16:05Как будет проходить расселение трех аварийных домов в деревне Лыткино

15:06В Вознесенском построят дамбу для защиты от паводка

14:05В Некрасовке построили почти 1,7 тыс. квартир для очередников и детей-сирот

12:28В 2020 году Kastamonu отправила на переработку около 700 тонн отходов

12:05Семь остановочных пунктов планируется открыть на МЦД-4 в 2021 году

11:17На территории МГСУ построят ледовый дворец мирового уровня

10:31Столица выставила на продажу четыре участка под ИЖС в ТиНАО

10:03Почти 400 семей получат ключи от квартир в доме ЖК «Новая Звезда»

09:02Развязку МКАД с Липецкой улицей реконструируют за три года

17:58Стартовал прием заявок на фестиваль «Городское пространство»

17:31Международный строительный чемпионат торжественно открыт в Сочи

16:56Владимир Локтев проверил ход строительства образовательного кластера в Долгопрудном

16:15Универсальный бизнес-парк в Коммунарке построят до конца года

15:27В Люберцах построят детский сад на 350 мест

13:38В Октябрьске Пермского края ликвидируют свалку у поселка Сарс

Комплексное развитие территорий будет зависеть от действий регионов

logo russianconstruction.com
Комплексное развитие территорий будет зависеть от действий регионов
Поисковые теги: Комплексное развитие территорий Источник фото: facebook.com

Надежда Косарева, президент Фонда «Институт экономики города» 

В новом законе о комплексном развитии территорий (КРТ) достаточно много полномочий отдали субъектам федерации. Теперь многое будет зависеть от того, как регионы построят свою работу по реновации.




Что им необходимо сделать, чтобы проекты КРТ были успешными? На наш взгляд, нужно избежать трех основных рисков. Во-первых, проект должен быть рентабельным. Для этого необходима градостроительная экономическая обоснованность проекта. Самыми рентабельными являются проекты в срединных и центральных зонах городов при изначальной низкой плотности застройки. При этом ветхая застройка должна быть однородной, а территории реновации достаточно большими.

Во-вторых, необходимо снизить градостроительные конфликты, которые в последнее время в судах растут. Избежать их поможет общественная обоснованность проекта. Жителям города должно быть видно, что реновации подвергается деградирующая застройка, и формируется новая комфортная городская среда.

В-третьих, в этом проекте должны быть заинтересованы все. Граждане улучшат жилищные условия, бизнес получит свою экономическую выгоду, а город - дополнительные налоги. Весь международный опыт показывает, если от этого пирога каждому участнику не отойдет хотя бы кусочек, проект «не взлетит»: либо их общественность задавит, либо бюджет отклонит, либо бизнес откажется.

Какие действия необходимо предпринять, чтобы избежать этих рисков? Еще на стадии согласования решения о КРТ, надо провести обследование территории, чтобы иметь о ней полные сведения, а также иметь проект архитектурно-градостроительной концепции – какой будет эта территория? Без этого нельзя определить экономическую рентабельность проекта.

Какие критерии надо предъявлять к МКД, подпадающим под реновацию? Мы считаем, что самыми лучшими являются: физический износ, слишком большие затраты на капремонт и отсутствие основных систем инженерно-технического обеспечения. А вот критерий «типовые проекты определенного периода домостроения» нам не нравится. В отличие от Москвы, где пятиэтажки – это самое худшее жилье, во всех других городах в структуре фонда есть гораздо более ветхие дома, построенные еще до типового домостроения. Общественность не поймет, если начнут преобразовывать более-менее хорошую застройку, а самая плохая останется без внимания.

Самая серьезная вещь, которую субъекты обязаны принять в своих нормативных документах, - это предоставление дополнительных мер жилищной поддержки собственникам и нанимателям. Только в случае, если люди будут улучшать жилищные условия, проекты пойдут. Здесь хорошо бы учесть московский опыт. Общая площадь новых квартир должна быть больше, жилье должно быть расположено если не в том же районе, то на каком-то приемлемом расстоянии, новое жилье нужно предоставлять очередникам по нормам расселения и так далее.

Однако есть один момент, с которым регионы самостоятельно не справятся. Это разные гарантии гражданам в МКД и ИЖС. Если в МКД решение принимается 2/3 голосов, имеется достаточно широкий выбор нового жилья, то в ИЖС и домах блокированной застройки ничего этого нет. Здесь существует только изъятие по земельному законодательству, то есть собственник может лишь получить деньги за ветхую избушку. Очевидно, что на эти средства он жилье хорошего качества купить просто не сможет. С тем, чтобы всем людям предоставили равные права, нужно вносить изменения в федеральный закон.

По материалам конференции  «Стандарт комплексного развития территорий – новый стандарт качества городской среды в России»



Похожие публикации





Партнеры