14:0037 тысяч москвичей переселят по реновации в этом году

13:30В России выделят более 1 трлн рублей на строительство и ремонт дорог

12:30Многоэтажный дом для жилкооператива МЭИ построен с рекордно низкой стоимостью кв. метра

12:00Детский сад на 200 мест возведут в Мытищах

11:30Названы самые популярные программы ипотеки в российских регионах

11:00Улица Барклая в Москве реконструирована на четверть

10:30Гостиницу в Москве украсят "серебряными монетами"

10:00Блоггеры создают элитные коливинги на рынке премиальной аренды Москвы

09:30В Западном Бирюлево начнется заселение второй новостройки по реновации

17:30В Электрогорске благоустроят берег Стахановского озера

16:30Сейсмоустойчивые дома будут строить в Усолье и Зиме Иркутской области взамен «хрущевок»

16:00Строительство частных домов может быть упрощено в России

15:30С апреля медики и педагоги смогут брать дальневосточную ипотеку без учета возраста

14:00Минстрой проанализирует системы допуска на строительный рынок на эффективность

13:30Впервые в истории количество студий и однокомнатных квартир на продажу превысило 35%

Комплексное развитие территорий будет зависеть от действий регионов

logo russianconstruction.com
Комплексное развитие территорий будет зависеть от действий регионов
Поисковые теги: Комплексное развитие территорий Источник фото: facebook.com

Надежда Косарева, президент Фонда «Институт экономики города» 

В новом законе о комплексном развитии территорий (КРТ) достаточно много полномочий отдали субъектам федерации. Теперь многое будет зависеть от того, как регионы построят свою работу по реновации.




Что им необходимо сделать, чтобы проекты КРТ были успешными? На наш взгляд, нужно избежать трех основных рисков. Во-первых, проект должен быть рентабельным. Для этого необходима градостроительная экономическая обоснованность проекта. Самыми рентабельными являются проекты в срединных и центральных зонах городов при изначальной низкой плотности застройки. При этом ветхая застройка должна быть однородной, а территории реновации достаточно большими.

Во-вторых, необходимо снизить градостроительные конфликты, которые в последнее время в судах растут. Избежать их поможет общественная обоснованность проекта. Жителям города должно быть видно, что реновации подвергается деградирующая застройка, и формируется новая комфортная городская среда.

В-третьих, в этом проекте должны быть заинтересованы все. Граждане улучшат жилищные условия, бизнес получит свою экономическую выгоду, а город - дополнительные налоги. Весь международный опыт показывает, если от этого пирога каждому участнику не отойдет хотя бы кусочек, проект «не взлетит»: либо их общественность задавит, либо бюджет отклонит, либо бизнес откажется.

Какие действия необходимо предпринять, чтобы избежать этих рисков? Еще на стадии согласования решения о КРТ, надо провести обследование территории, чтобы иметь о ней полные сведения, а также иметь проект архитектурно-градостроительной концепции – какой будет эта территория? Без этого нельзя определить экономическую рентабельность проекта.

Какие критерии надо предъявлять к МКД, подпадающим под реновацию? Мы считаем, что самыми лучшими являются: физический износ, слишком большие затраты на капремонт и отсутствие основных систем инженерно-технического обеспечения. А вот критерий «типовые проекты определенного периода домостроения» нам не нравится. В отличие от Москвы, где пятиэтажки – это самое худшее жилье, во всех других городах в структуре фонда есть гораздо более ветхие дома, построенные еще до типового домостроения. Общественность не поймет, если начнут преобразовывать более-менее хорошую застройку, а самая плохая останется без внимания.

Самая серьезная вещь, которую субъекты обязаны принять в своих нормативных документах, - это предоставление дополнительных мер жилищной поддержки собственникам и нанимателям. Только в случае, если люди будут улучшать жилищные условия, проекты пойдут. Здесь хорошо бы учесть московский опыт. Общая площадь новых квартир должна быть больше, жилье должно быть расположено если не в том же районе, то на каком-то приемлемом расстоянии, новое жилье нужно предоставлять очередникам по нормам расселения и так далее.

Однако есть один момент, с которым регионы самостоятельно не справятся. Это разные гарантии гражданам в МКД и ИЖС. Если в МКД решение принимается 2/3 голосов, имеется достаточно широкий выбор нового жилья, то в ИЖС и домах блокированной застройки ничего этого нет. Здесь существует только изъятие по земельному законодательству, то есть собственник может лишь получить деньги за ветхую избушку. Очевидно, что на эти средства он жилье хорошего качества купить просто не сможет. С тем, чтобы всем людям предоставили равные права, нужно вносить изменения в федеральный закон.

По материалам конференции  «Стандарт комплексного развития территорий – новый стандарт качества городской среды в России»



Похожие публикации





Партнеры