15:21Стадион «Торпедо» в Люберцах реконструируют к 2024 году

13:54Реконструкция Артемовского городского суда начнется в этом году

12:58На благоустройство Шоссейной улицы в Южно-Сахалинске выделили 222 млн рублей

12:02ГК «Лидер Групп» построит в Шушарах новую школу

11:27Минстрой России принял участие в конференции «Формирование механизмов развития приграничных территорий стран СНГ»

09:52Собянин включил еще один дом в программу реновации

09:28Здание бывшей АТС в районе Перово адаптируют под офисы

08:56Новый научный квартал МГТУ им. Баумана обеспечат электроэнергией с резервом

17:55Ирек Файзуллин: «Институт экспертизы становится банком знаний и эффективных решений»

17:32В Петербурге объём предложения на первичном рынке апартаментов снизился, а на вторичном вырос

16:46Строительство двух хорд и рокады завершат до конца 2023 года

16:00На Каланчёвском путепроводе завершили сборку самой крупной конструкции

15:17Начинается строительство блока начальных классов в Красногорске

14:22В Курской области в рамках национального проекта «Жилье и городская среда» из аварийного жилья переехали 549 человек

13:42В Подмосковье завершились работы по устройству уличного освещения на 143 объектах

Семейную ипотеку надо пропагандировать так, как пиарили льготную

logo russianconstruction.com
Семейную ипотеку надо пропагандировать так, как пиарили льготную
Поисковые теги: пропаганда Источник фото: IKON Development

Антон Детушев, генеральный директор IKON Development. 




Льготная ипотека, по моему мнению, не дала суперэффекта и не прибавила продаж, потому что до ее появления банки и так кредитовали население под 6%. В наших проектах тогда были ставки 5,8-5,7%. Но колоссальную роль сыграла огромная пропаганда и реклама ипотеки на всех федеральных каналах. Люди первый раз из новостей узнали, что ипотека есть не только по 15%, как было в 2018 году, а она может быть и меньше 10%.

Я уверен, что и программа, которая сейчас продлена в виде семейной ипотеки, дала бы такой же всплеск, если бы федеральные власти помогли бы ее очень массово пропагандировать. Вопрос заключается в том, что как льготную ипотеку массово объявили, так же массово заявили об ее закрытии, или, если хотите трансформации. Очень много было споров между всевозможными ветвями власти, продолжать ее или нет.

И ровно в июле после изменения правил, у всех девелоперов процентов на 30 упали продажи тех лотов, кто входил в сегмент до 12 млн руб., хотя у половины застройщиков есть ставки по 2,5-3%, договоры с банками и они предоставляют условия ничем не хуже, чем были.

Если сейчас есть инструменты, такие как семейная ипотека, другие более-менее льготные программы, почему бы об этом любому федеральному каналу не сказать громко и несколько раз, чтобы люди знали, что на рынке есть очень интересные ипотечные предложения, с помощью которых они могут обеспечить себя жильем.

Сегодня семейная ипотека в комфорт-классе занимает примерно 10% в продажах и при этом об этой опции люди узнают только тогда, когда они пришли делать покупку. В бизнес-сегменте – семейная ипотека занимает меньше 3%, в элит-классе – вообще ничего, а классе, который можно условно назвать «бизнес минус» с ее помощью можно купить минимальные лоты (9-12 млн руб.). То есть возможности предлагать людям такие варианты есть, но те о них просто не знают.

Надо понимать е еще один фактор. Льготная ипотека совпала с жестким понижением ключевой ставки ЦБ. И людям некуда было деньги девать. Недвижимость тогда была, пожалуй, единственным рычагом для вкладывания денег. Сегодня ключевая ставка растет и серьезно. Пока я не увидел ухода денег обратно в банки, но после следующего заседания ЦБ, это вполне возможно. Если «ключ» будет выше 7%, депозит – 5,7% - это по сути те же доходы, что обеспечивает сейчас недвижимость.

Безусловно, уже сейчас темп продаж упал. Для застройщика кредит будет расти. С точки зрения эскроу, ставка может быть разумной и держаться в районе 1-2%, но все это на нормально действующем рынке покупки. Как только рынок покупателя начинает падать, рынок застройщика покатится вниз еще быстрее, потому что у него увеличиваются расходы на проектное финансирование, наполнение эскроу и т.д. – стоимость кредита «улетает» в район 13%.

Девелоперам, хочешь-не хочешь, придется искать инструменты, с помощью которых человек сможет не только улучшить свою жилищную ситуацию, но и заработать денег. То есть мы опять возвращаемся к инвестиционным качелям: на котловане меньше, на готовом доме больше.

Это хорошо может сыграть при комплексном развитии территорий, когда ты строишь много домов, и мы каждые полгода можем выпускать проект с ценой минус 20%, от существующей. И для инвестора это может быть интересно. Однако пора серьезно задумываться на тему раскрытия эксроу счетов до ввода дома. На мой взгляд, как только продажи и наполнение эскроу перекрывают расчетное проектное финансирование, в этот момент нужно разрешать девелоперам использовать эти деньги, но не куда-нибудь, а именно в данный развивающийся проект через какой-то легитимный, прозрачный механизм.

Для КРТ невероятно важно одновременное строительство 5-7 корпусов. И с точки зрения государства очень важно поддержать скорость строительства, потому что люди, купившие квартиры, устают от постоянной стройки за окнами.

 

По материалам Летнего бизнес-бранча для девелоперов.



Похожие публикации

Все по теме: пропаганда




Партнеры