Василий КОСТИН, генеральный директор «КБК Проект»
Программа реновации пятиэтажной застройки в Москве вызвала бурный общественный резонанс. Хочу особо отметить, что текущая эксплуатация технически и морально устаревших домов сопряжена с огромными энергопотерями.
По оценкам РААСН, перерасход топлива в среднем составляет 62—63 кг на м2 по сравнению с аналогичными показателями Канады и Норвегии, где климат примерно такой же, как и у нас. В целом по стране теряется порядка 52 млн т удельного топлива в год. Это 24 млрд м3 газа и 4 млн т нефти. Подсчитано, что при сегодняшней скорости замены неэффективных зданий (0,5% в год) для решения проблемы понадобится несколько веков.
Проводить замену и техническую модернизацию зданий, не отвечающих современным требованиям энергоэффективности, тепло-, гидро- и шумоизоляции необходимо! И делать это можно несколькими путями.
Один из наиболее ярких примеров — это восточная Германия, которой досталось наследие в виде советской застройки середины прошлого века. В конце 80-х, когда произошло объединение Германии, возник вопрос о приведении устаревшего и, по западным стандартам, непригодного для жизни жилого фонда в соответствующий порядок. Перед архитекторами и проектировщиками стояли следующие задачи:
— Создать пространство, обустроенное с учетом контингента жильцов. С одной стороны, это пожилые люди, оставшиеся жить в немецких «хрущевках». С другой стороны, необходимо было создать условия для возвращения молодежи, которая активно мигрировала в западную часть.
— Разработать план перепланировки квартир в соответствии с современными стандартами зданий. Малюсенькие кухни, темные ванные, балконы-курилки, мрачные лестницы уже никого не устраивали.
— Придать территории жилых кварталов вид традиционного немецкого города-сада.
— В ходе реконструкции и новой застройки учесть типологию архитектурного окружения. Необходимо было гармонично соединить как открытые, так и приватные пространства современного города.
— Снизить расходы потребления и потери энергоресурсов.
Следует признать, что у немецких коллег получилось. Они двигались сразу в двух направлениях: снос с последующей застройкой и перестройка (санация) внешнего и внутреннего жилого пространства «полумертвых» пятиэтажных районов.
И если в первом случае все более или менее понятно, то на втором остановимся поподробнее.
Что было сделано с внутренней начинкой немецких «хрущевок»? Пожалуй, вот несколько наиболее ярких шагов:
— за счет старых балконов были расширены гостиные;
— построены новые просторные террасы;
— в ванных комнат появились стеклянные стены.
В целом квартиры удалось сделать более светлыми и, как минимум, визуально более просторными. А вот лишь несколько примеров внешних преобразований:
— снесли чердаки и верхние пустующие этажи, сделав жилье менее этажным и более напоминающим традиционные немецкие улочки;
— отгородили для жильцов «зеленые комнаты»: уголки частного пространства с невысокими заборчиками в традиционном немецком стиле;
— сделали комплексы зданий открытыми для людей с ограниченными возможностями;
— окна сделали большими и открытыми;
— убрали супермаркеты из цокольных этажей, переместив их на территорию внутреннего двора.
Таким образом, городская среда восточногерманских городов приблизилась к европейским стандартам комфортной жизни, внутреннее и внешнее пространство изменило психологическую атмосферу немецких дворов и кварталов.
Это было более двадцати лет назад. Сегодня мы обладаем несравненно большими техническими возможностями для создания комфортной, безопасной и энергоэффективной жилой среды для столичных жителей. Все, что для этого нужно, — это отточить законодательную базу, а также донести до широкого круга москвичей цели и ожидаемые результаты программы.
Ясная картина сложится в ходе многостороннего диалога между экспертами, правительством и общественностью. Люди должны увидеть работу над устранением таких рисков, как перегрузка инфраструктуры, юридические нестыковки равноценности и равнозначности нового жилья, а также многих других подводных камней, которые можно будет вскрыть и выкорчевать лишь в ходе глубокой аналитической работы и открытых дискуссий между специалистами различного уровня.