16:13В Минстрое Подмосковья состоялось селекторное совещание по вопросу расселения аварийного жилья в Павловском Посаде

15:31Мост через Сосну в Орловской области откроют после реконструкции в 2022 году

14:51На курорте «Мамисон» в Северной Осетии появятся канатные дороги

13:51Появилось масляное пятно на Москва-реке в районе набережной Тараса Шевченко

12:47Станции «Хорошёвская» и «Шелепиха» БКЛ метро закроют для подключения нового участка

12:04ТЕХНОНИКОЛЬ увеличила объемы экспортных продаж

10:51В 2020 городской фонд для улучшения жилищных условий москвичей пополнился на 1,1 тысячи квартир

10:04В Чертанове Центральном появился новый спортивный объект

09:50Архитекторы и урбанисты обозначат градостроительные тренды 2020 года

09:30Как строятся 3 подземных пешеходных перехода на Волоколамском шоссе

09:02Главгосстройнадзор выявил нарушения в ходе проверки в аэропорту Шереметьево

17:57Министр строительства и ЖКХ России Ирек Файзуллин встретился с Чрезвычайным и Полномочным Послом Таджикистана в России

17:38В Красноярском крае построят обогатительную фабрику «Таймырская»

16:51Жители Подмосковья могут бесплатно сдать свои крупногабаритные отходы на 36 площадках «Мегабак»

15:53Классификатор строительной информации заработал в тестовом режиме

Выходя из самолета, убедись в наличии… аэропорта

logo russianconstruction.com
Выходя из самолета, убедись в наличии… аэропорта
Поисковые теги: Источник фото:

Несмотря на усилия властей, гражданская авиация очень медленно восстанавливает былые позиции. А число аэропортов в России продолжает уменьшаться



Для дальнейшего чтения материалов, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.

За последние два десятка лет в России было закрыто более 1 100 аэропортов, главным образом регионального и местного значения. В 1990 году их было более 1 400, а сейчас осталось около 300. И этот процесс продолжается даже сегодня, хотя уже и появились признаки выздоровления гражданской авиации. Для сравнения: в США сегодня около 14 тысяч аэропортов, 5 тысяч из них имеют гражданское сообщение.


 

Большие выжили, малые — дышат на ладан

Аэропорты бывают трех видов — федерального, регионального и местного значения. Что касается первого типа, то они есть в каждом крупном российском городе и составляют основу воздушного сообщения России. В 2008 году была принята Концепция развития аэродромной (аэропортовой) сети Российской Федерации на период до 2020 года, одной из главных задач в которой провозглашено сохранение опорных аэродромов России. И надо сказать, в целом эта задача выполняется.

За последние годы многие из федеральных аэропортов были реконструированы, постоянно наращивают мощности. Большинство из них имеют генеральные планы развития. Наиболее благополучные аэропорты, что неудивительно, находятся в Москве (Домодедово, Внуково и Шереметьево) и Санкт-Петербурге (Пулково). В рейтингах динамично развивающихся аэропортов России лидируют воздушные гавани, расположенные в основном в экономически сильных регионах. Это Кольцово и Уктус (Екатеринбург), Стригино (Нижний Новгород), Толмачево (Новосибирск), Емельяново (Красноярск), Сокол (Магадан), Уйташ (Махачкала), Рощино (Тюменская область), а также Оренбург-Центральный, Уфа, Новый Уренгой, Сургут и др.

Вносят свою лепту в наведение порядка в России и крупные международные события. Например, к саммиту стран АТЭС-2012 был реконструирован аэропорт Кневичи (Владивосток). Большая часть работ в рамках программы реконструкции Казанского аэропорта до 2025 года была выполнена к студенческой Всемирной Универсиаде-2013, прошедшей в Татарстане. К зимней Олимпиаде-2014 был полностью реконструирован и модернизирован международный аэропорт Сочи. Несколько аэропортов будут реконструированы к Чемпионату мира по футболу 2018 года: это Гумрак (Волгоград), Курумоч (Самара), Пашковский (Краснодар), Ростов-на Дону.

Что касается региональных и местных аэропортов, то они понесли наибольший урон и, судя по всему, оправятся не скоро, хотя местные власти крайне заинтересованы в их возрождении. Впрочем, несмотря на то, что многие регионы приняли свои программы, разрабатывается и общероссийская программа возрождения региональной и местной авиации, пока заметного эффекта от них не видно. Особенно от этого страдают Сибирь и Дальний Восток, прежде всего те территории, где неразвиты или в силу климатических условий недоступны другие виды транспорта. Но и большая авиация терпит убыток от закрытия местных аэропортов. Прежде всего, это касается сокращения количества запасных аэродромов, в силу чего экипажам приходится брать больше топлива, а значит, сокращать количество пассажиров и уменьшать прибыльность рейсов.

 

Московский авиаузел: где будет новый аэропорт

Несмотря на то, что часть аэропортов в России закрывается, в стране строятся и новые: например, Иркутск-Новый, Итуруп (Сахалинская область), Омск-Федоровка, Саратов-Центральный. Решается вопрос со строительством аэропорта в Тобольске, до которого от Тюмени почти 300 км.

Большие дискуссии ведутся по поводу строительства еще одного, четвертого, аэропорта в Московском регионе. Кто-то из экспертов выступает против, считая, что надо наращивать мощности существующих аэропортов Домодедово, Шереметьево и Внуково, кто-то ратует за возрождение Быково, который был официально закрыт в 2011 году и сейчас используется как вертолетная площадка. В конце августа появились сообщения, что принято решение превратить в международный аэропорт федерального значения экспериментальный (испытательный) аэродром Раменское, который находится на территории города Жуковский. Это внеклассный аэродром, способный принимать самолеты любого типа и располагающий уникальной, самой длинной в Европе взлетно-посадочной полосой длиной 5 402 м (обычная длина «взлетки» составляет около 4 000 метров). Заинтересованность в открытии здесь гражданского сообщения проявляет правительство Московской области. Об этом губернатор Андрей Воробьев заявил на выставке «Оборонэкспо-2014», которая прошла недавно в Жуковском. По его словам, открытие нового аэропорта создаст 40 тыс. новых рабочих мест.

Снесенное в 2012 году здание аэропорта Быково

Планы по строительству нового аэропорта есть и у Олега Дерипаски. А в целом, по прогнозам аналитиков, Московский авиационный узел к 2020 году будет перевозить около 100 млн пассажиров в год, при этом дефицит может достигать до 10 млн мест. Возможно, этот дефицит покроет пятый аэропорт?

Уточним: сами слова о «четвертом и пятом аэропортах в Московском регионе» нужно воспринимать условно, поскольку речь идет об аэропортах международного и федерального значения. На самом же деле на территории региона располагается еще больше десятка аэропортов и аэродромов. Так, в Раменском районе базируется аэродром Мячково, который используется как площадка для посадки вертолетов и легких самолетов, как спортивный аэродром, а также для автогонок. В столичном Новомосковском административном округе, на окраине Щербинки, расположен международный аэропорт Остафьево, который принадлежит Минобороны России. В последние годы его активно использует в качестве арендатора ОАО «Газпром», сделавшее эту воздушную гавань опорной базой для своей «летной» дочки «Газпромавиа». Обсуждаются планы и по реконструкции и открытию гражданского сообщения и на других аэродромах Московского авиационного узла.

 

Крым: догнать Домодедово и Пулково

С присоединением к России Крыма встал вопрос о реконструкции аэропорта Симферополь. В настоящее время, по словам вице-премьера Республики Крым Евгении Бавыкиной, проект реконструкции этого объекта включен в Федеральную целевую программу социально-экономического развития Крымского федерального округа и Севастополя до 2020 года. Также в программу внесено строительство пассажирской части аэропорта Бельбек (Севастополь). Оба проекта включены в список первоочередных задач и находятся под особым контролем Минтранса России.

Аэропорт Севастополь был построен еще в 1936 году, несколько раз модернизировался. Здесь одна из самых длинных в России взлетных полос — 3 700 м, но она не реконструировалась с 1982 года. В прошлом году аэропорт перевез 1,2 млн пассажиров. Тем не менее, он давно устарел как морально, так и физически, и требует серьезной реконструкции. В этом году была проведена небольшая модернизация, позволившая увеличить пропускную способность взлетной полосы с 5 до 15 самолетов в час. После реконструкции же пропускная способность аэропорта может достигнуть 5 млн пассажиров в год. Для сравнения: на сегодня такую имеют в России только Домодедово, Шереметьево, Пулково и Внуково. По словам Юрия Шевченко, министра транспорта Крыма, к 2018 году республика, по сути, получит новый аэропорт с обновленной взлетно-посадочной полосой и новым терминалом международного уровня.

Что касается авиабазы Бельбек, то она была построена в 1941 году как военный аэродром, а теперь включена в перечень аэродромов совместного базирования. Бельбек находится в 8 км севернее Севастополя, длина полосы в 3 200 м позволяет принимать практически любые самолеты, но она также требует реконструкции. Кроме взлетно-посадочной полосы предстоит реконструировать терминал и сам комплекс аэропорта.

Симферопольский аэропорт

На недавнем заседании российского правительства, где рассматривался этот вопрос, вице-премьер Дмитрий Козак заявил, что к реконструкции севастопольского военного аэропорта уже проявляют интерес как инвесторы, так и авиакомпании. Он предложил рассмотреть возможность передачи гражданской части аэропорта в концессию или в аренду.

 

У семи нянек…

Те россияне, кто пристрастился к отдыху за границей или часто летает за рубеж по делам, имеют возможность сравнить отечественные аэропорты с зарубежными. И увы, это сравнение — пока явно не в нашу пользу. Даже самые лучшие российские авиагавани заметно отстают от зарубежных по всем показателям — по комфорту, оснащенности, удобству транспортных связей с близлежащими городами, качеству обслуживания и т.д. И вообще, во всем мире уже строят не аэропорты, а хабы (от англ. hub-and-spoke), то есть транспортные узлы, кластеры, обслуживающие большие объемы пассажиров, грузов, почты, имеющие широкую сеть маршрутов и авиаперевозчиков и т.п.

У нас же в лихие 1990-е годы гражданская авиация практически не финансировалась, государство самоустранилось от управления, поэтому аэропорты и погибали один за другим. Частичная приватизация не оправдала ожиданий, регионам оказалось не под силу развивать собственную авиацию.

Аэропорт Новокузнецк (Спиченково)

В 2000-е годы был взят курс на спасение опорных аэродромов России. Но без региональной и местной сети страна не может нормально развиваться, особенно если учесть, что значительная часть ее территории располагается в зонах сложных климатических условий. В тех же США только одну Аляску обслуживает около 280 аэропортов.

Есть такое понятие — коэффициент авиационной подвижности населения. Если во многих развитых странах он высокий, то в России — недопустимо низкий, и при этом очень медленно развивается. Большинство россиян отлучили от авиации — и не только из-за ее физического уничтожения, но и из-за высоких цен на билеты, плохой транспортной инфраструктуры и т.п.

По словам бывшего заместителя министра гражданской авиации СССР Олега Смирнова, если в 1990 году воздушный флот в нашей стране перевез 140 млн пассажиров, а в США — 200 млн, то в 2012-м в России этот показатель составил 74 млн человек, а в США — 736 млн. Как говорится, почувствуйте разницу. Другой интересный факт. Во времена СССР 90% пассажирских перевозок и у нас, и у американцев приходилось на перевозки внутри страны, сейчас в России перевозки внутри страны составляют 47%, а в США — те же 90%. Кстати, в Штатах аэропорты как объекты инфраструктуры не платят налогов, наши же перевозчики вынуждены закладывать их в стоимость билетов. Еще один факт для размышлений: 80% всех перелетов у нас совершается через Москву, порой даже в соседний регион приходится лететь кружным путем — через столицу.

Заброшенный аэродром Морозово, Московская область

К сожалению, в этой сфере медленно принимаются законодательные акты. Например, давно разработан, но так до сих пор не и принят федеральный закон «Аэропорты России» и ряд других важных документов.

Многие эксперты ратуют за восстановление федерального министерства гражданской авиации, справедливо полагая, что таким сложным хозяйством должны рулить профессионалы. Сегодня же за возрождение авиации берутся многие структуры, в том числе региональные власти. А как известно, у семи нянек дитя без глазу.

В свое время Михаил Задорнов любил цитировать на своих концертах безумно смешной плакат, который, по его словам, он лично видел в одном из аэропортов: «Выходя из самолета, убедись в наличии трапа». Смех смехом, но сегодня этот слоган уже запросто можно скорректировать так: «Выходя из самолета, убедись в наличии аэропорта». Чтобы, не дай Бог, не вышло, как в начале фильма «Ширли-Мырли», когда аэропорт оказался муляжом, а самолет вместо Москвы сел в чистом поле.

Татьяна ШАВИНА
Алексей ЧИЧКИН

Фото igor113.livejournal.com, picshare.ru, pyatzvezd.ru, wikimedia.org, utrospb.ru, falcrumx.livejournal



Похожие публикации




Партнеры