13:52Институт "Урбаника": Краснодар признан самым удобным для жизни

13:12Какие новинки превратят территорию ЗИЛ в новый город бизнес-класса

12:32Конструктивный диалог: как прошли слушания в рамках программы реновации в шести районах столицы

12:09Глава правительства Шотландии проверила качество модернизации на заводе стекловаты холдинга "Технониколь"

10:54В Якутии появится Арктический центр за 9,5 млрд рублей

10:37"Яндекс", возможно, пока останется в "Красной розе"

10:22Почему в Приангарье задерживают выдачу жилья после паводка

10:02Какое градостроительное наследие оставил Юрий Лужков

09:14Сообщник главы Метростроя задержан по делу о растрате

17:30Подведены итоги 5 лет работы Ассоциации развития стального строительства

17:00В Дальневосточном федеральном округе начинает действовать госпрограмма льготной ипотеки

16:30Старинные усадьбы на Пречистенке ушли с молотка за 143 млн

16:20Долевая ипотека в Москве в октябре выросла на 10%

16:15Универсам на востоке Москвы откроется по итогам городских земельных торгов

16:00Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Некрасовке достроят в январе 2020

Реновация промзон: есть ли жизнь в «черной дыре»

logo russianconstruction.com
Реновация промзон: есть ли жизнь в «черной дыре»
Поисковые теги: Источник фото:

Промзоны, с которых выведены промпредприятия, стали настоящими «черными дырами» на теле столицы. Как спасти колоссальный территориальный потенциал?



Для дальнейшего чтения материалов, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.

Реновация промзон столицы — очень модная сегодня тема. После того как десятки промышленных предприятий были выведены за черту города, в центре Москвы образовались настоящие «черные дыры», пустующие территории, рискующие погрузиться в полное запустение и деградацию.

Новая градостроительная концепция столицы предполагает активное их освоение. О проблемах ревитализации промышленных территорий Москвы мы уже писали в декабрьской статье «Реновация промзон: застройщика не всегда ждет успех». Сегодня тему продолжает руководитель творческого коллектива по освоению промышленной зоны завода «Кристалл», генеральный директор Krays Development Яков Литвинов (на фото).

 

Инфраструктура может быть разной, вплоть до коворкинга и городского Форума

— Яков Владимирович, как, на ваш взгляд, можно успешно оживить деградирующую промышленную территорию? Какие решения здесь наиболее приемлемы?

— Безусловно, основной «движитель» здесь — это яркая, интересная концепция использования такой зоны. Это может быть арт-кластер, ремесленный центр, медиазона. В случае со спиртозаводом «Кристалл», на котором сейчас разворачиваются масштабные мероприятия по реновации, это идея «города в городе».

Поделюсь ощущениями: в момент, когда начинает складываться концепция территории, промзона перестает быть промзоной. Во всяком случае, те, кто работает над проектом, больше ее в таком качестве не воспринимают. Предполагается, что в кластере «Кристалл» будут точки самого разного назначения: кафе, аптеки, коворкинг, детский сад, ремесленные мастерские. Будет даже свой Форум (ну почти как в Древнем Риме), где жители района смогут обсудить волнующие их вопросы.

 

— Как можно привлечь на такую территорию так нужные ей творческие силы?

— Несомненно, должны быть оговорены особые условия пребывания в такой зоне творческих коллективов — студий дизайна, архитектурных бюро, художественных мастерских и галерей. Должны быть учтены запросы профессионального сообщества.

Если следовать очень успешным примерам Винзавода и Дизайн-завода «Флакон», то понятно, что просто так «продвинутые» творческие коллективы здесь не появятся. Совместные проекты, вовлечение творческих партнеров в организацию мероприятий, общая коммуникационная среда — все это помогает создать грамотный культурный кластер. 

 

— Что дает практика объявления конкурсов на создание проекта ревитализации той или иной промышленной зоны?

— Она позволяет девелоперу расширить кругозор, увидеть больше вариантов развития данной территории. Ведь у каждого архитектора есть свой собственный почерк. И девелопер имеет возможность выбрать самое лучшее и интересное.

 

Нужно убедить собственника в пользе проекта

— В чем особенность финансовой составляющей проекта по реновации промзоны? Насколько затратен такой проект, в какой части он может быть привлекательным для инвесторов?

— Каждый проект реновации промзоны по-своему индивидуален, здесь неприменимы типовые сценарии. Привлекательность формируется с учетом эксклюзивных параметров. Но должен сказать, что для инвестора это устойчивое вложение на долгий срок и одновременно высокая ликвидность.

 

 

— Как удается договориться с собственниками недвижимости, которая находится на территории застраиваемой промзоны?

— Да, это действительно проблема. Обычно на территории промзон обнаруживается масса собственников, и с каждым нужно разговаривать отдельно. В случае с проектом реновации завода «Кристалл» получилось по-другому. Здесь собственники горячо поддержали концепцию «города в городе». То есть они, к счастью, оказались заинтересованы в реализации социально значимого проекта.

 

— Что происходит с историческими зданиями на территории промзоны? Как решается вопрос о том, что однозначно нужно снести, а что оставить без изменений?

— Реконструкция исторического здания — удовольствие очень дорогое. И берутся за нее только очень уверенные в себе инвесторы. Но порой затраты окупаются сторицей.

Промышленная зона завода «Кристалл», которая сейчас отдана «на растерзание» коллектива, занимающегося редевелопментом этой зоны, имеет очень интересные объекты, которые ни в коем случае не хотелось бы потерять в процессе реконструкции. Это мозаика 1980-х годов, которую планируется сохранить, интересное здание спиртохранилища, а также жемчужина комплекса — уникальный театральный зал советской эпохи в стиле сталинского ампира. Историческая часть и фасады этого объекта предполагается сберечь, изменениям подвергнется функционал комплекса.

 

— Яков Владимирович, знаю, что сегодня объявлен конкурс на создание трех дизайн-проектов в стиле «лофт» на территории промзоны «Кристалл». Поделитесь опытом, как и какие дизайнерские силы стоит привлекать для создания неповторимого облика застраиваемой территории?

—  Привлекательность пространства определяет конечный пользователь. Для этого мы применяем различные инструменты вовлечения резидентов в развитие территории: конкурсы, фестивали, субботники, голосования. Например, первые арендаторы дизайнерских мастерских уже обживают бывшие столярные и слесарные цехи и в следующем году будут активно участвовать в благоустройстве территории и создании на ней малых архитектурных форм.

В мае на территории пройдет дизайн-субботник Seasons project, который оставит площадку яркой и привлекательной на весь летний сезон, а к осени-зиме-2015/2016 бывшее спиртохранилище превратится в Форум для жителей, где можно будет проводить локальные мероприятия и обсуждать насущные бытовые и творческие задачи.

 

Беседу вела Елена ВЛАДИМИРОВА

Фото googleapis.com, top.rbc.ru

 

Мнение специалиста

Кетеван Хелая (на фото), проектный центр «Архполис», заместитель организационного комитета конкурсов на новые пространства «Город Кристалл»:

— Реорганизация бывшей промышленной территории — это комплексный и по-хорошему амбициозный проект. Он включает в себя поиск новых драйверов развития, включение в ткань города участка земли, в прошлом закрытого бетонным забором, работу с культурным и историческим наследием и многое другое. Первыми промзонами, которые в Москве решили развивать через конкурсную практику, стали территории ЗИЛа и металлургического завода «Серп и молот». Но это территории большого размаха — порядка 300 га неэффективно используемой городской земли. Поэтому концептуальный мастер-план, появившийся в результате каждого из конкурсов, — это первый шаг к осмыслению того, как превратить данную территорию в полноценный район Москвы, где жилье, работа и общественные функции будут соседствовать друг с другом.

С «Кристаллом» все несколько проще — его площадь значительно меньше, но при этом задачи редевелопмента амбициознее, чем в случае с арт-кластером. Собственник планирует здесь смешанное использование: соседство жилья, творчества, бизнеса и социальных и бытовых услуг. Задача двух конкурсов, менеджмент которых осуществляет команда проектного центра «Архполис» под руководством Сергея Георгиевского, — предложить линейку конкретных решений для разных вариантов использования территории. Первый конкурс на разработку дизайн-проектов помещений формата «лофт» определит внешний облик жилых пространств. Второй конкурс на разработку концепции развития общественных пространств утвердит внешний облик и программное наполнение открытых территорий. Через формат конкурса мы хотим привлечь к решению этих задач широкий круг профессионалов в области архитектуры и дизайна.

Завод «Кристалл» — очень интересный объект. Механизм конкурса способен превратить эту территорию в площадку для новых качественных экспериментов, в результате чего в российском дизайне могут появиться новые имена.



Похожие публикации


Advertisement

Партнеры