Елизавета Морозова, генеральный директор архитектурно-юридической компании ATR Group.
В нашей компании сложилась концепция, которую мы называем «Счастливый город». Такое понимание подтверждается различными мировыми научными исследованиями о том, какие факторы влияют на уровень счастья людей, и насколько это важно для жителей современных городов.
Достаточно сказать, что с 2012 года ООН ежегодно готовит мировой отчет по уровню счастья населения в городах и странах. Россия в них находится на 116 месте, и эту ситуацию надо исправлять. А в первую десятку уже несколько лет входят скандинавы. Дания, например, была лидером в течение трех лет. В ней после II Мировой войны правительство приняло программу по выведению из кризиса страны на основании хюгге-дизайна. Хюгге – это понятие обозначающее чувство уюта и комфортного общения с ощущениями благополучия и удовлетворённости.
Теперь такой дизайн – это традиция, которую датчане передают друг другу. А личные традиции переносятся на уровень города или страны. Нам кажется интересным постараться объединить сознание каждого человека и сознание сообщества на основе таких традиций. Когда в архитектурное градостроительство мы включаем какие-то элементы «генокода», который передается из поколения в поколение, это работает на будущее. Важно понять, как энергетика человека передается сообществу, а сообщество создает счастливые города.
Для того чтобы «умный» город стал еще и «счастливым», необходимо отталкиваться от потребностей человека. Есть разные современные технологии, которые сейчас внедряются в различных населенных пунктах, и они должны приносить людям счастье. Мы считаем, что нужно разработать государственную программу по увеличению счастья населения. Для этого необходимо провести аналитику, выявляя разные потребности людей, сформировать концепцию, финансовую модель, провести проектирование и реализовать все это в градостроительстве.
Архитектура должна стать продолжением природы: и по форме, и по энергетике объекта, который планируется строить. Ей необходимо органично вписываться в окружающую среду не только с точки зрения архитектурных амбиций, правильный посыл должен идти от самого человека - архитектора. Когда мы приходим в ресторан, и нам подают вкусное блюдо, скорее всего, у повара, который его готовил, хорошее настроение. У архитектора тоже должны быть позитивные эмоции, когда он реализует свой проект.
Для получения по-настоящему экологичной среды, необходимо связать эмоции человека и технологии, которые должны подстраиваться под потребности городских жителей. Не достаточно просто построить объект, важно соединить разные сценарии жизни горожанина внутри этого объекта. Поэтому для реализации таких проектов нужно объединять разных людей, разные сценарные группы.
По материалам мероприятия «Living city. Практика современного девелопмента».