Москва досрочно выполнила годовой план по строительству жилья

17:04Зданию библиотеки ИНИОН РАН в Черёмушках вернут прежний облик

16:13НПО «Микроген» планирует построить в Перми новую площадку для производства вакцин

15:18Трамвайное депо на Шаболовке в Москве реконструируют

13:53На северо-западе столицы появится новый жилой микрорайон с сопутствующей социальной инфраструктурой

Достучаться до небес: жители севера Москвы предъявляют серьезные претензии к аэропорту Шереметьево

logo russianconstruction.com
Достучаться до небес: жители севера Москвы предъявляют серьезные претензии к аэропорту Шереметьево
Поисковые теги: третья взлетно-посадочная полоса в Шереметьево аэропорт Шереметьево расселение Дубровки и Перепечино Источник фото: regnum.ru, 1tv.ru, nation-news.ru, riamo.ru, aviaport.ru, mperspectiva.ru, dw.com, tourister.ru, spb.ru, bbc.comyandex.ru

Причина -  в невыносимо «шумных» условиях проживания на территориях, прилегающих к аэропорту

17 января 2020 года в аэропорту Шереметьево открылся новый терминал. Праздничное и знаковое событие для одной из крупнейших российских воздушных гаваней. Между тем, для жителей Лобни и московского района Митино расширение аэропорта и введение в строй новой, третьей, взлетно-посадочной полосы -  стало настоящим бедствием. Почему? В этом попыталось разобраться «Строительство.RU».




Пролетая над гнездом бюрократии…

Собственно, претензии к аэропорту Шереметьево были еще в советское время. Дело в том, что две основные полосы, с которых стартуют в небо самолеты, расположены совсем близко: они, по нормам воздушной безопасности, не позволяют выполнять параллельные взлеты и посадки. Недавно к «застарелым» проблемам добавилась еще одна, связанная со строительством третьей взлетной полосы.

 Строительство третьей взлетно-посадочной полосы в аэропорту Шереметьево

- Еще во времена Госплана были проведены исследования в том районе, где сейчас расположена дополнительная, третья, полоса, - рассказывает участник инициативной группы жителей, а в прошлом, командир воздушного судна с многолетним стажем Александр Романов. -  Выводы комиссии были однозначны – строить там нельзя.  В этом месте находятся буквально тысячи ключей и родников, питающих Клязьму. А Клязьма – важнейший поставщик воды для Москвы (около 15% водоснабжения в кранах москвичей - оттуда).

Во времена СССР этих выводов было достаточно, чтобы отказаться от стройки и разработать проект альтернативного аэропорта в районе Солнечногорска на четыре полосы (к слову, была даже подготовлена смета).

В 2000-х к проекту снова вернулись, вариант Солнечногорска был отклонен, а предостерегающие доводы «советской» комиссии об опасности для важной водной артерии не посчитали достаточными.

В итоге, терминал с дополнительной третьей взлетно-посадочной полосой все же решили строить там, где первоначально задумывалось. Под стройку были вырублены десятки гектаров леса,  загублены местные живописные болота и водоемы с существующим там разнообразием животных и растений.

- Случай беспрецедентный,  ведь древесину из этих мест даже во время войны практически не использовали: это слишком близко к Москве, это легкие столицы! - сетует Александр Романов. - А питавшие Клязьму болота – вычерпали и осушили. При этом пострадали так называемые «черные озера»  с редким видом карпа, который там водился.  

По проекту, для строительства третьей взлетно-посадочной полосы нужно было изменить русло Клязьмы, загнать ее в 530-метровый бетонный коллектор.

- Вся река в коллектор не пошла. Ключи и ручьи ушли под новую полосу и теперь ее размывают, - разъясняет Александр Романов. - Под стройкой оказались огромные водяные пласты. Но их не изучали, потому, что тогда пришлось бы кардинально менять проект, это стоило слишком дорого. Думаю, просто сэкономили денег. Воду пытались выкачать тремя огромными дизельными насосами, но ничего не вышло. Тогда ее просто забили бетоном и щебнем.

Сегодня эксперты предупреждают, что есть риск провала грунта в районах подмыва полосы.

Кроме того, река в бетоне практически не очищается и на выходе из коллектора несет всевозможные «антисанитарные» примеси. 

Такой грохот, что уши закладывает!

Увы, загрязнение и размывы - вовсе не единственный минус для жителей.

Новый взлетный маршрут с начальным магнитным курсом 224 градуса проложен над территориями населенных пунктов Московской области: Голиково, Жаворонки, Санаторий Мцыри, Благовещенка, Большаково, Федоровка, Козино, Нефедьево, Сабурово, Нахабино, г. Красногорск, Росинка, и районами Москвы: Митино, Северное Тушино, Куркино и далее Химки - вдоль МКАД на восток. На этом маршруте крылатые гиганты постепенно (очень медленно) набирают высоту от 1000 до 2500 м.

 Крайние дома деревни Дубровка находятся буквально в нескольких десятках метров от места посадки самолетов

- Эти территории никогда ранее не находились в полосах воздушных подходов аэропорта Шереметьево – объяснил руководитель Инициативной группы «Гражданский контроль Митино», полковник в отставке Сергей Арсютин. - Местная застройка не способна должным образом защитить сотни тысяч людей от сверхнормативного шумового воздействия. Что уж говорить о придомовых территориях, зонах отдыха, детских площадках, которые автоматически стали непригодными для использования.

По сути, огромный район оказался заложником у «соседа»- аэропорта.

Здесь нужно напомнить, что согласно действующим санитарным нормам, установлены максимальные эквивалентные (усредненные за период) предельные уровни шума в акустических децибелах. Их превышение считается недопустимым для нормальной жизни человека. Для дворовых территорий, детских площадок, зон отдыха жилых районов, дачных участков эти значения составляют 60 децибел (максимально) и 45 децибел (усредненные). Для жилых помещений - 55 децибел и 45 децибел (максимально день/ночь), усредненные же - 40 децибел и 30 децибел.

 Третья взлетно-посадочная полоса аэропорта Шереметьево

В «проблемных» московских районах, прилегающих к аэропорту Шереметьево, эти значения намного выше.

- Антирекорд по шумности фиксируется, по-видимому, в районе  Голиково – Жаворонки, - уточнили нам в инициативной группе. - Там были зарегистрированы значения для улицы - 75-77 дБ, для  жилья - 60-62 дБ.  Чуть меньше в районе Благовещенка — Нахабино (улица - 70-73 дБ, жилые помещения 57- 61 дБ). На третьем месте антирейтинга -  Митино и Красногорск (ул. -  67-71 дБ , жилье - 53-57 дБ). 

Экология на нуле

По оценкам специалистов, над территорией севера Москвы ежедневно, без выходных и праздников -  пролетает по  170-200 самолетов, причем на малой высоте. Кроме всего прочего, происходит устойчивое загрязнение воздуха продуктами сгорания топлива.

 Близлежащие населенные пункты оказались в заложниках у аэропорта

- Если грубо пересчитать время пролета самолета от Голиково до Митино,  и учесть, что ежесуточно из аэропорта стартует не менее 150 рейсов, то за 24 часа над головами жителей распыляется 76 тонн диоксида углерода, около 1-й тонны оксида углерода, 1 тонна оксида азота, - объяснили нам в штабе инициативной группы жителей. – Мы не исключаем, что через 1-2 года, на этих территориях произойдет резкий всплеск заболеваемости (особенно детской). Будут страдать органы дыхания, сердечно-сосудистая система, не исключена онкология.

Помимо этого, доказано, что низкочастотный шум самолетных турбин, оказывает психотропное воздействие на человека: при этом резко ухудшается когнитивная функция мозга, повышается артериальное давление.

Но это скупые цифры. По факту же в поселках Благовещенка, Большаково, Голиково, люди не имеют возможности летом открыть для проветривания окна из-за шума. Вынуждены чуть ли не спать в подвальных помещениях своих домов, чтобы как-то защитить от шума себя и своих детей.

Между тем, согласно действующим нормам законодательства приаэродромная территория (30 км в окружности от контрольной точки аэропорта)  - зона с особыми условиями строительства и проживания. В  пунктах 5.1 и 5.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, четко сказано, что в санитарно-защитной зоне аэропорта не допускается размещение жилой застройки, включая отдельные жилые дома, спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения. 

Компенсируют, но не все

Как же власти решают «больной» вопрос»?

Пока заработал лишь механизм компенсаций, да и тот грешит серьезными несовершенствами.

Не так давно населенные пункты Дубровки и Перепечино, находящиеся в наибольшей близости к аэропорту, признаны санитарной зоной. Суд постановил выселить людей из этих деревень. Однако, новых квартир жителям этих поселений никто давать не спешит. Выселяют в чистое поле. Есть компенсация, но она невелика. Среди жителей - много стариков-старожилов, которые не готовы уехать. Двое уже умерли. Но одному из них власти по-прежнему шлют «указующие» письма.

- Ведомство считает, что покойный завысил стоимость имущества, - невесело вздыхает Александр Романов. - В частности,  они сомневаются в перечне и сортах растений, произрастающих у него на участке, пишут, что он местную власть обманывает.  А пенсионер был ботаником и собирал коллекцию местных видов…Что тут скажешь!

В свое время, как будто в ответ на видеообращение жителей севера столицы, бывший премьер-министр Дмитрий Медведев решил все же вмешаться в ситуацию. Хотел, как лучше, а получилось как всегда. Экс-премьером было дано распоряжение изменить санитарные нормы для авиационного шума и нормировать его только по эквивалентному (усредненному) уровню, без учета максимальных значений. Это решение было принято без проведения многолетних медицинских исследований. Теперь, уж точно можно будет 5-7 раз в час, без ограничения шума, запускать над спальным районом огромные самолеты, при этом уровень шума все равно не будет превышен.

Не так давно стало известно, что аэропорт «Шереметьево» и Роспотребнадзор, используя имеющиеся шероховатости в законодательстве, утвердили санитарно-защитную зону Шереметьево с учетом комплекса ВПП-3 (третьей взлетно-посадочной полосы), без учета новых маршрутов взлета и без санитарных разрывов в зонах регулярного пролета воздушных судов. 

«Маршруты над столицей проложены в соответствии с законодательством»

…В ходе борьбы за свои права, жители северных районов столицы, прилегающих к аэропорту, направили сотни (если не тысячи) жалоб и обращений по десяткам адресов, начиная от Роспотребнадзора, Росавиации, администрации «Шереметьево» и заканчивая мэром и правительством Москвы и Московской области. Собрано более 5000 подписей под специальным видео-обращением. Переписка с разными инстанциями длится уже 8 месяцев, но все жалобы «вязнут»  в анналах Роспотребнадзора, Росавиации и других ведомств.

Между тем, маршрут продолжает эксплуатироваться, постепенно наращивая интенсивность.

 Аэропорт Шереметьево

«Строительство.RU», со своей стороны, решило выяснить позицию официальных ведомств.

- Позиция Росавиации на сегодня следующая: воздушные маршруты над столицей проложены в соответствии с воздушным законодательством РФ, а санитарное законодательство — это не компетенция ведомства, - рассказали эскперты Инициативной группы  "Гражданский Контроль Митино". - Особо подчеркивают, что изменение маршрута вряд ли возможно, так как это создаст дополнительные неудобства в работе аэропорта и затруднит работу по достижению плановых показателей обслуживания пассажиров.

В ответ на запрос жителей Международный аэропорт Шереметьево озвучил свою позицию, которая совершенно проста. Уполномоченным органом, отвечающим за регулирование воздушного движения в РФ является Федеральное агентство воздушного транспорта - "Росавиация". К ней все вопросы, информация по запросу силами служб аэропорта предоставлена быть не может. Просим отнестись с пониманием.

Наш интернет-портал все же подготовил запрос в аэропорт Шереметьево, и будет ждать официального комментария по поводу сложившейся ситуации.

Между тем, жители, похоже, полны решимости идти до конца. Несколько раз они подавали заявки в Префектуру СЗАО Москвы о проведении санкционированного митинга на территории Митино. Однако, всякий раз префектура отказывала, почему-то предлагая провести акцию в Сокольниках, не имеющих к проблемам аэропорта никакого отношения.

Не так давно рабочая группа депутатов муниципального собрания Митино направила письмо в ОАО «МАШ» - Международный аэропорт Шереметьево - с просьбой о проведении встречи с руководством аэропорта.  Согласие на такую встречу пока не получено, но надежда остается.

В своих поисках справедливости горожане дошли до прокуратуры. Было подано заявление в суд. Правда, в первой инстанции жителям в иске было отказано.

Несмотря на это, ситуация, по мнению участников инициативной группы «митинцев», вовсе не выглядит безвыходной. Так, уже достигнута серьезная победа: с 5 декабря 2019 были ограничены полеты самолетов в период с 23:00 ч. до 06:00 ч.

Люди настроены решительно, и планируют и дальше бороться за свое право на нормальную жизнь.

 

Даниил МАЦЕЙКО

P.S. Просим считать этот материал официальным запросом в Росавиацию и администрацию аэропорта Шереметьево по поводу ситуации с превышением уровня шума в районах, прилегающих к аэропорту и районах, соответствующих полосам воздушных подходов к аэропорту Шереметьево, а также по поводу ситуации со своевременным переселением жителей из деревень Дубровки и Перепечино, являющихся санитарной зоной аэропорта.



Похожие публикации




Партнеры